2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Оборудование средовых объектов_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Оборудование средовых объектов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
8
8
8
8
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент кафедры, Гизитдинова Г.А. _________________
 
 
Оборудование средовых объектов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
научить создавать предметно- пространственную среду и ее компоненты (оборудование) в соответствии с основными законами проектирования и эргономики, создавать оригинальную, удобную и функциональную среду существования.
1.3
Задачи дисциплины:
1.4
Проектировать оборудование средовых объектов;
1.5
Научить методам дизайн – проектирования и практическими методами и приемами конструктивного моделирования;
1.6
Предусмотреть и применять тесную связь учебной тематики с условиями требованиями современной архитектурно- строительной практики на уровне проектной деятельности и строительного производства;
1.7
Ориентировать обучающихся на освоение процессов дизайнерского проектирования, как естественно - научной основе дизайна, принципов комбинаторного решения формы объектов проектирования и использования их в средовом проектировании;
1.8
Научить анализировать объекты дизайн - проектирования на предмет принятия профессионально- обоснованных, грамотных дизайнерских решений
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История дизайна, науки и техники
2.1.2
История искусств и архитектуры
2.1.3
Комбинаторные методы проектирования в дизайне среды
2.1.4
Материаловедение в дизайне среды
2.1.5
Основы теории и методологии дизайна
2.1.6
Технический рисунок
2.1.7
Технология 3-D проектирования
2.1.8
Дизайн и монументально-декоративное искусство формирования среды
2.1.9
Информационные технологии в дизайне
2.1.10
Начертательная геометрия и теория теней
2.1.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.12
Скульптура и пластическое моделирование
2.1.13
Эргономика в дизайне среды
2.1.14
Макетирование в дизайне среды
2.1.15
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Креативные и инновационные технологии в дизайне
2.2.2
Современные индустриальные технологии в дизайне
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.5
Производственная  преддипломная практика
2.2.6
2.2.7
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.8
Противодействие коррупции
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств
 
Знать:
 
особенности материалов с учетом их формообразующих свойств 
 
используемые при проектировании отделочные материалы;
 
используемые конструктивные материалы;
 
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Уметь:
 
применять материалы с учетом их формообразующих свойств
 
выбирать материалы с точки зрения формирования устойчивой среды;
 
отслеживать появление новых материалов и использовать наиболее перспективные из них;
 
 
Владеть:
 
требованиями к применению материалов с учетом их свойств при разработке изделия
 
проверкой эстетических, экологических свойств материалов;
 
анализом конструктивных и формообразующих характеристик материалов;
 
 
 
ПК-5: способностью конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды
 
Знать:
 
типологию объектов консруирования в дизайне
 
эргономические особенности и учитывать их при конструировании
 
основыные узлы, детали конструкций
 
 
Уметь:
 
синтезировать проектные и конструкторские решения;
 
учитывать и использовать исходные средовые особенности;
 
выполнять комплексные наборы объектов проектирования;
 
 
Владеть:
 
экономическими расчетами, обосновывающие эффективность проектных предложений;
 
композиционные принципы конструирования;
 
