2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Прикладная механика_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Прикладная механика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н, доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Прикладная механика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валеева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать профессиональные компетенции и устойчивые представления в области механики,
1.2
необходимые при разработке и эксплуатации технических изделий и элементов технологического оборудования в учебном процессе
1.3
Задачи дисциплины:
1.4
изучение содержания раздела школьной программы "Прикладная механика";
1.5
изучение основных моделей прикладной механики и границ их применения (модели материала, формы, сил, отказов); основных методов исследования нагрузок, перемещений и напряженно-деформированного состояния в элементах технологического оборудования;
1.6
формирование умения проведения проверочных расчетов изделий и элементов технологического оборудования но критериям работоспособности; использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;
1.7
формирование навыков проведения теоретических и экспериментальных исследований для решения инженерно-технических задач, связанных с оценкой прочности элементов технологического оборудования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Материаловедение и новые материалы
2.1.3
Русский язык и культура речи
2.1.4
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.5
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.6
Введение в профессию
2.1.7
Перспектива
2.1.8
Стилизация в живописи и графике
2.1.9
Финансово-экономический практикум
2.1.10
Бумагопластика
2.1.11
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.2.2
Учебная технологическая практика
2.2.3
Философия
2.2.4
Методика обучения изобразительному искусству
2.2.5
Учебная технологическая практика
2.2.6
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.7
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.2.8
Пластическая анатомия
2.2.9
Декоративное искусство
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Учебная проектно-технологическая практика
2.2.12
Академический рисунок
2.2.13
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.2.14
Мультимедийные технологии в СОШ
2.2.15
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.2.16
Техническое творчество и основы проектирования
2.2.17
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.18
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.19
Инженерная и компьютерная графика
2.2.20
Мехатроника и робототехника
2.2.21
Передовые производственные технологии
2.2.22
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.2.23
Электротехника и электроника
2.2.24
3-D моделирование и прототипирование
2.2.25
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.26
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.27
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.28
Скульптура
2.2.29
Академическая живопись
2.2.30
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание школьной программы в предметной области "Технология";
3.1.2
элементы технологического оборудования;
3.1.3
основные виды механизмов, деталей и узлов машин;
3.1.4
методы теоретического и экспериментального исследования изделий и элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности;
3.1.5
методы проверочных расчетов элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать и конструировать типовые элементы конструкций, выполнять оценку их прочности, жёсткости и по другим критериям работоспособности;
3.2.2
использовать основные приемы обработки теоретических и экспериментальных данных
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками выбора аналога и прототипа конструкций при их проектировании;
3.3.2
навыками проведения расчетов по теории механизмов;
3.3.3
навыками проведения расчетов на прочность, жесткость и устойчивость типовых элементы конструкций.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы моделирования механического поведения

материалов и конструкций

 
1.1
Понятия механизма и машины, классификация. Элементы механизмов: звенья, кинематические пары, кинематические цепи. Степень подвижности механизма. Понятие о степенях свободы. Кинематическая схема механизма. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.2
Построить алгоритмы и модели расчета типовых изделий, учитывая главные критерии работоспособности, необходимые при оценке надежности действующего оборудования отрасли при эксплуатации.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.3
Показать динамические, кинематические, силовые и структурные свойства основных видов механизмов, исследование и проектирование схем. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.4
Детали машин и соединения. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин. Средства и формы графического отображения объектов и процессов при конструировании, проектировании и моделировании изделий. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.5
При проектировании механизмов и машин, сделать рациональный выбор необходимого типа привода машины и составляющих его узлов.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.6
Определиться с выбором форм, материалов, способов и размеров создания типовых изделий машиностроения.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.7
Основные понятия. Реальная конструкция и расчетная схема. Модели материала, формы тела, нагружения. Основные гипотезы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.8
Внешние и внутренние силы, напряжённое состояние физической точки. Метод сечений. Внутренние силовые факторы. Напряжения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.9
Механические характеристики материалов. Диаграмма деформирования упругопластичного материала при растяжении. Закон Гука. Прочностные и деформационные характеристики. Диаграмма деформирования хрупких материалов. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.10
Геометрические характеристики плоских сечений. Статический момент; осевой,

полярный и центробежный моменты инерции простых и сложных сечений. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
 
Раздел 2. Основы проектирования механизмов, узлов и деталей машин

 
2.1
Основные законы сопротивления материалов. Деформации изгиба, кручения, растяжения и сжатия. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.2
Представить общие принципы всех расчетов для типовых изделий с использованием программных сервисов и цифровых технологий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.3
Представить схему расчета на прочность балки на двух опорах. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.4
Представить схему расчета длинного бруса на сжатие. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.5
Инженерные качества объектов техники: прочность, устойчивость, динамичность, габаритные размеры, технические данные. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.6
Представить схему расчета вала на кручение. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.7
Описать последовательность работы составных частей гидравлической передачи. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.8
Механика жидкости и газа. Свойства жидкостей и газов. Законы движения жидкости и газа. Принцип работы гидравлических машин.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.9
Описать последовательность работы составных частей гидравлического привода. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.10
Описать принцип работы гидравлического пресса /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.11
Обеспечение качества на этапах проектирования и конструирования изделий.

