2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Основы цветоведения_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы цветоведения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
18
18
18
18
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Основы цветоведения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: профессиональная подготовка обучающихся к грамотному использованию основ цветоведения, изучению основных свойств цвета, систематики цвета, восприятию цвета, необходимых для  интеллектуального роста и приобретения полезных качеств для будущей профессиональной деятельности; готовность обучающихся  реализовывать образовательные программы по учебному предмету "Изобразительное искусство"  в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обучить практическим методам  использования художественных и эстетических свойств цвета, закономерностям создания цветового строя, колорита, приемам использования контрастов для дальнейшей интерпретации в соответствии с творческим замыслом;
1.4
выработать у обучающихся умения создавать колорит в соответствии с творческим замыслом;
1.5
ориентировать обучающихся на выработку и формирование необходимых качеств для будущей профессиональной деятельности;
1.6
обучить методике организицации сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, инициативности и самостоятельности, развиватия творческих способностей.
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Основы цветоведения» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Композиция
2.2.2
История изобразительного искусства
2.2.3
Основы декоративно-прикладного искусства
2.2.4
Основы стилизации
2.2.5
Стилизация в живописи
2.2.6
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.2.7
Компьютерные технологии в художественном образовании
2.2.8
Теория и методика обучения технологии
2.2.9
Батик
2.2.10
Гобелен
2.2.11
Декоративная живопись
2.2.12
Книжная графика
2.2.13
Декоративная композиция
2.2.14
Искусство глины в скульптуре
2.2.15
Искусство национального костюма
2.2.16
Искусство современного костюма
2.2.17
История изобразительного искусства народов Поволжья
2.2.18
История изобразительного искусства РТ
2.2.19
Резьба по гипсу
2.2.20
История дизайна
2.2.21
Основы дизайна
2.2.22
Художественная графика
2.2.23
Компьютерные и мультимедийные технологии в СОШ
2.2.24
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.2.25
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.26
Академический рисунок
2.2.27
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.28
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.29
Производственная  летняя  педагогическая  практика
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.2.30
Учебная практика по технологии
2.2.31
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.2.32
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.33
Композиция
2.2.34
Курсовой проект по дисциплине "Рисунок"
2.2.35
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)    
2.2.36
История изобразительного искусства
2.2.37
Основы декоративно-прикладного искусства
2.2.38
Курсовой проект по дисциплине "Живопись"
2.2.39
Основы стилизации
2.2.40
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.2.41
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.2.42
Компьютерные технологии в художественном образовании
2.2.43
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.44
Производственная  летняя педагогическая практика
2.2.45
Теория и методика обучения технологии
2.2.46
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.47
Учебная практика по технологии
2.2.48
Батик
2.2.49
Декоративная живопись
2.2.50
Искусство национального костюма
2.2.51
История изобразительного искусства РТ
2.2.52
Книжная графика
2.2.53
Резьба по гипсу
2.2.54
Декоративная композиция
2.2.55
Основы дизайна
2.2.56
Стилизация в живописи
2.2.57
Компьютерные и мультимедийные технологии в СОШ
2.2.58
Академический рисунок
2.2.59
Гобелен
2.2.60
Искусство глины в скульптуре
2.2.61
Искусство современного костюма
2.2.62
История изобразительного искусства народов Поволжья
2.2.63
История дизайна
2.2.64
Художественная графика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету  Изобразительное искусство в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету изобразительное искусство  в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету изобразительное искусство  в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по изобразительному искусству  в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету изобразительное искусство  в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету изобразительное искусство  в соответствии с ФГОС
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по изобразительному искусству  в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету изобразительное искусство  в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету изобразительное искусство в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
основы формирования культурных потребностей различных социальных групп  
 
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
методику формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Уметь:
 
анализировать культурные потребности различных социальных групп; 
 
выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп  по заданным критериям
 
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Владеть:
 
