2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Дизайн и монументально-декоративное искусство формирования среды_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Дизайн и монументально-декоративное искусство формирования среды
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
4
4
4
4
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент кафедры, Гизитдинова Г.А.;доцент кафедры, Кузнецова А.С. _________________
 
 
Дизайн и монументально-декоративное искусство формирования среды
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
организация культурно-развивающей пространственной среды жизнедеятельности методами дизайн-проектирования с целью нормализации психоэмоциональго здоровья населения городов и улучшения комфортно-эргономических условий средового пребывания горожан;
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
освоить высокий уровень знаний и творческих умений, способствующих реализовываться в области дизайна среды;
1.5
синтезировать разнонаправленные творческие навыки, приобретенные в процессе обучения;
1.6
расширить кругозор учащихся в области творческих способностей и знаний средового проектирования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Конструирование в дизайне среды
2.2.2
Основы культурологии и мировой эстетики
2.2.3
Основы средового проектирования средств коммуникаций
2.2.4
Инженерное оборудование городской среды
2.2.5
Инженерное оборудование средовых объектов
2.2.6
Оборудование средовых объектов
2.2.7
Основы проектирования городского ландшафта
2.2.8
Современные эстетические концепции
2.2.9
Современные теории устойчивого развития в сфере проектной культуры
2.2.10
Экологические аспекты дизайн-проектирования
2.2.11
Противодействие коррупции
2.2.12
Основы архитектурного проектирования
2.2.13
Ландшафтное проектирование среды
2.2.14
Психология художественного творчества
2.2.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.16
Производственная  преддипломная практика
2.2.17
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.18
Комбинаторные методы проектирования в дизайне среды
2.2.19
Основы теории и методологии дизайна
2.2.20
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.21
Основы проектирования городского ландшафта
2.2.22
Современные теории устойчивого развития в сфере проектной культуры
2.2.23
Основы средового проектирования средств коммуникаций
2.2.24
Системы визуальных коммуникаций в дизайне среды
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-10: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
 
Знать:
 
основные творческие направления в искусстве;
 
психоэмоциональное воздействие на личность творческих мотивов;
 
принципы абстрактно-авангардного творчества
 
 
Уметь:
 
обобщать дифференцированные творческие способности и умения;
 
анализировать образно-предметную аналогию формы и мормологии;
 
использовать аналитику и синтез в творческом аспекте изучения монументальных и декоративных искусств;
 
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Владеть:
 
профессиональным творческим воображением;
 
специальными средствами и приемами средового воздействия на зрителя;
 
абстрактыми композиционными средствами и приемами;
 
 
 
ПК-2: способностью обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи
 
Знать:
 
методики разработки проектной идеи;
 
инструментарий концертуального творческого подхода в области средового дизайна;
 
место декоративно-прикладного искусства в проектном творчествео дизайнера среды;
 
 
Уметь:
 
убедительно обосновывать выдвинутые для защиты проектные задачи;
 
защищать авторские проектные предложения и концепции;
 
профессионально дискутировать на тему защищаемого проектного предложения;
 
 
Владеть:
 
широким диапазоном средств и приемов профессиональной аргументации проектных решений
 
профессиональной терминологией проектного творчества;
 
проектным интегральным метапредметным мышлением в профессиональной области;
 
 
 
ПК-3: способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств
 
Знать:
 
современные экологические материаллы и их состав;
 
виды материалов по способу их применения;
 
технологии укладки, транспортировки и складирования материалов;
 
 
Уметь:
 
подбирать наиболее эффективные технологии при выборе материалов;
 
использовать  принципы средвого проектирования с точки зрения формированя устойчивой среды
 
отслеживать и использовать современные качественные материллы при разработке проектных решений;
 
 
Владеть:
 
методикой оценки качества используемых материалов;
 
проверкой эстетических и экологических характеристик материалов;
 
оценкой конструктивных и формообразующих свойств материалов;
 
 
 
ПК-5: способностью конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды
 
Знать:
 
