2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Основы черчения и моделирования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы черчения и моделирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
86
аудиторные занятия
58
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
44
44
44
44
Итого ауд.
58
58
58
58
Кoнтактная рабoта
58
58
58
58
Сам. работа
86
86
86
86
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н, доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Основы черчения и моделирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в  формировании способности  использовать возможности образовательной среды по становлению социального опыта, связанного с построением и развитием пространственного представления и воображения, изучением способов конструирования различных пространственных объектов (в основном поверхностей), способов получения их чертежей и разработки базовой формы различных видов моделирования возможностями графической культуры.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний средств и методов использования разных видов образовательных программ с основами применения различных  методических приемов графической грамотности, моделирования, конструирования и проектирования в разработке различных пространственных объектов;
1.4
формирование умений использовать и реализовывать разные виды образовательных программ средствами способов конструирования различных пространственных объектов и способов получения их чертежей
1.5
формирование навыков использовать разные виды образовательных программ средствами умений практической работы над проектированием изделий с применением разнообразных способов конструирования.  
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Перспектива
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
2.1.3
Концепции современного естествознания
2.1.4
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.5
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы дизайна
2.2.2
Производственная преддипломная практика
2.2.3
Художественная обработка стекла
2.2.4
Возрастная и педагогическая психология
2.2.5
Композиция в живописи и графике
2.2.6
Психолого-педагогический практикум
2.2.7
Технология обработки металла
2.2.8
Декоративно-прикладное искусство
2.2.9
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"
2.2.10
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.11
Скульптура и пластическая анатомия
2.2.12
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.2.13
Методика обучения предмету "Технология"
2.2.14
Технологии домашнего хозяйства
2.2.15
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.16
Технологии получения, преобразования и использования энергии
2.2.17
Основы ландшафтного дизайна
2.2.18
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.2.19
Дизайн объектов труда и интерьера
2.2.20
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.2.21
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.2.22
Обработка конструкционных материалов
2.2.23
Технология художественной обработки дерева
2.2.24
История изобразительного искусства
2.2.25
Художественная роспись
2.2.26
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.27
Производственная педагогическая практика
2.2.28
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2.2.29
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.30
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
инструментарий, методы, основные способы и приемы  изображения и представление о принципах графического представления информации о процессах, объектах и явлениях объектов окружающей действительности;
3.1.2
основные способы и приемы  изображения геометрических тел графическими материалами;
3.1.3
основные технологии и техники выполнения графических изображений;
3.1.4
психофизиологические, возрастные, познавательные особенности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.5
методы научно-пдагогического исследования в предметной области
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять инструментарий, методы, основные способы и приемы изображения в окружающей действительности;
3.2.2
применять основные способы и приемы  изображения природных объектов в практической работе;
3.2.3
выполнять построение графических изображений объектов, выбирая более рациональный способ;
3.2.4
составлять рабочие программы, урочную деятельность в соответствии с возрастными особенностями обучающимся в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.2.5
применять методы научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
инструментарием, методами, основными способами, приемами и практическими навыками графического изображения объектов окружающей действительности;
3.3.2
методами, основными способами, приемами и практическими навыками графического изображения геометрических тел, моделирования, конструирования и проектирования  объектов;
3.3.3
навыками практической работы использовать различные теории и методологии моделирования, конструирования и проектирования, моделирования, конструирования и проектирования  объектов. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Геометрическое черчение

 
1.1
Предмет курса. Задачи. Правила оформления чертежей.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1.2
Геометрическое черчение

1. Правила оформления чертежей

Изучение ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии чертежа», ГОСТ 2.304-81 «Шрифт чертёжный», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров».

2. Геометрическое черчение

Деление отрезка на пропорциональные части. Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и любое число равных частей.

Построение касательной из точки к окружности. Построение внешней и внутренней касательной к двум окружностям разного радиуса. Построение внешней касательной к двум окружностям одинакового радиуса.

Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой окружности заданного радиуса. Внешнее, внутреннее и внешневнутреннее сопряжение двух окружностей дугой третьей окружности. Сопряжение прямой линии и окружности дугой заданного радиуса.

Построение контуров детали, включающих касательные и сопряжения.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1.3
Геометрическое черчение

1. Правила оформления чертежей

Изучение ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии чертежа», ГОСТ 2.304-81 «Шрифт чертёжный», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров».

