Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету
1.Анализ существующих проблем городской среды;
2.Анализ существующей ситуации в городе, в стране, в мире;
3.Поиск решения этих проблем и примеры корректировки в других городах мира;
4.Анализ аналогов и прототипов, реализованных и не реализованных;
5.Применение образа для проектирования оборудования и городской среды;
6.Роль цвета в архитектурно-дизайнерской организации пространства;
7.Методы эргономических исследований;
8.Задачи эргодизайна в средовом проектировании;
9.Эргономическая программа проектирования среды обитания;
10.Оборудование городской среды;
11.Эргономика среды обитания престарелых и инвалидов;
12.Современные эргономические исследовательские программы;
13.Освещение как объект комплексного эргономического анализа. Роль света в
14.организации пространства (правила, задачи, требования);
15.Светотехническое оборудование. Виды светильников;
16.Источники света. Световой поток разных источников света. Спектральный состав светового потока;
17.Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве;
18.Методы эргономических исследований;
19.Эргономическое обеспечение дизайн – проектирования;
20.Эргономические требования к мебели. Классификация мебели;
21.Проектирование среды для детей. Эргономика безопасной и комфортной среды для детей;
22.Формирование комфортной среды обитания для детей и взрослых с ограниченными возможностями;
23.Общие рекомендации по организации труда и проектированию технических средств для лиц с пониженной трудоспособностью (принципы организации труда, коррективная эргономика);
24.Типы оборудования, объекты и элементы наполнения городской среды;
25.Эргономические требования при формировании городских пространств;
26.Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов (взрослых и детей с нарушением опорно-двигательного и зрительного аппарата). Общие требования к визуальным коммуникациям;
27.Зрительные искажения;
28.Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре (приемы архитектурно-планировочных корректив древних зодчих, оптические теории пропорционирования, закономерности восприятия объемов в пространстве);
29.Специфические виды эргономических систем;
30.Средства и системы визуальной информации. Слои визуальной среды;
31.Формирование архитектурных прототипов как способ опознания среды;
32.Видеоэкология. Приемы корректировки и организации комфортной визуальной среды. Показатель комфортности визуальной среды
Задание к зачету.
Задание №1. Анализ существующей ситуации в городе, стране, в мире;
1.Выбор существуюшей территории города для проектирования;
2.Анализ ситуации выбранной территории;
3.Анализ аналогов и прототипов в городе;
4.Анализ аналогов и прототипов в стране и в мире;
5.Анализ потребителя данного оборудования и территории;
•Подготовка и написание пояснительной записки
6.Поиск образа в материалах;
•Выполнение домашнего задания
7.Утверждение концепции проекта;
8.Поиск и ознакомление с нормативными документами по проектированию оборудования средовых объектов;
9.Эргономическое обеспечение проектирования оборудования средовых объектов;
10.Эргономическое обеспечение городсвой среды;
11.Использование соматографического метода при проектировании оборудования;
12.Типы оборудования, объекты и элементы наполнения городской среды;
13.Приемы корректировки и организации комфортной визуальной среды. Показатель комфортности визуальной среды;
14.Сравнительный анализ городской среды с точки зрения видеоэкологии (отрицательные и положительные примеры);
15.Выбор необходимого материала для реализации проекта;
16.Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве;
17.Роль цвета и света в архитектурно-дизайнерской организации пространства;
18.Светотехническое оборудование;
•Выполнение расчетно-графического задания
Комплект заданий.
Для определения среза знаний обучающегося в течение семестра. Обучающийся обязан продемонстрировать навыки и опыт в создании клаузурных, форсированных эскизов по семестрам на заданные темы:
Задание №1. Многофункциональная модульная конструкция для выставочного пространства - выполнение упражнений -
Задание №2. Обмер объекта заданной мебели с изображением в трех проекциях и изометрии. Бумажный макет;
Задание №3. Эскизный проект мебели из картона (по выбору):
а) для организации отдыха на природе;
б) для обеспечения минимального комфорта временного проживания в помещении;
- с изображением в трех проекциях и изометрии. Бумажный макет.
Задание №4. Выполнение эскизного проекта мебели для кабинета представителя определенной профессии (по выбору) - выполнение упражнений - клаузур на поиск образно-художественного замысла с помощью использования разнообразных графических и фактурных материалов (бумага, картон, ткани, шпагат, нитки, пластик, кожа и др.);
Задание №5. Выполнение концептуального проекта оборудования для экспозиционного зала музея - выполнение упражнений - клаузур на поиск образно-художественного замысла с помощью использования разнообразных графических и фактурных материалов (бумага, картон, ткани, шпагат, нитки, пластик, кожа и др.)
Основная цель курса - научить создавать предметно- пространственную среду и ее компоненты в соответствии с основными законами эргономики, создавать оригинальную, удобную и функциональную среду существования.
Ядро курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.