типологию объектов консруирования в дизайне;
 
эргономические особенности и учитывать их при конструировании;
 
основыные узлы, детали конструкций;
 
 
Уметь:
 
синтезировать проектные и конструкторские решения;
 
учитывать и использовать исходные средовые особенности;
 
выполнять комплексные наборы объектов проектирования;
 
 
Владеть:
 
экономическими расчетами, обосновывающие эффективность проектных предложений;
 
композиционные принципы конструирования;
 
основами методики конструкторских расчетов;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
язык графических символов и мифологически-образных аналогий;
3.1.2
психо-эмоциональное воздействие симантических образов и символов;
3.1.3
социально-средовой контекст визуально-образного диалога со зрителем;
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.1.4
типологию визуальных коммуникаций и произведений монументально-декоративного искусства;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться приемами и средствами регулирования визуально-образных параметров среды;
3.2.2
корректировать средовые характеристики композиционно-формальным инструментарием;
3.2.3
воздействовать на психо-эмоциональное состояние зрителя цветовым, композиционно-формальным, и пространственно-объемным языковым образом;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
классификации видов и форм монументально-декоративного искусства в контексте предметно-пространственной среды;
3.3.2
разработки средовых мифотворческих концепций;
3.3.3
психо-эмоционального воздействия на человекак визуально-средовыми методами дизайна.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Визуально-средовые коммуникации городского интерьера

 
1.1
Среда в контексте городского интерьера.Комплексное формирование среды города и его фрагментов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-10 ПК-2 ПК-3 ПК-5
2
0
 
1.2
Безопасность и комфорт в среде. Дружелюбность и средовая интерактивнтсть.

Ориентирование и информативность. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОК-10 ПК-2 ПК-3 ПК-5
2
0
 
1.3
Исследование и поиск средового образа /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОК-10 ПК-2 ПК-3 ПК-5
2
0
 
 
Раздел 2. Визуально-средовые коммуникации городского пространства

 
2.1
Пространственные метафоры:семантический образ; транзитное пространство; релаксирующее пространство;игровое пространство /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-10 ПК-2 ПК-3 ПК-5
2
0
 
2.2
Гармонизация средового облика.Средства создания средовой эмоционально-оптимальной атмосферы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОК-10 ПК-2 ПК-3 ПК-5
2
0
 
2.3
Разработка дизайн-проекта средового образа /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОК-10 ПК-2 ПК-3 ПК-5
2
0
 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
2.4
Контрольные вопросы и задания /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-10 ПК-2 ПК-3 ПК-5
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

язык графических символов и мифологически-образных аналогий;

психо-эмоциональное воздействие симантических образов и символов;

социально-средовой контекст визуально-образного диалога со зрителем;

типологию визуальных коммуникаций и произведений монументально-декоративного искусства;

приемы и средства регулирования визуально-образных параметров среды;

корректировка средовых характеристик композиционно-формальным инструментарием;

классификации видов и форм монументально-декоративного искусства в контексте предметно-пространственной среды;

разработки средовых мифотворческих концепций;

— психо-эмоциональное воздействие на человекак визуально-средовыми методами дизайна.

Комплект заданий:

Объемно-пространственная композиция в среде:

городская инсталяция;

городская скульптура;

МАФ;

Формально-графическая комозиция в среде:

витраж, мозаика;

чеканка, барельеф;

мощение;

Инновационная композиция:

— галограмма в среде;

— световой фонтан;

— медиа-форма;

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1. Классификация видов и форм визуальных коммуникаций.

2. Примеры монументально-декоративныз произведений.

3. Особенности взаимодействия монументально-декоративных произведений с пространственной ситуацией.

4. Реклама как новый тип синтеза искусств.

5. Роспись в монументально-декоративных произведениях.

6. Виды техника выполнения монументально-декоративных произведений

7. Роспись как вид мди.

8. Мозаика как вид мди.

9. Витраж как вид мди.

