(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Перспектива прямой линии, плоскости.
Перспективные масштабы.
Перспектива плоских фигур и геом. тел. /Лек/
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Перспектива прямой линии, плоскости.
Перспективные масштабы.
Перспектива плоских фигур и геом. тел
Перспектива интерьера
Практические способы построения перспективного изображения. /Пр/
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Перспектива прямой линии, плоскости.
Перспективные масштабы.
Перспектива плоских фигур и геом. тел
Перспектива интерьера
Практические способы построения перспективного изображения. /Пр/
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Тени в ортогональных проекциях и аксонометрии.
/Лек/
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Тени в ортогональных проекциях и аксонометрии
Построение тени в перспективе.
/Пр/
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Тени в ортогональных проекциях и аксонометрии
Построение тени в перспективе.
/Пр/
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
плоскостях различных положений
/Лек/
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
1. Общие сведения о перспективе
2. Основные элементы картины, перспектива.
3. Перспектива прямой
4. изображение плоскости в перспективе
5. Позиционные задачи
6. Перспективные масштабы
7. Простейшие метрические задачи
8. Перспектива угла
9. Построение простейших геометрических фигур
10. Окружность в перспективе
11. Способы построения перспективных изображений
12. Построение теней в перспективе
13. Построение отражений в перспективе
14. Перспективный анализ станковых картин и произведений монументальной живописи с точки зрения законов построения перспективы.
15. Линии картины
16. Перспектива предмета с изменением точки зрения в зависимости от удаления от картины по линии, перпендикулярной к картине,
17. Небесная и земная точка схода
18. Масштаб широт, высот
19. Метод архитекторов
20. Источники света в перспективе при солнечном освещении
22. Элементы на картине для построения перспективы теней,если солнце находится в мнимом пространстве
23. Элементы, обеспечивающие по¬строение перспектив теней при любом положении солнца
24. Законы построения перспектив отражений в плоских зеркалах
25. Отличия построения перспектив отражений в вертикальном и гори¬зонтальном зеркалах
26. Метод сетки
27. Дистанционные точки
28. Построение предметов на плоскости методом архитекторов.
29. Особенности определения перспективного масштаба предметов в различных положениях (вертикальном, горизонтальном, наклонном).
30. Правила изображения предметов при рисовании с натуры в перспективе.
1. Перспектива прямых линий
2. Перспективные масштабы.
3. Определение понятия масштаб.
4. Масштаб широт, высот и глубин. Решение задач.
5. Перспектива плоских фигур и геометрических тел.
6. Перспективный масштаб на произвольно направленной горизонтальной прямой
7. Перспектива горизонтальных углов.
8. Построение геометрических фигур, расположенных в горизонтальной плоскости, в перспективе (прямоугольник, треугольник, окружность).
9. Перспектива геометрических тел.
10. Построение перспектив плоских фигур и тел вращения
11. Построение интерьеров методом совмещения ортогонального чертежа и картины
12. Построение фронтальной перспективы интерьера с лестничным спуском, с масштабным делением отрезков.
13. Построение окружности в перспективе
14. Способ архитекторов;
15. Способ перспективной сетки.
16. Способы передачи материальных особенностей предметов в перспективе.
17. Процесс отмывки графической работы и методика ее осуществления.
18. Способ лессировки по черно-белому основанию и его особенности.
19. Роль и значение элементов перспективы в работе над пейзажем (выбор линии горизонта, точки схода, поля зрения, луч зрения и т. д).
20. Перспективный масштаб предметов и человека (группы людей) в различных местах картинной плоскости.
21. Изображение предметов в «воображаемом пространстве».
22. Перспектива в рисунке интерьера.
23. Формы перспективы в их историческом развитии.
24. Перспективы построения окружности в картинной плоскости.
25. Перспективные построения многогранных призм.
26. Роль силы тона в изображении глубины изображения в перспективном построении рисунка.
27. Радиальный метод построения предметов на плоскости и его художественное значение.
28. Построение предметов на плоскости методом архитекторов.
29. Особенности определения перспективного масштаба предметов в различных положениях
30. Правила изображения предметов при рисовании с натуры в перспективе.
одежды, промышленный дизайн и др.)
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому у следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы:
тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность а. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое
существенное.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной
странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников иформированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и
способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,
профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов,
составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии,
проблемности.
