2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
зачет с оценкой 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
70
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
70
70
70
70
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;к.пед.н, доц., Валиева Р.З.; _________________
 
 
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в выработке навыков самостоятельного научного исследования обучающихся через реализацию профессиональных интересов по дисциплине  "Теория и методика преподавания технологии".
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
развивать интерес обучающихся к научному исследованию;
1.4
развивать научное мышление;
1.5
научиться самостоятельно вести научное исследование применительно к проблемам технологического образования в школе;
1.6
изучить правила ведения научного исследования и оформления его результатов;
1.7
совершенствовать методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
1.8
углублять и расширять теоретические знания в области методики обучения технологии;
1.9
получить опыт публичного представления результатов научно-педагогического исследования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: Демонстрирует знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные компоненты основных и дополнительных программ в предметной области "Технология";
3.1.2
специфику учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с ОВЗ;
3.1.3
теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
3.1.4
основные исследовательские этапы разработки курсового исследования;
3.1.5
требования нормоконтроля к курсовому исследованию;
3.1.6
научно-методологическую базу педагогического исследования;
3.1.7
принципы поиска анализа, синтеза ннформации, и системного подхода для решения поставленных в исследовании целей;
3.1.8
психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять и формулировать цели и задачи воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с ОВЗ;
3.2.2
определять и выявлять основные компоненты основных и дополнительных программ в предметной области "Технология";
3.2.3
применять специальные знания в предметной области  "Технология" в учебной деятельности;
3.2.4
осуществлять трансформацию специальных научных знаний в предметной области "Технологии" в соответствии с возрастными категориями обучающихся, в том числе с ОВЗ;
3.2.5
осуществлять деловую коммуникацию в письменной и устной форме на государственном языке РФ и и иностранном(ых) языке(ах);
3.2.6
организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.2.7
разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
3.2.8
уметь емонстрировать специальные научные знания в т.ч. в предметной области "Искусство";
3.2.9
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.2.10
проводить аннализ литературы и поиск источников в сети Интернет.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
наыками организации совместной и  индивидуальной воспитательной деятельностью обучающихся в том числе с ОВЗ;
3.3.2
психолого-педагогическими технологиями в разработке исследовательских действий;
3.3.3
методами научно-педагогического исследования в предметной области "Искусство"
3.3.4
методикой обработки исследовательской информации.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Задачи курсового исследования в области Теории и методики преподавания ИЗО в школе.Требования к стилистике научного текста.Структура курсовой работы.Понятийный аппарат.Оформление рукописи курсовой работы.Процедура защиты курсовой работы

 
1.1
Изучение прикладных задач курсового проектирования в области методики преподавания Технологии в школе. /Курс пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
8
0
 
1.2
Определение объекта и предмета курсового исследования.Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановки цели и конкретных задач исследования. Изучение педагогических, психологических, физиологических, специальных особенностей изобразительной деятельности школьников (в урочное и внеурочное время).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3.1
8
0
 
1.3
Обзор основных литературных источников по теме исследования. Выбор методов (методики) проведения исследования. Ознакомление с правилами написания и оформления текста пояснительной записки к курсовому проекту в соответствии с Нормоконтролем вуза. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1
8
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1.4
Изучение правил и технологий проведения процедур наблюдения и исследований в коллективе школьникого класса. Методики индивидуального и группового ведения экспериментальной работы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1
8
0
 
1.5
Структурирование теоретической части курсового исследования. Написание аппарата исследования, его утверждение. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3.1
8
0
 
1.6
Описание процесса педагогического исследования.

