2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Передовые производственные технологии_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Передовые производственные технологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
38
38
38
38
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н, доц., Валиева Р.З. _________________
 
 
Передовые производственные технологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валеева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
формирование общепрофессиональных и профессиональных компетений бакалавров, предполагающих освоение педагогических и других технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных при разработке дополнительных и других образовательных программ, содержащих методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные.
1.3
Задачи дисциплины:
1.4
умение разрабатывать различные формы учебных занятий и применять методы, формы и информационные технологии обучения в предметной области "Технология";
1.5
практическое освоение современных инфомационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства;
1.6
умение использовать цифровые ресурсы в преподаваемой области.
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Академический рисунок
2.1.2
Декоративное искусство
2.1.3
Курсовая работа по дисиплине "Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.1.4
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.1.5
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.1.6
Мультимедийные технологии в СОШ
2.1.7
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.1.8
История визуально-пространственных искусств
2.1.9
Курсовая работа по дисциплине"Методика обучения изобразительному искусству
2.1.10
Методика обучения изобразительному искусству
2.1.11
Основы технопредпринимательства
2.1.12
Профессиональное самоопределение школьников
2.1.13
Учебная проектно-технологическая практика
2.1.14
Живопись
2.1.15
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.16
Методы математической обработки данных
2.1.17
Пластическая анатомия
2.1.18
Рисунок
2.1.19
Композиция
2.1.20
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.21
Педагогика
2.1.22
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.23
Дизайн
2.1.24
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.25
Прикладная механика
2.1.26
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.27
Материаловедение и новые материалы
2.1.28
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.29
Технологии цифрового образования
2.1.30
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.31
Введение в профессию
2.1.32
Перспектива
2.1.33
Стилизация в живописи и графике
2.1.34
Академическая живопись
2.1.35
Скульптура
2.1.36
Бумагопластика
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.1.37
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
3-D моделирование и прототипирование
2.2.2
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности.
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
области применения современных и перспективных технологических процессов;
3.1.2
основные передовые технологии изготовления объектов проектирования;
3.1.3
содержание основных и дополнительных образовательных программ и их компонентов;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
эффективно использовать теоретические знания для назначения технологических требований к конструкции  объектов производства;
3.2.2
эффективно выбирать материалы, передовые технологии, оборудование, инструменты для процесса изготовления изделий, разрабатывать технологические процессы изготовления объектов проектирования;
3.2.3
разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в т.ч. информационные;
3.2.4
осуществлять отбор современных информационных технологий и программных средств, в т.ч. отечественного производства для решения педагогических задач;
3.2.5
осуществлять проектную деятельность при создании предметной среды;
3.2.6
планировать и применять технологические процессы изготовления объектов труда в профессиональной педагогической деятельности 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками выбора технологических требований к конструкции  объектов производства;
3.3.2
навыками изготовления материальных объектов, способами настройки и управления передовым технологическим оборудованием для осуществления процесса изготовления изделий;
3.3.3
навыками использования цифровых ресурсов в учебном процессе.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Технологические системы

 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.1
Технологическое развитие и его закономерности. Технологические процессы и технологические системы, их характеристики. Закономерности развития технологических систем.  /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

4
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ПК-1.3
9
0
 
1.2
Параметры и классификация технологических процессов. Приоритетные направления развития и совершенствования систем технологий. Перспективные направления развития технологических систем. /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.3 ОПК-9.1
9
0
 
1.3
Перспективные направления развития технологических систем. Цифровое проектирование и компьютерный инжиниринг.  /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.3 ОПК-9.1
9
0
 
1.4
Представьте структурную схему технологического и производственного процессов. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-2.3 ПК-1.3
9
0
 
1.5
Представьте структурную схему технологического процесса лазерной резки листового материала. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э5

2
ОПК-2.3 ПК-1.3
9
0
 
1.6
Представьте структурную схему технологического процесса электрофизической обработки изделия. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
ОПК-2.3 ПК-1.3
9
0
 