2. Геометрическое черчение

Деление отрезка на пропорциональные части. Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и любое число равных частей.

Построение касательной из точки к окружности. Построение внешней и внутренней касательной к двум окружностям разного радиуса. Построение внешней касательной к двум окружностям одинакового радиуса.

Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой окружности заданного радиуса. Внешнее, внутреннее и внешневнутреннее сопряжение двух окружностей дугой третьей окружности. Сопряжение прямой линии и окружности дугой заданного радиуса.

Построение контуров детали, включающих касательные и сопряжения.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
1.4
/Лек/

Э3 Э4

0
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
 
Раздел 2. Проекционное черчение. Чертежи многогранников и кривых поверхностей.

 
2.1
Проекционное черчение. Чертежи многогранников и кривых поверхностей. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
2.2
Проекционное черчение

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
2.3
Проекционное черчение. Чертежи многогранников и кривых поверхностей.Проекционное черчение

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

Проекционное черчение.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
 
Раздел 3. Аксонометрические проекции 

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
3.1
Аксонометрические проекции  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
3.2
Аксонометрические проекции

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
3.3
Аксонометрические проекции

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
 
Раздел 4. Черчение с основами машиноведения. 

 
4.1
Черчение с основами машиноведения.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
4.2
Черчение с основами машиноведения. Основы машиностроительного черчения. Правила выполнения чертежей машиностроительных деталей и их соединений. Особенности выполнения изображений на сборочном чертеже: видов; разрезов; сечений; выносных элементов. Нанесение номеров позиций. Размеры на сборочных чертежах. Спецификация. Чтение и деталирование чертежей общего вида и сборочных чертежей.

Виды, разрезы, сечения.  Черчение с основами машиноведения.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
4.3
Черчение с основами машиноведения.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
 
Раздел 5.  Строительные чертежи. 

 
5.1
Строительные чертежи.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
5.2
Строительные чертежи. Виды архитектурно-строительных чертежей. Стадии проектирования. Особенности выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей. Чертежи планов, фасадов, разрезов зданий и сооружений. Строительные чертежи.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
5.3
Строительные чертежи.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
 
Раздел 6. Виды и этапы объемного проектирования

 
6.1
Виды и этапы объемного проектирования. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

Особенности проектирования отдельных моделей.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
6.2
Виды и этапы объемного проектирования. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

Особенности проектирования отдельных моделей.

Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.

Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, выставок, спортивного и актового залов.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
6.3
Виды и этапы объемного проектирования. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

Особенности проектирования отдельных моделей.

Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.

Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, выставок, спортивного и актового залов.

/Ср/

Э3 Э4

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1. Стандарты. Определение и назначение ЕСКД.

2. Линии. Шрифты чертежные

3. Форматы. Основная надпись чертежа.

4. Масштабы. Нанесение размеров.

5. Деление отрезков прямых на равные части. Построение и деление углов.

6. Способы построения многоугольников.

7. Определение центра дуги окружности. Деление окружности на равные части.

8. Построение касательных. Сопряжение двух сторон угла дугой окружности заданного радиуса.

9. Сопряжение прямой с дугой окружности. Сопряжение дуг окружностей.

10. Коробовые кривые линии. Построение овала и овоида. Построение завитков.

11. Построение и обозначение уклонов и конусности.

12. Лекальные кривые. Общие сведения. Обводка по лекалу. Кривые конических сечений.

13. Синусоида. Спираль Архимеда. Эвольвента окружности.

14. Построение параболы. Гиперболы.

15. Циклоидальные кривые.

16. Анализ геометрической формы предмета. Основные виды.

17. Главное изображение, его выбор и расположение на чертеже. Количество изображений на чертеже.

18. Чтение чертежа простой модели.

19. Основные виды. Изображение и обозначение основных видов на чертежах деталей.

20. Дополнительные и местные виды: их назначение, формулировка определения, образование. Условности их изображения и обозначения на чертежах детали.

21. Разрезы: формулировка определения, назначение, образование. Классификация простых разрезов. Условности изображения и обозначения простых разрезов на чертеже детали.

22. Разрезы. Соединение части вида с частью соответствующего разреза. Особые случаи разрезов. Местные разрезы. Правила их изображения на чертеже.

