Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Изучение основных теоретических концепций дизайн-проектирования.
Дискуссии и исследования о дизайне и его конечных целях, о соотношении в нем практического и идеального, рационального и художественного.
Изучение основных зарубежных и отечественных теоретических концепций дизайн-проектирования.
Изучение процессов проектирования и потребления продукта дизайна.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Изучение процессов проектирования и потребления продукта дизайна.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Исследование связи дизайна с экологией.
Исследование связи дизайна с футурологией.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Соотношение в дизайне практического и идеального, разума и духа, рационального и художественного.
Исследование возможностей объективной оценки и предвидения функционально-эстетических качеств окружающей среды, создаваемой в условиях научно-технических и социальных революций.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Проблематизация проектной ситуации.
Содержание культурно-экологического подхода в дизайне.
Проектная концепция «Проектировщик как «чёрный ящик».
Проектная концепция «Проектировщик как «прозрачный ящик».
Особенности метода проектирования «Мозговой штурм».
Особенности метода проектирования «Синектика».
Методы ликвидации тупиковых ситуаций.
Понятие дивергенции в дизайн-проектировании.
Понятие трансформации в дизайн-проектировании.
Понятие конвергенции в дизайн-проектировании.
Подготовка мультимедийной презентации иллюстрирующей элементы функционального анализа и «дерева целей».
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Раздел 1. Теоретические концепции в дизайне
1 Что понимается под понятийным аппаратом дизайна.
2 Как формулируются основные теоретические концепции дизайн-проектирования.
3 Каковы предпосылки и основные выводы из дискуссий и исследований о дизайне и его конечных целях, о соотношении в нем практического и идеального, рационального и художественного.
4 Что дает дизайнеру-практику изучение основных зарубежных и отечественных теоретических концепций дизайн-проектирования.
5 Что дает дизайнеру изучение процессов проектирования и потребления продукта дизайна.
Раздел 2. Современные тенденции в дизайне
1 Какие известны современные актуальные направления дизайна.
2 Каким образом влияет на развитие общества исследование связи дизайна с экологией.
3 Как влияет на дальнейшее развитие общества исследование связи дизайна с футурологией
Раздел 3. Исследования методов дизайна
1 Для чего нужны исследования методов дизайна и каков основной дискурс о его конечных целях.
2 Как соотносятся в дизайне практическое и идеальное, разум и дух, рациональное и художественное.
3 Каковы цели исследования возможностей объективной оценки и предвидения функционально-эстетических качеств окружающей среды, создаваемой в условиях научно-технических и социальных революций
Раздел 4. Методы предпроектного и проектного анализа в дизайне
1 Что такое Функциональный анализ и «дерево целей».
2 Для чего нужна Проблематизация проектной ситуации.
3 В чем состоит содержание культурно-экологического подхода в дизайне.
4 Что означает Проектная концепция «Проектировщик как «чёрный ящик».
6 Особенности метода проектирования «Мозговой штурм».
7 Особенности метода проектирования «Синектика».
8 Какие существуют методы ликвидации тупиковых ситуаций.
9 Что означает понятие Дивергенции в дизайн- проектировании.
10 Что означает понятие Трансформации в дизайн-проектировании.
11 Что означает понятие Конвергенции в дизайн- проектировании.
12 Какой основной контент вкладывается в мультимедийную презентацию иллюстрирующую элементы функционального анализа и принципы построения «дерева целей».
Контрольное задание:
Применение метода проектирования (на выбор) в решение дизайн-задач.
Задание:
Подготовить мультимедийную презентацию с использованием фото и видео материалов, чертежей, скетчей, 3d-визуализации, компьютерной анимации, инфографики, максимально раскрывающую и иллюстрирующую один из элементов функционального анализа и принципы построения «дерева целей».
Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.
Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, методы и свойства дизайн-проектиролвания. Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, рефератов и докладов, помогающие более подробно освоить все области информационных технологий в дизайне.
Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств информационных и коммуникационных технологий, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.
Лабораторные занятия проводятся в аудитории.
Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение).
Высшая школа дизайнерского искусства объединяет художественно-специфическую грамотность и инженерно- технологический профессионализм учащихся. Данная дисциплина формирует глубокие и разносторонние знания о формировании предметно – средовых пространств. Для достижения поставленных целей ведется исследовательская и проектная работа на высоком профессиональном уровне.
Главной педагогической идеей является экспериментально-исследовательский подход учащихся в области средового проектирования; проектировании предметно – средовых комплексов, синтезирующих принципы художественно- проектной деятельности. Внедряемая методика проектирования предполагает единство теоретического, научно- технологического и художественно-композиционного аспектов деятельности.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы:
Самостоятельная работа обучающегося по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа обучающегося заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.
Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре с докладом или рефератом и сдача пакета контрольных заданий. Выступление и сдача контрольных заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.
Форма контроля самостоятельной работы:
- выполнение контрольных заданий, в соответствии с графиком самостоятельной работы
- выступление на семинаре с докладами или рефератом
- собеседования и консультации по заданным темам
Форма отчета по самостоятельной работе:
- пакет контрольных работ по заданным темам в электронном виде.
- доклад или реферат по заданной теме, распечатанные на листах А4 формата.
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения разделов дисциплины «Информационные технологии в дизайне». В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем студентам выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам и выполнение домашних заданий. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы
[см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для студентов первого года обучения (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.
Методические указания к зачету:
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее
Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;
– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;
– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.