2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Основы теории и методологии дизайна_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы теории и методологии дизайна
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент кафедры, Петрушин Н.А.;Доцент кафедры, Кузнецова А.С. _________________
 
 
Основы теории и методологии дизайна
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
формирование теоретической основы для осмысления обучающимися своей учебной и  профессиональной деятельности, профессиональных задач, которые стоят перед дизайнерами-практиками в современном обществе;
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
формирование видения дизайна как сочетания ряда сложных явлений материальной и духовной культуры общества, где изначально соединены между собой художественно-образное, инженерно-конструкторское и научное начало;
1.5
формирование восприятия особенностей проектирования как процесса создания художественно выразительных элементов среды;
1.6
выработка обоснованного подхода к объекту проектирования (от отдельной вещи до средового объекта;
1.7
развитие качеств личности обучающегося, необходимых для успешного формирования профессиональной компетентности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Комбинаторные методы проектирования в дизайне среды
2.1.2
Эргономика в дизайне среды
2.1.3
Дизайн и монументально-декоративное искусство формирования среды
2.1.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы теории урбанистики
2.2.2
Производственная  творческая практика
2.2.3
Ландшафтное проектирование среды
2.2.4
Основы архитектурного проектирования
2.2.5
Основы культурологии и мировой эстетики
2.2.6
Основы экологического мышления (экология природы, культуры и человека)
2.2.7
Современные эстетические концепции
2.2.8
Производственная  преддипломная практика
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Основы проектирования городского ландшафта
2.2.11
Основы средового проектирования средств коммуникаций
2.2.12
Системы визуальных коммуникаций в дизайне среды
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи
 
Знать:
 
методологию творческого процесса дизайн-проектированиия
 
способы предъявления проектной идеи, как профессиональному сообществу, так и социуму
 
пути поиска  решения дизайнерской задачи
 
 
Уметь:
 
обосновывать свои предложения при разработке проектной идеи
 
представлять проектную идею основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи
 
разрабатывать проектную идею, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи и представлять результат перед профессиональным сообществом и представителями социума
 
 
Владеть:
 
методологией  творческого процесса дизайн-проектирования
 
широким диапазоном способов предъявления проектной идеи
 
опытом разработки проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи, как профессиональному сообществу, так и социуму
 
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
ПК-12: способностью применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений
 
Знать:
 
методы научных исследований применяемых при создании комплексных дизайн-проектов
 
способы аргументации в обоснования новизны собственных концептуальных решений
 
пути и направления развития современных взглядов на формообразование в архитектурно-пространственной среде с учетом появления новых разработок
 
 
Уметь:
 
применять методы научных исследований при создании творческих концепций и дизайн-проектов
 
аргументировано обосновывать новизну собственных концептуальных решений
 
делать обобщения и находить пути к решению конкретных проектных задач, обосновывая концептуальные решения, согласно современным тенденциям в дизайне
 
 
Владеть:
 
профессиональными методами научных исследований и навыками профессионального обоснования своих концепций
 
навыками применения методов научных исследований при создании творческих концепций и технически сложных комплексных дизайн-проектов
 
аргументировано обосновывать новизну и креативность собственных концептуальных решений
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
систему профессиональных понятий и методов дизайна;  
3.1.2
историю становления и структуру дизайн-проектирования;
3.1.3
современные актуальные направления дизайна;
3.1.4
процесс потребления продукта дизайна.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
«видеть» действительность через систему профессиональных понятий;
3.2.2
выполнять действия, имеющие обобщенный смысл (сравнение, различие, анализ, синтез);
3.2.3
создавать объекты в соответствии с эмоционально-образными и функционально-потребительскими требованиями;
3.2.4
ликвидировать «тупиковые» ситуации в процессе дизайн-проектирования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владения методами основных проектных действий (предпроектный анализ, постановка проектных задач, поиск проектных идей и т.д.);
3.3.2
самостоятельного поиска и усвоения эффективных приемов учебной деятельности (активные и интерактивные технологии);
3.3.3
владения широким спектром художественных средств и графических приемов;
3.3.4
развитым воображением, фантазией, изобретательностью, ассоциативным и пространственным мышлением, зрительным восприятием, зрительной памятью, абстрактным мышлением.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические концепции в дизайне

 
1.1
Ознакомление с понятийным аппаратом дизайна.

Изучение основных теоретических концепций дизайн-проектирования.

Дискуссии и исследования о дизайне и его конечных целях, о соотношении в нем практического и идеального, рационального и художественного.

Изучение основных зарубежных и отечественных теоретических концепций дизайн-проектирования.

