Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
геометрических форм на плоскости.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Аксонометрические проекции
аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Поверхности вращения. Поверхности вращения с вырезом. Геометрический анализ объемных форм и выполнение технического рисунка. Выполнение эскизов деталей из заданного чертежа общего вида (контрольная работа)
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Построение тени плоской фигуры. Построение тени геометрических тел в ортогональных проекциях
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Построение контуров собственных и падающих теней объектов сложной формы в ортогональной проекции (контрольная работа) /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
1. Предмет «Технический рисунок». Краткая историческая справка.
2. Задача копирования графических приемов изображения различной материальности 3.Использование различных материалов при выполнении рисунка.
4.Рисунок из комбинированных форм. 5.Выполнение набросков с предметов быта.
6.Задачи и выразительные средства рисунков и набросков. 7.Рисуноке предметных пар различной материальности.
8. Светотеневое построение предметов различной тональности.
9. Методы проецирования: центральное, параллельное. Основные понятия и свойства. 10.Линейно-конструктивное построение рисунка.
11.Пересечение прямой линии и плоскости. Взаимное пересечение плоскостей. 12.Проецирование пересекающихся геометрических тел.
13.Светотеневое изображение комбинаций из геометрических тел. 14.Линейно-конструктивное построение рисунка сложных форм. 15.Основы теории линейной перспективы.
16.Линейный рисунок геометрических фигур. 17.Рисунок предмета сложной, комбинированный формы 18.Передача в рисунке формы и фактуры.
19.Конструкции комбинированный форм. 20.Рисунок из простых предметов быта. 21.Рисунок из сложных предметов быта.
22.Особенности передачи светотени на поверхностях с различными отражающими свойствами. 23.Передача в рисунке формы и фактуры.
24.Рисунок из бытовых предметов с разных точек зрения. 25.Что такое пропорции?
26.Графический прием изображения различной материальности. 27.Задачи рисунка архитектурных деталей.
28.Зарисовки с включением двери и окна. 29.Формальная композиция из предметов быта. 30.Рисунок с крупными бытовыми предметами. 31.Материалы для рисунка.
32.Техника рисунка и выразительные свойства материалов. Задания к зачету.
3 семестр Раздел 1. Предмет начертательной геометрии Решение позиционных задач (контрольная работа)
Вопросы и задания к экзамену 4 семестр
Перечень вопросов для экзамена.
1) Проецирование геометрических форм на плоскости.
2) Проецирование точки.
4) Проецирование плоскости.
5) Прямая и точка в плоскости.
6) Взаимное положение прямой и плоскости и двух плоскостей.
7) Технический рисунок предмета с натуры.
8) Рациональный выбор вида аксонометрической проекции для изображения технического рисунка детали.
9) Технический рисунок предмета в прямоугольной диметрической и горизонтальной изометрической проекциях.
10) Построение аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу.
11) Аксонометрия геометрических тел. Построение по двум видам третьего.
12) Применение условностей и упрощений на чертеже.
13) Геометрический анализ объемных форм и выполнение технического рисунка.
14) Поверхности вращения. Поверхности вращения с вырезом.
15) Построение тени плоской фигуры.
16) Построение тени геометрических тел в ортогональных проекциях.
17) Оттенение поверхностей объемных тел.
18) Построение тени геометрических тел в аксонометрии.
19) Построение контуров собственных и падающих теней объектов сложной формы в ортогональной проекции.
Задания к экзамену. 4 семестр
1. Построение контуров собственных и падающих теней объектов сложной формы в ортогональной проекции
Темы графических работ:
1. Типовые задания текущего контроля освоения дисциплины прилагаются отдельно в Фонде оценочных средств;
2. Типовые задания для промежуточной аттестации освоения дисциплины прилагаются отдельно в Фонде оценочных средств;
3. Портфолио представляет собой комплект из 19 лабораторных работ по темам:
1) Проецирование геометрических форм на плоскости.
2) Проецирование точки.
3) Проецирование прямой линии.
4) Проецирование плоскости.
5) Прямая и точка в плоскости.
6) Взаимное положение прямой и плоскости и двух плоскостей.
7) Технический рисунок предмета с натуры.
8) Рациональный выбор вида аксонометрической проекции для изображения технического рисунка детали.
9) Технический рисунок предмета в прямоугольной диметрической и горизонтальной изометрической проекциях.
10) Построение аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу.