основами методики конструкторских расчетов;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы теории и методологии проектирования в дизайне среды;
3.1.2
основы инженерного обеспечения дизайна;
3.1.3
принципы комбинаторного решения формы объектов проектирования;
3.1.4
современные методы дизайн – проектирования и конструирования в дизайне среды;
3.1.5
концептуальный дизайн – проект, его особенности и роль в общей системе дизайн – проектирования;
3.1.6
основные закономерности при проектировании предметной среды;
3.1.7
механизмы, принципы  использования эргономики для создания гармоничных объектов среды;
3.1.8
пути и направления развития современных взглядов на формообразование в архитектурно-пространственной среде с учетом появления новых разработок в области эргодизайна
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
решать основные типы проектных задач;
3.2.2
проектировать графическую продукцию и средства визуальной коммуникации;
3.2.3
проектировать объекты среды (интерьеры жилой, производственной и общественной среды, городские пространства);
3.2.4
использовать  разнообразные изобразительные  и технические приемы  и средства  при выполнении  дизайн - проекта;
3.2.5
анализировать объекты проектирования с точки зрения требований эргономики, направленных на повышение эффективности системы ЧМС, безопасности труда человека-оператора, создания условий для развития личности;
3.2.6
использовать знание основ проектирования и эргономики для создания благоприятной и комфортной среды;
3.2.7
делать обобщения и находить пути к решению конкретных проектных задач, согласно современным тенденциям в развитии культурного наследия и искусства;
3.2.8
планировать возможности выбора в использовании и применении разнообразных путей достижения положительного результата в создании гармоничной среды для жизни человека;
3.2.9
пользоваться источниками историко- культурного и научно- технического наследия;
3.2.10
формулировать, прогнозировать, обосновывать свои доводы в решении поставленных задач при создании функциональной образно- эмоциональной среды;
3.2.11
анализировать объекты проектирования на предмет принятия соответствующих технических и дизайнерских решений
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.3.1
приемами объемного и графического моделирования формы объекта, и  соответствующей организации проектного материала для передачи  творческого художественного замысла;
3.3.2
компьютерного обеспечения дизайн - проектирования;
3.3.3
векторной и растровой графикой, трехмерным компьютерным моделированием;
3.3.4
художественно-технического редактирования;
3.3.5
навыками вариантного применения в проектах широкой гаммы архитектурно-конструкционных и дизайнерских приемов формообразования;
3.3.6
научить создавать предметно- пространственную среду и ее компоненты в соответствии с основными законами эргономики, создавать оригинальную, удобную и функциональную среду существования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предпроектное исследование для дизайн – проекта оборудования зоны отдыха

 
1.1
Исследовательская часть. Анализ проектной ситуации. Изучение нормативов на проектирование.Анализ аналогов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3 ПК-5
4
0
 
1.2
Выбор существующей местности для объекта проектирования. Анализ существующей ситуации. Анализ аналогов. Ознакомление с нормами проектирования оборудования средовых объектов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

48
ПК-3 ПК-5
4
0
 
 
Раздел 2. Дизайн – проект оборудования зоны отдыха

 
2.1
Дизайн – проект оборудования зоны отдыха (придомовой территории, парковых и коммуникативных зон, площадей и улиц города) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3 ПК-5
4
0
 
2.2
Утверждение концепции. Выполнение всех необходимых чертежей и подачи на планшете /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

48
ПК-3 ПК-5
4
0
 
2.3
Контрольные вопросы и задания /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3 ПК-5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Перечень вопросов к зачету:

1.Анализ существующих проблем городской среды;

2.Анализ существующей ситуации в городе, в стране, в мире;

3.Поиск решения этих проблем и примеры корректировки в других городах мира;

4.Анализ аналогов и прототипов, реализованных и не реализованных;

5.Применение образа для проектирования оборудования и городской среды;

6.Роль цвета в архитектурно-дизайнерской организации пространства;         

7.Методы эргономических исследований;

8.Задачи эргодизайна в средовом проектировании;

9.Эргономическая программа проектирования среды обитания;

10.Оборудование городской среды;

11.Эргономика среды обитания престарелых и инвалидов;

12.Современные эргономические исследовательские программы;

13.Освещение как объект комплексного эргономического анализа. Роль света в

14.организации пространства (правила, задачи, требования);

15.Светотехническое оборудование. Виды светильников;

16.Источники света. Световой поток разных источников света. Спектральный состав светового потока;

17.Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве;

18.Методы эргономических исследований;

19.Эргономическое обеспечение дизайн – проектирования;

20.Эргономические требования к мебели. Классификация мебели;

21.Проектирование среды для детей. Эргономика безопасной и комфортной среды для детей;

22.Формирование комфортной среды обитания для детей и взрослых с ограниченными возможностями;

23.Общие рекомендации по организации труда и проектированию технических средств для лиц с пониженной трудоспособностью (принципы организации труда, коррективная эргономика);

24.Типы оборудования, объекты и элементы наполнения городской среды;

25.Эргономические требования при формировании городских пространств;

26.Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов (взрослых и детей с нарушением опорно-двигательного и зрительного аппарата). Общие требования к визуальным коммуникациям;

27.Зрительные искажения;

28.Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре (приемы архитектурно-планировочных корректив древних зодчих, оптические теории  пропорционирования, закономерности восприятия объемов в пространстве);

29.Специфические виды эргономических систем;

30.Средства и системы визуальной информации. Слои визуальной среды;

31.Формирование архитектурных прототипов как способ опознания среды;

32.Видеоэкология. Приемы корректировки и организации комфортной визуальной среды. Показатель комфортности визуальной среды

Задание к зачету.

