Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Вазиева Альфия Рашитовна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Зимний сад.
Внутренний дворик. Сад на крыше
Зимний сад.
Внутренний дворик. Сад на крыше
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Зимний сад. Зимние сады по площади дифференцируются на малый сад, средний сад, большой сад.
Внутренний дворик. Сад на крыше: два подхода в организации пространства крыш; типы микросадов: водяные, растительные, смешанные.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету
1. Ландшафтный дизайн. Предмет, задачи. Связь с другими дисциплинами.
2. Общие понятия о ландшафтах.
3. Влияние природных условий на рост и развитие декоративных растений:влияние абиотических факторов.
4. Влияние природных условий на рост и развитие декоративных растений:влияние биотических факторов.
5. Влияние антропогенных факторов на рост и развитие растений.
6. Теория цвета: основные понятия. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Символика цвета.
7. Теория цвета: основные законы и правила гармоничных сочетаний.
8. Применение теории цвета в ландшафтном дизайне. Законы цветовой, линейнойи воздушной перспективы. "Прием заимствованного пейзажа".
9. Использование зрительных эффектов освещения. Свет, светотень, тень.
10. Композиционные принципы пространственной организации территории:пространственные формы и их соотношения.
11. Композиционные принципы пространственной организации территории:важнейшие композиционные приемы ландшафтного проектирования (ритм, симметрия и асимметрия, контраст, нюанс, аспект, пропорциональность, иллюзия).
12. Перспектива в ландшафтном дизайне. Масштаб. Видовые точки. Правила построения пространственных планов. Пропорции. Виды перспективных раскрытий.Использование закона линейной перспективы.
13. Роль зелёных насаждений и их классификация.
14. Парки: определение, значение, виды, зонирование территории, типы планировки, примеры.
15. Скверы и бульвары: определение, характеристика, значение, примеры.
16. Уличные посадки. Зелёные изгороди. Ассортимент растений, пригодных для этих типов посадок.
17. Вертикальное озеленение: определение, значение, принципы, ассортимент и особенности выбора растений, малые архитектурные формы для вертикального озеленения.
18. Основные элементы садово- паркового дизайна: партеры.
19. Основные элементы садово- паркового дизайна: виды цветочно-декоративного оформления. Клумбы.
20. Основные элементы садово- паркового дизайна: виды цветочно-декоративного оформления. Рабатки и бордюры.
21. Основные элементы садово- паркового дизайна: виды цветочно-декоративного оформления. Миксбордеры.
22. Основные элементы садово- паркового дизайна: виды цветочно-декоративного оформления. Модульный цветник и цветочные группировки.
24. Основные элементы садово- паркового дизайна: виды цветочно-декоративного оформления. Одиночные и групповые посадки.
25. Основные элементы садово- паркового дизайна: виды цветочно-декоративного оформления. Растения в контейнерах (вазонах).
26. Основные элементы садово- паркового дизайна: газоны. Значение, виды,подбор трав.
27. Основные элементы садово- паркового дизайна: боскеты и лабиринт.
28. Основные элементы садово- паркового дизайна: обманные картины. Патио.
29. Основные элементы садово- паркового дизайна: подпорные стенки.
30. Основные элементы садово- паркового дизайна: каменистые сады.
31. Основные элементы садово- паркового дизайна: водоёмы.
32. Декоративные элементы в оформлении участка. Малые архитектурные формы.
33. Декоративные элементы в оформлении участка. Ограды, калитки, ворота.
34. Декоративные элементы в оформлении участка. Дорожки, лестницы, ступени.
35. Понятие о стиле в ландшафтном дизайне.
Темы рефератов
1. Предмет, объект, цели и задачи современного дизайна. Типология дизайнов.
2.Основные факторы образования промышленных форм. Основные категории и средства композиции в дизайне.
3.Метод проектного семинара в дизайне.
4.Метод сценарного моделирования (сценирования) в дизайне.
5.Стадии и этапы проектного процесса. Понятие «жизненного цикла» изделия.
6.Особенности комплексного формирования предметной среды. Средства моделирования комплексных объектов.
7.Метод дизайн-программ. Структура и порядок разработки дизайн-программы. Методика формирования проектной концепции дизайн-программы.
8.Унификация и агрегатирование в дизайне как проектные методы и средства самообразования. Основные принципы формообразования унифицированных и агрегатированных объектов.
9.Унификация - специфический предметный язык в дизайне и его основные структурные характеристики.
