Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к экзамену
Перечень контрольных вопросов для экзамена:
1.Анализ существующих проблем городской среды;
2.Анализ существующей ситуации в городе, в стране, в мире;
3.Поиск решения этих проблем и примеры корректировки в других городах мира;
4.Анализ аналогов и прототипов, реализованных и не реализованных;
5.Применение образа для проектирования оборудования и городской среды;
6.Роль цвета в архитектурно-дизайнерской организации пространства;
7.Методы эргономических исследований;
8.Задачи эргодизайна в средовом проектировании;
9.Эргономическая программа проектирования среды обитания;
10.Оборудование городской среды;
Перечень контрольных заданий для экзамена
Задание № 1. Поиск концепции коммуникаций городской среды:
- Выполнение упражнений - клаузур на поиск образно-художественного замысла с помощью использования разнообразных графических материалов (бумага, картон, карандаш, гуашь и т.п.);
- Выполнение упражнений - клаузур на поиск образно-художественного замысла с помощью использования разнообразных фактурных материалов (бумага, картон, ткани, шпагат, нитки, пластик, кожа и др.)
Темы рефератов:
5 семестр
1.Зрительные искажения (физиологическая оптика, зрительные иллюзии, приемы достижения эффекта в восприятии помещения за счет графики)
2.Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре (приемы архитектурно-планировочных корректив древних зодчих, оптические теории пропорционирования, закономерности восприятия объемов в пространстве)
3.Системы визуальной идентичности. Визуальный образ. Фирменный стиль. Разработка систем на примерах (Олимпийских игр, крупных фирм-производителей и т.д.)
4.Оборудование жилой среды. Понятие комфорта жилища
5.Эргономические требования к мебели. Принцип Тонета
6.Организация и оборудование гостиной
7.Организация и оборудование спальни
8.Организация и оборудование детской комнаты
9.Организация и оборудование кабинета
10.Организация и оборудование учебного места ребенка
11.Оборудование ванной комнаты
12.Эргономическая оценка, требования и организация кухонного оборудования
13.Проектирование среды для детей. Эргономика безопасной и комфортной среды для детей. Эргономические требования к проектированию детской мебели
14.Формирование комфортной среды обитания для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Оборудование санитарно-технических узлов, кухонь, места отдыха и др. Требования к мебели
15.Общие рекомендации по организации труда и проектированию технических средств, для лиц с пониженной трудоспособностью (принципы организации труда, коррективная эргономика)
16.Организация и оборудование офиса. Основные принципиальные решения. Основные требования к организации и оборудованию офиса
17.Организация и оборудование детских дошкольных учреждений. Сады – ясли. Основные требования.
18.Организация и оборудование учреждений дополнительного образования. ДДТ, ДДиЮТ. Основные требования.
19.Организация и оборудование учебных учреждений. Школы. Основные требования
20.Организация и оборудование учебных учреждений. Вузы. Основные требования
21.Оснащение медицинских учреждений. Основные требования к организации и оборудованию
22.Организация и оборудование магазинов
23.Организация и оборудование кафе – ресторанов
24.Организация и оборудование вокзалов
25.Организация и оборудование кинотеатров
26.Организация и оборудование спортивных сооружений
27.Организация и оборудование многофункциональных зданий и сооружений
28.Организация и оборудование развлекательных комплексов
29.Организация и оборудование выставок. Выставочное оборудование.
30.Эргономическое обеспечение производственной среды. Рабочая среда
31.Эргономические требования к орудиям труда и производственной обстановке.
32.Пространственная организация, средства оснащения и параметры рабочего места
33.Типы оборудования, объекты и элементы наполнения городской среды
34.Эргономические требования при формировании городских пространств
35.Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов (взрослых и детей с нарушением опорно-двигательного и зрительного аппарата). Общие требования к визуальным коммуникациям
Контрольные вопросы:
1.Эргономика среды обитания престарелых и инвалидов;
2.Современные эргономические исследовательские программы;
3.Освещение как объект комплексного эргономического анализа.
