Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметов А.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Примерный перечень вопросов к экзамену (5 семестр):
1. Цели и задачи преподавания плавания в различных звеньях системы физического воспитания
2. Содержание ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
3. Меры обеспечения безопасности и предупреждения травм на занятиях плаванием.
4. Основные факторы, определяющие технику плавания (правила соревнований, особенности водной среды, морфофункциональные особенности организма пловца, уровень спортивного мастерства) и их характеристика.
5. Анализ техники движений ног и дыхания в плавании способом кроль на груди (кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин)).
6. Анализ техники движений рук в согласовании с дыханием в плавании способом кроль на груди (кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин)).
7. Анализ техники общего согласования движений рук, ног и дыхания в плавании способом кроль на груди (кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин)).
8. Правила и техника выполнения старта с тумбочки (из воды).
9. Правила и техника выполнения закрытого (открытого) плоского поворота в плавании способом кроль на груди.
10. Правила и техника выполнения закрытого (открытого) плоского поворота в плавании способом кроль на спине.
11. Правила и техника выполнения закрытого плоского поворота (поворота «маятником») в плавании брассом и баттерфляем.
12. Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники движений ног в плавании способом кроль на груди (кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин)), их причины и способы устранения.
13. Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники движений рук в согласовании с дыханием в плавании способом кроль на груди (кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин)), их причины и способы устранения.
14. Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники согласования движений рук, ног и дыхания в плавании способом кроль на груди (кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин)), их причины и способы устранения.
15. Цель, задачи и основные этапы обучения плаванию.
16. Характеристика факторов, определяющих содержание программы обучения плаванию.
17. Общепедагогические принципы, регламентирующие процесс обучения и тренировки в плавании (сознательности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации, наглядности), и их характеристика.
18. Основные принципы физического воспитания (воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной и прикладной направленности) и их реализация в процессе обучения плаванию.
19. Методы обучения плаванию. Характеристика словесных методов обучения.
20. Методы обучения плаванию. Характеристика наглядных методов обучения.
21. Классификация практических методов обучения плаванию. Характеристика соревновательного и игрового методов обучения.
22. Классификация практических методов обучения плаванию. Характеристика целостно-раздельного метода обучения.
23. Характеристика общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений на суше (решаемые задачи, место в уроке, принципы составления комплекса упражнений на суше).
24. Характеристика подготовительных упражнений для освоения с водой (классификация, задачи, место в уроке, примеры).
25. Характеристика учебных прыжков в воду (классификация, решаемые задачи, место в уроке, правила безопасности во время занятий прыжками в воду).
26. Характеристика игр и развлечений на воде (решаемые задачи, классификация, требования к методике и правила проведения игр и развлечений на воде, примеры).
27. Характеристика упражнений для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней (классификация, задачи, место в уроке, примеры).
28. Методика обучения плаванию способом кроль на спине (кроль на груди, брасс, баттерфляй (дельфин)): методическая последовательность изучения техники, основные методы и средства обучения.
29. Методика обучения старту с тумбочки (из воды): методическая последовательность изучения техники старта, основные методы и средства обучения (упражнения на суше и в воде).
30. Методика обучения закрытому и открытому плоским поворотам в плавании способом кроль на груди: методическая последовательность изучения техники, основные методы и средства обучения (упражнения на суше и в воде).
31. Методика обучения закрытому и открытому плоским поворотам в плавании способом кроль на спине: методическая последовательность изучения техники, основные методы и средства обучения (упражнения на суше и в воде).
32. Начальное обучение плаванию: характеристика упражнений для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды (упражнений на передвижение, на погружение под воду и открывание глаз в воде, на всплывание и лежание, на
33. Характеристика подвижных игр, применяющихся с целью освоения новичков с водой (классификация, решаемые задачи, методика проведения, примеры).
34. Характеристика подвижных игр, применяющихся при изучении техники спортивных способов плавания и совершенствовании в ней (классификация, решаемые задачи, место в уроке, методика проведения, примеры).
35. Формы занятий плаванием. Классификация и характеристика неурочных занятий плаванием.
36. Формы занятий плаванием. Урок плавания: типы, структура, продолжительность, содержание каждой части урока.
37. План-конспект урока плавания (постановка задач, планирование средств и методов, дозировка упражнений, содержание организационно-методических указаний).
38. Методы организации занимающихся на уроках плавания.
39. Оценка успеваемости обучающихся на уроках плавания. Эффективность проведения урока плавания.
40. Основные требования, предъявляемые к пловцу при проплывании дистанции.
41. Спортивные способы плавания и дистанции, на которых они используются.
42. Прикладной характер плавательных движений. Основные задачи и разделы прикладного плавания.
43. Техника преодоления вплавь водных преград (с использованием и без использования подсобных средств).
44. Приёмы оказания помощи уставшему пловцу.
45. Характеристика видов ныряния. Элементы техники ныряния в длину и глубину.
46. Ныряние в длину: техника погружения, передвижения под водой и всплывания. Техника безопасности при выполнении ныряния.
47. Ныряние в глубину: техника погружения, передвижения под водой и всплывания. Характеристика действий, обеспечивающих ныряние.
48. Спасательные средства и техника их применения.
