Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету
Контрольные вопросы к зачету:
1.Дайте определения следующим терминам: «информация», «данные», «информационная система», «информационная среда», «информационные технологии»
2.Приведите классификацию информационных систем
3.Из компонентов состоит настольный ПК?
4.Перечислите виды мониторов и их характеристики
5.Назовите виды принтеров, их преимущества и недостатки
6.Виды и характеристика сканеров
7.Чем удобны многофункциональные периферийные устройства?
9.Характеристики цифровых камер
10.Охарактеризуйте технические средства презентаций
11.Что понимается под программным обеспечением?
12.Какие основные функции выполняет базовое ПО?
13.Какие программные средства относятся к базовому ПО?
14.Особенности операционной системы Windows
15.Перечислите основные элементы Windows-окна?
16.Перечислите возможности текстового редактора
17.Характеристика электронных таблиц и ее основное назначение
18.Перечислите типы данных, используемых в электронных таблицах
19.Характеристика программы Excel
20.Дайте определение СУБД
21.Организация системы управления базами данных
22.Характеристика основных информационно-логических моделей баз данных
23.На какие категории делятся современные СУБД?
24.Основные этапы работы с презентацией
25.Перечислите способы создания презентаций в MS PowerPoint
26.Количество режимов просмотра документа в MS PowerPoint и какова их специфика
27.Характеристика возможностей по созданию презентаций в программе MS PowerPoint
28.Охарактеризуйте способы проведения показа слайдов презентаций
29.Перечислите принципы планирования показа слайдов
30.Виды растровых графических редакторов
31.Характеристика и особенности работы графических редакторов
32.Виды форматов для сохранения созданных графических изображений
33.Характеристика программы CorelDRAW
34.Программный пакет Adobe Photoshop
35.Перечислите компьютерные средства автоматизации перевода
36.Какие российские системы машинного перевода вы знаете?
37.Какие возможности предоставляет программа-переводчик PROMT?
38.Перечислите порядок действий при выполнении перевода
39.Чем электронные словари отличаются от программ-переводчиков?
40.В чем заключается особенность автоматизации бухгалтерского учета?
41.Дайте характеристику основным классам бухгалтерских программ
42.Перечислите российские программы автоматизации бухгалтерского учета
43.Дайте общую характеристику возможностям программы «1С: Бухгалтерия»
44.Какие отчеты формируются в программе «1С: Бухгалтерия»
45.Что включает в себя понятие «СПС»?
46.Перечислите достоинства и ограничения СПС
47.Каковы особенности российских СПС?
48.Какие бухгалтерские программы интегрированы с правовыми системами?
49.Компьютерная СПС «Консультант Плюс», назовите этапы поиска
50.Каковы общие правила организации поиска документов?
51.Перечислите принципы выбора СПС
52.Что такое локальная сеть?
53.Дайте определения понятий: «рабочая станция», «сервер сети» и «коммутационные узлы»
54.Дайте краткую характеристику сетей по охвату пользователей
55.Какие сетевые операционные системы вы знаете?
56.Как классифицируются сети по типологии?
57.Что собой представляет локальная сеть с выделенным сервером?
58.Сто собой представляет структура Интернет?
59.Какие средства поиска существуют в Интернете?
60.В чем заключаются отличия поисковых систем от электронных каталогов?
61.Как работает электронная почта?
62.Какие средства общения предлагает Интернет?
63.Назовите меры защиты компьютерной информации
64.Какие средства программно-аппаратного уровня защиты вы знаете?
65.Как защититься от вирусной атаки?
66.Перечислите известные антивирусные программы
67.Как уберечься от влияния электромагнитного излучения?
68.Как уберечься от компьютерного зрительного синдрома?