1.7
Представьте структурную схему технологического процесса лазерной сварки изделия сложной объемной формы. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
1.8
Практическое исследование обработки различных материалов различными типами фрез. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-2.3 ПК-1.3
9
0
 
1.9
Практическое исследование по определению точности фрезерного станка. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3
9
0
 
1.10
Практическое исследование по постобработке изделия после фрезерной обработки. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э2 Э5

2
ОПК-9.2 ПК-1.3
9
0
 
1.11
Практическое исследование по рабочим параметрам лазерного станка для различных типов обработки в зависимости от толщины оргстекла (составление таблицы параметров). /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

2
ОПК-9.2 ПК-1.3
9
0
 
1.12
/Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

14
ОПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 2. Передовые производстенные технологии

 
2.1
Технологии четвертой промышленной революции. Аддитивные, субтрактивные и формативные технологии. Лазерные технологии, технологии искусственного интеллекта и больших данных, нанотехнологии и др. Передовые отраслевые производственные технологии. /Лек/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5

4
ОПК-2.3 ОПК-9.1
9
0
 
2.2
Понятие и общая характеристика инновационного процесса. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5

4
ОПК-2.3 ОПК-9.1
9
0
 
2.3
Экономические показатели уровня технологии. Жизненные циклы и качество продукции. Оценка экономической эффективности инноваций в технологии. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5

6
ОПК-2.3 ОПК-9.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.4
Представьте структурную схему технологического процесса послойной лазерной наплавки (аддитивная технология). /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5

2
ОПК-9.2 ПК-1.3
9
0
 
2.5
Практическое исследование по рабочим параметрам лазерного станка для различных типов обработки в зависимости от толщины фанеры (составление таблицы параметров). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.3
9
0
 
2.6
Практическое исследование по определению точности лазерного станка. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.3
9
0
 
2.7
Практическое исследование по рабочим параметрам 3D-принтера для различных материалов. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

4
ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.3
9
0
 
2.8
Практическое исследование по применимости различных материалов для фиксации основы различных материалов 3D-принтера. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э5

4
ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.3
9
0
 
2.9
Практическое исследование по определению точности 3D-принтера. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5

4
ОПК-2.3 ОПК-9.2
9
0
 
2.10
Практическое исследование по использованию различных типов поддержки 3D-модели /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5

4
ОПК-2.3 ОПК-9.2
9
0
 
2.11
Подготовить техническое задание на объект (по согласованию с преподавателем); в САПР "Компас 3D" разработать техническую документацию на детали и сборочный чертеж на объект разработки.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э5

10
ОПК-2.3 ОПК-9.2
9
0
 
2.12
Изготовить прототип объекта с использованием доступного технологического оборудования (3d принтера, лазерной технологической установки и т.д.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОПК-2.3 ОПК-9.2
9
0
 
2.13
Защита проекта - процесса разработки цифровой модели объекта с учетом содержания вопросов к экзамену /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ОПК-9.2 ПК-1.3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену:

1.Ваше понятие производственной и непроизводственной сфер, их единство и различия.

2.Раскройте сущность понятий и взаимосвязи: технологические операции, технологические процессы, техника, системы технологий; приведите обобщенную или конкретную схему для предприятия.

3.Охарактеризуйте технологию и ее составляющие как теоретическую и прикладную отрасли знаний.

4.Основные этапы развития технологии как науки, их хронология и краткая характеристика сущности и особенностей.

5.Принципы и содержание научной (теоретической) и практической технологии.

6.Группы параметров технологического процесса (ТП), характеристика системы.

7.Дайте характеристику эволюционного и революционного путей развития технологий и их систем. Приведите примеры.

8.Охарактеризуйте модель жизненного цикла технологической единицы, их связь с экономическими и техническими периодами.

9.Три основных теоретических показателя развития технологии как науки, количественные и качественные характеристики.

10.Фундаментальные законы, которым должны отвечать технологические системы.

