2022-2023_b09_03_03 ПИвД 222_ 122_ 022_ 922 гр__plx_Типографика_ шрифты и визуальные коммуникации_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
 
экзамен 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.наук, доц., Валиева Р.З. _________________
 
 
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Батаева Л.А.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является освоение комплекса знаний, умений и навыков в области типографики и искусства шрифта, позволяющиеобучающимся создавать разработки в области графического дизайна на высоком профессиональном уровне.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с отечественным и мировым творческим опытом работы в области типографики;
1.4
представить типографику и искусство шрифта как самостоятельные и самодостаточные области графического дизайна; раскрыть сферу применения типографики в современных визуальных коммуникациях;
1.5
сформировать навыки работы с типографикой в различных областях графического дизайна;
1.6
раскрыть тенденции и перспективные направления типографики и искусства шрифта в современном дизайне.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Пакеты растровой графики
2.1.2
Осноы композиции (пропедевтика)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологии дизайн-проектирования пользовательского интерфейса
2.2.2
Цифровая иллюстрация
2.2.3
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
2.2.4
Программирование на PHP
2.2.5
Разработка фирменного стиля
2.2.6
Web-дизайн
2.2.7
Разработка web-приложений
2.2.8
Информационные системы в дизайне рекламы
2.2.9
Компьютерное моделирование
2.2.10
Инфографика визуальных данных
2.2.11
Программные средства создания мультимедиа приложений
2.2.12
Проектная графика и реклама
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Технологии трехмерного моделирования анимации
2.2.15
Разработка программных приложений
2.2.16
2.2.17
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.18
2.2.19
Дизайн сайта
2.2.20
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.21
Программные средства создания анимационных приложений
2.2.22
Технологии компьютерной визуализации информации
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен создавать объекты графики и графического дизайна интерфейса
 
ПК-2.1: Знать способы и технологии разработки объектов графики и графического дизайна интерфейса
 
ПК-2.2: Уметь создавать объекты графики и графического дизайна интерфейса с использованием информационных технологий
 
ПК-2.3: Владеет навыками проектирования элементов графического дизайна интерфейса в соответствии с потребностями заказчика
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
роль и значение шрифта в графиче- ском дизайне и в рекламе;
3.1.2
средства и методы построения шрифтовой композиции и образной визуализа- ции текстового содержания;
 
стр. 4
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.1.3
средства и методы создания шрифтового рекламного плаката с применением объектов графики и графического дизайна интерфейса.
3.1.4
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы создания шрифтовой композиции в рекламном плакате, в дизайне сайта;
3.2.2
применять в проектировании электронные шрифтовые системы;
3.2.3
создавать объекты графики и графического дизайна интерфейса с использованием информационных технологий.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов графического представления информационных сообщений;
3.3.2
навыками использования средств и методов создания шрифтовой композиции в рекламном плакате;
3.3.3
навыками использования средств и методов проектирования элементов графики при разработке и художественном оформлении объектов информационной среды.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. ШРИФТ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ

 
1.1
История кириллической типографики в России.

Кириллица: анатомия текста и система знаков

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2
3
0
 
1.2
История развития шрифта. История мировой письменности.

Письмо раннего свредневековья.

История развития русских шрифтов. Подготовка рефератов по теме. Копирование образцов различных видов шрифтов.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.3
Выразительные возможности шрифтового изображения  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2
3
0
 
1.4
Создание  шрифтовой  композиции  на единство, определив основные функции и структуры шрифтовой композиции.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.5
Создание  шрифтовой  композиции  на соподчинение шрифтовых структур по масштабности и по контрасту /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.6
Создание  шрифтовой композиции  на соразмерение, простой и сложный ритм, гармоничное пропорционирование.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.7
Искусство каллиграфии.  Каллиграфия и её место в типографике.

Образ в каллиграфии.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-2.1
3
0
 
1.8
Выполнение несложных каллиграфических шрифтовых композиций, буквицы или гарнитуры (на выбор).    /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
стр. 5
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
1.9
Типографика. Инструменты в типографике

Типографская композиция.

Современные наборные шрифты.

Текстовой и акцидентный набор

Леттеринг.

Краткая типографика многостраничных и периодических изданий.

Шрифт и типографика в айдентике.

Шрифт и типографика в дизайне среды и навигации

Типографика и инфографика

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-2.1
3
0
 
1.10
Разработка продукта полиграфического дизайна -  шрифтовой открытки, флайера, визитки  в серии (в цвете). /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.11
Разработка - фирменного (корпоративного) стиля, знаков, логотипов, брендбуков   (в цвете) с применением различных изобразительно - графических материалов /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.12
Основные элементы построения букв: кегль, базовая линия, интерлиньяж, апрош, гарнитура, трекинг, кернинг. Создание композиции из элементов букв /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.13
Цели и задачи шрифтового плаката и поиск его образа.

Эскизирование шрифтового плаката.