Изучение процессов проектирования и потребления продукта дизайна.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-2 ПК-12
3
0
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
1.2
Изучение основных зарубежных и отечественных теоретических концепций дизайн-проектирования.

Изучение процессов проектирования и потребления продукта дизайна.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2 ПК-12
3
0
 
 
Раздел 2. Современные тенденции в дизайне

 
2.1
Изучение современных актуальных направлений дизайна.

Исследование связи дизайна с экологией.

Исследование связи дизайна с футурологией.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2 ПК-12
3
0
 
2.2
Исследование связи дизайна с футурологией.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2 ПК-12
3
0
 
 
Раздел 3. Исследования методов дизайна

 
3.1
Исследования методов дизайна и дискурс о его конечных целях.

Соотношение в дизайне практического и идеального, разума и духа, рационального и художественного.

Исследование возможностей объективной оценки и предвидения функционально-эстетических качеств окружающей среды, создаваемой в условиях научно-технических и социальных революций.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2 ПК-12
3
0
 
3.2
Исследование возможностей объективной оценки и предвидения функционально-эстетических качеств окружающей среды, создаваемой в условиях научно-технических и социальных революций.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2 ПК-12
3
0
 
 
Раздел 4. Методы предпроектного и проектного анализа в дизайне

 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
4.1
Понятие о функциональном анализе и «дереве целей».

Проблематизация проектной ситуации.

Содержание культурно-экологического подхода в дизайне.

Проектная концепция «Проектировщик как «чёрный ящик».

Проектная концепция «Проектировщик как «прозрачный ящик».

Особенности метода проектирования «Мозговой штурм».

Особенности метода проектирования «Синектика».

Методы ликвидации тупиковых ситуаций.

Понятие дивергенции в дизайн-проектировании.

Понятие трансформации в дизайн-проектировании.

Понятие конвергенции в дизайн-проектировании.

Подготовка мультимедийной презентации иллюстрирующей элементы функционального анализа и «дерева целей».

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-2 ПК-12
3
0
 
4.2
Подготовка мультимедийной презентации иллюстрирующей элементы функционального анализа и «дерева целей» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2 ПК-12
3
0
 
4.3
Контрольные вопросы и задания /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-12
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для промежуточных собеседований по дисциплине  Основы теории и методологии дизайна

Раздел 1. Теоретические концепции в дизайне

1 Что понимается под понятийным аппаратом дизайна.

2 Как формулируются основные теоретические концепции дизайн-проектирования.

3 Каковы предпосылки и основные выводы из дискуссий и исследований о дизайне и его конечных целях, о соотношении в нем практического и идеального, рационального и художественного.

4 Что дает дизайнеру-практику изучение основных зарубежных и отечественных теоретических концепций дизайн-проектирования.

5 Что дает дизайнеру изучение процессов проектирования и потребления продукта дизайна.

Раздел 2. Современные тенденции в дизайне

1 Какие известны современные актуальные направления дизайна.

2 Каким образом влияет на развитие общества исследование связи дизайна с экологией.

3 Как влияет на дальнейшее развитие общества исследование связи дизайна с футурологией

Раздел 3. Исследования методов дизайна

1 Для чего нужны исследования методов дизайна и каков основной дискурс о его конечных целях.

2 Как соотносятся в дизайне практическое и идеальное, разум и дух, рациональное и художественное.

3 Каковы цели исследования возможностей объективной оценки и предвидения функционально-эстетических качеств окружающей среды, создаваемой в условиях научно-технических и социальных революций

Раздел 4. Методы предпроектного и проектного анализа в дизайне

1  Что такое Функциональный анализ и «дерево целей».

2  Для чего нужна Проблематизация проектной ситуации.

3  В чем состоит содержание культурно-экологического подхода в дизайне.

4  Что означает Проектная концепция «Проектировщик как «чёрный ящик».

 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
5  Что означает Проектная концепция «Проектировщик как «прозрачный ящик».

6  Особенности метода проектирования «Мозговой штурм».

7  Особенности метода проектирования «Синектика».

8  Какие существуют методы ликвидации тупиковых ситуаций.

9  Что означает понятие Дивергенции в дизайн- проектировании.

10 Что означает понятие Трансформации в дизайн-проектировании.

11 Что означает понятие Конвергенции в дизайн- проектировании.

12 Какой основной контент вкладывается в мультимедийную презентацию иллюстрирующую элементы функционального анализа и принципы построения «дерева целей».

Контрольное задание:

Применение метода проектирования (на выбор) в решение дизайн-задач.