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп 
 
навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам
 
навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
требования образовательных стандартов к реализуемым образовательным программам по учебным предметам;
3.1.2
активные методы и приемы развития творческих способностей обучающихся;
3.1.3
особенности культуры различных социальных групп;
3.1.4
систематику цветов;
3.1.5
специфику механического и оптического смешения цветов;
3.1.6
особенности работы с двенадцатичастным цветовым кругом  И. Иттена;
3.1.7
сновные характеристики цвета;
3.1.8
специфику восприятия цвета;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.1.9
основные виды контрастов, цветовое созвучие, гармонические сочетания цветов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать и реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии ФГОС ООО;
3.2.2
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
3.2.3
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп;
3.2.4
предельно выразительно создавать колористические сочетание в цветовой композиции,используя закономерности и принципы цветового созвучия или цветовой гармонии;
3.2.5
выполнить эскизы и цветные композиции на гармонию цветовых созвучий;
3.2.6
выполнить эмоционально-ассоциативные эскизы на несобственные качества цвета;
3.2.7
создавать дизайнерские проекты и композиции на задуманные виды контрастов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками органиации сотрудничества через проектную деятельность обучающихся;
3.3.2
навыками применения активных методов обучения изобразительному искусству через изучение основ цветоведения;
3.3.3
навыками раскрытия художественно - образного решения через гармонию цвета;
3.3.4
навыками применения культурных особенностей различных социальных групп в учебно-воспитательной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в цветоведение

 
1.1
Цветовые системы, история науки о цвете.     Физика цвета                            Химия цвета                        Математика цвета           /Лек/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
1.2
Теория системных признаков цвета;      Цветовой круг Гёте;                   Цветовой круг Освальда;                  Цвет полярных молекул; Разноцветные ионы металла;   /Ср/
Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
 
Раздел 2. Наука о цвете. Физические основы цвета. 

 
2.1
Цвет как феномен, выявляющий форму.

Спектральная природа цвета.

Трёхцветная природа цвета.

Замкнутое цветовое тело.

Цветовой круг.

Основные и дополнительные цвета.

Названия цветов и пигментов.

Основные характеристики цвета. (тон, светлота, насыщенность, чистота)

Закономерности смешения цветов.

Свет. Цвет и свет.

Изменение цвета при различных источниках и условиях освещения.

Использование освещения для корректировки цветовосприятия

Ахроматический (световой) контраст

  /Лек/

Л2.1Л3.1

Э2

4
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0

 
2.2
Создание 12-ти частного цветового круга /Лаб/
Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
2.3
Первичное изучение гармонических сочетаний цветов по 12-ти частному цветовому кругу /Лаб/
Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
2.4
Основные группы цветов. Отбор восьми цветовых групп. /Ср/
Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
 
Раздел 3. Цветовая гамма и цветовая композиция

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.1
Цветовая гамма (холодная, тёплая, смешанная).

Цветовая композиция (монохромия, полярная и трёхцветная).

Многоцветие, в т.ч. со сдвигом к одному цветовому тону.

Полухроматическая композиция.                 

/Лек/

Л2.1Л3.1

Э2

4
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
3.2
Опыты с серым цветом /Лаб/
Л2.1Л3.1

Э2

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
3.3
Опыты с коричневым цветом (с 3-мя первичными и 3-мя вторичными цветами) /Лаб/
Л2.1Л3.1

Э2

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
3.4
Опыты с цветом – получение тональных и цветовых растяжек и  ахроматических и хроматических цветов /Лаб/
Л2.1Л3.1

Э2

4
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
3.5
Базовые цвета.                      Упражнения на подбор цветов.       Разделение цветов на основные и тёмные.      Шкала условных единиц измерения цветов.      Нахождение равно-светлого серого. /Ср/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
 
Раздел 4. Типы колорита и их место в культуре и искусстве.

 
4.1
Типы колорита (насыщенный, разбеленный, зачернённый, ломаный).

