2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Организация физкультурно-массовой работы_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация   физкультурно-массовой работы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
8
4
8
Практические
12
20
12
20
Итого ауд.
16
28
16
28
Кoнтактная рабoта
16
28
16
28
Сам. работа
119
184
119
184
Часы на контроль
9
4
9
4
Итого
144
216
144
216
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст.преп., Валинуров Р.Р. _________________
 
 
Организация   физкультурно-массовой работы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины: дать обучающимся, на основе системного подхода, основные положения теории и практики организации мероприятий, а также сформировать необходимый объем фундаментальных и прикладных знаний, практических навыков, необходимых для решения задач по повышению эффективности организации и проведения работы
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с особенностями проведения работы;
1.4
охарактеризовать специфику мировых спортивных мероприятий;
1.5
познакомить с церемониями, сопровождающими мировые спортивные мероприятия;
1.6
выработать навыки проведения мероприятий различного уровня.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.2
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.3
Основы адаптивного физического воспитания
2.1.4
Социология
2.1.5
Физическая рекреация
2.1.6
Образовательное право   
2.1.7
Организация внеучебной деятельности
2.1.8
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.9
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.10
Подготовка научно-исследовательской работы
2.1.11
Производственная практика по видам спорта
2.1.12
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.13
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.1.14
Гигиена физического воспитания и спорта
2.1.15
Основы адаптивного физического воспитания
2.1.16
Физическая рекреация
2.1.17
Основы устойчивого развития
2.1.18
Основы экологической культуры
2.1.19
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.20
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.1.21
Международное олимпийское движение
2.1.22
Повышение спортивного мастерства (игровые виды спорта)
2.1.23
Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
УК-6.1: Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
предмет, историю и специфичную проблематику организации физкультурно - массовой работы;
3.1.2
основные понятия и термины;
3.1.3
положение о соревнованиях;
3.1.4
правила соревнований;
3.1.5
знать финансовые аспекты и ресурсное обеспечение физкультурно - массовой работы;
3.1.6
знать основные затруднения, возникающие в результате организации и проведении физкультурно - массовой работы
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
уметь анализировать цели и задачи физкультурно - массовой работы;
3.2.2
уметь планировать проведения физкультурно - массовой работы;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
средствами, методами и организационными формами проведения физкультурно - массовой работы.
3.3.2
навыками квалифицированного применения организаторскими способностями в  спорте;
3.3.3
навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов организации физкультурно - массовой работы;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Организация физкультурно-массовой работы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
4
0
 
1.2
Принципы проведения физкультурно-массовой работы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
4
0
 
1.3
Правила проведений физкультурно-массовой работы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
4
0
 
1.4
Спорт и массовая культура. Рост популярности спорта. Функции соревнований /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
4
0
 
1.5
Проведение соревнований по спортивным играм /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
4
0
 
1.6
Проведение соревнований по неигровым видам спорта /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
4
0
 
1.7
Классификация соревнований физкультурно-массовой работы

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

16
4
0
 
1.8
Организация физкультурно-массовой работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

16
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.9
Принципы проведения физкультурно-массовой работы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
4
0
 
1.10
Правила проведений физкультурно-массовой работы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
4
0
 
1.11
Спорт и массовая культура. Рост популярности спорта. Функции соревнований /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
4
0
 
1.12
Проведение соревнований по спортивным играм /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

40
4
0
 
1.13
Олимпийские игры. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

42
4
0
 
1.14
Работа с лекционным материалом. Поиск и анализ информации по индивидуально заданной теме курса. Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку. Подготовка к семинарским занятиям.

Подготовка к текущему контролю и зачету.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

42
4
0
 
1.15
/Зачёт/

4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Цели, задачи и принципы физкультурно-спортивной работы.

2.Структура и содержание физкультурно-спортивной работы.

3.Средства, методы и формы организации физкультурно-спортивной работы.

4.Организация образовательного физкультурно-спортивного процесса в ДЮСШ.

5.Направление работы физкультурно-спортивного клуба.

