2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Системы визуальных коммуникаций в дизайне среды_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Системы визуальных коммуникаций в дизайне среды
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
128
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
12
12
12
12
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
128
128
128
128
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент кафедры, Кузнецова А.С. _________________
 
 
Системы визуальных коммуникаций в дизайне среды
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Вазиева Альфия Рашитовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисициплины:
1.2
научить обучающихся проектированию систем и проработке элементов визуальных коммуникаций в городских и общественных пространствах
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
- изучение и создание графических систем навигации и ориентирования в городском и общественном пространстве;
1.5
- изучение принципов построения графических пиктограмм в системе;
1.6
- изучение современных технологий изготовления навигационных элементов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы культурологии и мировой эстетики
2.1.2
Основы теории и методологии дизайна
2.1.3
Технический рисунок
2.1.4
Комбинаторные методы проектирования в дизайне среды
2.1.5
Эргономика в дизайне среды
2.1.6
Основы проектной графики в дизайне среды
2.1.7
Пропедевтика
2.1.8
Дизайн и монументально-декоративное искусство формирования среды
2.1.9
Цветоведение и колористика
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
2.1.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.12
Современные теории устойчивого развития в сфере проектной культуры
2.1.13
Скульптура и инсталляция в дизайне среды
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способностью владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями
 
Знать:
 
приемы работы с рисунком и графикой для передачи проектной идеи
 
приемы создания эффектных цветовых решений в проектировании визуальных систем
 
различные техники графики для создания креативных проектных решений
 
 
Уметь:
 
визуализировать эскизные решения в проектах визуальных систем графическими средствами
 
визуализировать концептульные проектные решения средствами маетирования и моделирования
 
обосновывать художественный замысел в проектных решениях
 
 
Владеть:
 
рисунком для передачи замысла проектных решений
 
приемами работы с цветом и цветовыми композициями
 
навыком макетирования и моделирования при разработке систем визуальных коммуникаций
 
 
 
ПК-2: способностью обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи
 
Знать:
 
методы проектирования
 
методы предпроектного исследования
 
методы поиска творческих решений в проектировании
 
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Уметь:
 
разрабатывать различные варианты творческих решений в проекте визуальных систем 
 
обосновывать концептуальные решения дизайн-задач
 
решать дизайн-задачи по проектированию систем визуальных коммуникаций инновационными методами
 
 
Владеть:
 
навыком разработки элементов навигационных систем в дизайне среды
 
навыком разработки систем визуальных коммуникаций
 
навыком обоснования проектных решений
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы визуальных коммуникаций; основы сенсорики и образного мышления; методы конструирования объектов;
3.1.2
современные информационные технологии и графические редакторы для реализации и создания документации по дизайн-проектам; обработку графической информации; коррекцию, монтаж растровых изображений, работу с панелью инструментов в Adobe Illustrator, композиционный анализ сложных графических образов
3.1.3
требования к выполнению технических чертежей, технологических карт
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать предметы, товары, принимать адекватные решения на всех стадиях разработки дизайн-проекта
3.2.2
использовать современные информационные технологии и графические редакторы для реализации и создания документации по дизайн-проектам; создавать графические проекты и их элементы; обрабатывать графическую информацию; осуществлять анализ визуальных форм; применять на практике технологии разработки и предъявления визуальных образов в графическом дизайне
3.2.3
разрабатывать технологическую карту исполнения дизайн-проекта
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
специальной технической и справочно-нормативной литературой; приемами и методами конструирования предметов, товаров
3.3.2
способностью использовать современные информационные технологии и графические редакторы для реализации и создания документации по дизайн-проектам; обработкой графической информации; коррекцией; навыками исследования объектов визуальной культуры; техниками анализа визуальной культуры
3.3.3
приемами разработки конструкции изделия с учетом технологий изготовления
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теория визуальной коммуникации.