Насыщенный (яркий) колорит в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.      

/Лек/

Л2.1Л3.1

Э4

4
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
4.2
Разработать цветовую композицию на основе изучения элементов и цветовой символики у различных культур народов мира (Индия, Китай, Египет, Европа и т. д.). /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
 
Раздел 5. Цветовая гармония

 
5.1
Понятие цветовой гармонии.

Основные способы цветовой гармонизации.

Закономерности построения однотоновых гармоний.

Группы родственных сочетаний.

Гармония родственно-контрастных цветов.

Гармония взаимодополнительных цветов.

/Лек/

Л2.1Л3.1

Э4

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
5.2
Ахроматические цветовые  композиции в различном диапазоне по яркости.

Монохромные цветовые композиции в тёплой и холодной гамме

Полярные цветовые композиции в нейтральной, теплой и холодной гамме и трех видах колорита – разбеленном, насыщенном и зачерненном.

Трёхцветные цветовые композиции в нейтральной гамме и двух видах колорита – насыщенном и приглушенном (ломаном).

Многоцветные цветовые  композиции по определенной системе и с учетом цветовой гармонии.

/Лаб/

Л2.1Л3.1

Э2 Э4

6
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
5.3
Понятие цветовой гармонии.

Основные способы цветовой гармонизации.

Закономерности построения однотоновых гармоний.

Группы родственных сочетаний.

Гармония родственно-контрастных цветов.

Гармония взаимодополнительных цветов.

/Ср/

Л2.1Л3.1

Э2

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
 
Раздел 6. Цветовые контрасты

 
6.1
Самостоятельное изучение раздела         Виды контраста: по цвету, света и тени, тёплых, холодных, дополнительных цветов, цветовой и тональной насыщенности.

Одновременные (светлотный, хроматический, краевой) и последовательные контрасты.

Восприятие цветов.

/Ср/

Л2.1Л3.1

Э5

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
6.2
Изучение контраста светлого и тёмного

13-ти частный хроматический ряд первичного цвета

5-ти  частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета

5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом плоскостей, дополнител

/Лаб/

Л2.1Л3.1

Э1 Э5

6
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
6.3
Изучение контраста холодного и тёплого

Переход от холодного тона к тёплому

Переход от тёплого тона к холодному

/Лаб/

Л2.1Л3.1

Э2 Э5

4
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
6.4
Изучение контраста дополнительных цветов

5-ти частный ряд 3-х пар дополнительных цветов и их смесей, получение серого тона.

/Лаб/

Л2.1Л3.1

Э2 Э5

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
6.5
Изучение контраста цветового насыщения       Градации серого цвета в смешении с чистым цветом.

/Лаб/

Л2.1Л3.1

Э1 Э5

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
6.6
Изучение контраста цветового распространения

Упражнения  по изучению гармоничного соотношения плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях

/Лаб/

Л2.1Л3.1

Э1 Э5

4
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
 
Раздел 7. Цвет в живописи и закономерности цветового зрения

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
7.1
Световая адаптация

Цветовое утомление.

Освещение различными источниками света.

Цветовая индукция.Анализ произведения живописи

№ 1 Анализ яркости

№2 Цветовая схема произведений живописи

/Ср/

Л2.1Л3.1

Э5

2
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
 
Раздел 8. 

 
8.1
/Экзамен/
Л2.1Л3.1

Э5

36
ПК-1 ПК-7 ПК-13
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточнаяаттестация

Вопросы к экзамену

1.На чём основываются цветовые системы Аристотеля и Платона?

2.В чём заслуга И. Ньютона в изучении природы цвета?

3.В чём заключается открытие У. Гершеля?

4.Расскажите в чём заключается физиологическое восприятие цвета человеческим глазом.

5.В чём заключаются теории М. В. Ломоносова, Т. Юнга и Г. Гельмгольца?

6.В чём заключается сущность систематизации цвета?

