Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.
ции
развитие, классификация национальных видов спорта.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
назначение национальных видов в современной системе физического воспитания.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
социального явления в обществе. Влияние на духовное и
физическое развитие обучающихся.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Обучение технике и тактике игры. Физическая подготовка
игрока.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Обучение технике и тактике в игре "городки". /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Обучение технике и тактике игры в "вышибалы". /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
в национальных видах спорта.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
системе спортивной подготовки, их роль и соотношение.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
национальных видов спорта. /Ср/
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для экзамена.
1.История развития. Национальные виды спорта и массовые виды спорта. Место национальных видов и игр в системе физического воспитания и оздоровления населения.
2.Национальные виды спорта. Обычаи и обряды, вера и традиции.
3.Содержание, основа современных игр.
4.Методика, организация и проведение национальных игр и эстафет.
5.Национальные игры – средство физического воспитания. Классификация. Характеристика национальных игр.
6.Учебная и внеклассная работа по национальным играм с учетом возрастных особенностей школьников.
7.Проведение учебной внеклассной работы по национальным играм с учетом возрастных особенностей школьников.
8.Методика проведения подвижных игр на уроке. Национальные игры в системе физического воспитания.
9.Национальные виды спорта и игры, как виды массового и профессионального
спорта.
10.Национальная игра как средство физического воспитания.
11.Особенности использования национальных игр с дидактической направленностью.
12.Проведение учебной внеклассной работы по национальным играм с учетом возрастных особенностей школьников.
13.Физическая подготовка в национальных видах (городки, лапта, северное
многоборье).
14.Особенности организации и методики проведения национальных игр с детьми младшего и среднего школьного возраста.
15.Особенности организации и методики проведения внеклассной работы по национальным играм. Формы работы.
16.Техника и методика обучения спортивной лапте.
17.Техника и методика обучения городошному спорту.
18.Техника и методика обучения северному многоборью.
19.Влияние национальных видов спорта на физическое развитие человека.
20.Национальные виды спорта и их интернациональность. Влияние физических упражнений на организм человека. Возможности занятий физическими упражнениями и их влияние на физическое и духовное развитие человека.
21.Организация и проведение уроков и тренировочных занятий. Планирование и учет учебной, и тренировочной работы.
22.Планирование организационной и учебно-спортивной работы. Планирование и учет учебной, и тренировочной работы.
23.Особенности организации и методики проведения национальных игр. Формы тренировочных занятий.
24.Обучение тактике национальных игр (лапта, городки).
25.Спортивная тактика. Значение тактики в спорте. Совершенствование технико-тактических приемов посредством национальных игр.
26.Составление положений соревнований, сценария проведения веселых стартов.
Оборудование и инвентарь.
27.Правила соревнований, организация и проведение соревнований.
28.Правила судейства соревнований по национальным играм.
29.Организация и проведение соревнований в школе, в вузе, летних спортивно-оздоровительных лагерях, методика судейства.
30.Подготовка документации для соревнований (заявки, протоколы, отчет соревнований).
Тематика рефератов
1.История развития нестандартных видов спорта в мире.
2.История развития нестандартных видов спорта в России.
3.Древние игры.
4.Роль нестандартных видов спорта в развитии олимпийских спортивных дисциплин.
5.Новые виды спорта в олимпийской программе.
6.Нетрадиционные виды спорта – начальный и промежуточный этап развития признанных видов спорта.
7.Популяризация нестандартных видов спорта, проблемы.
8.Перспективы видов спорта не получивших широкого признания
9.Методика проведения подвижных игр на уроке. Национальные игры в системе физического воспитания.
10.Национальные виды спорта и игры как видов спорта так и массовых видов спорта.
11.Национальная игра как средство физического воспитания.
12.Особенности использования национальных игр с дидактической направленностью.
13.Проведение учебной внеклассной работы по национальным играм с учетом возрастных особенностей школьников.
14.Особенности организации и методики проведения национальных игр с детьми младшего и среднего школьного возраста.
15.Особенности организации и методики проведения внеклассной работы по национальным играм. Формы работы.
16.Теория и методика преподавания.
17.Теория и методика преподавания национальных игр.
18.Национальные виды спорта с методикой преподавания.
19.Влияние национальных видов спорта на физическое и духовное развитие человека.
20.Национальные виды спорта и их интернациональность. Влияние физических упражнений на организм человека. Возможности занятий физическими упражнениями и их влияние на физическое и духовное развитие человека.
22.Планирование организационной и учебно-спортивной работы. Планирование и учет учебной, и тренировочной работы.
23.Особенности организации и методики проведения национальных игр. Формы тренировочных занятий.
24.Техника и тактика национальных игр.
25.Спортивная тактика. Значение тактики в спорте. Совершенствование технико-тактических приемов посредством национальных игр.
26.Составление положений соревнований, сценария проведения веселых стартов. Оборудование и инвентарь.
27.Правила соревнований, организация и проведение соревнований.
28.Правила судейства соревнований по национальным играм.
29.Организация и проведение соревнований в школе, в вузе, летних спортивно – оздоровительных лагерях, методика судейства.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегосям времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен.
Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.