 
5.2. Темы письменных работ
Доклад (сообщения) сопровождающийся мультимедийной презентацией по дисциплине "Основы теории и методологии дизайна"

Задание:

Подготовить мультимедийную презентацию с использованием фото и видео материалов, чертежей, скетчей, 3d-визуализации, компьютерной анимации, инфографики, максимально раскрывающую и иллюстрирующую один из элементов функционального анализа и принципы построения «дерева целей».

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зинюк, О.В. 
Зинюк О.В. Современный дизайн. Методы исследования [Электронный ресурс]: монография/ Зинюк О.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательство Московский гуманитарный университет, 2011.— 128 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/8444.html.— ЭБС «IPRbooks»
М.: Московский гуманитарный университет, 2011
 
Л1.2
Лаврентьев, А.Н. [и др.] 
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузо в: Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузо -/ А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029
Москва, Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шимко В.Т., Кудряшев Н.К., Никитина Е.В., Смирнов А.В., Шимко В.Т.
Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специфика средового творчества (предпосылки, методика, технологии): учеб. пособие для вузов/ В.Т. Шимко [и др.]; под ред. В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2021. -  240 с. : ил. - (УГМК - книги по искусству и архитектуре)  УМО: учеб. пособие для вузов
Москва: Архитектура-С, 2021
 
Л2.2
Литвина Т. В
Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа : учебник для вузов / Т. В. Литвина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10964-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444485 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Пигулевский, В. О.
История дизайна. Вещи и бренды : учебное пособие / В. О. Пигулевский, А. Ф. Стефаненко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 235 c. — 978-5-4487-0266-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75952.html
Саратов : Вузовское образование, 2019
 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Гамов, Е.С.
Техническая эстетика и дизайн [Электронный ресурс] : словарь / Е. С. Гамов, Е. В. Жердев, Е. А. Заева-Бурдонская  [и др.] ; сост. М. М. Калиничева, М. В. Решетова ; под ред. М. М. Калиничева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, Культура, 2021. — 389 c. — 978-5-8291-2516-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60041.html: словарь
М. : Академический Проект, Культура, 2021
 
Л2.5
Кокорина Е.В. 
Теоретические основы моделирования процесса создания архитектурной идеи проекта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кокорина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 120 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59135.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебник
 
Л2.6
Елисеенков, Г. С. 
Дизайн-проектирование [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн», квалификация (степень) выпускника «магистр» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. — 150 c. ISBN 978-5-8154-0357-4. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66376.html: учебное пособие
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, , 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Говорова, С. В.
Говорова, С. В. Информационные технологии [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / С. В. Говорова, М. А. Лапина. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 168 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66066.html : лабораторный практикум
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университе, 2016
 
Л3.2
Говорова, С. В.
Говорова, С. В. Инженерная и компьютерная графика [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / С. В. Говорова, И. А. Калмыков. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Издательство Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 165 c. — ISBN 2227-8397. —URL: http://www.iprbookshop.ru/69382.html : лабораторный практикум
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университе, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотекиНГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 9
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям:

Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.

Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, методы и свойства  дизайн-проектиролвания. Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, рефератов и докладов, помогающие более подробно освоить все области информационных технологий в дизайне.

Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств  информационных и коммуникационных технологий, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное  программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета  и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.

Лабораторные занятия проводятся в аудитории.

Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение).

Высшая школа дизайнерского искусства объединяет художественно-специфическую грамотность и инженерно- технологический профессионализм учащихся. Данная дисциплина формирует глубокие и разносторонние знания о формировании предметно – средовых пространств. Для достижения поставленных целей ведется исследовательская и проектная работа на высоком  профессиональном уровне.

Главной педагогической идеей является экспериментально-исследовательский подход учащихся в области средового проектирования; проектировании предметно – средовых комплексов, синтезирующих  принципы  художественно- проектной деятельности. Внедряемая методика проектирования предполагает  единство теоретического,  научно- технологического и  художественно-композиционного аспектов деятельности.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа обучающегося по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа обучающегося заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ  информации по заданным темам.

Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре с докладом или рефератом  и сдача пакета контрольных заданий. Выступление и сдача контрольных заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Форма контроля самостоятельной работы:

- выполнение контрольных заданий, в соответствии с графиком самостоятельной работы

- выступление на семинаре с докладами  или рефератом

- собеседования и консультации по заданным темам

Форма отчета по самостоятельной работе:

- пакет контрольных работ по заданным темам в электронном виде.

- доклад или реферат по заданной теме, распечатанные на листах  А4 формата.

Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения разделов дисциплины «Информационные технологии в дизайне». В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем студентам выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам и выполнение домашних заданий. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы

[см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для студентов первого года обучения (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.

Методические указания к зачету:

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее 

 
стр. 10
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:

1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.

3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;

– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;

– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.