Задание №1. Анализ существующей ситуации в городе, стране, в мире;

1.Выбор существуюшей территории города для проектирования;

2.Анализ ситуации выбранной территории;

3.Анализ аналогов и прототипов в городе;

4.Анализ аналогов и прототипов в стране и в мире;

5.Анализ потребителя данного оборудования и территории;

•Подготовка и написание пояснительной записки

6.Поиск образа в материалах;

•Выполнение домашнего задания

7.Утверждение концепции проекта;

8.Поиск и ознакомление с нормативными документами по проектированию оборудования средовых объектов;

9.Эргономическое обеспечение проектирования оборудования средовых объектов;

10.Эргономическое обеспечение городсвой среды;

11.Использование соматографического метода при проектировании оборудования;

12.Типы оборудования, объекты и элементы наполнения городской среды;

13.Приемы корректировки и организации комфортной визуальной среды. Показатель комфортности визуальной среды;

14.Сравнительный анализ городской среды с точки зрения видеоэкологии (отрицательные и положительные примеры);

15.Выбор необходимого материала для реализации проекта;

16.Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве;

17.Роль цвета и света в архитектурно-дизайнерской организации пространства;

18.Светотехническое оборудование;

•Выполнение расчетно-графического задания 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий.

Для определения среза знаний обучающегося в течение семестра. Обучающийся обязан продемонстрировать навыки и опыт в создании клаузурных, форсированных эскизов по семестрам  на заданные темы:

Задание №1. Многофункциональная модульная конструкция для выставочного пространства - выполнение упражнений - 

 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
клаузур на поиск образно-художественного замысла с помощью использования разнообразных графических и фактурных материалов (бумага, картон, ткани, шпагат, нитки, пластик, кожа и др.);  

Задание №2. Обмер объекта заданной мебели с изображением в трех проекциях и изометрии. Бумажный макет;

Задание №3. Эскизный проект мебели из картона (по выбору):

а) для организации отдыха на природе;

б) для обеспечения минимального комфорта временного проживания в помещении;

- с изображением в трех проекциях и изометрии. Бумажный макет.

Задание №4. Выполнение  эскизного проекта мебели для кабинета представителя определенной профессии (по выбору) - выполнение упражнений - клаузур на поиск образно-художественного замысла с помощью использования разнообразных графических и фактурных материалов (бумага, картон, ткани, шпагат, нитки, пластик, кожа и др.);

Задание №5. Выполнение концептуального проекта оборудования для  экспозиционного зала  музея - выполнение упражнений - клаузур на поиск образно-художественного замысла с помощью использования разнообразных графических и фактурных материалов (бумага, картон, ткани, шпагат, нитки, пластик, кожа и др.)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Опарин С. Г.
Архитектурно-строительное проектирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Опарин, А. А. Леонтьев ; под общ. ред. С. Г. Опарина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 283 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8767-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/arhitekturno-stroitelnoe-proektirovanie-433576: учебник и практикум для академического бакалавриата
— М. : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Белоусова, О. А.
Архитектурное моделирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. А. Белоусова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 64 c. — 978-5-9227-0817-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80734.html: учебное пособие
СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
Л1.3
Соловьева, А. В. 
Основы дизайна архитектурной среды [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / А. В. Соловьева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 88 c. — ISBN 978-5-4486-0232-0. —URL: http://www.iprbookshop.ru/72460.html: учебно-методическое пособие
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
Л1.4
Елисеенков, Г. С.
Елисеенков, Г. С. Дизайн-проектирование [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021. — 150 c. — 978-5-8154-0357-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66376.html: учебное пособие
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шимко В.Т., Кудряшев Н.К., Никитина Е.В., Смирнов А.В., Шимко В.Т.
Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специфика средового творчества (предпосылки, методика, технологии): учеб. пособие для вузов/ В.Т. Шимко [и др.]; под ред. В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2021. -  240 с. : ил. - (УГМК - книги по искусству и архитектуре)  УМО: учеб. пособие для вузов
Москва: Архитектура-С, 2021
 