23. Сложные разрезы: формулировка определения, образование, классификация. Условности изображения и обозначения сложных разрезов на чертежах деталей.

24. Сечение: формулировка определения, назначение, образование и классификация. Условности изображения и обозначения вынесенных сечений (симметричных и несимметричных), наложенных сечений.

25. Выносные элементы, определение, назначение и образование.

26. Условности изображения и обозначение.

27. Наглядные изображения: их назначение и классификация.

28. Технический рисунок: назначение, формулировка определения, отличия от художественного рисунка.

29. Виды конструкторских документов, выполняемых при проектировании изделий. Их назначение, краткая характеристика. Соответствие конструкторских документов этапам проектирования изделий и видам проектируемых изделий.

30. Формулировка определения чертежа детали. Назначение и содержание чертежа детали. Требования, предъявляемые к чертежу детали.

Расчетно-графические задания по курсу

Раздел 1. Геометрическое черчение.

1. Правила оформления чертежей. Форматы, рамки и основные надписи на чертежах. Линии чертежа Чертежный шрифт. Правила его начертания.

2. Общие правила нанесения размеров на чертеже. Условные знаки.

3. Масштабы. Пропорции и пропорциональное соотношение размеров. "Золотое сечение».

Раздел 2. Проекционное черчение.

1. Построение перпендикулярных и параллельных линий. Деление отрезков на равные и пропорциональные части. Построение произвольного многоугольника.

2. Деление углов. Деление окружности на равные части. Сопряжение. Построение сопряжений: при заданной точке сопряжения; прямых, касательных к одной и двум окружностям; двух прямых; прямой и окружности; двух окружностей.

3. Циркульные кривые. Лекальные кривые. Образование, параметры и способы построения лекальных кривых: эллипса, параболы, гиперболы, эвольвенты, спирали Архимеда, циклических кривых.

4. чертежи многогранников и кривых поверхностей;

5. пересечение поверхностей плоскостями и прямыми, взаимное пересечение поверхностей;

6. построение разверток поверхностей.

Графическая работа 1

Выполнить изображение детали, при построении которого используются различные примеры деления окружности на равные части и различные виды сопряжений. Нанести размеры и надписи чертежным шрифтом. Формат А 3.

Раздел 3. Аксонометрические проекции.

1. Аксонометрические проекции: косоугольные аксонометрические проекции. Стандартные аксонометрические проекции ГОСТ 2.317-69. Косоугольные стандартные аксонометрии: фронтальная диметрическая проекция; горизонтальная изометрическая проекция; фронтальная изометрическая проекция.

2. ортогональные аксонометрические проекции;

3. изображение окружности в ортогональной аксонометрической проекции;

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
4. ортогональные изометрическая и диаметрическая проекции.

5. Условности, применяемые при выполнении аксонометрической проекции детали с вырезом. Применение рациональных способов построения аксонометрической проекции.

Графическая работа 2

Выполнить чертеж модели, содержащий необходимые изображения: виды, разрезы. Нанести размеры. Построить изометрическую проекцию этой модели с вырезами. Формат A3. Карандаш.

Раздел 4. Черчение с основами машиноведения. Строительные чертежи. Черчение с основами машиноведения.

1. Виды, разрезы, сечения. Образование, расположение и обозначение основных видов. Выбор главного вида. Дополнительные виды, их применение на чертеже. Условности и упрощения в изображении видов на чертежах.

2. Разрезы: назначение, образование и расположение на чертежах. Классификация разрезов. Сечения. Образование, расположение, обозначение вынесенных и наложенных сечений. Условности и упрощения при изображении сечений на чертежах. Правила выполнения чертежа, основные изображения на чертеже, условности и упрощения, примеры выполнения проекционных чертежей, выносные элементы.

3. Особенности машиностроительного чертежа Особенности простановки размеров на чертежах

машиностроительных деталей.

4. Сборочные чертежи и чертеж общего вида. Особенности выполнения изображений на сборочном чертеже: видов; разрезов; сечений; выносных элементов. Изображение контуров сопряженных деталей. Изображение частей изделия в крайнем и промежуточном положении.

5. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Нанесение номеров позиций. Размеры на сборочных чертежах. Спецификация. Чтение и деталирование чертежей общего вида и сборочных чертежей.