Лабораторные и теоретические занятия проводятся в аудитории.
В конце семестра обучающиеся сдают зачет. Форма подачи – графические планшеты, макет и пояснительная записка.
Текущий контроль и аттестация проводится в форме упражнений – клаузур и пояснительной записки.
На всем протяжении обучения дисциплине «Оборудование средовых объектов» обучающемуся необходимо иметь запас планшетов в количестве не менее 6 шт. размером 50х60 см., на которых изображаются итоговые результаты творческой учебной деятельности по проектированию объектов среды. Учебный проект выполняется с помощью использования ручных средств проектной графики или компьютерных технологий проектной графики, по своему усмотрению. Каждый проект должен нести оригинальность решения.
В состав каждого учебного проекта входят:
1.Изображение перспективы объекта с высоты уровня горизонта среднего человека. Перспективное изображение должно быть информативным и раскрывать функциональные и эмоционально-образные аспекты объекта, а также необходимо передать характер фактур и текстур поверхностей, предлагаемых к использованию отделочных материалов и их функциональные и декоративные качества.
2. Чертежи объекта проектирования (оборудование и т.п.). Выполняется в масштабе и цвете с передачей характера фактур и текстур поверхностей, предлагаемых к использованию отделочных материалов и их функциональные и декоративные качества.
3. Макет из бумаги
4. Пояснительная записка. В состав, которого входят разделы:
-Социальный. (Введение).
-Исследовательский. (Изучение аналогов и прототипов отечественного и зарубежного опыта).
-Проектно-композиционный. (Раскрытие творческих аспектов проекта)
-Конструкторско-технологический. (Предлагаемое использование отделочно-строительных материалов и требования к ним, типов освещения и светотехника).
-Заключительная часть. (Достоинства творческого решения проекта и отличия его от аналогов).
-Иллюстративные приложения.
-Список литературы.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы:
Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, помогающие более подробно освоить все области дизайн - проектирования.В конце семестра обучающиеся сдают зачет. Форма подачи – графические планшеты, макет и пояснительная записка. Текущий контроль и аттестация проводится в форме упражнений – клаузур и пояснительной записки.
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения принципов дизайн - проектирования. Темы для самостоятельного обучения даны в рабочей программе.
Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: подготовка и написание пояснительной записки к заданному проекту (Исследовательская и проектная часть) и сдача пакета упражнений - клаузур. Сдача самостоятельных
Все учебные проекты обучающийся представляет на кафедральный просмотр в виде проектной графики, макета на планшетах размером 50х60см., количество планшетов определяет преподаватель учебной дисциплины.
Каждый обучающийся индивидуален как личность, поэтому преподаватель обязан определить уровень его начальной подготовки и по возможности способствовать успешному освоению программы по учебной дисциплине. Обучающийся, не освоивший начальные упражнения по решению проектных задач, не в состоянии перейти к следующим более сложным упражнениям, поэтому преподаватель отслеживает пути продвижения и оценивает в личной беседе с ним успехи его творчества. Преподаватель формирует составляющие части каждого учебного проекта. Объясняет сложность предстоящих к выполнению общих и частных задач, предлагает пути их решения.
Каждый учебный проект сопровождается пояснительной запиской, в которой обучающийся обязан показать исследовательскую работу по изучению аналогов и прототипов, как российского, так и зарубежного опыта.
Преподаватель объясняет важность этих исследований для дальнейших творческих поисков в проектировании объектов среды.
Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ (рефератов и пояснительных записок) по дисциплине «Оборудование средовых объектов»:
Одним из аспектов самостоятельной работы является чтение и реферирование литературы по специальности.
При анализе научно-теоретической литературы могут быть выявлены:
- основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;
- отличие авторской позиции от традиционной, новизна его подхода к рассматриваемой проблеме;
- степень аргументации идей автора – достаточная, высокая, недостаточно убедительная;
- задачи дальнейшего изучения поставленной проблемы, не получившей должного освещения или достаточной степени раскрытия.
Работа с литературными источниками включает фиксирование содержания и оформление библиографии. К способам фиксирования содержания относятся:
- аннотирование (характеристика темы, проблемы, объекта, цели и результата);
- тезирование (составление тезисов – заметок о содержании текста);
- реферирование (создание связного изложения изучаемой работы или ряда работ);
- конспектирование (реферирование без выражения отношения к обсуждаемому материалу).
Фиксация содержания изучаемого источника осуществляется двумя путями:
1.словесными;
2.путем логического структурирования в виде графических схем или таблиц.
Реферативная работа – один из видов самостоятельной работы. Основное требование к докладу – отказ от переписывания литературных источников; глубокое изучение темы, логическое изложение вопроса, основанное на взаимосвязи теории экспериментальных исследований и практики.