10. Керамика как вид мди.

11. Художественная обработка металла.

12. Художественная обработка дерева.

13. Художественная обработка стекла.

Перечень контрольных заданий для подготовки исследовательской части эссе:

— Формирование исследовательскй базы по теме проектируемого объекта: вербальне обоснование определяемой проблемы, сбор исходных данных, подбор иллюстрационного материалла;

— изучение и ознакомление с аналогичными решениями, выявление положительного и отрицательного опыта изученных аналогов;

— знакомство с аналогами в печатных изданиях, на информационных ресурсах;

— анализирование местных особенностей: визуальных свойств сложившейся среды, качественных характеристик существующих среды, интегральных особенностей среды;

— постановка приоритетных целей и задач в процессе проектирования;

— определение направления проектных поисков для решения поставленных задач;

— уточнение средств, приемов и способов решения существующих проблем с учетом средового подхода;

— создание перечня чертежей, иллюстраций и текстовой части;

— грамотное оформление графической и пояснительной части;

— убедительная публичная защита проекта;

 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
— проявление коммуникабельности при стороннем критическом анализе;

— обоснованные ответы на задаваемые вопросы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соколов, М. В,  Соколова М.С.
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / М.В. Соколов, М. С. Соколова  - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017 -467 с. -  — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.htm : учебное пособие
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017
 
Л1.2
Шокорова, Л.В.
Шокорова, Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс] : учебник /Л.В.Шокорова. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 74 с. - ISBN 978-5-534-09988-1. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/stilizaciya-v-dizayne-i-dekorativno-prikladnom-iskusstve-441332#page/2 : учебник
Москва: Юрайт, 2019
 
Л1.3
Елисеенков, Г. С.
Елисеенков, Г. С. Дизайн-проектирование [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021. — 150 c. — 978-5-8154-0357-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66376.html: учебное пособие
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021
 
Л1.4
Заварихин, С. П. 
Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов / С. П. Заварихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02924-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438229: учебник для вузов
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шимко В.Т., Кудряшев Н.К., Никитина Е.В., Смирнов А.В., Шимко В.Т.
Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специфика средового творчества (предпосылки, методика, технологии): учеб. пособие для вузов/ В.Т. Шимко [и др.]; под ред. В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2021. -  240 с. : ил. - (УГМК - книги по искусству и архитектуре)  УМО: учеб. пособие для вузов
Москва: Архитектура-С, 2021
 
Л2.2
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.3
Белоусова, О. А.
Архитектурное моделирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. А. Белоусова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 64 c. — 978-5-9227-0817-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80734.html: учебное пособие
СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
Л2.4
Жданов, Н.В.
Жданов, Н.В. Бионика. Формообразование : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Уваров, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 217 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08018-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442253: учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Говорова, С. В.
Говорова, С. В. Информационные технологии [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / С. В. Говорова, М. А. Лапина. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 168 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66066.html : лабораторный практикум
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университе, 2016
 
Л3.2
Погосская, Ю. В. 
Композиция. учебно-методическое пособие: / Ю. В. Погосская. —— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/77569.html.
Набережные Челны:Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э4
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям:

Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.

Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, методы и свойства  дизайн-проектиролвания. Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, рефератов и докладов, помогающие более подробно освоить все области информационных технологий в дизайне.

Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств  информационных и коммуникационных технологий, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное  программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета  и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.

Лабораторные занятия проводятся в аудитории.

Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение).

Высшая школа дизайнерского искусства объединяет художественно-сепецифическую грамотность и инженерно-технологический профессионализм учащихся. Данная дисциплина формирует глубокие и разносторонние знания о 

 
стр. 9
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
формировании предметно – средовых пространств. Для достижения поставленных целей ведется исследовательская и проектная работа на высоком  профессиональном уровне.