4.Эргономическое обеспечение дизайн – проектирования;
5.Эргономические требования к мебели. Классификация мебели;
6.Проектирование среды для детей. Эргономика безопасной и комфортной среды для детей;
7.Формирование комфортной среды обитания для детей и взрослых с ограниченными возможностями;
8.Общие рекомендации по организации труда и проектированию технических средств для лиц с пониженной трудоспособностью (принципы организации труда, коррективная эргономика);
9.Типы оборудования, объекты и элементы наполнения городской среды;
10.Эргономические требования при формировании городских пространств;
11.Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов (взрослых и детей с нарушением опорно-двигательного и зрительного аппарата). Общие требования к визуальным коммуникациям;
12.Зрительные искажения;
13.Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре (приемы архитектурно-планировочных корректив древних зодчих, оптические теории пропорционирования, закономерности восприятия объемов в пространстве);
14.Специфические виды эргономических систем;
15.Средства и системы визуальной информации. Слои визуальной среды;
16.Формирование архитектурных прототипов как способ опознания среды;
17.Видеоэкология. Приемы корректировки и организации комфортной визуальной среды. Показатель комфортности визуальной среды
Перечень контрольных заданий:
Задание №1. Концептуальный проект средств коммуникаций городской среды (придомовой территории, парковых и коммуникативных зон, площадей и улиц города):
- Создание исследовательского материала по теме проектируемого объекта. Написание текста. Подбор иллюстраций;
- Знакомство и изучение существующих аналогов. Выявление положительного и отрицательного опыта изученных аналогов;
- Знакомство с аналогами в печатных изданиях;
- Знакомство и изучение существующих аналогов г. Набережные Челны. Выявление положительного и отрицательного опыта изученных аналогов.
Для успешного достижения целей обучения данной дисциплине необходимо тщательно планировать и систематически осуществлять работу по предъявлению материала, закреплению и последующему контролю знаний, умений и навыков по отдельным разделам и всему курсу учебной дисциплины в целях формирования общекультурных и профессиональных компетен-ций будущих бакалавров. При подготовке лабораторных занятий необходимо своевременно снабжать студентов
Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.
Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, методы и свойства дизайн-проектиролвания. Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, рефератов и докладов, помогающие более подробно освоить все области информационных технологий в дизайне.
Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств информационных и коммуникационных технологий, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.
Лабораторные занятия проводятся в аудитории.
Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение).
Высшая школа дизайнерского искусства объединяет художественно-сепецифическую грамотность и инженерно-технологический профессионализм учащихся. Данная дисциплина формирует глубокие и разносторонние знания о формировании предметно – средовых пространств. Для достижения поставленных целей ведется исследовательская и проектная работа на высоком профессиональном уровне.
Главной педагогической идеей является экспериментально-исследовательский подход учащихся в области средового проектирования; проектировании предметно – средовых комплексов, синтезирующих принципы художественно-проектной деятельности. Внедряемая методика проектирования предполагает единство теоретического, научно-технологического и художественно-композиционного аспектов деятельности.
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.
Работа с учебной литературой - это, прежде всего, изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта. Проработка лекционного материала и основных терминов поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение понятий из лекций и словаря терминов, как правило, проверяется в ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.
Некоторые общие рекомендации по изучению литературы:
1)цель написания конспекта по дисциплине - формирование информационной компетентности - поиск, отбор, анализ учебного материала. Эти метапредметные умения являются обязательными для любого специалиста с высшим образованием, вне зависимости от выбранного направления подготовки;
2)написание конспекта должно быть творческим и должно быть направлено не на копирование-переписывание текста из источников, а на смысловое чтение и краткое изложение своими словами содержания ответа. Копирование и заучивание неосмысленного текста не имеет познавательной и практической ценности;
3)при работе над конспектом возможно появление вопросов, с которыми уместно обратиться к преподавателю в ходе семинаров или в индивидуальном порядке;
4)при работе над терминами необходимо уточнение значений по словарям, энциклопедиям.
Методические указания обучающемуся по выполнению учебно-исследовательских работ (докладов, рефератов и контрольных работ):
Одним из аспектов самостоятельной работы обучающийся является чтение и реферирование литературы по специальности.
При анализе научно-теоретической литературы могут быть выявлены:
- основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;
- отличие авторской позиции от традиционной, новизна его подхода к рассматриваемой проблеме;
- степень аргументации идей автора – достаточная, высокая, недостаточно убедительная;
- задачи дальнейшего изучения поставленной проблемы, не получившей должного освещения или достаточной степени раскрытия.
Работа с литературными источниками включает фиксирование содержания и оформление библиографии. К способам фиксирования содержания относятся:
- аннотирование (характеристика темы, проблемы, объекта, цели и результата);
- тезирование (составление тезисов – заметок о содержании текста);
- реферирование (создание связного изложения изучаемой работы или ряда работ);
- конспектирование (реферирование без выражения отношения к обсуждаемому материалу).
Фиксация содержания изучаемого источника осуществляется двумя путями:
1.словесными;
2.путем логического структурирования в виде графических схем или таблиц.