Обсуждение результатов психолого-педагогического исследования. Написание 1 главы курсового проекта. Изучение педагогических условий, стимулирования эффективности учебной активности школьников на уроке Технологии

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

16
ОПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 2. Структура курсовой работы.Понятийный аппарат.Оформление рукописи курсовой работы.Процедура защиты курсовой работы

 
2.1
Написание 2 главы. Обсуждение и утверждение. Выявление основных теоретических положений исследования. Методы диагностики состояния учебного процесса на уроке ИЗО, изучение научно-методических способов повышения его эффективности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

14
ОПК-2.1 ОПК-3.1
8
0
 
2.2
Оформление выводов исследования, формулировка заключения. Разработка иллюстрированного приложения.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
ОПК-2.1 ОПК-3.1
8
0
 
2.3
Разработка презентации к материалам курсового проектирования и написание тезисов защиты. /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
ОПК-2.1 ОПК-3.1
8
0
 
2.4
Процедура защиты курсового проекта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
ОПК-2.1 ОПК-3.1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы, выносимые на защиту курсовой работы:

1.Назовите методы формирования и развития умений и навыков работы различными материалами у школьников 5-7 классов.

2.Какие методы активизации творческой деятельности детей на технологии вы знаете?

3.Назовите условия  коллективной работы обучающихся на уроках технологии в формировании творческой активности.

4..Раскройте особенности эстетического воспитания школьников на уроках технологии средствами изучения национальной культуры.

5.Назовите  методы активизации творческой деятельности  на уроках технологии (5– 7 кл.).

6.В чем преимущество интегративного подхода на уроках технологии в 7 классе СОШ.

7.Назовите этапы формирования и развития объемно-конструктивного мышления детей на уроках технологии  (1–9 кл.).

8.Назовите задачи ФГОС в изучении техноогии в средних классах.

9.Что такое образовательный результат на уроке технологии? Какие механизмы мониторинга образовательного результата.

10.Какие задачи урока технологии в области изучения основ конструирования и моделирования?

11.Назовите условия межпредметных связей на уроке технологии.

12.Какие задачи в изучении основ дизайна на уроке технологии в 7 классе?

13.Раскройте роль наглядности на уроке технологии.

14.Охарактеризуйте роль индивидуаьного подхода к обучению на уроке технологии.

15.В чем преимущество деятельностного подхода на уроке, в сравнение с традиционным?

16.Условия спользованя национальных художественных традиций на уроках технологии в школе.

17.Назовите формы проведения рефлексии на уроке технологии.

 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
18.Как применить элементы исследовательской и проектной деятельности на уроке технологии в 6-7 классе

19.Приведите прмеры формирования  универсальных учебных действий в рамках предмета "Технологии".

20.Назовите приемы формирования технологических умений учащихся 5-6 классов на уроке.

21.Назовите интерактивные формы, использующиеся на уроках технологии.

22.Назовите ресурсы цифровых технологий в учебном процессе на уроках технологии в 5-7 классах.

23.Назовите формы КИМов и диагностических заданий на уроках технологии.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы курсовых работ по дисциплине "Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"

1.Перспективы технологического образования на современном этапе

2.Технологическое образование в России на современном этапе: идеи, концепции.

3.Содержание технологического образования в школе в соответствии с ФГОС.

4.Возрастные закономерности проявления технологических способностей школьников на уроках технологии.

5.Реализация духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры на уроках технологии

6.Аудиовизуальные технологии в технологическом образовании подростков и старших школьников.

7.Аудио-, видео-, компьютерные учебные пособия в образовательном процессе на уроках технологии.

8.Развитие творческих способностей и воображения обучающихся на уроках технологии

9.Уроки  школе как основа развития творческих способностей  школьника.

10.Особенности развития творческих способностей школьников в процессе ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства на уроках технологии.

11.Методика работы по изучению технологических операций изготовления изделий из разных материалов (дерево, металл, текстильные материалы и т.д.)

12.Развитие рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения технологии.

13.Интегрированные формы урока технологии.

14.Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках технологии в СОШ.

15.Формирование проектно-технологического мышления обучающихся на уроках технологии.

16.Формирование универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных) в рамках предмета "Технология".

17.Психолого-педагогические основы деятельностного подхода на уроках технологии.

18.Метапредметные умения школьников на уроках технологии в основной школе.

19.Применение элементов исследовательской и проектной деятельности на уроке технологии.