7.Охарактеризуйте по иллюстрации цветовое тело Манселла.

8.В чём заключается сущность систематизации цвета?

9.Охарактеризуйте по иллюстрации цветовую модель В. Оствальда.

10.Что лежит в основе цветовой модели В. Матюшина?

11.Охарактеризуйте 3 закономерности в изменчивости  цветовых аккордов.

12.Назовите 4 основных вида гармонических цветовых сочетаний по В.М. Шугаеву. И в каких случаях их можно получить?

13.Охарактеризуйте теорию гармонических сочетаний по системе В. Козлова.

15.Дайте понятие комплиментарного цвета и третичного цвета.

16.Что такое цветовой тон и  «оттенок» цвета?

17.Что такое светлота или яркость цвета? Что представляет собой шкала светлот?

18.Каким образом получаются цвета оттенков, теней и тональностей?

19.Что такое яркость и относительная яркость с точки зрения науки цветоведения?

20.Что такое насыщенность цвета?

21.Что означает понятие чистота цвета? Каким образом получается цветность?

22.Назовите основные способы смешения цветов. Назовите три основных закона смешения цветов.

23.Чем отличается слагательный  процесс смешения цветов от вычитательного?

24.Что такое пространственное смешение цветов и где можно его наблюдать?

25.В чём состоит особенность направления «пуантилизм» с точки зрения цветоведения? Назовите фамилии художников, которые работали в данной технике.

26.На чём основано оптическое смешение цветов? Назовите основные цвета в данном виде смешения.

27.Что такое свет с точки зрения физики? Чем он характеризуется?

28.Каким образом отражается свет от идеально белой, серой и чёрной поверхностей?

29.Перечислите основные изменения цветового тона при искусственном освещении (красного, оранжевого, жёлтого, голубого, синего и фиолетового цветов).  В какую сторону меняется яркость этих цветов?

30.Что такое ахроматическая гамма, и каким качеством обладают ахроматические тона?

31.В чём состоит суть явления ахроматического или светового контраста?

32.На чём основывается гармония цветов?

33.Перечислите известные Вам комбинации гармоничных сочетаний цветов.

34.Что составляет основу  однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов?

35.Назовите 3 типа гармонических сочетаний по Манселлу.

36.Чем характеризуется гармония родственных цветов? Приведите пример грамотного создания гармонии родственных цветов, используя цветовой круг.

37.Приведите пример создания гармоний родственно-контрастных цветов и проанализируйте суть данной гармонии.

38.В чём состоит суть гармонии взаимодополнительных цветов?

39.Что такое колорит? Колористическая композиция?

40.Как отличаются между собой поверхностный и пространственный свойства цвета?

41.Какую роль играет цвет в архитектурной композиции?

42.Цвет и среда. Чем определяется специфика пространственного ощущения цветовых характеристик (поступательное и панорамное движение)?

43.Восприятие цвета в пространстве по В. Кандинскому (цветовой расклад).

Задания к экзамену:

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Задание 1 Типы колорита и их место в культуре и искусстве.

Вариант 1

1.Особенности колорита в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном  искусстве.

2.Цветовая символика Китая.

Задачи:

1. Выделите основную традиционную цветовую символику Индии, Китая.

2. Разработайте декоративную цветовую композицию на основе изучения элементов и цветовой символики у различных культур народов мира (Индия, Китай, Египет)           

Вариант 2

1.Колористические особенности  в  декоративно-прикладном искусстве татарского народа

2.Мусульманская цветовая символика.

Задачи:

1.Разработайте декоративную цветовую композицию на основе изучения орнаментальных образов и  цветовой гаммы в декоративно-прикладном искусстве татарского народа.

2.Выделите основную цветовую символику

Творческие задания:

Задание 2 Опыты с цветом

А) Опыты с серым цветом

Б) Опыты с коричневым цветом (с 3-мя первичными и 3-мя вторичными цветами)

В) Опыты с цветом – получение тональных и цветовых растяжек и  ахроматических и хроматических цветов.