Л2.2
Лысенкова, Л. Ф.
Пластические средства в архитектурном проектировании [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Лысенкова, А. Ю. Лысенков. — Электрон. текстовые данные. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 104 c. — 978-5-9585-0667-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58832.html: учебно-методическое пособие
Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Бессонова, Н. В. 
Бессонова, Н. В.  Архитектурное параметрическое моделирование в среде Autodesk Revit Architecture 2014 [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Бессонова. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2016. — 117 c. — ISBN 978-5-7795-0806-3. — URL: http://www.iprbookshop.ru/ 68748.html (дата обращения 29.04.2019): учебное пособие
Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2016
 
Л2.4
Тарасова, О. П. 
Организация проектной деятельности дизайнера [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. П. Тарасова, О. Р. Халиуллина. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 165 c. — 978-5-7410-1896-5. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78932.html: учебное пособие 
Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
Л2.5
Левин, И. Л. 
Креативные методы архитектурно-пластического моделирования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. Л. Левин. — Электрон. текстовые данные. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 202 c. — 978-5-528-00136-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80901.html: учебно-методическое пособие
Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
Л2.6
Чернушкин О.А.
Строительные материалы [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. А. Чернушкин, А. М. Усачев, С. М. Усачев, С. В. Черкасов. — Электрон. текстовые данные. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 137 c. — 978-5-89040-633-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72944.html: учебное пособие
Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Генералова, Е. М.
Композиционное моделирование [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. М. Генералова, Н. А. Калинкина. — Электрон. текстовые данные. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 120 c. — 978-5-9585-0646-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58824.html: учебно-методическое пособие 
Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2016
 
Л3.2
Гамов, Е.С.
Техническая эстетика и дизайн [Электронный ресурс] : словарь / Е. С. Гамов, Е. В. Жердев, Е. А. Заева-Бурдонская  [и др.] ; сост. М. М. Калиничева, М. В. Решетова ; под ред. М. М. Калиничева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, Культура, 2021. — 389 c. — 978-5-8291-2516-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60041.html: словарь
М. : Академический Проект, Культура, 2021
 
Л3.3
Беляев А.Н.
Системы автоматизированного проектирования. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Н. Беляев, В. В. Шередекин, С. В. Кузьменко, А. А. Заболотная ; под ред. В. В. Шередекин. — Электрон. текстовые данные. — Воронеж : Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2016. — 175 c. — 978-5-7267-0887-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72747.html: учебное пособие
Воронеж : Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
стр. 9
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер: свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-302 Читальный зал: помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям:      

Основная цель курса - научить создавать предметно- пространственную среду и ее компоненты в соответствии с основными законами эргономики, создавать оригинальную, удобную и функциональную среду существования.

     Ядро курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.

Лабораторные и теоретические занятия проводятся в аудитории.

В конце семестра обучающиеся сдают зачет. Форма подачи – графические планшеты, макет и пояснительная записка.

Текущий контроль и аттестация проводится в форме упражнений – клаузур и пояснительной записки.

На всем протяжении обучения дисциплине «Оборудование средовых объектов» обучающемуся необходимо иметь запас планшетов в количестве не менее 6 шт. размером   50х60 см., на которых изображаются итоговые результаты творческой учебной деятельности по проектированию объектов среды.  Учебный проект выполняется с помощью использования ручных средств проектной графики или компьютерных технологий проектной графики, по своему усмотрению. Каждый проект должен нести оригинальность решения.

     В состав каждого учебного проекта входят:

1.Изображение перспективы объекта с высоты уровня горизонта среднего человека. Перспективное изображение должно быть информативным и  раскрывать функциональные и эмоционально-образные аспекты объекта, а также необходимо передать характер фактур и текстур поверхностей, предлагаемых к использованию отделочных материалов и их  функциональные и декоративные качества.

2. Чертежи объекта проектирования (оборудование и т.п.). Выполняется в масштабе и цвете с передачей характера фактур и текстур поверхностей, предлагаемых к использованию отделочных материалов и их  функциональные и декоративные качества.

3. Макет из бумаги

4. Пояснительная записка. В состав, которого входят разделы:

-Социальный. (Введение).

-Исследовательский.  (Изучение аналогов и прототипов отечественного и зарубежного опыта).