20.Формирование национального самосознания обучающихся на уроках технологии (на примере ДПИ татарского народа)

21.Развитие творческих способностей обучащихся на уроках технологии (на примере декоративного оформления изделия)

22.Национальные основы эстетического воспитания на уроках технологии (на примере декоративно – прикладного искусства татарского народа)

23.Использование национальных художественных традиций на уроках технологии (на примере декоративно – прикладного искусства татарского, русского народов)

24.Проектная деятельность как метод обучения  технологии  в условиях введения ФГОС ООО.

25.Развитие познавательных и коммуникативных УУД через проектную деятельность на уроках технологии.

26.Национальное воспитание школьников средствами татарского (русского) декоративно – прикладного искусства.

27.Формирование интереса к национальной культуре в процессе обучения школьников технологии.

28.Методическое содержание и специфика современного урока технологии.

29.Нравственное воспитание обучающихся на уроках технологии

30.Формирование технологических  умений обучающихся 5-6 классов на уроках технологии (на примере художественной обработки текстильных материалов).

31.Преемственность в формирования навыков обработки различных материалов в начальной и средней школе.

32.Теоретические основы обучения школьников чтению технических схем.

33.Развитие операционального мышления школьников на уроках конструирования из различных материалов.

34.Технологическое образование и воспитание детей в учреждениях дополнительного образования.

35.Непрерывное технологическое образование как целостная образовательная система.

36.Детское техническое творчество как средство проектно-технологического  мышления ребенка.

37.Современные педагогические технологии в системе технологического образования.

38.Основы опытно-экспериментальной работы в сфере технологического образования.

39.Концепции политехнического воспитания и образования.

40.Интеграция общего и дополнительного технологического образования в современном образовательном пространстве в условиях введения ФГОС.

41.Особенности обеспечения учебного процесса в современной системе дополнительного образования в соответствии с принятием ФГТ.

42.Реализация научно-технического потенциала российской молодежи средствами технопарков.

43.Возможности лазерных технологий в технологической подготовке обучающихся в условиях дополнительного образования.

44.Мехатроника и прикладное программирование в технологическом образовании обучающихся в условиях дополнительного образования.

45.Геопространственные технологии в технологическом образовании обучающихся(на примере "Мой дом-Земля: познавая Мир»,«Чрезвычайный дежурный: оберегая Мир», «ГеоПатруль: меняя Мир» на выбор)

46. Развитие творческо-инженерного мышления обучающихсяв процессе  проектирования 3D-модели.

47. Технологии малой безпилотной авиации и особенности их использования в предпрофессиональной технической подготовке обучающихся в системе дополнительного образования.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
48. Формирование навыков командной работы у обучающихся старших классов в процессе изучения основ судостроения, основ возобновляемой энергетики и принципов создания современных транспортных средств.

49.Макетирование и дизайн-проектирование в технологической подготовке обучающихся.

50.Исследования наноматериаов в проектной деятельности обучающихся.

51.Формирование у обучающихся представлений и практических навыков в области биотехнологий в условиях дополнительного образования.

53.Особенности обучения одаренных детей в СОШ и в системе ДХО.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Неумоева-Колчеданцева, Е.В.
Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494059
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Байбородова, Л. В.
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437120
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Е. В. Зудина, Я. Я. Кайль, М. В. Самсонова [и др.].
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации : : учебно-методическое пособие  — Волгоград : Волгоградский государственный социально- педагогический университет, 2016. — 57 c. — ISBN 2227- 8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57785.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально- педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Учимся писать введение в курсовой работе - URL:http://kursach37.com/kak-pisat-vvedenie-k-kursovoy-rabote/
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э3
Электронный каталог НГПУ - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к курсовой работе

1. Начальным этапом выполнения курсовой работы является обоснование актуальности выбора темы. На этом этапе обучающимся осмысливается выбор темы курсовой работы, проводится анализ роли и значения выбранной темы. Осуществляется согласование темы курсовой работы с научным руководителем. После утверждения выбранной темы на первой консультации научный руководитель в общих чертах знакомит обучающегося с содержанием будущей работы, рекомендует основные литературные источники, дает задание, следуя которому обучающийся должен составить план курсовой работы. Первоначально составленный план является предварительным и по мере написания работы может меняться путем внесения дополнительных пунктов или их сокращения.

В ходе последующих консультаций преподавателем разъясняются принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы обучающихся.

