(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Батаева Л.А.
ции
Кириллица: анатомия текста и система знаков
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Письмо раннего свредневековья.
История развития русских шрифтов. Подготовка рефератов по теме. Копирование образцов различных видов шрифтов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Образ в каллиграфии.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Типографская композиция.
Современные наборные шрифты.
Текстовой и акцидентный набор
Леттеринг.
Краткая типографика многостраничных и периодических изданий.
Шрифт и типографика в айдентике.
Шрифт и типографика в дизайне среды и навигации
Типографика и инфографика
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Эскизирование шрифтового плаката.
Разработка основных элементов рекламного шрифтового плаката.
Завершение работы над шрифтовым плакатом.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Эффективное использование. Стратегии размещения текста. Шрифт как иллюстрация.Шрифтовые трансформации.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Развитие шрифтовых технологий от ручного набора до компьютерного. Четыре уровня
абстракции в представлении описания символов шрифта. Расторовые, векторные иконтурные шрифты. Алгоритмические шрифты.
Контурные шрифты
Особенности шрифтовых технологий PostScript и TrueType. Формат описания шрифта.
ФорматOpenType. Шрифтовая технология PostScript Multiple Master. Технология вывода контурных шрифтов. Масштабирование, привязка к сетке. Растеризация, еѐ алгоритм,
проблемы и их решения
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Оптимизация трудозатрат при работе в FontLabStudio.
Тестирование шрифта в графических программах. Форматы шрифтовых файлов.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Анализ и подбор технологии печати.
Обоснование дизайнерского решения.
Эскизы буклетов (варианты).
Верстка текстов.
Отбор иллюстраций.
Создание оригинала макета буклета.
Создание оригинала буклета, обложки.
Создание разворота буклета
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э9 Э10 Э11
Вопросы к экзамену:
1.Типографика, шрифты и визуальные коммуникации, ее методы, основные понятия и термины
2.Понятие "шрифтовая композиция".
3.Общее представление о композиции шрифтовой графики
4.Взаимоотношение функции и формы. Шрифт
4.Классификация шрифтовых композиций
5.Шрифтовая орнаментальная
6.Шрифтовая изобразительная
7.Шрифтовая фотографическая композиция
8.Особенность содержательно-формальной шрифтовой композиции
9.Определение структурные композиции
10.Определение пластические композиции
11.Классификации шрифтов по О. В. Осетровой.
12.Виды печатной продукции
13.Особенности композиции шрифтовой графики
15.Дизайн издательско-полиграфической продукции
16.Дизайн текстовых форм и иллюстрирование
17.Оформление печатных изданий
18.История развития письма
19.Дизайн текстовых форм
20.Иллюстрирование художественной литературы
22.Цвет - как специфическое средство гармонизации шрифтовой композиции.
23.Основные средства шрифтовой композиции. Нюанс и контраст.
24.Шрифт в дизайне.
25 .История мировой письменности.
26 .Письмо раннего срредневековья.
27 История развития русских шрифтов.
28 .Современные шрифты.
29 Шрифт – как элемент фирменного стиля.
30 Айдентика.
Задание к экзамену:
Разработка и художественное оформление объектов информационной среды (дизайн-макет одной из Web-страниц в векторных графических редакторах AdobeIllustrator, AdobePhotoshop, GIMPCorelDRAWGraphicsSuiteX7) в любом виде векторной графики с последующей подачей печати на принтере ( в формате JPEG и TIFFdpi).
Рефераты:
1.Шрифт в дизайне.
2.История мировой письменности.
3.Письмо раннего срредневековья.
4.История развития русских шрифтов.
5.Современные шрифты.
6.Шрифт – как элемент фирменного стиля.
7.Айдентика.
8.Особенности шрифтовой формы в плакате или афише.
9.Цифровая печать – новые возможности для творчества.
10.Фирменный шрифт в жизни города.
11.Шрифт в системе корпоративной идентификации.
12.Гельветика.
13.Типографика рекламы.
14.Шрифты «Новой волны».
15.Типографика в дизайне упаковки.
16.Типографика и проектирование электронных объектов.
17.Шрифтовые гарнитуры и графические символы на основе авторских классификаций в историческом аспекте.
18.Психология визуального восприятия и эргономики.
19.Использование образных средств в Web- и мультимедиа технологиях.
20.Коросс-браузерность вёрстки ресурса.
21.Основные категории объекта дизайна.
22.Математическое и физическое моделирование динамики объекта в среде
23.Шрифт и промышленный дизайн.
24.Шрифт в информационном дизайне.
25.Роль шрифта в веб-дизайне
26.Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ
27.Визуальные решения для упаковок продукции (в том числе кондитерской и пищевой)
28.Визуальные коммуникации (в том числе системы ориентации - навигационные и иные пиктограммы).
29.Фирменный стиль (корпоративный стиль)( в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки)
30.Полиграфический дизайн.
Образовательные электронные издания, применяемые на лекциях, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, предоставлять педагогу средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на лекции текста, графики.
Использование электронных изданий особенно актуально, так как в этом курсе значительное место уделяется наглядным пособиям, образцам макетов, которые можно собрать воедино с помощью современных технологий.
Для увеличения наглядности целесообразно применять образовательные электронные издания, такие как: видеолекция, мультимедиа лекция, мультимедийный курс, электронный учебник, компьютерная тестирующая система. Они расширяют образовательные горизонты и способствуют более быстрому освоению обучающимися теоретического и практического материала по дисциплине.
Методические указания к лабораторным работам
Дисциплина «Типографика, шрифты и визуальные коммуникации» включает в себя лабораторные работы. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа обучающегося, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением лабораторных работ.
В начале изучения данной дисциплины обучающийся должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на лабораторных занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередного занятия по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На лабораторные работы обучающийся должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу. Решение лабораторного задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Методические указания к выполнению самостоятельных работ
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине
- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,
- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала для электронных разработок),
- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.
В соответствии с расписанием занятий обучающимся необходимо заранее ознакомиться с требованиями, изложенными в учебно-методическом комплексе по учебной дисциплине. На очередном занятии студентам целесообразно задать преподавателю вопросы по подготовке к практическим и контрольным занятиям.
Вопросы к экзамену необходимо уточнить в начале семестра. Заранее получить и изучить рекомендованные литературные источники и техническую документацию. Тщательно проработать предлагаемые вопросы по каждой теме. Провести самоконтроль полученных знаний с помощью контрольных вопросов.
При подготовке к контрольной работе, на предшествующих занятиях сориентировать студентов по контрольным вопросам, а также по использованию дидактических материалов, схем, слайдов, технических средств. Дать студентам список тем контрольных работ и рекомендованной для подготовки к контрольной работе литературы. Оказать помощь обучающимся в работе с литературными источниками и мультимедийными средствами.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине
За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.
Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:
– проведение учебных занятий, текущего контроля, ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;
– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;
– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.