Требования к изделиям. Комплексная модель качества. Машины и механизмы, машинные

агрегаты. Общая классификация механизмов, узлов и деталей машин /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.12
Инженерные расчёты при проектировании изделий. Виды расчетов изделий на прочность. Требования, предъявляемые к изделиям. Критерии качества при расчетах и

проектировании изделий. Причины отказа и потери работоспособности. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.13
Растяжение и сжатие. Продольные и поперечные деформации. Коэффициент Пуассона. Зависимость между напряжениями и деформациями. Расчеты по допускаемым

напряжениям и перемещениям. Стержневые системы. Эпюры внутренних силовых факторов

и осевых перемещений. Расчет на прочность и жесткость стержневых систем /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.14
Кручение. Напряжения и деформации, закон Гука при чистом сдвиге. Кручение стержней круглого поперечного сечения. Расчет валов на прочность и жесткость валов при кручении /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.15
Изгиб. Виды изгиба. Напряжения и деформации при чистом и поперечном изгибе. Определение перемещений при изгибе. Дифференциальное уравнение изогнутой оси балки. Расчет на прочность и жесткость. Совместное действие изгиба с кручением  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.16
Устойчивость стержней. Формула Эйлера. Оценки Ясинского. Границы применения формул Эйлера и Ясинского /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.17
Повышение качественных характеристик машин на этапах расчета и проектирования: металлоёмкость и компактность, равнодрочность, снижение усталости,

уиификаци я элементов /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и заданик к зачету:

1.Механизмы и машины, классификация.

2.Элементы механизмов: звенья, кинематические пары, кинематические цепи.

3.Степень подвижности механизма. Понятие о степенях свободы.

4.Основные понятия кинематики.

5.Кинематические схемы механизмов.

6.Механические передачи, классификация.

7.Передаточное отношение.

8.Детали машин, классификация.

9.Соединения и условия их применения

10.Критерии работоспособности и расчета деталей машин.

11.Основные законы сопротивления материалов.

12.Деформации изгиба, кручения, растяжения и сжатия.

13.Инженерные качества объектов техники: прочность, устойчивость, динамичность.

14.Механика жидкости и газа.

15.Свойства жидкостей и газов.

16.Законы движения жидкости и газа.

17.Принцип работы гидравлических машин.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Решение задач:

Задача 1  В отопительный котел поступает вода в заданном объеме при заданной температуре. Сколько воды будет выходить из котла, если доводить нагрев до температуры 90˚С.

Задача 2 Определить избыточное давление в забое скважины глубиной 85 м, которая заполнена глинистым раствором с заданной плотностью.

Задача 3 Определить избыточное давление воды в трубе по показаниям батарейного ртутного манометра.

Задача 4 Определить расход воды в трубе диаметром 250 мм, имеющей плавное сужение до диаметра 125 мм, если показания пьезометра до сужения 50 см, в сужении 30 см. Температура воды 20˚С.

Задача 5 Горизонтальная труба диаметром 0,1 м переходит в трубу диаметром 0,15 м. Расход воды 0,03 м3/с. Определить: потери напора при внезапном расширении трубы; разность давлений в обеих трубах; потери напора и разность давлений для случая, когда вода будет течь в противоположном направлении; разность давлений при постепенном расширении трубы.

Тематика расчетно-графических работ:

Расчетно-графическая работа №1 «Определение внутренних силовых факторов».

Расчетно-графическая работа №2 «Геометрические характеристики плоских сечений».

Расчетно-графическая работа №3 «Расчет плоской шарнирно-стержневой системы».

Расчетно-графическая работа №4 «Расчет вала на прочность и жёсткость при кручении».

Расчетно-графическая работа №5 «Расчет двухопорной балки на прочность при плоском изгибе».

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Х. С. Гумерова, В. М. Котляр, Н. П. Петухов, С. Г. Сидорин
Прикладная механика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Х. С. Гумерова, В. М. Котляр, Н. П. Петухов, С. Г. Сидорин. - Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014. - 142 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/62001.html. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRBooks". - ISBN 978-5-7882-1571-6

: учебное пособие

Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет,, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Джамай, В. В. 
Джамай, В. В. Прикладная механика : учебник для академического бакалавриата / В. В. Джамай, Е. А. Самойлов, А. И. Станкевич, Т. Ю. Чуркина ; под редакцией В. В. Джамая. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 360 с. — (Бакалавр. Академический курс) -https://urait.ru/book/prikladnaya-mehanika-498831

: учебник для академического бакалавриата

Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л2.2
Жуковский, Н. Е.
Жуковский, Н. Е.  Аналитическая механика. Теория регулирования хода машин. Прикладная механика : учебник для вузов / Н. Е. Жуковский ; под редакцией В. П. Ветчинкина, Н. Г. Чеботарева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 462 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02813-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491904: учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.3
Зиомковский, В. М. 
Зиомковский, В. М.  Прикладная механика : учебное пособие для вузов / В. М. Зиомковский, И. В. Троицкий ; под научной редакцией В. И. Вешкурцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 286 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00196-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492223: учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Задания для практических занятий по деталям машин и прикладной механике : практикум / составители В. Н. Горелов. — Самара : Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. — 71 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/111695.html: практикум
Самара : Самарский государственный технический университет, , 2021
 
Л3.2
Суханов, А. В.
Суханов, А. В. Определение основных механических характеристик материалов : методические указания к лабораторным работам по дисциплинам «Механика» и «Прикладная механика» / А. В. Суханов, И. А. Шипулин. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. — 34 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/120900.html:  методические указания к лабораторным работам по дисциплинам «Механика» и «Прикладная механика»
Липецк : Липецкий государственный технический университет, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Научная педагогическая электронная библиотека.  – URL: http://elib.gnpbu.ru
 
Э4
Министерство просвещения Российской Федерации.  -  URL: https://edu.gov.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и 

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
дистанционных образовательных технологий.