11.Покажите роль развития технологий микробиологического синтеза и микроэлектроники.

12.Основные перспективные направления технологий энергетики.

13.Значение разработки и внедрения замкнутых технологических систем, приведите примеры.

14.Ваше понятие «гибкие автоматизированные системы», перспективы их разработки на базе взаимодействия новейших технологий.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
15.Прокомментируйте классификацию методов интенсификации технологических процессов. Какой принцип заложен, опишите составляющие способов интенсификации.

16.Осветите роль энерго- и ресурсосбережения в совершенствовании систем и технологий.

17.Научные способы интенсификации технологических процессов.

18.Роль повышения коэффициента использования оборудования — пути его обеспечения.

19.Ваше понимание принципа оптимизации технологических операций.

20.Основные цели и составляющие социальной технологии, ее приоритетные направления.

21.Характеристика комплекса информационных технологий, его влияние на научно-технический прогресс.

22.Современные направления использования новых технологий в производственных процессах.

23.Прокомментируйте основные математические зависимости, характеризующие технологический процесс и их иерархические уровни.

24. Содержание системного подхода в совершенствовании технологии производства и области его применения.

25.Понятие «качество продукции» и системы качества.

26.Представьте модель ценности услуги и ее отличие от составляющих понятия качества услуги.

27.Основные составляющие имиджа предприятия и пути его создания и поддержания.

28. Охарактеризуйте смысл понятий: новшество, инновация, инновационный процесс. Возможные области применения инноваций.

29.Условия внедрения инновационных технологий в производственной и непроизводственной сферах.

30. Приведите периодизацию научно-технического прогресса по наиболее существенным признакам (по отраслям, по техническим новшествам и др.) по Вашему мнению.

 
5.2. Темы письменных работ
Ткущий контроль успеваемости:

Примерные темы практических исследований

Практическое исследование обработки различных материалов различными типами фрез.

Практическое исследование по определению точности фрезерного станка.

Практическое исследование по постобработке изделия после фрезерной обработки.

Практическое исследование по рабочим параметрам лазерного станка для различных типов обработки в зависимости от толщины оргстекла (составление таблицы параметров).

Практическое исследование по рабочим параметрам лазерного станка для различных типов обработки в зависимости от толщины фанеры (составление таблицы параметров).

Практическое исследование по определению точности лазерного станка.

Практическое исследование по рабочим параметрам 3D-принтера для различных материалов.

Практическое исследование по применимости различных материалов для фиксации основы различных материалов 3D-принтера.

Практическое исследование по определению точности 3D-принтера.

Практическое исследование по использованию различных типов поддержки 3D-модели

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оеноных среств представлен в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А.Л. Хейфец [и др.]; ред. А.Л. Хейфец.
Инженерная 3D-компьютерная графика : Учебное пособие для бакалавров инженерно-технических вузов, обучающихся по курсу "Инженерная графика", "Инженерная и компьютерная графика" / А.Л. Хейфец [и др.]; ред. А.Л. Хейфец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 464 с.: ил. – Библиогр.: с. 463-464. – 1 500 экз. – ISBN 978-5-9916-1477-1.

2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт,, 2012
 
Л1.2
А. А. Черепашков, О. М. Севостьянова, И. В. Емельянова, Н. В. Емельянов
Проекционное черчение в КОМПАС-3D: Учебное пособие / А. А. Черепашков, О. М. Севостьянова, И. В. Емельянова, Н. В. Емельянов. — Самара : Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2020. — 115 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105052.html 

Самара : Самарский государственный технический университет, 2020
 
Л1.3
Воронин, Д. М.
Технологии цифрового образования : Учебное пособие / Д. М. Воронин. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 171 c. — ISBN 978-5-4497-1613-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119619.html
Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Теория и методика обучения технологии с практикумом:  Учебно-методическое пособие / М.Л. Субочева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2018.

