(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
1. Правила оформления чертежей
Изучение ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии чертежа», ГОСТ 2.304-81 «Шрифт чертёжный», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров».
2. Геометрическое черчение
Деление отрезка на пропорциональные части. Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и любое число равных частей.
Построение касательной из точки к окружности. Построение внешней и внутренней касательной к двум окружностям разного радиуса. Построение внешней касательной к двум окружностям одинакового радиуса.
Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой окружности заданного радиуса. Внешнее, внутреннее и внешневнутреннее сопряжение двух окружностей дугой третьей окружности. Сопряжение прямой линии и окружности дугой заданного радиуса.
Построение контуров детали, включающих касательные и сопряжения.
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
1. Правила оформления чертежей
Изучение ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии чертежа», ГОСТ 2.304-81 «Шрифт чертёжный», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров».
2. Геометрическое черчение
Деление отрезка на пропорциональные части. Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и любое число равных частей.
Построение касательной из точки к окружности. Построение внешней и внутренней касательной к двум окружностям разного радиуса. Построение внешней касательной к двум окружностям одинакового радиуса.
Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой окружности заданного радиуса. Внешнее, внутреннее и внешневнутреннее сопряжение двух окружностей дугой третьей окружности. Сопряжение прямой линии и окружности дугой заданного радиуса.
Построение контуров детали, включающих касательные и сопряжения.
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
Проекционное черчение.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Виды, разрезы, сечения. Черчение с основами машиноведения.
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Особенности проектирования отдельных моделей.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Особенности проектирования отдельных моделей.
Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.
Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, выставок, спортивного и актового залов.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Особенности проектирования отдельных моделей.
Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.
Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, выставок, спортивного и актового залов.
/Ср/
Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету:
1. Стандарты. Определение и назначение ЕСКД.
2. Линии. Шрифты чертежные
3. Форматы. Основная надпись чертежа.
4. Масштабы. Нанесение размеров.
5. Деление отрезков прямых на равные части. Построение и деление углов.
6. Способы построения многоугольников.
7. Определение центра дуги окружности. Деление окружности на равные части.
8. Построение касательных. Сопряжение двух сторон угла дугой окружности заданного радиуса.
9. Сопряжение прямой с дугой окружности. Сопряжение дуг окружностей.
10. Коробовые кривые линии. Построение овала и овоида. Построение завитков.
11. Построение и обозначение уклонов и конусности.
12. Лекальные кривые. Общие сведения. Обводка по лекалу. Кривые конических сечений.
13. Синусоида. Спираль Архимеда. Эвольвента окружности.
14. Построение параболы. Гиперболы.
15. Циклоидальные кривые.
16. Анализ геометрической формы предмета. Основные виды.
17. Главное изображение, его выбор и расположение на чертеже. Количество изображений на чертеже.
18. Чтение чертежа простой модели.
19. Основные виды. Изображение и обозначение основных видов на чертежах деталей.
20. Дополнительные и местные виды: их назначение, формулировка определения, образование. Условности их изображения и обозначения на чертежах детали.
21. Разрезы: формулировка определения, назначение, образование. Классификация простых разрезов. Условности изображения и обозначения простых разрезов на чертеже детали.
22. Разрезы. Соединение части вида с частью соответствующего разреза. Особые случаи разрезов. Местные разрезы. Правила их изображения на чертеже.
23. Сложные разрезы: формулировка определения, образование, классификация. Условности изображения и обозначения сложных разрезов на чертежах деталей.
24. Сечение: формулировка определения, назначение, образование и классификация. Условности изображения и обозначения вынесенных сечений (симметричных и несимметричных), наложенных сечений.
25. Выносные элементы, определение, назначение и образование.
26. Условности изображения и обозначение.
27. Наглядные изображения: их назначение и классификация.
28. Технический рисунок: назначение, формулировка определения, отличия от художественного рисунка.
29. Виды конструкторских документов, выполняемых при проектировании изделий. Их назначение, краткая характеристика. Соответствие конструкторских документов этапам проектирования изделий и видам проектируемых изделий.
30. Формулировка определения чертежа детали. Назначение и содержание чертежа детали. Требования, предъявляемые к чертежу детали.
Расчетно-графические задания по курсу
Раздел 1. Геометрическое черчение.
1. Правила оформления чертежей. Форматы, рамки и основные надписи на чертежах. Линии чертежа Чертежный шрифт. Правила его начертания.
2. Общие правила нанесения размеров на чертеже. Условные знаки.
3. Масштабы. Пропорции и пропорциональное соотношение размеров. "Золотое сечение».
Раздел 2. Проекционное черчение.
1. Построение перпендикулярных и параллельных линий. Деление отрезков на равные и пропорциональные части. Построение произвольного многоугольника.
2. Деление углов. Деление окружности на равные части. Сопряжение. Построение сопряжений: при заданной точке сопряжения; прямых, касательных к одной и двум окружностям; двух прямых; прямой и окружности; двух окружностей.
3. Циркульные кривые. Лекальные кривые. Образование, параметры и способы построения лекальных кривых: эллипса, параболы, гиперболы, эвольвенты, спирали Архимеда, циклических кривых.