На теоретической части занятия по начертательной геометрии следует рассматривать принципиальные вопросы, формулировать и доказывать основополагающие положения, рассматривать типовые геометрические задачи, пояснять алгоритм их решения и графические построения.
Рассмотрение частных случаев, вариантов построения, а также детализации предмета должны быть отнесены к практическим занятиям и выполнению домашних заданий. Методика практических занятий должна основываться на активной форме
усвоения материала, обеспечивающей максимальную самостоятельность каждого в решении задач. В упражнениях и задачах желательно отражать специфику будущей специальности.
Закрепление учебных тем курса осуществляют на практических занятиях, в часы самостоятельной работы и при выполнении домашних заданий.
На лабораторных занятиях под руководством преподавателя разбираются способы решения задач, а применение карт программированного контроля и контрольных работ позволяет наиболее эффективно проверить знание тем дисциплины.
Содержание заданий и характер их оформления определяется рабочими программами. Выполнение РГР проводится самостоятельно под контролем (или консультацией) преподавателя.
Все РГР выполняются карандашом на листах ватмана стандартного формата. Чертежи оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД.
Расчетно-графические работы выполняются на листах чертежной бумаги формата А3 (297х420) или А4 (210х297). Формат А4 нельзя располагать горизонтально, только вертикально! А3 может располагаться и горизонтально и вертикально.
На чертежах проводится рамка поля чертежа. В правом нижнем углу формата вплотную к рамке помещается основная надпись. В основной надписи указывается тема выполненного задания.
Задания должны быть сброшюрованы в альбом и снабжены титульным листом. Чертежи заданий вычерчиваются в заданном масштабе с учетом наиболее рационального размещения в пределах указанного формата.
Построения необходимо выполнять точно и аккуратно с помощью чертежных инструментов. Характер и толщина линий должны соответствовать требованиям ГОСТ 2.303-68. Все видимые основные линии - сплошные основные s = 0,8-1,0 мм.
Осевые линии выполняются штрихпунктирной линией толщиной от s/2 до s/3 (0,4-0,3 мм). Линии построений и ливни связи должны быть сплошными тонкими (s/2 … s/3). Линии невидимых контуров показывают штриховыми линиями, имея при этом в виду, что заданные плоскости и поверхности непрозрачны.
Все надписи, как и отдельные обозначения, в виде букв и цифр на чертежах должны быть выполнены стандартным шрифтом размером 3,5 или 5 в соответствии с требованиями ГОСТ 2.304-81.
Чертежи должны быть выполнены в масштабе, регламентируемом ГОСТ 2. 302–68.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе
самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы
демонстрирует уровень квалификации и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется ом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы
без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не
регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачѐту должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на
высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачѐт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачѐту также систематизируют знания, которые они пробрели
Основой успешного изучения курса "Перспектива" является последовательное, систематическое изучение разделов курса и выполнение индивидуальных графических работ в сроки, предусмотренные учебным графиком. Для этого используются
аудиторные занятия - лекции и лабораторные, а также вне аудитории - самостоятельная работа, предполагающая подготовку к занятиям, выполнение индивидуальных графических заданий.
В аудиторной работе применяются формы и методы развивающего обучения, что предполагает введение в контекст занятий решение типовых задач и моделирование технических заданий, взятых из профессиональной сферы деятельности, например, при построении интерьера, лестниц, ниш или предметов в интерьере. В процессе их рассмотрения активизируется
самостоятельная деятельность обучающихся и развивается творческое принятие решений.
Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают к педагогической деятельности в школе.
Цели практической части курса: привить навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения
изобразительными средствами; воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза до его завершения. Каждое практическое задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и домашнюю.
Аудиторные занятия отводятся в основном: упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям перспективы.
Устный, письменный и изобразительный анализ перспективного изображения проводится как самим преподавателем, так и самостоятельно в рамках самоподготовки.
Беседы в процессе теоретического разбора проблем перспективы служат основой углубления теоретических знаний и способствуют анализу текущих практических заданий с объяснением ошибок и причин их появления.
Лабораторные занятия проводятся в соответствии с тематическим содержанием лекционной части курса с целью закрепления изученного теоретического материала на практике. В семестре лабораторные занятия проводятся в часы дисциплины
«Перспектива» в соответствии с учебно-методическим пособием по выполнению лабораторных-графических работ.
Во время лабораторных занятий отвечают на вопросы по изучаемой теме, самостоятельно выполняют задания, решение которых требует знания разделов курса
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут
использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другим, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и
разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно: в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.