Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
теоретические основы работы с цветоми графическими приемами.
воплощать творческий замысел в макете из различных материалов;
создавать объемно-пространственные структуры;
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Анализ средств пространственных построений на конкретных примерах.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Анализ масштабности пластических форм в пространстве.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Анализ контекста. Средства и приемы композиции для работы с формой в контексте среды.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Контрольные вопросы:
1. Методология деятельности при разработке объектов дизайна;
2. законы и методы формообразования;
3. Формальная композиция
4. Категории композиции
5. Статика, динамика в композиции
6. Метр, ритм в композиции
7. Композиция в пространстве
8. Ассиметрия, симметрия в композиции
9. Доминанта в композиции
10. Главное и второстепенное в композиции
11. Доминанта пятна, доминанта пространства
12. Серия композиций
Комплект заданий:
Фронтальная (плоская) композиция. Анализ средств и приемов, использованных при создании плоской композиции.
Объемная композиция. Анализ формы предмета бытового назначения.
Организация пространства как основная задача дизайнера. Анализ организации замкнутого пространства (интерьер).
Организация пространства как основная задача дизайнера. Анализ организации открытого пространства (городское пространство)
Художественные средства пространственных построений. Инструменты и решения в построении пространственной композиции. Анализ средств пространственных построений на конкретных примерах
Размеры и масштабная выразительность пространственных структур. Анализ масштабности пластических форм в пространстве.
Архитектурная среда. Композиционная работа с композицией в контексте среды. Анализ контекста. Средства и приемы композиции для работы с формой в контексте среды.
Темы для индивидуального творческого проекта:
1.Виды композиции. Фронтальная (плоская) композиция. Объемная композиция. Пространственная композиция.
2.Типология пространственных композиционных структур.
3.Размеры и масштабная выразительность пространственных структур.
4.Архитектурная среда. Композиционная работа с композицией в контексте среды.
Темы лабораторных работ
Тема 1. Фронтальная (плоская) композиция.
Задание 1. Анализ средств и приемов, использованных при создании плоской композиции.
Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании.
Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;
- овладение методом графического анализа построения формы.
Тема 2. Объемная композиция.
Задание 2. Анализ формы предмета бытового назначения.
Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в предметном дизайне.
Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;
- овладение методом графического анализа построения формы.
Задание 3. Анализ организации замкнутого пространства (интерьер).
Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.
Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;
- овладение методом графического анализа построения формы.
Тема 4. Организация пространства как основная задача дизайнера.
Задание 4. Анализ организации открытого пространства (городское пространство)
Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.
Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;
- овладение методом графического анализа организации пространства.
Тема 4. Художественные средства пространственных построений. Инструменты и решения в построении пространственной композиции.
Задание 4. Анализ средств пространственных построений на конкретных примерах.
Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.
Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;
- овладение методом анализа средств пространственного построения.
Тема 5. Размеры и масштабная выразительность пространственных структур.
Задание 5. Анализ масштабности пластических форм в пространстве.
Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.
Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;
- овладение методом анализа масштабности построения формы в пространстве.
Тема 6. Архитектурная среда. Композиционная работа с композицией в контексте среды.
Задание 6. Анализ контекста. Средства и приемы композиции для работы с формой в контексте среды.
Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.
Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;
- овладение методом анализа построения формы в контексте среды.
Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.
Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, методы и свойства дизайн-проектиролвания. Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, рефератов и докладов, помогающие более подробно освоить все области информационных технологий в дизайне.
Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств информационных и коммуникационных технологий, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.
Лабораторные занятия проводятся в аудитории.
Высшая школа дизайнерского искусства объединяет художественно-специфическую грамотность и инженерно- технологический профессионализм учащихся. Данная дисциплина формирует глубокие и разносторонние знания о формировании предметно – средовых пространств. Для достижения поставленных целей ведется исследовательская и проектная работа на высоком профессиональном уровне.
Главной педагогической идеей является экспериментально-исследовательский подход учащихся в области средового проектирования; проектировании предметно – средовых комплексов, синтезирующих принципы художественно- проектной деятельности. Внедряемая методика проектирования предполагает единство теоретического, научно- технологического и художественно-композиционного аспектов деятельности.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы:
Самостоятельная работа обучающегося по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа обучающегося заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.
Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре с докладом или рефератом и сдача пакета контрольных заданий. Выступление и сдача контрольных заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.
Форма контроля самостоятельной работы:
- выполнение контрольных заданий, в соответствии с графиком самостоятельной работы
- выступление на семинаре с докладами или рефератом
- собеседования и консультации по заданным темам
Форма отчета по самостоятельной работе:
- пакет контрольных работ по заданным темам в электронном виде.
- доклад или реферат по заданной теме, распечатанные на листах А4 формата.
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения разделов дисциплины «Информационные технологии в дизайне». В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем студентам выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам и выполнение домашних заданий. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы
[см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для студентов первого года обучения (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.
Методические указания к зачету:
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;
– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;
– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.