4. чертежи многогранников и кривых поверхностей;
5. пересечение поверхностей плоскостями и прямыми, взаимное пересечение поверхностей;
6. построение разверток поверхностей.
Графическая работа 1
Выполнить изображение детали, при построении которого используются различные примеры деления окружности на равные части и различные виды сопряжений. Нанести размеры и надписи чертежным шрифтом. Формат А 3.
Раздел 3. Аксонометрические проекции.
1. Аксонометрические проекции: косоугольные аксонометрические проекции. Стандартные аксонометрические проекции ГОСТ 2.317-69. Косоугольные стандартные аксонометрии: фронтальная диметрическая проекция; горизонтальная изометрическая проекция; фронтальная изометрическая проекция.
2. ортогональные аксонометрические проекции;
3. изображение окружности в ортогональной аксонометрической проекции;
5. Условности, применяемые при выполнении аксонометрической проекции детали с вырезом. Применение рациональных способов построения аксонометрической проекции.
Графическая работа 2
Выполнить чертеж модели, содержащий необходимые изображения: виды, разрезы. Нанести размеры. Построить изометрическую проекцию этой модели с вырезами. Формат A3. Карандаш.
Раздел 4. Черчение с основами машиноведения. Строительные чертежи. Черчение с основами машиноведения.
1. Виды, разрезы, сечения. Образование, расположение и обозначение основных видов. Выбор главного вида. Дополнительные виды, их применение на чертеже. Условности и упрощения в изображении видов на чертежах.
2. Разрезы: назначение, образование и расположение на чертежах. Классификация разрезов. Сечения. Образование, расположение, обозначение вынесенных и наложенных сечений. Условности и упрощения при изображении сечений на чертежах. Правила выполнения чертежа, основные изображения на чертеже, условности и упрощения, примеры выполнения проекционных чертежей, выносные элементы.
3. Особенности машиностроительного чертежа Особенности простановки размеров на чертежах
машиностроительных деталей.
4. Сборочные чертежи и чертеж общего вида. Особенности выполнения изображений на сборочном чертеже: видов; разрезов; сечений; выносных элементов. Изображение контуров сопряженных деталей. Изображение частей изделия в крайнем и промежуточном положении.
5. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Нанесение номеров позиций. Размеры на сборочных чертежах. Спецификация. Чтение и деталирование чертежей общего вида и сборочных чертежей.
Графическая работа 3
Выполнить изображение детали, при построении которого используются различные примеры и различные виды деталей.
Нанести размеры и надписи чертежным шрифтом. Формат А 3.
Занятие 2.Строительные чертежи.
1. Виды архитектурно-строительных чертежей. Стадии проектирования.
2. Особенности выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей.
3. Чертежи планов, фасадов, разрезов зданий и сооружений. Последовательность выполнения строительных чертежей.
4. Общие сведения о чертежах строительных конструкций. Способы построения аксонометрических проекций строительных объектов.
Графическая работа 4
Выполнить строительный чертеж архитектурного сооружения. Формат A3. Карандаш.
Раздел 5. Построение моделей на конкретных творческих проектах. Виды и этапы объемного проектирования.
1. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).
2. Анализ отображения конкретной модели
3. Особенности проектирования отдельных моделей.
Графическая работа 5
Выполнить обьемное отображение модели на основе разработки эскизного проекта, а далее художественно-конструктивного проекта. Формат A3.
Примерные темы рефератов:
1. Последовательность выполнения чертежа (эскиза) детали с натуры.
2. Особенности нанесения размеров на чертеже (эскизе) детали. Измерительные инструменты предназначенные для обмера деталей; приемы обмера.
3. Эскиз детали. Формулировка определения, назначение эскиза, содержание области применения. Требования, предъявляемые к эскизу.
4. Общие требования к чертежу и эскизу детали и отличие между этими документами.
5. Особенности выполнения эскизов деталей сборочной единицы, определения и нанесение на них размеров. Сопряженные поверхности и сопряженные размеры.
6. Формулировка определения сборочного чертежа. Назначение сборочного чертежа. Сборочный чертеж и чертеж общего вида, общее и отличие этих документов. Учебный сборочный чертеж.
7. Содержание сборочного чертежа. Условности и упрощения, применяемые на сборочных чертежах.
8. Нанесение размеров на сборочных чертежах.
9. Правила нанесения номеров позиций на сборочном чертеже, порядок нумерации составных частей изделий.
10. Надписи и обозначения на сборочных чертежах.
11. Спецификация. Определение, назначение, содержание документа. Правила заполнения спецификации. Графы и разделы спецификации. Порядок нумерации составных частей изделия.
12. Виды архитектурно-строительных чертежей. Стадии проектирования.
13. Особенности выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей.
14. Чертежи планов, фасадов, разрезов зданий и сооружений. Последовательность выполнения строительных чертежей.
15. Общие сведения о чертежах строительных конструкций. Способы построения аксонометрических проекций строительных объектов.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным занятиям.
Занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.