69.Перечислите меры эргономической организации рабочего компьютерного места
70.Назовите критерии оптимального режима работы с компьютером
Задания к зачету:
Задание №1. Информационные системы в дизайне;
Задание №2. Базовое и прикладное программное обеспечение;
Задание №3. Обработка текстовой информации;
Задание №5. Создание и показ презентации;
Задание №6. Освоение программы CorelDRAW;
Задание №7. Программа AutoCAD, работа с шаблонами;
Задание №8. Работа в глобальной сети Интернет
Темы рефератов
1.Классификация информационных систем
2.Виды мониторов и их характеристики
3.Виды принтеров, их преимущества и недостатки
4.Виды и характеристика сканеров
5.Многофункциональные периферийные устройства
6.Виды и характеристика модемов
7.Характеристики цифровых камер
8.Технические средства презентаций
9.Характеристики программного обеспечения
10.Особенности операционной системы Windows
11.Возможности текстового редактора
12.Характеристика электронных таблиц и ее основное назначение
13.Характеристика программы Excel
14.Характеристика основных информационно-логических моделей баз данных
15.Способы создания презентаций в MS PowerPoint. Основные этапы
16.Характеристика возможностей по созданию презентаций в программе MS PowerPoint
17.Виды растровых графических редакторов. Их характеристика
18.Характеристика программы CorelDRAW
19.Программный пакет Adobe Photoshop
20.Компьютерные средства автоматизации перевода
21.Характеристика возможностей программы-переводчика PROMT
22.Характеристика основных классов бухгалтерских программ
23.Общая характеристика возможностей программы «1С: Бухгалтерия»
24.Обзор компьютерных справочных правовых систем
25.Бухгалтерские программы, интегрированные с правовыми системами
26.Компьютерная СПС «Консультант Плюс»
27.Характеристика локальной сети
28.Основные сетевые операционные системы
29.Характеристика структуры Интернет
30.Характеристика электронной почты
Основная цель курса - формирование умений обучающихся применять компьютерную технику и программное обеспечение в дизайне.
Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.
Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий. Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, рефератов и докладов, помогающие более подробно освоить все области информационных технологий в дизайне.
Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств информационных и коммуникационных технологий, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.
Лабораторные занятия проводятся в аудитории.
Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение).
После изучения практических разделов курса и самостоятельной работы в объеме рабочей программы обучающийся должен:
Иметь представление:
- о тенденциях развития информационных технологий;
- об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ;
- о методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники;
- о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации;
- о методах защиты информации.
Знать:
- виды автоматизированных информационных технологий;
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий;
- общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
- технологии и инструменты средства обработки данных;
- основу построения автоматических информационных систем;
- сети Интернет, виды подключений, структуру и основные принципы работы сети;
Уметь:
- использовать информационные технологии для решения профессиональных задач;
- использовать изученные прикладные программные средства;
- применять основные пакеты прикладных программ для профессиональной деятельности;
Владеть навыками, опытом и обладать:
- навыками автоматизированной обработки информации;
- навыками вариантного применения программных продукций и прикладных программ в проектах широкой гаммы архитектурно- конструкционных и дизайнерских приемов формообразования;
- большим объемом знаний об информационных технологиях, необходимых для выполнения проектных решений любого уровня сложности;
- знаниями основных профессиональных программ для дизайн - проектирования;
Итоговый контроль знаний осуществляется в форме зачета.
Текущий и промежуточный контроль проводится в форме лабораторных работ, домашних заданий и работ и зачетных вопросов по пройденным в данное время темам в устной форме.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы:
Основная цель курса - формирование умений обучающихся применять компьютерную технику и программное обеспечение в дизайне.
Самостоятельная работа обучающегося по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа обучающегося заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.
Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре с докладом или рефератом и сдача пакета контрольных заданий. Выступление и сдача контрольных заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.
Форма контроля самостоятельной работы:
- выполнение контрольных заданий, в соответствии с графиком самостоятельной работы
- выступление на семинаре с докладами или рефератом
- собеседования и консультации по заданным темам
Форма отчета по самостоятельной работе:
- пакет контрольных работ по заданным темам в электронном виде.
- доклад или реферат по заданной теме, распечатанные на листах А4 формата.
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения разделов дисциплины «Информационные технологии в дизайне». В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем студентам выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам и выполнение домашних заданий. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы [см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для студентов первого года обучения (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.