6.Содержание деятельности при учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.

7.Особенности организации спортивно-массовой работы

8.Любительский спорт: цели, задачи, функции.

9.Спорт высоких достижений: цели, задачи, функции.

10.Массовый спорт: цели, задачи, функции.

11.Классификации национальных видов спорта.

12.Функции национальных видов спорта.

13.Возможности использования национальных видов спорта.

14.Игровые виды спорта.

15.Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы»: цели, задачи, ожидаемые результаты.

16.Характеристика состояния развития спорта в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2016 годы».

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Тест

Тема: Методологические подходы к организации спортивно- массовых мероприятий

1. Что такое спортивно-массовые мероприятия?

а) мероприятия, в которых участвует много людей

б) мероприятия, в которых происходит подготовка спортсменов

в) мероприятия, доступные для массового участника

г) мероприятия для пропаганды спорта

2. Официальные спортивные мероприятия – это:

а) мероприятия, включенные в календарный план

б) мероприятия с участием официальных лиц

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
в) мероприятия, которые показывают по телевидению.

г) Чемпионаты Мира и Европы

3. Что такое технология управления?

а) использование факса, ксерокса, принтера и другой офисной техники

б) контроль персонала

в) составление списка проблем, которые надо решить

г) последовательность (алгоритм) действий для достижения результата

4. Что такое планирование?

а) составление перечня необходимых действий и распределение данного перечня между исполнителями

б) разработка положения о соревнованиях

в) проведение совещания по организации мероприятия

г) высокое качество учебно-тренировочного процесса

Шкала оценивания по показателям (max – 1 балл):

Соответствует в полной мере – 1 балл,

Не соответствует – 0 баллов

С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 37 баллов

Практические задания   по дисциплине  Организация спортивно зрелищных мероприятий

Проектное задание 1: Разработать документацию для организации спортивно-массового мероприятия: 1) положение; 2) приказ; 3) смету; 4) письмо на спонсора; 5) договор со спонсором; 6) акт выполненных работ; 7) акт списания; 8) благодарственное письмо.

Проектное задание № 2: Разработать проект организации соревнований по "новым играм": 1) уличный баскетбол; 2) дворовой футбол; 3) пляжный волейбол; 4) флорбол; 5) петанк; 6) народные игры.

Шкала оценивания по показателям (max – 2 балла):

Соответствует в полной мере – 2 балла,

Соответствует частично – 1 балл,

Не соответствует – 0 баллов

С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 30 баллов

Тематика рефератов

1. Методологические подходы к организации спортивно-массовых мероприятий.

2. Этапы подготовки и проведения спортивно-массового мероприятия по месту жительства.

3. Содержание положения о проведении спортивно-массового мероприятия.

4. Соревнования для всех - как новая категория спортивных мероприятий.

5. Характеристика организации соревнований по мульти-спорту.

6. Теоретические подходы к организации "новых игр".

7. Характеристика технологии организации массовых соревнований по уличному баскетболу (стритбол).

8. Характеристика организации соревнований по дворовому футболу.

9. Технология организации забегов на средние дистанции.

10. Технология организации забегов на длинные дистанции.

11. Технология организации массовых пробегов.

12. Технология организация спортивно-массовых мероприятий по месту жительства и на пришкольных площадках.

13. Характеристика программы подготовки общественных инструкторов для работы с детьми по месту жительства.

Шкала оценивания по показателям (max – 6 баллов):

Соответствует в полной мере – 6 баллов,

Соответствует частично – 3 балла,

Не соответствует – 0 баллов

С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 18 баллов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Филиппов, С. С. 
Менеджмент физической культуры и спорта : учебник для вузов / С. С. Филиппов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12771-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/492462
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мелёхин, А. В. 
Менеджмент физической культуры и спорта : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Мелёхин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 479 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11156-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/477872
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
Л2.2
Филиппов, С. С. 
Менеджмент физической культуры и спорта : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. С. Филиппов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 234 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13233-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/495736
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ).  https://нэб.рф/
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС)  https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.