— 176 c. — ISBN 978-5-4263-0582-3. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75826.html

Москва. : Московский педагогический государственный университет, 2018
 
Л2.2
Лисяк, В. В.
Основы компьютерной графики: 3D-моделирование и 3D-печать : Учебное пособие / В. В. Лисяк. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 109 с. - URL: https://www.iprbookshop.ru/117159.html - Доступна эл. версия. ЭБС "IPR SMART". - ISBN 978-5-9275-3825-6. - Текст : электронный

Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Безусова, Л. Г. Шестакова.
Технологический подход к обучению: Учебно-методическое пособие / Т. А. Безусова, Л. Г. Шестакова. — Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2021. — 100 c. — ISBN 978-5-91252-124-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/107707.html
Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»,, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Цифровая библиотека IPRsmart (IRPsmart ONE)». -https://www.iprbookshop.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
Э4
Научная педагогическая электронная библиотека.  – URL: http://elib.gnpbu.ru
 
Э5
Министерство просвещения Российской Федерации.  -  URL: https://edu.gov.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
7.1
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине

За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru

Научная педагогическая электронная библиотека.  – URL: http://elib.gnpbu.ru

Министерство просвещения Российской Федерации.  -  URL: https://edu.gov.ru

Информационная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/

Целью производственной практики по воспитательной работе является приобретение обучающимися практических навыков, а также опыта профессиональной деятельности современного педагога, изучение организационно-педагогических условий осуществления целостного воспитательно-образовательного процесса в образовательной организации; ознакомление с особенностями и содержанием воспитательной деятельности педагога, классного руководителя.

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Задачами производственной практики по воспитательной работе, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:

1. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

2. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ).

3. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

4. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

5. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

6. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Знать: Условия создания и поддерживания безопасности жизнедеятельности в образовательной организации

Нормативные и правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики

Основы разработки основных и дополнительных образовательных программ, отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

требования Федеральных государственных образовательных стандартов для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

базовые национальные ценности для духовно-нравственного воспитания обучающихся

особенности взаимодействия участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Уметь: Создавать условия поддержания безопасности жизнедеятельности в образовательной организации

Применять нормативные и правовые акты в сфере образования и соблюдать нормы профессиональной этики

Анализировать дополнительные образовательные программ, отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

учитывать требования Федеральных государственных образовательных стандартов для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Владеть: навыками создания и поддерживания условий безопасности жизнедеятельности в образовательной организации

способами применения нормативных и правовых актов в сфере образования и соблюдения норм профессиональной этики

навыками анализа дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий);

способами реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

способами осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей

навыками взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Тип практики : по воспитательной работе

Вид практики :производственная

ФОС

1. Раскройте особенности взаимодействия участников образовательных отношений при проведении уроков, классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий в прикрепленном классе с учетом организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

2. Охарактеризуйте методическую и научно-методическую литературу по организации воспитательного процесса

3. Раскройте направления Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в рамках реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся

4. Проведите самоанализ проведенного классного часа в рамках воспитательной деятельности классного руководителя.

5. Проведите самоанализ внеклассного воспитательного мероприятия с целью осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей. Выделите особенности педагогического взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации задач воспитательной практики.

6. Охарактеризуйте, опираясь на данные дневника и письменного отчета о прохождении практики, особенности своего педагогического взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации задач воспитательной практики с учетом соответствия своей профессиональной деятельности нормативным правовым актам в сфере образования и нормам профессиональной этики.

МУ

 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключенный между профильной организацией и Университетом. Обучающимся разрешается проходить практику в образовательных организациях по своему выбору.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации.

Обучающийся, проходящий производственную практику, должен:

На организационном этапе:

- присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы производственной практики;

- прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

- получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

- ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

- активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

- выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- ежедневно вести дневник практики;

- соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

- осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

- представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

- содержание отчета и доклада обучающегося;

- качество ответов на вопросы;

- корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

- в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

- на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

- пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

- на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

- на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Производственная практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.