Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
адаптации, ее этапы,
механизмы, условия /Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
защита инвалидов.Реабилитация
инвалидов.Гарантии прав инвалидов.Медико-социальная
экспертиза. Медико-социальная
экспертиза. /Лек/
Э1 Э2
защита инвалидов
/Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
экспертиза
/Пр/
Э1 Э2
экспертиза
/Ср/
Э1 Э2
инвалидов
/Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы к зачету
1. Понятие «социальная адаптация» и ее сущностная характеристика.
2. Механизмы социальной адаптации.
3. Условия успешной социальной адаптации.
4. Нормы позитивного социального поведения.
5. Использование норм позитивного социального поведения.
6. Социальное поведение и конфликты в обществе. Ролевые игры использования норм позитивного социального поведения.
7. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Конвенция ООН о правах инвалидов. Общие принципы.
8. Основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов.
9. Понятие и предмет гражданского права.
10. Имущественные и личные неимущественные права граждан.
11. Понятие субъектов гражданского права.
12. Особенности гражданского регулирования отношения, связанного с пожилыми людьми и инвалидами.
13. Особенности наследственного правопреемства.
14. Особенности семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми лицами и инвалидами: право на алименты и т.д.
15. Органы труда и занятости населения.. Функции органов труда и занятости населения.
16. Трудоустройство инвалидов.
17. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов.
18. Общие положения об условиях труда инвалидов.
19. Специальные рабочие места для инвалидов.
20. Продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов.
21. Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов.
22. Понятие "инвалид". Основания определения группы инвалидности.
23. Понятие социальной защиты инвалидов.
24. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
25. Общая характеристика Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
26. Участие органов государственной власти РФ, субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.
27. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности.
28. Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации.
29. Проведение реабилитационных мероприятий.
30. Обеспечение беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры.
31. Материальное обеспечение и льготы для инвалидов.
32. Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования.
33. Понятие медико-социальной экспертизы.
34. Основания и порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу.
35. Порядок проведения медико-социальной экспертизы.
36. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
37. Понятие реабилитации инвалидов.
38. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств, реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
39. Технические средства реабилитации инвалидов
40. Оказание медицинской помощи инвалидам.
Задание: Составить необходимые заявительные документы, резюме, самопрезентацию при трудоустройстве.
Темы рефератов
1. Понятие и механизм социальной адаптации.
2. Условия успешной социальной адаптации.
3. Нормы позитивного социального поведения.
4. Ролевые игры использования норм позитивного социального поведения.
5. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
6. Конвенция ООН о правах инвалидов. Общие принципы.
7. Основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов.
8. Общая характеристика имущественных прав граждан.
10. Понятие субъектов гражданского права.
11. Особенности семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми лицами и инвалидами.
12. Понятие "инвалид". Основания определения группы инвалидности.
13. Трудоустройство инвалидов.
14. Права и обязанности работодателей в обеспечении занятости инвалидов.
15. Права и обязанности работодателей в обеспечении занятости инвалидов.
16. Общие положения об условиях труда инвалидов.
17. Специальные рабочие места для инвалидов.
18. Продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов.
19. Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов.
20. Понятие социальной защиты инвалидов.
Контрольная работа
Вариант 1:
1. Основные документы международного законодательства в области прав инвалидов..
2. Социальная адаптация студентов с ОВЗ в педвузах.
Вариант 2:
1.Основные документы российского законодательства в области прав инвалидов.
2. Влияние семьи на социальную адаптацию студента с ОВЗ.
Примеры проблемных заданий
Тема: Основы гражданского и семейного права в реализации прав инвалидов
1.Решением местной администрации семнадцатилетней Васильевой было разрешено вступить в брак с Федоровым до достижения восемнадцатилетнего возраста. После регистрации брака, намереваясь переехать к мужу, проживающему в другом поселке, Васильева решила продать дом, перешедший к ней по завещанию. Поскольку никто из ее односельчан не изъявил желания приобрести дом для постоянного проживания, она договорилась с Никитиным о продаже ему дома на снос за 1000 долларов США.
Родители Васильевой возражали против этой сделки. По их мнению, дом вообще не следовало продавать на снос, поскольку он находится в хорошем состоянии и им удалось найти покупателя, желающего приобрести дом для постоянного проживания за большую сумму. Васильева ответила, что договор с Никитиным уже заключен и изменять или расторгать его она не намерена. Родители обратились с иском в суд о признании заключенного с Никитиным Договора недействительным как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия. Решите дело.
2. Иванов и Буркова решили зарегистрировать брак и подали заявление в орган загса. В назначенный для регистрации брака день Иванов явился в загс один и просил зарегистрировать брак, пояснив, что невеста внезапно заболела и явиться в загс не может. Иванов предъявил заявление Бурковой, в котором она просила зарегистрировать. Как в ее отсутствие, поскольку она лежит в больнице. Должен ли загс зарегистрировать брак Иванова и Бурковой?
Тема: Трудоустройство инвалидов
20-летний Михайлов, инвалид 2 группы подал заявление в ресторан "Москва" о приеме его на работу в качестве кухонного работника. Администрация потребовала у него предоставления трудовой книжки, характеристики с предыдущего места работы, паспорта, справок о состоянии здоровья, наличии прописки и семейном положении.
Какие документы предъявляются работником при поступлении на работу?
Права ли администрация ресторана?
Тема: Особенности регулирования труда инвалидов
Маслова обратилась 10 февраля с письменным заявлением к администрации об увольнении по собственному желанию, так как она намеревалась перейти на работу к другому работодателю. 25 марта того же года администрация издала приказ о ее увольнении Маслова обжаловала увольнение в КТС, при этом она объяснила что в феврале у нее была возможность поступить на другую работу но теперь у нее такой возможности нет.
Подлежит ли требование Масловой удовлетворениюТема: Социальная защита инвалидов
Гражданин Г., признанный недееспособным, в состоянии алкогольного опьянения вытащил из кармана Ж. кошелек с деньгами на сумму 150 рублей. Проанализируйте ситуацию с точки зрения действующего законодательства. Есть ли в данном случае все эле¬менты состава правонарушения? Если нет, то к какому виду отклоняющегося поведения можно отнести это деяние?
Тема: Гарантии прав инвалидов
В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода литературного художественного, научного, технического и других видов твор¬чества, преподавания. В ст. 43 Конституции РФ (часть 1) говорится о том, что каждый имеет право на образование. Чем обусловлен выбор законодателя? Сопоставьте юридическое содержание субъективного права и юридической свободы.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с перво-го занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике иложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.