 
1.1
История современной визуальной коммуникации. /Лаб/
Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
4
0
 
1.2
Исследование по теме. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

24
ПК-1 ПК-2
4
0
 
1.3
Методология разработки проектов для визуальных коммуникаций. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
4
0
 
1.4
Разработка системы навигации в интерьере /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

22
ПК-1 ПК-2
4
0
 
1.5
Подготовка презентации проекта /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ПК-1 ПК-2
4
0
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
1.6
Презентация проекта /Лаб/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 2. Проект системы визуальных коммуникаций в городской среде

 
2.1
Анализ проектной ситуации.  /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
4
0
 
2.2
Работа с аналогами. Исследование по теме проекта /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

30
ПК-1 ПК-2
4
0
 
2.3
Работа над эскизами. Проектирование системы /Лаб/
Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
4
0
 
2.4
Составление пояснительной записки к проекту /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

30
ПК-1 ПК-2
4
0
 
2.5
Защита проекта /Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Естественнонаучные и гуманитарные исследования визуальных коммуникаций.

2 Психологический анализ визуальной культуры.

3 Пространство, цвет и форма в восприятии человека.

4 Рациональное и эмоциональное восприятие визуальных образов.

5 Функциональные характеристики визуальных коммуникаций.

6 Язык визуальных сообщений как текст культуры.

7 Нарративный подход визуального текста.

8 Облик эпохи в визуальных коммуникациях.

9 Визуальное как первичный механизм трансляции культурных традиции и социальных

норм.

10 Проблема визуального в контексте критической теории современного(индустриального) общества.

11 Визуальная культура и проблема идеологии.

12 Визуальные коммуникации как социальная компетентность.

13 Карта профессий, использующих визуальные коммуникации.

14 Цели и технологии прикладных исследований визуальных коммуникаций.

15 Визуальные источники и виды данных.

16 Психологические исследования визуальных коммуникаций.

17 Социологические методы исследования визуальных коммуникаций.

18 Технологии исследования визуальных коммуникаций городской среды.

19 Маркетинговые исследования визуальных коммуникаций.

20 Исследование визуальных коммуникаций в архитектуре.

21 Эксперименты визуальных коммуникаций (акционистский метод исследований).

22 Сравнительный анализ в исследованиях визуальных коммуникаций.

23 Место визуальных коммуникаций в продуктах и практиках креативных индустрий.

24 Визуальные коммуникации в культурных индустриях и спорте.

25 Визуальные коммуникации как инструмент успешного бизнеса.

26 Визуальные коммуникации брендов и корпоративных стилей.

27 Имидж делового человека как продукт и коммуникация.

28 Визуальные коммуникации городского пространства.

29 Инновации светового дизайна в визуальной коммуникации социальных пространств.

30 Визуальные коммуникации современного медиапространства.

31 Визуальные коммуникации политтехнологий.

32 Специфика инфографики в визуальных коммуникациях.

33 Агрессивная визуальная среда: факторы экспансии и методы противодействия.

34 Тема и концепция в проектировании визуальных коммуникаций.

35 Критерии оценки дизайн-проекта как интеллектуального и творческого продукта.

 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
36 Оценка конкурентоспособности проекта для профессиональных выставок и конкурсов.

37 Бюджет и оценка инвестиционной привлекательности проекта.

38 Гранты и краудфандинг в проектах визуальной коммуникации.

39 Технологии поддержки и продвижения проекта.

40 Этап завершения проекта: документирование, передача заказчику, постаудит проекта.

41 Дефиниции визуальности

42 Визуальность и виртуальность

43 Формирование визуального образа в рекламе

44 Формирование визуального образа в связях с общественностью

45 Интернет ресурсы визуализации реальности

46 Исторические этапы развития визуальности

47 Типология и видовое разнообразие визуальных объектов

48 Психология зрительного восприятия

49 Визуальные инновации

50 Панорама и точки зрения в визуализации реальности

51 Визуальная культура и социокультурные практики

52 Креатив в визуальной культуре

53 Визуальный проект и реальность

54 Факторы восприятия визуальных образов

55 Проблема воспроизводимости визуальных образов

56 Медиатизация и визуальность

57 Визуальное насилие как проблема XXI века

58 Понятие окуляцентризма

59 Трансформация зрительского восприятия на рубеже ХХ-XXI вв.

60 Визуальная культура и технологические инновации.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов

1 Базовые структуры визуальных образов/визуального опыта.

2 Образ, технология, медиум (материальные/технологические основания визуальных

образов).

3 Современные технологии визуализации.

4 Стратегии визуализации как стратегии истины (визуальные содержания в контексте

производства и трансляции научного знания).

5 Образ и текст (взаимосвязь визуального и текстуального в современной культуре).

6 Визуализация и эстетизация повседневности (трансформация традиционного понятия

эстетического).

7 Визуальные образы и конструирование культурной памяти.