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды докладчика. Содержание доклада должно быть логичным, а изложение материала должно носить проблемно-тематический характер. Тематику обычно определяет преподаватель, с участием обучающегося.
Работа обучающегося над докладом включает следующие шаги:
- самостоятельный библиографический поиск, включая поиск информации в сети Интернет (при написании реферата используется не менее 6-8 источников);
- аналитический обзор литературы (научных трудов классиков, монографий, научных статей, сборников тезисов научных докладов, справочных изданий);
- систематизация собранного материала, разделение на параграфы, оформление блок-схем, таблиц и т.п.;
- работа над композиционными разделами реферата – вступлением (введением) и заключением. Во вступлении обосновывается актуальность темы, обозначается круг противоречивых проблем в содержании, определяются задачи исследования. В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги работы;
- оформление библиографического списка по ГОСТу;
- оформление титульного листа;
- оформление реферата;
- публичное выступление с результатами исследования.
Реферат имеет научно-информационное значение. Помимо исчерпывающего научно-объективного освещения темы, в нем может содержаться анализ и критика соответствующих теорий и выводов. Такие доклады, называемые также научными, получили широкое распространение в обучении. Они включаются в научные семинары и конференции.
Требования, предъявляемые к реферату:
- изложение существенного;
- соблюдение единого стиля при написании работы;
- использование точного, краткого, литературного языка;
- изложение в логической последовательности;
- объем реферата не менее 15 стр. машинописного текста.
Структура реферата:
- Титульный лист.
- Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
- Введение (формируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
- Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
- Список литературы.
- Приложения.
Реферат должен в полной мере раскрыть данную тему. Рефераты сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата. Объем не менее 15 стр., обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы.
Для успешного выполнения докладов и контрольных работ необходимо:
- хорошее знание по пройденным на лекции темам;
- хорошее знание всех пройденных вопросов;
- более углубленное самостоятельное изучение всех пройденных и заданных тем
Методические указания к зачету.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе анализа конкретных ситуаций во время проведения мозговых штурмов, игрового проектирования; групповых дискуссий в процессе работы.
Знать:
- основы теории и методологии проектирования в дизайне среды;
- основы инженерного обеспечения дизайна;
- принципы комбинаторного решения формы объектов проектирования;
- современные методы дизайн – проектирования и конструирования в дизайне среды;
- концептуальный дизайн – проект, его особенности и роль в общей системе дизайн – проектирования;
- основные закономерности при проектировании предметной среды;
- механизмы, принципы использования эргономики для создания гармоничных объектов среды;
- пути и направления развития современных взглядов на формообразование в архитектурно-пространственной среде с учетом появления новых разработок в области эргодизайна
Уметь:
- решать основные типы проектных задач;
- проектировать графическую продукцию и средства визуальной коммуникации;
- проектировать объекты среды (интерьеры жилой, производственной и общественной среды, городские пространства);
- использовать разнообразные изобразительные и технические приемы и средства при выполнении дизайн - проекта;
- анализировать объекты проектирования с точки зрения требований эргономики, направленных на повышение эффективности системы ЧМС, безопасности труда человека-оператора, создания условий для развития личности;
- использовать знание основ проектирования и эргономики для создания благоприятной и комфортной среды;
- делать обобщения и находить пути к решению конкретных проектных задач, согласно современным тенденциям в развитии культурного наследия и искусства;
- планировать возможности выбора в использовании и применении разнообразных путей достижения положительного результата в создании гармоничной среды для жизни человека;
- пользоваться источниками историко- культурного и научно- технического наследия;
- формулировать, прогнозировать, обосновывать свои доводы в решении поставленных задач при создании функциональной образно- эмоциональной среды;
- анализировать объекты проектирования на предмет принятия соответствующих технических и дизайнерских решений
Владеть:
- приемами объемного и графического моделирования формы объекта, и соответствующей организации проектного материала для передачи творческого художественного замысла;
- компьютерного обеспечения дизайн - проектирования;
- векторной и растровой графикой, трехмерным компьютерным моделированием;
- художественно-технического редактирования;
- научить студента создавать предметно- пространственную среду и ее компоненты в соответствии с основными законами эргономики, создавать оригинальную, удобную и функциональную среду существования
После изучения практических разделов курса и самостоятельной работы в объеме рабочей программы обучающийся должен
иметь представление:
- о проектировании оборудования, как науке о взаимодействии человека и окружающих его предметно-пространственных, технологических и бытовых систем;
- об особенностях проектирования оборудования и современных методов дизайн – проектирования;
- о тесной взаимосвязи дизайнерских решений с функциональными процессами, присущие любой среде;
- о методах и процессах проектирования оборудования, их развития и использования в средовом проектировании;
- о нормах и технологии создания строительных объектов и элементов оборудования среды;
- о месте и значении данного предмета при проектировании окружающей среды;
- об аспектах влияния на качественные показатели архитектурной среды;
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.