2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Пропедевтика_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Пропедевтика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
123
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
12
12
12
12
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
123
123
123
123
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент кафедры, Гизитдинова Г.А. _________________
 
 
Пропедевтика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2012-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
Формирование художественного мышления, овладение методами творческого процесса дизайнеров, введение в основы проектного мышления и развитие пропедевтических навыков в дизайне
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
научить создавать самостоятельные композиционные решения дизайн-объектов;
1.5
освоить способы проектной графики;
1.6
научить основам пропедевтики в дизайне;
1.7
научить разрабатывть художественне предметно-пространственные комплексы;
1.8
научить дизайн-мышлению
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Цветоведение и колористика
2.1.2
Основы проектной графики в дизайне среды
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы композиции в дизайне
2.2.2
Основы проектирования городского ландшафта
2.2.3
Скульптура и инсталляция в дизайне среды
2.2.4
Формальная композиция в дизайне среды
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Производственная творческая практика
2.2.7
Преддипломная практика
2.2.8
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.9
Основы архитектурного проектирования
2.2.10
Ландшафтное проектирование среды
2.2.11
Технический рисунок
2.2.12
Производственная  преддипломная практика
2.2.13
Скульптура и инсталляция в дизайне среды
2.2.14
Системы визуальных коммуникаций в дизайне среды
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способностью владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями
 
Знать:
 
теоретические принципы  гармонизации композиции

основные термины и понятия, теоретические основы работы с цветом

 
принципы создание дизайн-концепции и ее дальнейшей проработки, различные графические приемы
 
этапы выполнения макета и модели
 
 
Уметь:
 
технически грамотно выполнять упражнения    по макетированию, моделированию и композиции; создавать объемно-пространственные структуры
 
воплощать творческий замысел в макете  из различных материалов
 
разрабатывать концепцию проектного решения
 
 
Владеть:
 
опытом применения и активно использовать знания о пророде цвета и его сочетаниях в проектной деятельности, различными приемами ручной графики
 
навыками создания макетов и моделей в соответствии с проектным решением
 
опытом создание объемно-пространственных композиций из различных материалов в соответствии с дизайн-концепцией
 
 
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
типологию композиционных средств и их взаимодействие;
3.1.2
цвет и цветовую гармонию;
3.1.3
генезис и семантику орнамента;
3.1.4
основы проектной графики;
3.1.5
способы трансформации поверхности; 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
создавать целостную композицию;
3.2.2
выбирать при проектировании те композиционные средства, которые позволяют наилучшим образом отразить идейный замысел и характер проектируемого объекта;
3.2.3
обосновать свое композиционное решение; 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
объемного и графического моделирования формы объекта и  соответствующей организации проектного материала для передачи  творческого художественного замысла; 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Архетипы

 
1.1
Граница /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1
1
0
 
1.2
Портал /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1
1
0
 
1.3
Перекресток /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1
1
0
 
1.4
Путь /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

40
ПК-1
1
0
 
1.5
Исследование по темам. Подготовка материлов к лабораторным работам, поиск аналогов, разработка эскизов, проработка макетов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

40
ПК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Формообразование

 
2.1
Масса и форма /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1
1
0
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
2.2
Псевдопараметрика /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1
1
0
 
2.3
Город. Городская структура /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1
1
0
 
2.4
Исследование по темам. Подготовка материлов к лабораторным работам, поиск аналогов, разработка эскизов, проработка макетов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

43
ПК-1
1
0
 
2.5
Контрольные вопросы и задания /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ПК-1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену:

1 семестр

Вопросы к экзамену:

Раздел «Архетипы»

1.Понятие «Граница» в композиции.

2.Граница как зона взаимодействия.

3.Граница как зона отчуждения.

4.Понятие «Портал»

5 Портал/вход как преодоление границы

6.Перекресток: разделение двух потоков или выбор.

7.Путь

8.Путь к чему-то и от чего-то

9.Намеченный путь и реальный путь.

Раздел «Формообразование»

1.Масса и форма.

2.Псевдопараметрика

3.Город.

4.Городская структура.

Контрольное задание к экзамену:

Задание: « Город. Городская структура».

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Задания для лабораторной работы:

1 семестр

Раздел 1: Архетипы

1.Граница

2.Портал

3.Путь

Раздел 2: Формообразование.

1.Масса и форма.

2.Псевдопараметрика

3.Город.