8 Визуализация и производство культурных пространств; современные визуальные среды

(виртуальные, художественные и урбанистические пространства).

9 В. Татлин и визуальные утопии первой четверти ХХ в.

10 Визуальность и виртуальность.

11 Дизайн и реальность.

12 Дизайнерская среда и визуальные образы.

13 Манга: формирование нового художественного образа.

14 Фотография: виды, значение в построении визуальных образов.

15 Web-ресурсы современных технологий визуальности.

16 Ж. Бодрийяр о специфике современной визуальной культуры.

17 П. Вирилио и визуальные исследования последней четверти ХХ в.

18 Визуальный язык соцарта.

19 Зрительное восприятие как психологическое понятие.

20 Фигура и фон в визуальном восприятии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Графический дизайн. Современные концепции : учебное пособие для вузов / Е. Э. Павловская [и др.] ; ответственный редактор Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 119 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11169-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444790 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гамов, Е.С.
Техническая эстетика и дизайн [Электронный ресурс] : словарь / Е. С. Гамов, Е. В. Жердев, Е. А. Заева-Бурдонская  [и др.] ; сост. М. М. Калиничева, М. В. Решетова ; под ред. М. М. Калиничева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, Культура, 2021. — 389 c. — 978-5-8291-2516-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60041.html: словарь
М. : Академический Проект, Культура, 2021
 
Л2.2
Попов, А. Д. 
Графический дизайн [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Д. Попов. — Электрон. текстовые данные. — Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2016. — 157 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80412.html: учебник
, 2016
 
Л2.3
Левин, И. Л. 
Креативные методы архитектурно-пластического моделирования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. Л. Левин. — Электрон. текстовые данные. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 202 c. — 978-5-528-00136-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80901.html: учебно-методическое пособие
Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гизитдинова Г.А.
Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Эргономика в дизайне среды": учебно-методические пособия
Наб.Челны.: ФГБОУ ВО "НГПУ", 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. -URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотекиНГПУ. - URL:http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - URL: https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - URL: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) -URL: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Допуск к зачету осуществляется на основании посещаемости студентом аудиторных занятий и успешном освоении материалов лекций и семинаров.

Знания обучающихся оцениваются путем выставления по результатам ответа обучающегося итоговой оценки «зачтено», либо «не зачтено».

Оценка «зачтено» при приеме зачета выставляется в случае:

• полного и правильного изложения обучающимся учебного материала по каждому из вопросов;

• самостоятельной подготовки обучающегося к ответу в установленные для этого сроки, исключающей использование нормативных источников, основной и дополнительной литературы, конспектов лекций и иного вспомогательного материала, кроме случаев специального указания или разрешения преподавателя;

• владения обучающимся понятийно-категориальным аппаратом;

• логически последовательного, взаимосвязанного и правильно структурированного изложения обучающимся учебного материала, умения устанавливать и прослеживать причинно-следственные связи между событиями, процессами и явлениями, о которых идет речь;

• приведения обучающимся надлежащей аргументации, наличия у обучающегося логически и нормативно обоснованной точки зрения при освещении проблемных, дискуссионных аспектов учебного материала по вопросам;

• лаконичного и правильного ответа обучающегося на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «зачтено» может быть выставлена также при соблюдении вышеперечисленных требований в основном, без существенных ошибок и пробелов при изложении обучающимся учебного материала, приведении ссылок на нормативно-правовые акты, а также на их отдельные принципиально значимые положения.

Оценка «не зачтено» при приеме зачета выставляется в случае:

• отказа обучающегося от ответа по билету с указанием, либо без указания причин;

• невозможности изложения обучающимся учебного материала по одному или всем вопросам;

• допущения обучающимся существенных ошибок при изложении учебного материала по одному или всем вопросам;

• невладения обучающимся понятийно-категориальным аппаратом;

• невозможность обучающегося дать ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

Любой из указанных недостатков может служить основанием для выставления обучающемуся оценки «не зачтено».

Дополнительные вопросы могут быть заданы обучающимся в случаях:

• необходимости конкретизации информации по вопросам с целью проверки глубины знаний отвечающего по связанным между собой темам и проблемам;

• необходимости проверки знаний отвечающего по основным темам и проблемам курса при недостаточной полноте его ответа по вопросам билета.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины Системы визуальных  коммуникаций в дизайне среды осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.