Главной педагогической идеей является экспериментально-исследовательский подход учащихся в области средового проектирования; проектировании предметно – средовых комплексов, синтезирующих  принципы  художественно-проектной деятельности. Внедряемая методика проектирования предполагает  единство теоретического,  научно-технологического и  художественно-композиционного аспектов деятельности.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы:

Основная цель курса - формирование умений обучающихся применять компьютерную технику и программное обеспечение в дизайне.

Самостоятельная работа обучающегося по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа обучающегося заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ  информации по заданным темам.

Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре с докладом или рефератом  и сдача пакета контрольных заданий. Выступление и сдача контрольных заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Форма контроля самостоятельной работы:

- выполнение контрольных заданий, в соответствии с графиком самостоятельной работы

- выступление на семинаре с докладами  или рефератом

- собеседования и консультации по заданным темам

Форма отчета по самостоятельной работе:

- пакет контрольных работ по заданным темам в электронном виде.

- доклад или реферат по заданной теме, распечатанные на листах  А4 формата.

Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения разделов дисциплины «Информационные технологии в дизайне». В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем студентам выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам и выполнение домашних заданий. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы [см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для студентов первого года обучения (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.

Методические указания к зачету:

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.  

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наи-более подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:

1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятель-ности;

2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессиональ-но значимую информацию, сформированности когнитивных умений.

3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;

– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;

– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Методические указания обучающемуся по выполнению учебно-исследовательских работ (докладов, рефератов и 

 
стр. 10
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
контрольных работ):

Одним из аспектов самостоятельной работы обучающийся является чтение и реферирование литературы по специальности.

При анализе научно-теоретической литературы могут быть выявлены:

- основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;

- отличие авторской позиции от традиционной, новизна его подхода к рассматриваемой проблеме;

- степень аргументации идей автора – достаточная, высокая, недостаточно убедительная;

- задачи дальнейшего изучения поставленной проблемы, не получившей должного освещения или достаточной степени раскрытия.

Работа с литературными источниками включает фиксирование содержания и оформление библиографии. К способам фиксирования содержания относятся:

- аннотирование (характеристика темы, проблемы, объекта, цели и результата);

- тезирование (составление тезисов – заметок о содержании текста);

- реферирование (создание связного изложения изучаемой работы или ряда работ);

- конспектирование (реферирование без выражения отношения к обсуждаемому материалу).

Фиксация содержания изучаемого источника осуществляется двумя путями:

1.словесными;

2.путем логического структурирования в виде графических схем или таблиц.

Доклад – один из видов самостоятельной работы. Основное требование к докладу – отказ от переписывания литературных источников; глубокое изучение темы, логическое изложение вопроса, основанное на взаимосвязи теории экспериментальных исследований и практики.

Доклад – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды докладчика. Содержание доклада должно быть логичным, а изложение материала должно носить проблемно-тематический характер. Тематику обычно определяет преподаватель, с участием обучающегося.

Работа студента над докладом включает следующие шаги:

- самостоятельный библиографический поиск, включая поиск информации в сети Интернет (при написании реферата используется не менее 6-8 источников);

- аналитический обзор литературы (научных трудов классиков, монографий, научных статей, сборников тезисов научных докладов, справочных изданий);

- систематизация собранного материала, разделение на параграфы, оформление блок-схем, таблиц и т.п.;

- работа над композиционными разделами реферата – вступлением (введением) и заключением. Во вступлении обосновывается актуальность темы, обозначается круг противоречивых проблем в содержании, определяются задачи исследования. В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги работы;

- публичное выступление с результатами исследования.

Доклад имеет научно-информационное значение. Помимо исчерпывающего научно-объективного освещения темы, в нем может содержаться анализ и критика соответствующих теорий и выводов. Такие доклады, называемые также научными, получили широкое распространение в обучении. Они включаются в научные семинары и конференции.

Для успешного выполнения докладов и контрольных работ необходимо:

- хорошее знание по пройденным на лекции темам;

- хорошее знание всех пройденных вопросов;

- более углубленное самостоятельное изучение всех пройденных и заданных тем.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной 

 
стр. 11
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.