11) Аксонометрия геометрических тел. Построение по двум видам третьего.
12) Применение условностей и упрощений на чертеже.
13) Геометрический анализ объемных форм и выполнение технического рисунка.
14) Поверхности вращения. Поверхности вращения с вырезом.
15) Построение тени плоской фигуры.
16) Построение тени геометрических тел в ортогональных проекциях.
17) Оттенение поверхностей объемных тел.
18) Построение тени геометрических тел в аксонометрии.
19) Построение контуров собственных и падающих теней объектов сложной формы в ортогональной проекции.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и
способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,
профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов,
составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии,
проблемности, диалога.
При выполнении обучающимися контрольных заданий и презентации необходимо помнить об основательном изучении проблемы.
Внимательное рассмотрение программного содержания каждой темы предоставляет обширную информацию для творческой реализации презентации.
Наличие ярких примеров исследуемой темы и аналогов работ современных дизайнеров дает возможность развивать критическое мышление и побуждает их к творческой деятельности.
Методические указания для выполнения самостоятельных работ
Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:
- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,
- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала).
Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению лабораторных работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над
выполнением проекта (вынашивание идеи, выделение цели и задач, гипотезы и способы решения проблемы).
Самостоятельная работа по подготовке к зачѐту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачѐт и дней, отведенных на подготовку к зачѐту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет самостоятельно
перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и
литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие
конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые
термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь
Методические указания к зачету:
Основой успешного изучения курса является последовательное, систематическое изучение разделов курса и выполнение индивидуальных графических работ в сроки, предусмотренные учебным графиком. Для этого используются аудиторные занятия - лекции и лабораторные, а также вне аудитории - самостоятельная работа, предполагающая подготовку к занятиям, выполнение индивидуальных графических заданий.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной
связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность
реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;
– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;
– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Методические указания к экзамену.
Профессиональное владение рисунком, знание исторического изобразительного опыта мировой культуры в области рисунка, позволит обучающемуся достойно выполнить экзаменационную работу по дисциплине «проектный рисунок» и в
дальнейшем применять данный опыт в профессиональной деятельности. Материалы: гризайль, тушь, уголь, сангина, смешанная техника, карандаш, перо и т.д.
1. Понятие творческого, самостоятельной работы в области рисунка. Выбор темы экзаменационной работы.
2. Понятие темы в творческом процессе. Исторические аналогии пространственно – пластических решений в изобразительном искусстве на примере художественных работ различных эпох и направлений. Взаимосвязь темы, стиля и мировоззрения Понятие стиля, как отношение предмета к пространству. Примерные темы курсового проектирования: «Интерьер», «Фигура человека в средовом окружении», «Фигура человека в экстерьере», «Человек в ландшафтной среде». Материалы: книги, журналы по изобразительному искусству.
3. Подготовительная работа к экзаменационной работе.
4. Поиск изобразительного материала. На основе предварительного эскизирования подготовить материал будущей работы. Сюда входит: поиск типажа, пространства, материальной культуры, стилевая интерпретация изображаемой пространственно
– пластической изобразительной формы. Материалы: бумага, карандаши, уголь, кисть, ластик.
5. Предварительное решение экзаменационной работы на основе собранного материала.
6. Предварительный поиск композиции проекта. Выбор технологии и материалов исполнения. На основе предварительно собранного изобразительного материала выполнить несколько композиционных решений. Затем в
масштабе подготовить рисунок выбранной композиции в определенном стилевом решении. Определиться с материалами исполнения курсового проекта. Например: гризайль, тушь, уголь, сангина, смешанная техника, карандаш, перо и т.д.
7. Окончательное завершение экзаменационной работы на основе выбранного материала исполнения.
8. Связь масштаба изображения, формата, материала, стиля заданной темы в окончательном виде экзаменационной работы. Цельность стилевого, технологического и масштабно – композиционного решения – главная задача работы.
В результате проведения экзаменационной работы по рисунку обучающиеся должны:
1. Владеть профессиональным подходом соединения объекта среды с пространством в различных стилевых решениях выбранной темы.
2. Уметь анализировать композиционно – пространственный строй изобразительной темы.
3. Осознанно применять пространственно – пластические решения, соизмеряя их с масштабом, форматом и «языком» материала выбранной темы.
Методические указания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут
использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных
психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа. Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по
дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно). При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.