2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Основы композиции в дизайне_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы композиции в дизайне
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
8
8
8
8
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент кафедры, Кузнецова А.С. _________________
 
 
Основы композиции в дизайне
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
формирование навыка решения различных композиционных задач на плоскости и в пространстве и создания самостоятельных композиционных решений дизайн-объектов.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
изучение понятия "композиция"
1.5
изучение категорий композиции;
1.6
изучение средств гармонизации в композиции;
1.7
изучение  правил построения фронтальной композиции;
1.8
изучение композиции в открытом и закрытом пространстве;
1.9
изучение и формирование навыка работы с композицией в контексте среды.
1.10
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы проектной графики в дизайне среды
2.1.2
Пропедевтика
2.1.3
Цветоведение и колористика
2.1.4
Технический рисунок
2.1.5
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
2.1.6
Формальная композиция в дизайне среды
2.1.7
Скульптура и инсталляция в дизайне среды
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная  преддипломная практика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способностью владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями
 
Знать:
 
этапы выполнения макета и модели в соответствии с замыслом в дизайн-проекте

теоретические основы работы с цветоми графическими приемами.

 
теоретические принципы  гармонизации цветов в композициях.
 
различные виды техники живописи, рисунка, других видов графики.
 
 
Уметь:
 
технически грамотно выполнять упражнения    по макетированию, моделированию и композиции;

воплощать творческий замысел в макете  из различных материалов;

 
анализировать цветовое состояние натуры или композиции;
 
разрабатывать концепцию проектного решения;

создавать объемно-пространственные структуры;

 
 
Владеть:
 
рисунком и различными приемами ручной графики.
 
навыками создания макетов и моделей в соответствии с проектным решением;
 
опытом применения и активно использовать знания о пророде цвета и его сочетаниях в проектной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию деятельности при разработке объектов дизайна
3.1.2
законы и методы формообразования
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.2.1
формулировать концепцию проекта
3.2.2
формулировать требования к проекту на этапе предпроектного анализа
3.2.3
соотносить авторскую идею с функциональными требованиями, предъявляемыми к проектируемому объекту
3.2.4
выбирать методы современного дизайн-проектирования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
о формировании структуры и формы объекта в предметной и пространственной среде
3.3.2
о возможные приемах гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплексе функциональных, композиционных решений.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Виды композиции. 

 
1.1
Введение. Виды композиции. Фронтальная (плоская) композиция. Объемная композиция. Пространственная композиция. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
1.2
Фронтальная (плоская) композиция. Объемная композиция. Пространственная композиция. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1
4
0
 
1.3
Организация пространства как основная задача дизайнера. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1
4
0
 
1.4
Анализ организации замкнутого пространства (интерьер). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1
4
0
 
 
Раздел 2. Типология пространственных композиционных структур.

 
2.1
Понятие пространственности композиционных структур. Отличие от объемных. Роль композиционных осей, композиционного центра и доминанты в ограниченном и открытом композиционном пространстве. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
2.2
Инструменты и решения в построении пространственной композиции.

Анализ средств пространственных построений на конкретных примерах.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-1
4
0
 
2.3
Художественные средства пространственных построений. Инструменты и решения в построении пространственной композиции. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1
4
0
 
2.4
Размеры и масштабная выразительность пространственных структур. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1
4
0
 
2.5
Размеры и масштабная выразительность пространственных структур.

Анализ масштабности пластических форм в  пространстве.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-1
4
0
 
 
Раздел 3. Архитектурная среда. Композиционная работа с композицией в контексте среды.

 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.1
Определение контекста. Область деятельности дизайнера в городской среде.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1
4
0
 
3.2
Композиционная работа с композицией в контексте среды.

Анализ контекста. Средства и приемы композиции для работы с формой в контексте среды.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-1
4
0
 
3.3
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы:

1. Методология деятельности при разработке объектов дизайна;

2. законы и методы формообразования;

3. Формальная композиция

4. Категории композиции

5. Статика, динамика в композиции

6. Метр, ритм в композиции

7. Композиция в пространстве

8. Ассиметрия, симметрия в композиции

9. Доминанта в композиции

10. Главное и второстепенное в композиции

11. Доминанта пятна, доминанта пространства

12. Серия композиций

Комплект заданий:

Фронтальная (плоская) композиция. Анализ средств и приемов, использованных при создании плоской композиции.

Объемная композиция. Анализ формы предмета бытового назначения.

Организация пространства как основная задача дизайнера. Анализ организации замкнутого пространства (интерьер).

Организация пространства как основная задача дизайнера. Анализ организации открытого пространства (городское пространство)

Художественные средства пространственных построений. Инструменты и решения в построении пространственной композиции. Анализ средств пространственных построений на конкретных примерах

Размеры и масштабная выразительность пространственных структур. Анализ масштабности пластических форм в  пространстве.