10.Малый сад
11.Типы садов на крыше
12.Внутренний дворик.
13.Основной принцип организации Метод дизайн-программ. Структура и порядок разработки дизайн-программы. Методика формирования проектной концепции дизайн-программы.
14 Унификация и агрегатирование в дизайне как проектные методы и средства самообразования.
15 Основные принципы формообразования унифицированных и агрегатированных объектов.
16 Унификация - специфический предметный язык в дизайне и его основные структурные характеристики.
17 Малый сад – определение. Что относится к малым садам? По каким критериям квалифицируются малые сады?
18 Основные природные условия, определяющее выбор планировки малого сада.
19 Как влияет рельеф на размещение и планировку малого сада?
20 Основной компонент формирования малого сада.
21 Этапы формирования малого сада.
22 Основные задачи формирования малого сада.
23 Приемы размещения малого сада.
24 Для чего необходимо создание садов на крышах? На какие виды они подразделяются?
25 Типы садов на крыше в зависимости от приемов ландшафтного дизайна?
26 Основное назначение зимнего сада.
27 На какие типы, в зависимости от площади, дифференцируются зимние сады?
28 Какие приемы используются для достижения художественной выразительности зимнего сада?
29 Что такое атриум?
30 Внутренний дворик – определение. Основной принцип организации внутренних двориков.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
С каждым обучающимся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным занятиям
Цели практической части курса: привить обучающиеся навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитание умения последовательно работать над моделью от эскиза до его завершения. Каждое практическое задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и домашнюю.
Аудиторные занятия отводятся в основном:
упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям изображения.
Устный, письменный и графический анализ изображения модели проводится как самим преподавателем, так и обучающиеся самостоятельно в рамках самоподготовки.
Беседы в процессе теоретического разбора проблем служат основой углубления теоретических знаний и способствуют анализу текущих практических заданий с объяснением ошибок и причин их появления.
Во время практических занятий обучающиеся отвечают на вопросы по изучаемой теме, самостоятельно выполняют задания, решение которых требует знания разделов курса.
1.Предмет, объект, цели и задачи современного дизайна. Типология дизайнов.
2.Основные факторы образования промышленных форм. Основные категории и средства композиции в дизайне.
3.Метод проектного семинара в дизайне.
4.Метод сценарного моделирования (сценирования) в дизайне.
5.Стадии и этапы проектного процесса. Понятие «жизненного цикла» изделия.
6.Особенности комплексного формирования предметной среды. Средства моделирования комплексных объектов.
7.Метод дизайн-программ. Структура и порядок разработки дизайн-программы. Методика формирования проектной концепции дизайн-программы.
Унификация и агрегатирование в дизайне как проектные методы и средства самообразования. Основные принципы формообразования унифицированных и агрегатированных объектов.
Унификация - специфический предметный язык в дизайне и его основные структурные характеристики.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Работа преподавателя по организации самостоятельной работы обучающиеся и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на практических занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения всех аспектов теории и методологии дизайна. Темы для самостоятельного обучения даны в рабочей программе. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам, помогающим более подробно освоить все области дисциплины применительно к дизайну;
Технология обучения ориентирована на освоение теории и методологии дизайна, как основе дизайн-проектирования.
Оценка знаний и умений проводится с помощью экзаменов.
Текущий контроль и аттестация проводится в форме собеседований и контрольных вопросов по пройденным в данное время темам. Контрольные вопросы выдает преподаватель.
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения всех аспектов теории и методологии дизайна* В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем обучающиеся выдаются темы для подготовки к семинарским занятиям. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований по данным темам. Выступления на семинарских занятиях должны в по лной мере раскрыть данную тему. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех
Программа самостоятельной работы
Самостоятельная работа по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного теоретического материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.
Выступление и участие в обсуждениях осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы. Форма контроля самостоятельной работы:
- собеседования и консультации по заданным темам
Форма отчета по самостоятельной работе:
Построение моделей на конкретных творческих проектах.
1.Виды и этапы объемного проектирования.
2.Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).
3.Анализ отображения конкретной модели
4.Особенности проектирования отдельных моделей.
Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.
Творческие задания по выбору:
Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, выставок, спортивного и актового залов.
•Анализ отображения конкретной модели (формат А3).
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающиеся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающиеся получить дополнительно новые знания. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающиеся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающиеся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающиеся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающиеся, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающиеся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающиеся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах:
аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.