Графическая работа 3

Выполнить изображение детали, при построении которого используются различные примеры и различные виды деталей.

Нанести размеры и надписи чертежным шрифтом. Формат А 3.

Занятие 2.Строительные чертежи.

1. Виды архитектурно-строительных чертежей. Стадии проектирования.

2. Особенности выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей.

3. Чертежи планов, фасадов, разрезов зданий и сооружений. Последовательность выполнения строительных чертежей.

4. Общие сведения о чертежах строительных конструкций. Способы построения аксонометрических проекций строительных объектов.

Графическая работа 4

Выполнить строительный чертеж архитектурного сооружения. Формат A3. Карандаш.

Раздел 5. Построение моделей на конкретных творческих проектах. Виды и этапы объемного проектирования.

1. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

2. Анализ отображения конкретной модели

3. Особенности проектирования отдельных моделей.

Графическая работа 5

Выполнить обьемное отображение модели на основе разработки эскизного проекта, а далее художественно-конструктивного проекта. Формат A3.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы рефератов:

1. Последовательность выполнения чертежа (эскиза) детали с натуры.

2. Особенности нанесения размеров на чертеже (эскизе) детали. Измерительные инструменты предназначенные для обмера деталей; приемы обмера.

3. Эскиз детали. Формулировка определения, назначение эскиза, содержание области применения. Требования, предъявляемые к эскизу.

4. Общие требования к чертежу и эскизу детали и отличие между этими документами.

5. Особенности выполнения эскизов деталей сборочной единицы, определения и нанесение на них размеров. Сопряженные поверхности и сопряженные размеры.

6. Формулировка определения сборочного чертежа. Назначение сборочного чертежа. Сборочный чертеж и чертеж общего вида, общее и отличие этих документов. Учебный сборочный чертеж.

7. Содержание сборочного чертежа. Условности и упрощения, применяемые на сборочных чертежах.

8. Нанесение размеров на сборочных чертежах.

9. Правила нанесения номеров позиций на сборочном чертеже, порядок нумерации составных частей изделий.

10. Надписи и обозначения на сборочных чертежах.

11. Спецификация. Определение, назначение, содержание документа. Правила заполнения спецификации. Графы и разделы спецификации. Порядок нумерации составных частей изделия.

12. Виды архитектурно-строительных чертежей. Стадии проектирования.

13. Особенности выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей.

14. Чертежи планов, фасадов, разрезов зданий и сооружений. Последовательность выполнения строительных чертежей.

15. Общие сведения о чертежах строительных конструкций. Способы построения аксонометрических проекций строительных объектов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Чекмарев, А. А. 
Черчение : учебник для СПО / А. А. Чекмарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 275 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09554-8. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/cherchenie-428078: учебник
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Чекмарев, А. А. 
Начертательная геометрия и черчение : учебник для СПО / А. А. Чекмарев. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 423 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08937-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/nachertatelnaya-geometriya-i-cherchenie-433835: учебник
Юрайт,2019, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Попова Г.Н. 
Машиностроительное черчение [Электронный ресурс]: справочник/ Попова Г.Н., Алексеев С.Ю., Яковлев А.Б.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Политехника, 2016.— 485 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59725.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебник
СПб.: Политехника, 2016, 2016
 
Л2.2
Артюхин Г.А. 
Техническое черчение. Сборочный чертеж [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Артюхин Г.А.— Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 180 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73323.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебник
, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Вазиева, А.Р.
Геометрическое и проекционное черчение. Аксонометрические проекции. : Учебно-методическое пособие 
Набережные Челны, 2016
 
Л3.2
Вазиева, А.Р. 
Методические указания и контрольные работы по черчению:  Учебно-методическое пособие 
Набережные Челны,, 2016
 
Л3.3
Мефодьева, Л. Я
Основы инженерной графики [Электронный ресурс] : чертежи изделий. Чтение и деталирование чертежей общего вида. Общие правила оформления чертежей / Л. Я. Мефодьева. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015. — 89 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54791.html
Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система ЭБС IPRbooks.  URL:  http://www.iprbookshop.ru/
 
Э2
Энциклопедия искусств. URL: http://www.artprojekt.ru/school/academic/002.html
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э4
Информационная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

Занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью  занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть 

 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.