(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э1 Э2
Э3
Спектральная природа цвета.
Трёхцветная природа цвета.
Замкнутое цветовое тело.
Цветовой круг.
Основные и дополнительные цвета.
Названия цветов и пигментов.
Основные характеристики цвета. (тон, светлота, насыщенность, чистота)
Закономерности смешения цветов.
Свет. Цвет и свет.
Изменение цвета при различных источниках и условиях освещения.
Использование освещения для корректировки цветовосприятия
Ахроматический (световой) контраст
/Лек/
Э2
Э1
Э1
Э1
Цветовая композиция (монохромия, полярная и трёхцветная).
Многоцветие, в т.ч. со сдвигом к одному цветовому тону.
Полухроматическая композиция.
/Лек/
Э2
Э2
Э2
Э2
Э1 Э2
Насыщенный (яркий) колорит в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
/Лек/
Э4
Э2
Основные способы цветовой гармонизации.
Закономерности построения однотоновых гармоний.
Группы родственных сочетаний.
Гармония родственно-контрастных цветов.
Гармония взаимодополнительных цветов.
/Лек/
Э4
Монохромные цветовые композиции в тёплой и холодной гамме
Полярные цветовые композиции в нейтральной, теплой и холодной гамме и трех видах колорита – разбеленном, насыщенном и зачерненном.
Трёхцветные цветовые композиции в нейтральной гамме и двух видах колорита – насыщенном и приглушенном (ломаном).
Многоцветные цветовые композиции по определенной системе и с учетом цветовой гармонии.
/Лаб/
Э2 Э4
Основные способы цветовой гармонизации.
Закономерности построения однотоновых гармоний.
Группы родственных сочетаний.
Гармония родственно-контрастных цветов.
Гармония взаимодополнительных цветов.
/Ср/
Э2
Одновременные (светлотный, хроматический, краевой) и последовательные контрасты.
Восприятие цветов.
/Ср/
Э5
13-ти частный хроматический ряд первичного цвета
5-ти частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета
5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом плоскостей, дополнител
/Лаб/
Э1 Э5
Переход от холодного тона к тёплому
Переход от тёплого тона к холодному
/Лаб/
Э2 Э5
5-ти частный ряд 3-х пар дополнительных цветов и их смесей, получение серого тона.
/Лаб/
Э2 Э5
/Лаб/
Э1 Э5
Упражнения по изучению гармоничного соотношения плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях
/Лаб/
Э1 Э5
Цветовое утомление.
Освещение различными источниками света.
Цветовая индукция.Анализ произведения живописи
№ 1 Анализ яркости
№2 Цветовая схема произведений живописи
/Ср/
Э5
Э5
Вопросы к экзамену
1.На чём основываются цветовые системы Аристотеля и Платона?
2.В чём заслуга И. Ньютона в изучении природы цвета?
3.В чём заключается открытие У. Гершеля?
4.Расскажите в чём заключается физиологическое восприятие цвета человеческим глазом.
5.В чём заключаются теории М. В. Ломоносова, Т. Юнга и Г. Гельмгольца?
6.В чём заключается сущность систематизации цвета?
7.Охарактеризуйте по иллюстрации цветовое тело Манселла.
8.В чём заключается сущность систематизации цвета?
9.Охарактеризуйте по иллюстрации цветовую модель В. Оствальда.
10.Что лежит в основе цветовой модели В. Матюшина?
11.Охарактеризуйте 3 закономерности в изменчивости цветовых аккордов.
12.Назовите 4 основных вида гармонических цветовых сочетаний по В.М. Шугаеву. И в каких случаях их можно получить?
13.Охарактеризуйте теорию гармонических сочетаний по системе В. Козлова.
15.Дайте понятие комплиментарного цвета и третичного цвета.
16.Что такое цветовой тон и «оттенок» цвета?
17.Что такое светлота или яркость цвета? Что представляет собой шкала светлот?
18.Каким образом получаются цвета оттенков, теней и тональностей?
19.Что такое яркость и относительная яркость с точки зрения науки цветоведения?
20.Что такое насыщенность цвета?
21.Что означает понятие чистота цвета? Каким образом получается цветность?
22.Назовите основные способы смешения цветов. Назовите три основных закона смешения цветов.
23.Чем отличается слагательный процесс смешения цветов от вычитательного?
24.Что такое пространственное смешение цветов и где можно его наблюдать?
25.В чём состоит особенность направления «пуантилизм» с точки зрения цветоведения? Назовите фамилии художников, которые работали в данной технике.
26.На чём основано оптическое смешение цветов? Назовите основные цвета в данном виде смешения.