-Проектно-композиционный. (Раскрытие творческих аспектов проекта)

-Конструкторско-технологический. (Предлагаемое использование отделочно-строительных материалов и требования к ним, типов освещения и светотехника).

-Заключительная часть. (Достоинства творческого решения проекта и отличия его от аналогов).

-Иллюстративные приложения.

-Список литературы.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы:

    Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, помогающие более подробно освоить все области дизайн - проектирования.В конце семестра обучающиеся сдают зачет. Форма подачи – графические планшеты, макет и пояснительная записка. Текущий контроль и аттестация проводится в форме упражнений – клаузур и пояснительной записки.

     Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения принципов дизайн - проектирования. Темы для самостоятельного обучения даны в рабочей программе.

Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: подготовка и написание пояснительной записки к заданному проекту (Исследовательская и проектная часть) и сдача пакета упражнений - клаузур. Сдача самостоятельных 

 
стр. 10
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Все учебные проекты обучающийся представляет на кафедральный просмотр в виде проектной графики, макета на планшетах размером 50х60см., количество планшетов определяет преподаватель учебной дисциплины.

Каждый обучающийся индивидуален как личность, поэтому преподаватель обязан определить уровень его начальной подготовки и по возможности способствовать успешному освоению программы по учебной дисциплине.  Обучающийся, не освоивший начальные упражнения по решению проектных задач, не в состоянии перейти к следующим более сложным упражнениям, поэтому преподаватель отслеживает пути продвижения и оценивает в личной беседе с ним успехи его творчества. Преподаватель формирует составляющие части каждого учебного проекта. Объясняет сложность предстоящих к выполнению общих и частных задач, предлагает пути их решения.

Каждый учебный проект сопровождается пояснительной запиской, в которой обучающийся обязан показать исследовательскую работу по изучению аналогов и прототипов, как российского, так и зарубежного опыта.    

Преподаватель объясняет важность этих исследований для  дальнейших творческих поисков в проектировании объектов среды.  

Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ (рефератов и пояснительных записок) по дисциплине «Оборудование средовых объектов»:

Одним из аспектов самостоятельной работы является чтение и реферирование литературы по специальности.

При анализе научно-теоретической литературы могут быть выявлены:

- основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;

- отличие авторской позиции от традиционной, новизна его подхода к рассматриваемой проблеме;

- степень аргументации идей автора – достаточная, высокая, недостаточно убедительная;

- задачи дальнейшего изучения поставленной проблемы, не получившей должного освещения или достаточной степени раскрытия.

     Работа с литературными источниками включает фиксирование содержания и оформление библиографии. К способам фиксирования содержания относятся:

- аннотирование (характеристика темы, проблемы, объекта, цели и результата);

- тезирование (составление тезисов – заметок о содержании текста);

- реферирование (создание связного изложения изучаемой работы или ряда работ);

- конспектирование (реферирование без выражения отношения к обсуждаемому материалу).

     Фиксация содержания изучаемого источника осуществляется двумя путями:

1.словесными;

2.путем логического структурирования в виде графических схем или таблиц.

Реферативная работа – один из видов самостоятельной работы. Основное требование к докладу – отказ от переписывания литературных источников; глубокое изучение темы, логическое изложение вопроса, основанное на взаимосвязи теории экспериментальных исследований и практики.

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды докладчика. Содержание доклада должно быть логичным, а изложение материала должно носить проблемно-тематический характер. Тематику обычно определяет преподаватель, с участием обучающегося.

Работа обучающегося над докладом включает следующие шаги:

- самостоятельный библиографический поиск, включая поиск информации в сети Интернет (при написании реферата используется не менее 6-8 источников);

- аналитический обзор литературы (научных трудов классиков, монографий, научных статей, сборников тезисов научных докладов, справочных изданий);

- систематизация собранного материала, разделение на параграфы, оформление блок-схем, таблиц и т.п.;

- работа над композиционными разделами реферата – вступлением (введением) и заключением. Во вступлении обосновывается актуальность темы, обозначается круг противоречивых проблем в содержании, определяются задачи исследования. В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги работы;

- оформление библиографического списка по ГОСТу;

- оформление титульного листа;

- оформление реферата;

- публичное выступление с результатами исследования.

