Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы и задания к зачету
Контрольные вопросы к зачету:
1 курс
Раздел 1. Основы линейной перспективы. Раздел 2. Анализ формы предметов
1.Предмет «Проектный рисунок». Краткая историческая справка.
2.Методы проецирования: центральное, параллельное. Основные понятия и свойства.
3.Линейно-конструктивное построение рисунка.
4.Пересечение прямой линии и плоскости. Взаимное пересечение плоскостей.
5.Проецирование пересекающихся геометрических тел.
6.Светотеневое изображение комбинаций из геометрических тел.
7.Линейно-конструктивное построение рисунка сложных форм.
8.Основы теории линейной перспективы.
9.Линейный рисунок геометрических фигур.
10.Рисунок предмета сложной, комбинированный формы
11.Передача в рисунке формы и фактуры.
12.Конструкции комбинированный форм.
13.Построение природных форм.
14.Формальная композиция из предметов быта.
15.Рисунок с крупными бытовыми предметами.
16.Материалы для рисунка.
17.Техника рисунка и выразительные свойства материалов.
18.Технические и физические свойства материалов.
2 курс
1.Рисунок из простых предметов быта.
2.Рисунок из сложных предметов быта.
3.Особенности передачи светотени на поверхностях с различными отражающими свойствами.
4.Передача в рисунке формы и фактуры.
5.Рисунок из бытовых предметов с разных точек зрения.
6.Что такое пропорции?
7.Графический прием изображения различной материальности.
8.Задачи рисунка архитектурных деталей.
9.Зарисовки с включением двери и окна.
10.Рисунок составленный из разных по фактуре предметов.
11.Задачи перспективы интерьера с натуры.
12.Задача копирования графических приемов изображения различной материальности
13.Использование различных материалов при выполнении рисунка.
14.Рисунок из комбинированных форм.
15.Выполнение набросков с предметов быта.
16.Задачи и выразительные средства рисунков и набросков.
17.Рисуноке предметных пар различной материальности.
18.Светотеневое построение предметов различной тональности.
Вопросы и задания к экзамену.
3 курс
Контрольные вопросы к экзамену.
Раздел 1. Основы линейной перспективы
1.Предмет «Проектный рисунок». Краткая историческая справка.
2.Методы проецирования: центральное, параллельное. Основные понятия и свойства.
3.Линейно-конструктивное построение рисунка.
4.Пересечение прямой линии и плоскости. Взаимное пересечение плоскостей.
5.Проецирование пересекающихся геометрических тел.
6.Светотеневое изображение комбинаций из геометрических тел.
Раздел 2. Анализ формы предметов
1.Рисунок предмета сложной и комбинированный формы.
2.Передача в рисунке формы и фактуры.
3.Конструкции комбинированный форм.
4.Построение природных форм.
5.Формальная композиция из предметов быта.
6.Рисунок с крупными бытовыми предметами.
Раздел 3. Проекционное рисование
1.Рисунок из простых предметов быта.
2.Рисунок из сложных предметов быта.
3.Особенности передачи светотени на поверхностях с различными отражающими свойствами.
4.Передача в рисунке формы и фактуры.
5.Рисунок из бытовых предметов с разных точек зрения.
6.Что такое пропорции?
Раздел 4. Изображение предметов различной материальности
1.Графический прием изображения различной материальности.
2.Задачи рисунка архитектурных деталей.
3.Зарисовки с включением двери и окна.
4.Рисунок составленный из разных по фактуре предметов.
5.Задачи перспективы интерьера с натуры.
6.Задача копированияграфических приемов изображения различной материальности
Раздел 5. Построение предметных комбинаций в ограниченном пространстве
1.Линейно-конструктивное построение деталей.
2.Понятие «конструкция в рисунке»
3.Задачи фантазийного рисунка.
4.Комбинации из геометрических тел.
5.Выразительность рисунка.
6.Задачи трансформирования геометрических объемов.
Контрольные задания к экзамену.
Задание №1: Построение комбинации геометрических тел с заданным горизонтом
Задание №2: Построение сложной постановки с воображаемой точки зрения
(одно задание по выбору обучающегося)
1,2,3 курс
Портфолио представляет собой комплект из 27 лабораторных работ по темам:
2.Изучение и построение плоских геометрических фигур.
3.Изучение и построение линейной перспективы геометрических тел.
4.Построение простых комбинаций из геометрических тел по законам перспективы.
5.Построение сложных комбинаций из геометрических тел.
6.Построение преобразований геометрических тел.
7.Построение пересекающихся геометрических тел.
8.Светотеневое изображение комбинаций из геометрических тел.
9.Изучение и построение формы бытовых предметов
10.Построение тел вращения
11.Светотеневое построение постановки из предметов быта.
12.Построение формальной композиции из предметов быта.
13.Изучение и построение формы драпировок.
14.Изучение и построение природных форм.