27.Что такое свет с точки зрения физики? Чем он характеризуется?
28.Каким образом отражается свет от идеально белой, серой и чёрной поверхностей?
29.Перечислите основные изменения цветового тона при искусственном освещении (красного, оранжевого, жёлтого, голубого, синего и фиолетового цветов). В какую сторону меняется яркость этих цветов?
30.Что такое ахроматическая гамма, и каким качеством обладают ахроматические тона?
31.В чём состоит суть явления ахроматического или светового контраста?
32.На чём основывается гармония цветов?
33.Перечислите известные Вам комбинации гармоничных сочетаний цветов.
34.Что составляет основу однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов?
35.Назовите 3 типа гармонических сочетаний по Манселлу.
36.Чем характеризуется гармония родственных цветов? Приведите пример грамотного создания гармонии родственных цветов, используя цветовой круг.
37.Приведите пример создания гармоний родственно-контрастных цветов и проанализируйте суть данной гармонии.
38.В чём состоит суть гармонии взаимодополнительных цветов?
39.Что такое колорит? Колористическая композиция?
40.Как отличаются между собой поверхностный и пространственный свойства цвета?
41.Какую роль играет цвет в архитектурной композиции?
42.Цвет и среда. Чем определяется специфика пространственного ощущения цветовых характеристик (поступательное и панорамное движение)?
43.Восприятие цвета в пространстве по В. Кандинскому (цветовой расклад).
Задания к экзамену:
Вариант 1
1.Особенности колорита в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
2.Цветовая символика Китая.
Задачи:
1. Выделите основную традиционную цветовую символику Индии, Китая.
2. Разработайте декоративную цветовую композицию на основе изучения элементов и цветовой символики у различных культур народов мира (Индия, Китай, Египет)
Вариант 2
1.Колористические особенности в декоративно-прикладном искусстве татарского народа
2.Мусульманская цветовая символика.
Задачи:
1.Разработайте декоративную цветовую композицию на основе изучения орнаментальных образов и цветовой гаммы в декоративно-прикладном искусстве татарского народа.
2.Выделите основную цветовую символику
Творческие задания:
Задание 2 Опыты с цветом
А) Опыты с серым цветом
Б) Опыты с коричневым цветом (с 3-мя первичными и 3-мя вторичными цветами)
В) Опыты с цветом – получение тональных и цветовых растяжек и ахроматических и хроматических цветов.
Задание 3 Колорит.
А) Подбор типов колорита с одинаковой чистотой цветов и создание несложной абстрактной композиции (примитивные культуры, авангард и др).
Б) Разбеленный колорит (средневековья, уходящего дворянства, ампир).
В) Ломаный колорит (модерн).
Задание 4 Цветовая гармония.
А) Ахроматические цветовые композиции в различном диапазоне по яркости.
Б) Монохромные цветовые композиции в тёплой и холодной гамме
В) Полярные цветовые композиции в нейтральной, теплой и холодной гамме и трех видах колорита – разбеленном, насыщенном и зачерненном.
Г) Трёхцветные цветовые композиции в нейтральной гамме и двух видах колорита – насыщенном и приглушенном (ломаном).
Д) Многоцветные цветовые композиции по определенной системе и с учетом цветовой гармонии.
Задание 5 Изучение контраста светлого и тёмного
А) 13-ти частный хроматический ряд первичного цвета
Б) 5-ти частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета
В) 5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом
Задание 6 Изучение контраста холодного и тёплого
А) Переход от холодного тона к тёплому.
Б) Переход от тёплого тона к холодному.
Задание 7 Изучение контраста дополнительных цветов, контраста цветового насыщения и контраста распространения.
А) 5-ти частный ряд 3-х пар дополнительных цветов и их смесей, получение серого тона.
Б) Градации серого цвета в смешении с чистым цветом.
В) Упражнения по изучению гармоничного соотношения плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях
Темы рефератов:
1.Контраст холодного и тёплого
2.Цветовая гармония
3.Двенадцатичастный цветовой круг
4.Сочетание цветов.
5.Цветовые системы
6.Колористика и цветоведение
7.Свет и цвет
8.Физика цвета
9.Цвет и цветовое воздействие
10.Cубъективное отношение к цвету
11.Цветовое конструирование
12.Семь типов цветовых контрастов
13.Контраст цветовых сопоставлений
14.Контраст цветовых сопоставлений
15.Контраст светлого и тёмного
16.Колористика.
17.Грамотный выбор оттенков цветов.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным занятиям.
Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью лабораторного занятия является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине
За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно. Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у обучающегося должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.
Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:
– проведение учебных занятий, текущего контроля, итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;
– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;
– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.