Задание 3 Колорит.

А) Подбор типов колорита  с одинаковой   чистотой  цветов и создание несложной  абстрактной  композиции (примитивные культуры, авангард и др).

Б) Разбеленный колорит (средневековья, уходящего дворянства, ампир).

В) Ломаный колорит (модерн).

Задание 4 Цветовая гармония.

А) Ахроматические цветовые  композиции в различном диапазоне по яркости.

Б) Монохромные цветовые композиции в тёплой и холодной гамме

В)  Полярные цветовые композиции в нейтральной, теплой и холодной гамме и трех видах колорита – разбеленном, насыщенном и зачерненном.

Г) Трёхцветные цветовые композиции в нейтральной гамме и двух видах колорита – насыщенном и приглушенном (ломаном).

Д) Многоцветные цветовые  композиции по определенной системе и с учетом цветовой гармонии.

Задание 5 Изучение контраста светлого и тёмного

А)  13-ти частный хроматический ряд первичного цвета

Б) 5-ти  частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета

В) 5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом

Задание 6 Изучение контраста холодного и тёплого

А) Переход от холодного тона к тёплому.

Б) Переход от тёплого тона к холодному.

Задание 7 Изучение контраста дополнительных цветов, контраста цветового насыщения и контраста распространения.

А) 5-ти частный ряд 3-х пар дополнительных цветов и их смесей, получение серого тона.

Б) Градации серого цвета в смешении с чистым цветом.

В) Упражнения  по изучению гармоничного соотношения плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1.Контраст холодного и тёплого

2.Цветовая гармония

3.Двенадцатичастный цветовой круг

4.Сочетание цветов.

5.Цветовые системы

6.Колористика и цветоведение

7.Свет и цвет

8.Физика цвета

9.Цвет и цветовое воздействие

10.Cубъективное отношение к цвету

11.Цветовое конструирование

12.Семь типов цветовых контрастов

13.Контраст цветовых сопоставлений

14.Контраст цветовых сопоставлений

15.Контраст светлого и тёмного

16.Колористика.

17.Грамотный выбор оттенков цветов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Фонд оценочных средств  в Приложении  к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Серов, Н. В. 
Семантика цвета : учебное пособие / Н. В. Серов. — Саратов : Вузовское образование, 2013. — 68 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13205.html : учебное пособие
Саратов : Вузовское образование,, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Столярова Е.Г., Стребкова К. А. , Федорова М. А.
Колористика города : методические указания / составители Е. Г. Столярова, К. А. Стребкова, М. А. Федорова. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 84 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/22621.html : методические указания
Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт цифровых учебно-методических материалов / abc.vvsu.ru: [сайт] - URL:  http://abc.vvsu.ru/Books/um_osntsvetov/default.asp 
 
Э2
Лекции по дисциплине «Физика и химия цвета».- Studfiles: [сайт]- URL:https://studfiles.net/preview/4217197/ 
 
Э3
Цветовой круг Оствальда.- Персональный сайт Нины Шишкиной: [сайт] - URL: https://nina-shishkina73.ru/virusnyj-marketing/cvetovoj-krug-osvalda.html
 
Э4
Основное понятие колорита. Типы колорита. megaobuchalka.ru : [сайт] - URL:https://megaobuchalka.ru/4/1827.html
 
Э5
Иоханес Иттен. Искусство цвета. - ColorScheme.Ruhttps:: [сайт] - URL://colorscheme.ru/art-of-color/hue.html 
 
Э6
Электронная библиотечная система «Юрайт» -URL: : https://biblio-online.ru/
 
Э7
Информационная правовая система Гарант. -UR : http://www.garant.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, интерактивная доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью лабораторного занятия является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Методические указания по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине

За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно. Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у обучающегося  должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:

– проведение учебных занятий, текущего контроля, итоговой аттестации  для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;

– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;

– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.