Разработка основных элементов рекламного шрифтового плаката.

Завершение работы над шрифтовым плакатом.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
 
Раздел 2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ШРИФТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 
2.1
Средства и методы размещения текста

Эффективное использование. Стратегии размещения текста.  Шрифт как иллюстрация.Шрифтовые трансформации.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-2.1
3
0
 
2.2
Цифровые шрифты

Развитие шрифтовых технологий от ручного набора до компьютерного. Четыре уровня

абстракции в представлении описания символов шрифта. Расторовые, векторные иконтурные шрифты. Алгоритмические шрифты.

Контурные шрифты

Особенности шрифтовых технологий PostScript и TrueType. Формат описания шрифта.

ФорматOpenType. Шрифтовая технология PostScript Multiple Master. Технология вывода контурных шрифтов.           Масштабирование, привязка к сетке. Растеризация, еѐ алгоритм,

проблемы и их решения

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-2.1
3
0
 
стр. 6
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
2.3
Графические редакторы FontLabStudio, FontLаbTypographicTools. Подготовка начального файла к работе.

Оптимизация трудозатрат при  работе в FontLabStudio.

Тестирование шрифта в графических программах. Форматы шрифтовых файлов.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-2.1
3
0
 
2.4
Создание собственного шрифта в среде FontLabStudio 5.2.1. Создание стандартной гарнитуры (построение шрифтов)  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.5
Изменение существующего шрифта в среде FontLabStudio 5.2.1.  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.6
Графическое представление информационных сообщений   - разработка информационного продукта (буклет, соц. реклама, стенд, пропаганда в плакате. Adobe Photoshop /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.7
Разработка и художественное оформление объектов информационной среды  (дизайн-макет одной из Web- страниц  в векторных графических редакторах AdobeIllustrator, AdobePhotoshop, GIMPCorelDRAWGraphicsSuiteX7)  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.8
Дизайн- проект рекламного буклета:  Анализ аналогов и прототипов.

Анализ и подбор технологии печати.

Обоснование дизайнерского решения.

Эскизы буклетов (варианты).

Верстка текстов.

Отбор иллюстраций.

Создание оригинала макета буклета.

Создание оригинала буклета, обложки.

Создание разворота буклета

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

10
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э9 Э10 Э11

36
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1.Типографика, шрифты и визуальные коммуникации, ее методы, основные понятия и термины

2.Понятие "шрифтовая композиция".

3.Общее представление о композиции шрифтовой графики

4.Взаимоотношение функции и формы. Шрифт

4.Классификация шрифтовых композиций

5.Шрифтовая орнаментальная

6.Шрифтовая изобразительная

7.Шрифтовая фотографическая композиция

8.Особенность содержательно-формальной шрифтовой композиции

9.Определение структурные композиции

10.Определение пластические композиции

11.Классификации шрифтов по О. В. Осетровой.

12.Виды печатной продукции

13.Особенности композиции шрифтовой графики

 
стр. 7
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
14.Основные функции шрифтовой графики

15.Дизайн издательско-полиграфической продукции

16.Дизайн текстовых форм и иллюстрирование

17.Оформление печатных изданий

18.История развития письма

19.Дизайн текстовых форм

20.Иллюстрирование художественной литературы

22.Цвет - как специфическое средство гармонизации шрифтовой композиции.

23.Основные средства шрифтовой композиции. Нюанс и контраст.

24.Шрифт в дизайне.

25 .История мировой письменности.

26 .Письмо раннего срредневековья.

27 История развития русских шрифтов.

28 .Современные шрифты.

29 Шрифт – как элемент фирменного стиля.

30 Айдентика.

Задание к экзамену:

Разработка и художественное оформление объектов информационной среды  (дизайн-макет одной из Web-страниц  в векторных графических редакторах AdobeIllustrator, AdobePhotoshop, GIMPCorelDRAWGraphicsSuiteX7) в любом виде векторной  графики с последующей подачей печати на принтере ( в формате JPEG и TIFFdpi).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Рефераты:

1.Шрифт в дизайне.

2.История мировой письменности.

3.Письмо раннего срредневековья.

4.История развития русских шрифтов.

5.Современные шрифты.

6.Шрифт – как элемент фирменного стиля.

7.Айдентика.

8.Особенности шрифтовой формы в плакате или афише.

9.Цифровая печать – новые возможности для творчества.

10.Фирменный шрифт в жизни города.

11.Шрифт в системе корпоративной идентификации.

12.Гельветика.

13.Типографика рекламы.

14.Шрифты «Новой волны».

15.Типографика в дизайне упаковки.

16.Типографика и проектирование электронных объектов.

17.Шрифтовые гарнитуры и графические символы на основе авторских классификаций в историческом аспекте.

18.Психология визуального восприятия и эргономики.

19.Использование образных средств в Web- и мультимедиа технологиях.

20.Коросс-браузерность вёрстки ресурса.