     Реферат имеет научно-информационное значение. Помимо исчерпывающего научно-объективного освещения темы, в нем может содержаться анализ и критика соответствующих теорий и выводов. Такие доклады, называемые также научными, получили широкое распространение в обучении. Они включаются в научные семинары и конференции.

     Требования, предъявляемые к реферату:

- изложение существенного;

- соблюдение единого стиля при написании работы;

- использование точного, краткого, литературного языка;

- изложение в логической последовательности;

- объем реферата не менее 15 стр. машинописного текста.

     Структура реферата:

- Титульный лист.

- Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

- Введение (формируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).

 
стр. 11
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
- Основной параграф (каждый раздел ее, доказательно раскрывающий отдельную проблему или одну из ее сторон, является логическим продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

- Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

- Список литературы.

- Приложения.

Реферат должен в полной мере раскрыть данную тему. Рефераты сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата. Объем не менее 15 стр., обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы.

Для успешного выполнения докладов и контрольных работ необходимо:

- хорошее знание по пройденным на лекции темам;

- хорошее знание всех пройденных вопросов;

- более углубленное самостоятельное изучение всех пройденных и заданных тем

Методические указания к зачету.

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.  

Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

   Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

   Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе анализа конкретных ситуаций во время проведения мозговых штурмов, игрового проектирования; групповых дискуссий в процессе работы.

Знать:

- основы теории и методологии проектирования в дизайне среды;

- основы инженерного обеспечения дизайна;

- принципы комбинаторного решения формы объектов проектирования;

- современные методы дизайн – проектирования и конструирования в дизайне среды;

- концептуальный дизайн – проект, его особенности и роль в общей системе дизайн – проектирования;

- основные закономерности при проектировании предметной среды;

- механизмы, принципы  использования эргономики для создания гармоничных объектов среды;

- пути и направления развития современных взглядов на формообразование в архитектурно-пространственной среде с учетом появления новых разработок в области эргодизайна

Уметь:

- решать основные типы проектных задач;

- проектировать графическую продукцию и средства визуальной коммуникации;

- проектировать объекты среды (интерьеры жилой, производственной и общественной среды, городские пространства);

- использовать  разнообразные изобразительные  и технические приемы  и средства  при выполнении  дизайн - проекта;

- анализировать объекты проектирования с точки зрения требований эргономики, направленных на повышение эффективности системы ЧМС, безопасности труда человека-оператора, создания условий для развития личности;

- использовать знание основ проектирования и эргономики для создания благоприятной и комфортной среды;

- делать обобщения и находить пути к решению конкретных проектных задач, согласно современным тенденциям в развитии культурного наследия и искусства;

- планировать возможности выбора в использовании и применении разнообразных путей достижения положительного результата в создании гармоничной среды для жизни человека;

- пользоваться источниками историко- культурного и научно- технического наследия;

- формулировать, прогнозировать, обосновывать свои доводы в решении поставленных задач при создании функциональной образно- эмоциональной среды;

- анализировать объекты проектирования на предмет принятия соответствующих технических и дизайнерских решений

Владеть:

- приемами объемного и графического моделирования формы объекта, и  соответствующей организации проектного материала для передачи  творческого художественного замысла;

- компьютерного обеспечения дизайн - проектирования;

- векторной и растровой графикой, трехмерным компьютерным моделированием;

- художественно-технического редактирования;

 
стр. 12
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
- навыками вариантного применения в проектах широкой гаммы архитектурно-конструкционных и дизайнерских приемов формообразования;

- научить студента создавать предметно- пространственную среду и ее компоненты в соответствии с основными законами эргономики, создавать оригинальную, удобную и функциональную среду существования

    После изучения практических разделов курса и самостоятельной работы в объеме рабочей программы обучающийся должен

иметь представление:

- о проектировании оборудования, как науке о взаимодействии человека и окружающих его предметно-пространственных, технологических и бытовых систем;

- об особенностях проектирования оборудования и современных методов дизайн – проектирования;

- о тесной взаимосвязи дизайнерских решений с функциональными процессами,     присущие любой среде;

- о методах и процессах проектирования оборудования, их развития и использования в средовом проектировании;

- о нормах и технологии создания строительных объектов и элементов оборудования среды;

- о месте и значении данного предмета при проектировании окружающей среды;

- об аспектах влияния на качественные показатели архитектурной среды;

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.