Таким образом, курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое получает студент, исходя из темы курсовой работы.

2. Поиск и выбор источников и литературы по теме является одним из важнейших этапов работы над курсовой работой. На этом этапе осуществляется самостоятельный поиск первичного материала по теме, проводится его систематизация, обобщение, анализ с точки зрения полноты изложения, теоретической и методической новизны в исследовании темы. Особое внимание при этом обращается на подбор материала и соответствующую его обработку.

Обязательным условием при написании курсовой работы является использование не только учебных и учебно методических, но и периодических изданий. Важнейший источник теоретических идей и фактов – нормативно-правовые и нормативно-методические документы по исследуемой теме. Литература по теме подбирается в систематических (тематических) и алфавитных каталогах, имеющихся в каждой библиотеке.

При изучении литературы обучающийся должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, исходя из намеченных разделов будущей работы. Рекомендуется сразу отмечать, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника.

3. Результаты проведенного анализа источников и литературы и собственные выводы приводятся в виде текста. На этом этапе происходит раскрытие темы, в текстовой форме излагаются полученные результаты согласно разработанному плану. Курсовую работу необходимо дополнить таблицами и рисунками (схемами, диаграммами и т. д.), приложениями, конкретизирующими, обобщающими, систематизирующими предлагаемый материал.

Все сведения, взятые из конкретного источника и используемые при написании курсовой работы, должны быть снабжены соответствующей ссылкой на его номер в списке использованных источников.

4. Оформление результатов проведенного исследования, необходимых по тексту вставок, ссылок и приложений; составление списка использованных источников; окончательное оформление курсовой работы и представление ее на рецензирование и оценку научному руководителю.

Оформление курсовой работы слагается из ряда последовательных операций, выполнение которых не менее важно, чем написание текста и которые требуют большого количества времени. К числу таких операций относятся тщательная проверка и редактирование текста перед распечаткой; уточнение названий отдельных частей работы (глав, параграфов); составление содержания работы с соответствующей рубрикацией; тщательная проверка приводимых в тексте цитат, ссылок, формул, латинских названий; перепечатка текста с соблюдением всех правил орфографии; составление списка использованных источников; изготовление иллюстративных материалов и титульного листа, соединение всех частей работы и ее скрепление.

5. Защита курсовой работы

Курсовая работа защищается обучающимся в период сессии. Выступление рекомендуется подготовить по следующему плану:

1) цель выполнения данной работы;

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2) краткое изложение содержания темы;

3) рекомендации для практического использования результатов работы;

4) основные использованные источники.

Структура курсовых работ

В курсовых работах выделяются следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист оформляется по единым требованиям с указанием наименования министерства, вуза, факультета, кафедры; темы курсовой работы; сведений об исполнителе, о научном руководителе, о допуске к защите, места и года выполнения.

Оглавление содержит перечень структурных элементов курсовых с указанием номеров страниц.

Введение является вступлением к работе. В нем обосновывается выбор темы курсовой работы, определяется ее актуальность и значимость для науки и практики.

Актуальность исследуемой темы и её обоснование: выявление значимости данной темы в современных условиях и оценку ее современного состояния. Необходимо указать на не изученность или недостаточную изученность темы в теоретическом обучении. Таким образом, студент должен кратко аргументировать причину выбора именно данной темы.

Определение актуальности темы является важнейшей частью научно-исследовательской деятельности, позволяет установить место предмета исследования в общей совокупности исследуемых проблем. С этой целью рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется текущее состояние, определяются границы исследования (объект, предмет), формируется основная цель, и устанавливаются задачи работы.

По объему оно должно занимать не более 1-3 страниц.

В структуре основной текстовой части должны быть выделены главы (1, 2), а в их составе – параграфы (1.1, 1.2), последовательно и логично раскрывающие содержание работы. Названия глав и параграфов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отражать их содержание. Названия параграфов не должны повторять названия глав. Основной текст курсовой работы делится на главы и параграфы.

Первая глава работы носит, как правило, теоретический характер. В ней раскрывается суть и природа того явления, изучению которого посвящена исследовательская работа, приводится краткий обзор литературы по избранной теме исследования, критически рассматриваются точки зрения различных авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава не должна превышать 40% всей работы.