15.Построение простых бытовых предметов по проекциям.
16.Построение сложных бытовых предметов по проекциям.
17.Построение комбинаций из предметов различной сложности.
18.Светотеневое построение предметов различной тональности.
19.Светотеневое построение предметов различной материальности.
20.Построение постановки из бытовых предметов с разных точек зрения.
21.Копирование фотографий предметов различной материальности.
22.Копирование графических приемов изображения различной материальности.
23.Изображение предметных пар различной материальности (стекло-металл и т.д.).
24.Изображение предметных пар различной материальности (кованый металл-дерево).
25.Построение перспективы интерьера с натуры.
26.Фантазийный рисунок.
27.Линейно-конструктивное построение архитектурных деталей.
Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.
Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, методы и свойства дизайн-проектиролвания. Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, рефератов и докладов, помогающие более подробно освоить все области информационных технологий в дизайне.
Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств информационных и коммуникационных технологий, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.
Лабораторные занятия проводятся в аудитории.
Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение).
Высшая школа дизайнерского искусства объединяет художественно-специфическую грамотность и инженерно-технологический профессионализм учащихся. Данная дисциплина формирует глубокие и разносторонние знания о формировании предметно – средовых пространств. Для достижения поставленных целей ведется исследовательская и проектная работа на высоком профессиональном уровне.
Главной педагогической идеей является экспериментально-исследовательский подход учащихся в области средового проектирования; проектировании предметно – средовых комплексов, синтезирующих принципы художественно-проектной деятельности. Внедряемая методика проектирования предполагает единство теоретического, научно-технологического и художественно-композиционного аспектов деятельности.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы:
Самостоятельная работа обучающегося по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа обучающегося заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.
Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре с докладом или рефератом и сдача пакета контрольных заданий. Выступление и сдача контрольных заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.
Форма контроля самостоятельной работы:
- выполнение контрольных заданий, в соответствии с графиком самостоятельной работы
- выступление на семинаре с докладами или рефератом
- собеседования и консультации по заданным темам
Форма отчета по самостоятельной работе:
- пакет контрольных работ по заданным темам в электронном виде.
- доклад или реферат по заданной теме, распечатанные на листах А4 формата.
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения разделов дисциплины «Информационные технологии в дизайне». В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем студентам выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам и выполнение домашних заданий. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы [см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для студентов первого года обучения (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.
Методические указания к зачету:
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;
– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;
– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Методические указания к экзамену.
Профессиональное владение рисунком, знание исторического изобразительного опыта мировой культуры в области рисунка, позволит обучающемуся достойно выполнить экзаменационную работу по дисциплине «проектный рисунок» и в дальнейшем применять данный опыт в профессиональной деятельности. Материалы: гризайль, тушь, уголь, сангина, смешанная техника, карандаш, перо и т.д.
1. Понятие творческого, самостоятельной работы в области рисунка. Выбор темы экзаменационной работы.
2. Понятие темы в творческом процессе. Исторические аналогии пространственно – пластических решений в изобразительном искусстве на примере художественных работ различных эпох и направлений. Взаимосвязь темы, стиля и мировоззрения Понятие стиля, как отношение предмета к пространству. Примерные темы курсового проектирования: «Интерьер», «Фигура человека в средовом окружении», «Фигура человека в экстерьере», «Человек в ландшафтной среде». Материалы: книги, журналы по изобразительному искусству.
3. Подготовительная работа к экзаменационной работе.
4. Поиск изобразительного материала. На основе предварительного эскизирования подготовить материал будущей работы. Сюда входит: поиск типажа, пространства, материальной культуры, стилевая интерпретация изображаемой пространственно – пластической изобразительной формы. Материалы: бумага, карандаши, уголь, кисть, ластик.
5. Предварительное решение экзаменационной работы на основе собранного материала.
6. Предварительный поиск композиции проекта. Выбор технологии и материалов исполнения. На основе предварительно собранного изобразительного материала выполнить несколько композиционных решений. Затем в заданном формат и масштабе подготовить рисунок выбранной композиции в определенном стилевом решении. Определиться с материалами исполнения курсового проекта. Например: гризайль, тушь, уголь, сангина, смешанная техника, карандаш, перо и т.д.
7. Окончательное завершение экзаменационной работы на основе выбранного материала исполнения.
8. Связь масштаба изображения, формата, материала, стиля заданной темы в окончательном виде экзаменационной работы. Цельность стилевого, технологического и масштабно – композиционного решения – главная задача работы.
В результате проведения экзаменационной работы по рисунку обучающиеся должны:
1. Владеть профессиональным подходом соединения объекта среды с пространством в различных стилевых решениях выбранной темы.
2. Уметь анализировать композиционно – пространственный строй изобразительной темы.
3.Осознанно применять пространственно – пластические решения, соизмеряя их с масштабом, форматом и «языком» материала выбранной темы.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.