Методические указания к зачету:
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;
– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;
– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он демонстрирует точное знание фактического материала в объеме, указанном в программе курса; понимает, определяет и описывает связи между различными элементами; показывает
- оценка «хорошо» он знает фактический материал в объеме, указанном в программе курса; понимает и связи и взаимоотношения, но не достаточно полно их раскрывает; демонстрирует знание предмета и правильное употребление профессиональных терминов и названий; владеет практическими умениями и навыками при работе над материалом курса.
- оценка «удовлетворительно» он демонстрирует недостаточно последовательное изложение знания основного материала, с некоторыми ошибками в фактических данных, в использовании профессиональных терминов; выявляет связи и взаимоотношения только с помощью наводящих вопросов преподавателя.
- оценка «неудовлетворительно» его ответ не соответствует вышеуказанным требованиям.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Знания:
- системы профессиональных понятий и методологии алгоритмического и параметрического проектирования
Умения:
- «видеть» действительность через систему профессиональных понятий
- выполнять действия, имеющие обобщенный смысл (сравнение, различие, анализ, синтез)
- создавать объекты в соответствии с эмоционально-образными и функционально-потребительскими требованиями
- ликвидировать «тупиковые» ситуации в процессе дизайн-проектирования
Владения:
- методами основных проектных действий (предпроектный анализ, постановка проектных задач, поиск проектных идей и т.д.)
- развитым воображением, фантазией, изобретательностью, ассоциативным и пространственным мышлением, зрительным восприятием, зрительной памятью, абстрактным мышлением
- навыками самостоятельного поиска и усвоения эффективных приемов учебной деятельности (активные и интерактивные технологии)
- широким спектром художественных средств и графических приемов
Методические указания обучающемуся по выполнению учебно-исследовательских работ (докладов, рефератов и контрольных работ):
Одним из аспектов самостоятельной работы обучающийся является чтение и реферирование литературы по специальности.
При анализе научно-теоретической литературы могут быть выявлены:
- основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;
- отличие авторской позиции от традиционной, новизна его подхода к рассматриваемой проблеме;
- степень аргументации идей автора – достаточная, высокая, недостаточно убедительная;
- задачи дальнейшего изучения поставленной проблемы, не получившей должного освещения или достаточной степени раскрытия.
Работа с литературными источниками включает фиксирование содержания и оформление библиографии. К способам фиксирования содержания относятся:
- аннотирование (характеристика темы, проблемы, объекта, цели и результата);
- тезирование (составление тезисов – заметок о содержании текста);
- реферирование (создание связного изложения изучаемой работы или ряда работ);
- конспектирование (реферирование без выражения отношения к обсуждаемому материалу).
Фиксация содержания изучаемого источника осуществляется двумя путями:
1.словесными;
2.путем логического структурирования в виде графических схем или таблиц.
Доклад – один из видов самостоятельной работы. Основное требование к докладу – отказ от переписывания литературных источников; глубокое изучение темы, логическое изложение вопроса, основанное на взаимосвязи теории экспериментальных исследований и практики.
Доклад – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды докладчика. Содержание доклада должно быть логичным, а изложение материала должно носить проблемно-тематический характер. Тематику обычно определяет преподаватель, с участием обучающегося.
Работа студента над докладом включает следующие шаги:
- самостоятельный библиографический поиск, включая поиск информации в сети Интернет (при написании реферата используется не менее 6-8 источников);
- аналитический обзор литературы (научных трудов классиков, монографий, научных статей, сборников тезисов научных докладов, справочных изданий);
- систематизация собранного материала, разделение на параграфы, оформление блок-схем, таблиц и т.п.;
- работа над композиционными разделами реферата – вступлением (введением) и заключением. Во вступлении обосновывается актуальность темы, обозначается круг противоречивых проблем в содержании, определяются задачи исследования. В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги работы;
- публичное выступление с результатами исследования.
Доклад имеет научно-информационное значение. Помимо исчерпывающего научно-объективного освещения темы, в нем может содержаться анализ и критика соответствующих теорий и выводов. Такие доклады, называемые также научными, получили широкое распространение в обучении. Они включаются в научные семинары и конференции.
Для успешного выполнения докладов и контрольных работ необходимо:
- хорошее знание по пройденным на лекции темам;
- более углубленное самостоятельное изучение всех пройденных и заданных тем.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.