4.Городская структура.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Генералова, Е. М.
Композиционное моделирование [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. М. Генералова, Н. А. Калинкина. — Электрон. текстовые данные. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 120 c. — 978-5-9585-0646-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58824.html: учебно-методическое пособие 
Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2016
 
Л1.2
Бадян, В. Е.
Основы композиции [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / В. Е. Бадян, В. И. Денисенко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, Трикста, 2017. — 225 c. — 978-5-8291-2506-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60032.html: учебное пособие для вузов
М. : Академический Проект, Трикста, 2017
 
Л1.3
Казарина, Т. Ю. 
Пропедевтика [Электронный ресурс] : учебное наглядное пособие для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» / Т. Ю. Казарина. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. — 104 c. — 978-5-8154-0337-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66364.html: учебное пособие
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Жердев Е. В. , Чепурова О. Б., Шлеюк С. Г. , Мазурина Т. А. 
Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна : учебное пособие : / Е. В. Жердев, О. Б. Чепурова, С. Г. Шлеюк, Т. А. Мазурина. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 255 c. — ISBN 978-5-4417-0442-7. — Текст: электронный // ЭБС "IPRbooks" [сайт]. - URL http://www.iprbookshop.ru/33666.html
Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
Л2.2
Тонковид, С.Б.
Тонковид, С.Б. Проектная графика и макетирование [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению «Дизайн» / сост. С. Б. Тонковид. — Электрон. текстовые данные. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. — 190 c. — 978-5-88247-535-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17703.html: учебное пособие
Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Погосская, Ю. В. 
Композиция [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Ю. В. Погосская. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77569.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университе, 2018
 
Л3.2
Халиуллина, О. Р.
Проектная графика [Электронный ресурс] : методические указания к практическим занятиям / О. Р. Халиуллина, Г. А. Найданов. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 24 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21651.html: методические указания к практическим занятиям
Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2016
 
Л3.3
Казарина, Т. Ю. 
Пропедевтика [Электронный ресурс] : практикум по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» / Т. Ю. Казарина. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. — 52 c. — 978-5-8154-0339-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66363.html: практикум по дисциплине
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016
 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотекиНГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э5
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-302 Читальный зал: помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям:

Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств  основ проектирования, на их эффективность. Освоение пропедевтического курса необходимо для дальнейшего освоения принципов проектирвания и работы в профессиональной деятельности.

Лабораторные занятия проводятся в аудитории.

Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение)

   Лабораторные работы (1 семестр):

1.Граница.

Граница как зона взаимодействия, граница как зона отчуждения.

2.Портал/вход как преодоление границы

3.Перекресток: разделение двух потоков или выбор.

4.Путь от чего-то к чему-то, намеченный путь и реальный путь.

Материалы:

Черный и белый картон. макетный картон, клей, канцелярский нож, ножницы, линейка, карандаш.

Условный объем 300х300х300 мм

   Лабораторные работы (2 семестр):

1.Масса и форма.

Как при сохранении формы уничножить массу

2.Псевдопараметрика.

Создание сложных форм и поверхностей способом повторения однотипных конструкций.

3.Город. Городская структура.

Материалы: дерево, картон, клей.

   Образовательные технологии

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Это позволяет:

- отразить интересы участников;

- раскрыть творческий потенциал (выбор индивидуальной траектории решения проблемы, разработка «своего» плана 

 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
действий);

- работать индивидуально и в команде;

- проследить многовариантность путей решения, осуществить поиск альтернатив;

- выявить ценностные смыслы (социальная значимость), получить опыт «социальной коммуникации»;

- систематически отслеживать результаты работы;

- фиксировать время, контроль и рефлексию.

   Используемые интерактивные образовательные технологии:

1.Освоение конкретных знаний и методов аналитической и проектной работы во время проведения лабораторных занятий в процессе общения с преподавателем

2.Применение полученных знаний с одновременным экспериментированием во время проведения лабораторных занятий

В процессе лабораторных занятий ведутся текстовые записи сопровождающие аналитическую работу. Тексты визуализируются быстрыми скетчами в процессе освоения методологии анализа. В процессе проектного поиска роль скетчей общих видов, деталей, разрезов и сечений, "взрывных видов" выходит на первый план и теперь уже они сопровождаются короткими поясняющими текстами. Важная роль в процессе преподавания дисциплины отводится самостоятельной работе студентов. В процессе самостоятельной работы не только изучает материал, но и приобретает необходимые умения и навыки, которые впоследствии обязательно пригодятся ему в его профессиональной деятельности.

Перед этой формой учебной деятельности ставятся следующие задачи:

- дальнейшее углубление и закрепление знаний учащихся, полученных на лекциях по предшествующим дисциплинам;

- предусмотренное программой самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов курса;

- самостоятельное изучение интересующих его аспектов;

- овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы.

Экспертная оценка результатов анализа конкретных ситуаций в процессе экспериментирования

Приобретения опыта:

- проблематизации и актуализации проектной ситуации, творческого поиска, применения интерактивных методов генерации проектных идей и владения технологиями создания концептуального проектного продукта

Экспертная оценка результатов анализа законченного и представленного концептуальногопроектного продукта.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы.