Архитектурная среда. Композиционная работа с композицией в контексте среды. Анализ контекста. Средства и приемы композиции для работы с формой в контексте среды.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль.

Темы для индивидуального творческого проекта:

1.Виды композиции. Фронтальная (плоская) композиция. Объемная композиция. Пространственная композиция.

2.Типология пространственных композиционных структур.

3.Размеры и масштабная выразительность пространственных структур.

4.Архитектурная среда. Композиционная работа с композицией в контексте среды.

Темы лабораторных работ

Тема 1. Фронтальная (плоская) композиция.

Задание 1. Анализ средств и приемов, использованных при создании плоской композиции.

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании.

Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;

- овладение методом графического анализа построения формы.

Тема 2. Объемная композиция.

Задание 2. Анализ формы предмета бытового назначения.

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в предметном дизайне.

Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;

- овладение методом графического анализа построения формы.

 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Тема 3. Организация пространства как основная задача дизайнера.

Задание 3. Анализ организации замкнутого пространства (интерьер).

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.

Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;

- овладение методом графического анализа построения формы.

Тема 4. Организация пространства как основная задача дизайнера.

Задание 4. Анализ организации открытого пространства (городское пространство)

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.

Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;

- овладение методом графического анализа организации пространства.

Тема 4. Художественные средства пространственных построений. Инструменты и решения в построении пространственной композиции.

Задание 4. Анализ средств пространственных построений на конкретных примерах.

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.

Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;

- овладение методом анализа средств пространственного построения.

Тема 5. Размеры и масштабная выразительность пространственных структур.

Задание 5. Анализ масштабности пластических форм в  пространстве.

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.

Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;

- овладение методом анализа масштабности построения формы в пространстве.

Тема 6. Архитектурная среда. Композиционная работа с композицией в контексте среды.

Задание 6. Анализ контекста. Средства и приемы композиции для работы с формой в контексте среды.

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения в проектировании среды.

Задачи:- изучение композиционных закономерностей и средств гармонизации формы;

- овладение методом анализа построения формы в контексте среды.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. В. Шокорова
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве: Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441332 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
А. П. Барышников, И. В. Лямин
Основы композиции: Барышников, А. П. Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 196 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10775-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431508 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Воронова, И. В.
Основы композиции : учебное пособие для вузов: Воронова, И. В. Основы композиции : учебное пособие для вузов / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : изд-во КемГИК. — 119 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11106-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0375-8 (изд-во КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444486 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.4
Л. В. Шокорова
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве: Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441332 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
М.В. Адамчик.
Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии: Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии/ Авт.-сост. М.В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2010. -  192 с.
Минск: Харвест, 2010
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хакимова Н.Г.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (для профессорско-прееподавательского состава)
Н.Челны: НГПИ, 2009
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотекиНГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). -URL: https://нэб.рф/
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-302 Читальный зал: помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям:

Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.

Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, методы и свойства  дизайн-проектиролвания. Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, рефератов и докладов, помогающие более подробно освоить все области информационных технологий в дизайне.

Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств  информационных и коммуникационных технологий, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное  программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета  и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.

Лабораторные занятия проводятся в аудитории.

 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение).

Высшая школа дизайнерского искусства объединяет художественно-специфическую грамотность и инженерно- технологический профессионализм учащихся. Данная дисциплина формирует глубокие и разносторонние знания о формировании предметно – средовых пространств. Для достижения поставленных целей ведется исследовательская и проектная работа на высоком  профессиональном уровне.

Главной педагогической идеей является экспериментально-исследовательский подход учащихся в области средового проектирования; проектировании предметно – средовых комплексов, синтезирующих  принципы  художественно- проектной деятельности. Внедряемая методика проектирования предполагает  единство теоретического,  научно- технологического и  художественно-композиционного аспектов деятельности.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа обучающегося по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа обучающегося заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ  информации по заданным темам.

Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре с докладом или рефератом  и сдача пакета контрольных заданий. Выступление и сдача контрольных заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Форма контроля самостоятельной работы:

- выполнение контрольных заданий, в соответствии с графиком самостоятельной работы

- выступление на семинаре с докладами  или рефератом

- собеседования и консультации по заданным темам

Форма отчета по самостоятельной работе:

- пакет контрольных работ по заданным темам в электронном виде.

- доклад или реферат по заданной теме, распечатанные на листах  А4 формата.

Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения разделов дисциплины «Информационные технологии в дизайне». В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем студентам выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам и выполнение домашних заданий. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы

[см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для студентов первого года обучения (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.

Методические указания к зачету:

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:

1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.

3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;

– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;

– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и 

 
стр. 9
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.