Доклад – один из видов самостоятельной работы. Основное требование к докладу – отказ от переписывания литературных источников; глубокое изучение темы, логическое изложение вопроса, основанное на взаимосвязи теории экспериментальных исследований и практики.
Доклад – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, где
Работа над докладом включает следующие шаги:
- самостоятельный библиографический поиск, включая поиск информации в сети Интернет (при написании реферата используется не менее 6-8 источников);
- аналитический обзор литературы (научных трудов классиков, монографий, научных статей, сборников тезисов научных докладов, справочных изданий);
- систематизация собранного материала, разделение на параграфы, оформление блок-схем, таблиц и т.п.;
- работа над композиционными разделами реферата – вступлением (введением) и заключением. Во вступлении обосновывается актуальность темы, обозначается круг противоречивых проблем в содержании, определяются задачи исследования. В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги работы;
- публичное выступление с результатами исследования.
Доклад имеет научно-информационное значение. Помимо исчерпывающего научно-объективного освещения темы, в нем может содержаться анализ и критика соответствующих теорий и выводов. Такие доклады, называемые также научными, получили широкое распространение в обучении. Они включаются в научные семинары и конференции.
Для успешного выполнения докладов и контрольных работ необходимо:
- хорошее знание по пройденным на лекции темам;
- хорошее знание всех пройденных вопросов;
- более углубленное самостоятельное изучение всех пройденных и заданных тем.
Методические указания к самостоятельным занятиям.
В процессе самостоятельной работыо бучающийся не только изучает учебный материал, но и приобретает необходимые умения и навыки, которые впоследствии обязательно пригодятся ему в его профессиональной деятельности.
Перед этой формой учебной деятельности ставятся следующие задачи:
- дальнейшее углубление и закрепление знаний учащихся, полученных на лекциях;
- предусмотренное программой самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов курса;
- самостоятельное изучение обучающимися интересующих его исторических аспектов;
- овладение студентом умениями и навыками самостоятельной работы.
Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине проводится с целью:
•освоения теоретических знаний по темам курса;
•систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
•углубления и расширения теоретических знаний;
•формирования умений использовать справочную и дополнительную литературу по дисциплине
•развитие самостоятельности, ответственности и организованности обучающихся.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя. Задание выдается на учебном занятии.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется на учебных занятиях.
Минимальный набор выполняемых студентами работ включает в себя:
•работу с источниками исторической искусствоведческой информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
•критическое осмысление актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
В целях полного и эффективного усвоения учебного материала по дисциплине нужно организовать самостоятельную работу по ознакомлению с отдельными разделами дисциплины, закреплению и расширению полученных знаний, умений и навыков, поиску необходимого материала. Следует координировать проектно-исследовательскую деятельность, помогая им в выборе темы, поиске и отборе информации, формулировке целей и задач исследования, поэтапно прослеживая ход работы по подготовке и представлению графорефератов и мультимедийных презентаций. При подготовке к текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине необходимо давать полезные советы по научной организации труда и рациональному распределению времени и эффективному отбору и систематизации полученной информации.
К основным формам текущего контроля (текущей аттестации) относятся устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, контрольные работы и др.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Методические указания к экзамену:
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Экзамен по дисциплине служит для оценки работы обучающегося в течение семестра и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. Экзамен проходит в форме просмотра выполненного творческого задания. Экспертная оценка творческого задания предполагает контроль общих знаний и умений, способность обучающегося проиллюстрировать их примерами, индивидуальными материалами, составленными в течение курса. По итогам экзамена выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;
– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;
– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он демонстрирует точное знание фактического материала в объеме, указанном в программе курса; понимает, определяет и описывает связи между различными элементами; показывает твердое знание дисциплины, правильное употребление профессиональных терминов и названий; имеет твердо усвоенные практические умения и навыки.
- оценка «хорошо» он знает фактический материал в объеме, указанном в программе курса; понимает и связи и взаимоотношения, но не достаточно полно их раскрывает; демонстрирует знание предмета и правильное употребление профессиональных терминов и названий; владеет практическими умениями и навыками при работе над материалом курса.
- оценка «удовлетворительно» он демонстрирует недостаточно последовательное изложение знания основного материала, с некоторыми ошибками в фактических данных, в использовании профессиональных терминов; выявляет связи и взаимоотношения только с помощью наводящих вопросов преподавателя.
- оценка «неудовлетворительно» его ответ не соответствует вышеуказанным требованиям.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.