В целях полного и эффективного усвоения учебного материала по дисциплине нужно организовать самостоятельную работу  по ознакомлению с отдельными разделами дисциплины, закреплению и расширению полученных знаний, умений и навыков, поиску необходимого материала. Следует координировать проектно-исследовательскую деятельность, помогая им в выборе темы, поиске и отборе информации, формулировке целей и задач исследования, поэтапно прослеживая ход работы по подготовке и презентации графических работ. При подготовке к лабораторным занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине необходимо давать полезные советы по научной организации труда и рациональному распределению времени и эффективному отбору и систематизации полученной информации.

Каждый учебный проект сопровождается мультимедийной презентацией, в которой обучающийся обязан показать исследовательскую работу по изучению аналогов и прототипов, как российского, так и зарубежного опыта.    

Одними из аспектов самостоятельной работы является приобретение практического опыта работы в специальных программах, разработка концепции, приобретение практического опыта работы по выполнению макетов и презентаций.

При представлении работы могут быть выявлены:

- основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;

- отличие авторской позиции от традиционной, новизна его подхода к рассматриваемой проблеме;

- степень аргументации идей автора – достаточная, высокая, недостаточно убедительная;

- задачи дальнейшего изучения поставленной проблемы, не получившей должного освещения или достаточной степени раскрытия.

Фиксация содержания осуществляется двумя путями:

1.словесными;

2.путем логического структурирования в виде графических схем или таблиц.

   Внеаудиторная самостоятельная работа (СРС) по дисциплине проводится с целью:

•освоения теоретических знаний по темам курса;

•систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;

•углубления и расширения теоретических знаний;

•формирования умений использовать справочную и дополнительную литературу по дисциплине;

•развитие самостоятельности, ответственности и организованности.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя. Задание выдается на учебном занятии.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется на учебных занятиях.

Минимальный набор выполняемых студентами работ включает в себя:

•работу с источниками  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

•критическое осмысление актуальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений.

   В целях полного и эффективного усвоения учебного материала по дисциплине нужно организовать самостоятельную работу  по ознакомлению с отдельными разделами дисциплины, закреплению и расширению полученных знаний, умений и навыков, поиску необходимого материала. Следует координировать проектно-исследовательскую деятельность, помогая им в выборе темы, поиске и отборе информации, формулировке целей и задач исследования, поэтапно прослеживая ход работы по подготовке и презентации графических работ. При подготовке к лабораторным занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине необходимо давать полезные советы по научной организации труда и рациональному распределению времени и эффективному отбору и систематизации полученной информации.

При выполнении проекта необходим высокий уровень графической подачи, полное представление проектных идей, 

 
стр. 9
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
всестороннее описание проектного решения.

При оценке особое внимание уделяется применению инновационных технологий, умению защищать принятые проектные решения, креативность, оригинальность решения, художественная выразительность.

Методические указания к экзамену:

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.  

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:

1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессиональ-но значимую информацию, сформированности когнитивных умений.

3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе анализа конкретных ситуаций во время проведения мозговых штурмов, игрового проектирования; групповых дискуссий в процессе работы.

   В конце курса обучающийся сдает экзамен.Экзамен проводится в конце курса по экзаменационным билетам.

    Основные задачи экзамена: связать знания, полученные при изучении курса, продемонстрировать умение применять их в своей профессиональной деятельности; продемонстрировать своѐ умение ориентироваться в специальной литературе; проявить навыки практического применения полученных знаний в конкретной проектной ситуации.

Требования к знаниям и умениям выпускника при сдаче экзамена обучающийся должен:

– иметь системное представление о тенденциях развития дизайна, науки и техники;

– понимать сущность и социальную значимость своей профессии:

– знать теоретические основы и закономерности формообразования в дизайне и архитектуре;

– уметь использовать знания по истории дизайна в своей практической деятельности;

– уметь систематизировать и обобщать информацию для разработки дизайн-концепции проекта;

Результат экзамена по специальности определяется дифференцировано оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Знания:

- системы профессиональных понятий и методологии алгоритмического и параметрического проектирования

Умения:

- «видеть» действительность через систему профессиональных понятий

- выполнять действия, имеющие обобщенный смысл (сравнение, различие, анализ, синтез)

- создавать объекты в соответствии с эмоционально-образными и функционально-потребительскими требованиями

- ликвидировать «тупиковые» ситуации в процессе дизайн-проектирования

Владения:

- методами основных проектных действий (предпроектный анализ, постановка проектных задач, поиск проектных идей и т.д.)

- развитым воображением, фантазией, изобретательностью, ассоциативным и пространственным мышлением, зрительным восприятием, зрительной памятью, абстрактным мышлением

- навыками самостоятельного поиска и усвоения эффективных приемов учебной деятельности (активные и интерактивные технологии)

- широким спектром художественных средств и графических приемов

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 

 
стр. 10
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.