21.Основные категории объекта дизайна.

22.Математическое и физическое моделирование динамики объекта в среде

23.Шрифт и промышленный дизайн.

24.Шрифт в информационном дизайне.

25.Роль шрифта в веб-дизайне

26.Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

27.Визуальные решения для упаковок продукции (в том числе кондитерской и пищевой)

28.Визуальные коммуникации (в том числе системы ориентации - навигационные и иные пиктограммы).

29.Фирменный стиль (корпоративный стиль)( в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки)

30.Полиграфический дизайн.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Безрукова, Е. А.
Шрифты: шрифтовая графика:  учебное пособие для вузов / Е. А. Безрукова, Г. Ю. Мхитарян. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11142-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456768
2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Томилин, А. С.
Основы типографики -[Электронный ресурс] : URL: http://www.iprbookshop.ru/50672.html (дата обращения 13.08.2018): учебное пособие
М. : Московский гуманитарный университет, 2015
 
Л2.2
Яманова, Р. Р. Краткая история развития шрифта : учебное пособие / Р. Р. Яманова, В. В. Хамматова, Е. В. Слепнева. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2018. — 88 c. — ISBN 978-5-7882-2456-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/94984.html
Краткая история развития шрифта :  учебное пособие / Р. Р. Яманова, В. В. Хамматова, Е. В. Слепнева. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2018. — 88 c. — ISBN 978-5-7882-2456-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/94984.html
Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Журнал о шрифте и типографике, языке и времени, людях и визуальных традициях –URL: https://typejournal.ru/
 
Э2
Creativshik – Виртуальная школа графического дизайна Б.Поташника -URL: https://the-kurs.ru/kursi/potashnik-boris-18?yclid=6014386673437407932
 
Э3
Реклама или искусство? - URL:https://www.hot-idea.ru/post
 
Э4
Дизайн визуальных коммуникаций - URL:https://pentaschool.ru/news/dizajn-vizualnyh-kommunikacij
 
Э5
Современная каллиграфия и литтеринг -URL:https://pikabu.ru/story/sovremennaya_kalligrafiya_i_lettering_5716952
 
Э6
« IDN» -журнал -URL:https://www.idnworld.com/mags/
 
Э7
Основы типографики -URL:https://liblessons.ru/design/osnovy-tipografiki/
 
Э8
"Шрифт"-журнал- URL:https://typejournal.ru/
 
Э9
Каллиграфия и типографика» - журнал для веб-мастеров и блогеров - URL:http://vremenno.net/design/calligraphy-and-typography-6/
 
Э10
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э11
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
CorelDRAW Graphics Suite 2019 Education License (Windows) (5-50): Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Академическая версия Rhino 5 для Windows (30 мест):Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
 
стр. 9
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
6.3.1.3
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.6
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.7
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям:

Образовательные электронные издания, применяемые на лекциях, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, предоставлять педагогу средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на лекции текста, графики.

Использование электронных изданий  особенно актуально, так как в этом курсе значительное место уделяется наглядным пособиям, образцам макетов, которые можно собрать воедино с помощью современных технологий.

Для увеличения наглядности целесообразно применять  образовательные электронные издания, такие как: видеолекция, мультимедиа лекция, мультимедийный курс, электронный учебник, компьютерная тестирующая система. Они расширяют образовательные горизонты и способствуют более быстрому освоению обучающимися теоретического и практического материала по дисциплине.

Методические указания  к лабораторным работам

Дисциплина «Типографика, шрифты и визуальные коммуникации» включает в себя лабораторные работы. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа обучающегося, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением лабораторных работ.

В начале изучения данной дисциплины обучающийся должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.

При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на лабораторных занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередного занятия по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.

На лабораторные работы обучающийся должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу. Решение лабораторного задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.

Методические указания к выполнению самостоятельных работ

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине 

 
стр. 10
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
включает:

- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,

- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала для электронных разработок),

- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.

В соответствии с расписанием занятий обучающимся необходимо заранее ознакомиться с требованиями, изложенными в учебно-методическом комплексе по учебной дисциплине. На очередном занятии студентам целесообразно задать преподавателю вопросы по подготовке к практическим и контрольным занятиям.

Вопросы к экзамену необходимо уточнить в начале семестра. Заранее получить и изучить рекомендованные литературные источники и техническую документацию. Тщательно проработать предлагаемые вопросы по каждой теме. Провести самоконтроль полученных знаний с помощью контрольных вопросов.

При подготовке к контрольной работе, на предшествующих занятиях сориентировать студентов по контрольным вопросам, а также по использованию дидактических материалов, схем, слайдов, технических средств. Дать студентам список тем контрольных работ и рекомендованной для подготовки к контрольной работе литературы. Оказать помощь обучающимся в работе с литературными источниками и мультимедийными средствами.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине

За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:

– проведение учебных занятий, текущего контроля, ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;

– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;

– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

 
стр. 11
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.