Вторая глава носит практический характер. Важно не только глубоко изучить существующую практику, но и осмыслить ее на основе анализа собранного материала. Задачей анализа является обзор и оценка практического материала, касающегося выбранной темы исследования. В результате проведенного анализа необходимо выявить основные проблемы по рассмотренной теме.

В этой же главе должны быть определены пути совершенствования в методике обучения иностранным языкам, общепринятые способы и средства решения возникающих проблем, возможность их использования в деятельности объекта исследования, обоснованы возможные подходы к устранению выявленных недостатков и определены конкретные меры по общему повышению эффективности деятельности объекта исследования.

В заключении содержатся основные выводы по работе, исходя из поставленных задач, указывается практическая значимость исследования, даются конкретные предложения и методические рекомендации, намечаются основные направления дальнейшей разработки проблемы. Выводы формулируются в тезисной форме либо в конце каждой главы, либо в заключении. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования и самого текста работы, быть конкретными, четкими, лаконичными, ориентированными на практическое использование.

Список литературы включает все использованные в ходе исследования источники, которые подаются в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов авторов, года и места издания, количества страниц. Основным требованием к списку использованных источников является использование при выполнении работы  источнков, изданных за последние 5 лет. Опись фондовых материалов и адреса электронных сайтов приводятся после основной литературы.

Приложения выделяются в том случае, если есть объемные табличные, расчетные или другие материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы.

Основные требования к оформлению курсовых работ

Работа должна быть грамотно написана, отпечатана: на белой бумаге формата  А4 (210х297 мм) на одной стороне листа на компьютере.

1. Шрифт Times New Roman, № 14, интервал – 1,5, выравниваниепо ширине, отступ 1,25см.

Текст работы следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Таблицы и иллюстрации оформляются согласно требованиям.

К иллюстрациям относятся: рисунки, фотоснимки, карты, схемы, графики, диаграммы и др.  Правила оформления иллюстраций:

1) иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Название рисунка помещают под иллюстрацией. Если в тексте только 1 иллюстрация, то  ее не нумеруют;

2) иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые;

3) на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

2. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется сверху по центру, размер шрифта 10. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы не указывается. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Главы нумеруются римскими цифрами, а параграфы и подпараграфы арабскими цифрами с точкой. Например, I. ,  1.1., 1.1.1. и т.д.

Каждая глава, введение, заключение, список литературы начинаются с новой страницы и имеют заголовок, напечатанный прописными буквами. Заголовки следует располагать по центру, жирным шрифтом, без точки в конце, не подчеркивая. 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между названиями главы и параграфа должно быть  2 интервала, параграфа и текста должно быть  один интервал.

3. Общий объем курсовой работы  не должен превышать 30  страниц.  Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст  работы оформляется в папку–скоросшиватель.

4. Когда информация приводится из литературного источника, необходимо указать ссылку на источник в виде номера в списке литературы.  Например, [5] означает, что в тексте приведена ссылка на источник под номером 5.  Цитаты должны заключаться в кавычки, при этом указывается  номер источника по списку  и страница этого источника, например, [5, с.12].

5. При написании текстовой части не рекомендуется вести изложение от первого лица: «Я считаю», «По моему мнению» и т.п. Желательно выражать мысль в безличной форме: «на основе проведенного исследования»,  «в ходе анализа выяснено» «в ходе исследования установлено» и т.п. Возможно использование местоимений множественного числа первого лица: «на наш взгляд», «нами было выявлено» и т.п.

6. В список литературы в алфавитном порядке включаются все источники информации, использованные при написании работы: сборники, энциклопедии, словари, документы, статьи, журналы, монографии, сайты интернет и др.

Нумерация ведётся арабскими цифрами с точкой. В первую очередь пишутся законы, далее литературные источники, далее сайты интернет.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

Методические указания к выполнению презентации курсовой работы

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Общие требования к презентации:

• Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

• Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название учебного заведения; фамилия, имя, отчество автора, номер группы.

• Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

• Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.