49. Последовательность действий спасателя при оказании помощи вплавь.
50. Способы транспортировки пострадавшего на воде. Основные приемы выноса пострадавшего из воды.
51. Характеристика видов утопления.
52. Действия спасателя при определении «белой асфиксии» у пострадавшего на воде.
53. Действия спасателя при определении смешанного утопления и «синей асфиксии» у пострадавшего на воде.
54. Техника выполнения искусственного дыхания способом «изо рта в рот».
55. Техника выполнения искусственного дыхания способом «изо рта в нос».
56. Техника выполнения непрямого массажа сердца.
57. Средства (общеподготовительные, специальные подготовительные и соревновательные упражнения) начальной тренировки в плавании.
58. Методы (равномерный, переменный, интервальный, повторный, контрольный) начальной тренировки в плавании.
59. Основные методы контроля и самоконтроля на занятиях плаванием.
60. Занятия плаванием в детском саду: задачи, условия проведения, обеспечение безопасности.
61. Занятия плаванием в общеобразовательной школе: задачи, содержание программного материала, особенности организации, основные средства и методы.
62. Внеурочные формы занятий плаванием. Задачи, организация и содержание работы по плаванию в системе внеклассной физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе.
63. Государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): ступени и нормативы (испытания, тесты) по плаванию.
64. Занятия плаванием в летних оздоровительных лагерях: комплектование учебных групп, задачи и содержание программы занятий, учёт климатических и погодных условий, оценка успеваемости.
65. Занятия плаванием в высших учебных заведениях. Задачи, организация и содержание работы по плаванию на подготовительном учебном отделении, специальном учебном отделении, на отделении спортивного совершенствования.
Тематика рефератов
1.Историческое развитие плавания и методики обучения.
2.Историческое развитие методики тренировки в плавании.
3.Плавание в программе Олимпийских игр (исторический обзор).
4.Организация и методика проведения уроков по плаванию в начальной школе.
5.Организация и проведение уроков по плаванию в 5-11 классах.
6.Методические основы формирования прикладных умений и навыков средствами плавания у учащихся.
7.Методика развития выносливости у школьников средствами плавания.
8.Методика развития скоростно-силовых качеств у школьников средствами плавания.
9.Физиологические основы спортивного плавания.
10.Методика развития гибкости у школьников средствами плавания.
11.Организация и проведение соревнований по плаванию.
12.Правила соревнований по плаванию и их изменения в процессе эволюции.
13.Методика обучения плаванию в дошкольном возрасте.
14.Организация и проведение занятий по плаванию в детских лагерях отдыха.
15.Организация и проведение занятий в условиях бассейна.
16.Организация и проведение занятий по плаванию в условиях естественных водоемов.
17.Методика начального обучения плаванию учащихся 1-3 классов.
18.Методика начального обучения плаванию учащихся 4-8 классов.
19.Методика обучения способу плавания кроль на груди.
21.Методика обучения способу брасс.
22.Методика обучения способу баттерфляй.
23.Методика обучения стартам в плавании.
24.Методика обучения поворотам.
25.Методика обучения прикладным видам и способам плавания.
26.Методика отбора в спортивном плавании.
27.Биомеханический анализ техники плавания способом кроль на груди.
28.Биомеханический анализ техники плавания кроль на спине.
29.Биомеханический анализ техники плавания брасс.
30.Биомеханический анализ техники плавания баттерфляй.
Примерные зачётные нормативы и требования (3–4 семестры):
1. Контрольная работа в форме эссе «Перечень факторов риска, нормы и правила безопасных организации и проведения занятий по плаванию».
2. Контрольная работа «Составление словаря терминов и понятий (кроссворда) по разделу дисциплины “Научно-теоретические основы плавания”».
3. Демонстрация техники плавания способом кроль на спине на дистанции 50 м (без учёта времени).
4. Демонстрация техники плавания способом кроль на груди на дистанции 50 м (без учёта времени).
5. Демонстрация техники плавания способом брасс на дистанции 50 м (без учёта времени).
6. Демонстрация техники плавания способом баттерфляй (дельфин) на дистанции 25 м (без учёта времени).
7. Демонстрация техники выполнения старта из воды.
8. Демонстрация техники выполнения старта с тумбочки.
9. Демонстрация техники выполнения поворотов в плавании способами: а) кроль на спине, б) кроль на груди, в) брасс, г) баттерфляй (дельфин).
10. Проплывание избранным способом дистанции 100 м на время (юноши – 1 мин 40 сек, девушки – 1 мин 55 сек).
11. Проплывание избранным способом дистанции 400 м на время (юноши – 8 мин, девушки – 10 мин).
12. Контрольная(ые) работа(ы) в форме тестирования по разделу дисциплины «Основы техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов».
13. Контрольная работа «Составление комплекса упражнений начального обучения плаванию – освоения с водой».
14. Контрольная работа «Составление конспектов игр, применяемых в начальном обучении плаванию – освоении с водной средой».
15. Контрольное задание «Проведение фрагмента основной части урока начального обучения плаванию – освоения с водной средой».
16. Контрольная работа «Комплекс упражнений на суше и в воде, применяемых при освоении техники плавания способом кроль на спине».
17. Контрольная работа «Комплекс упражнений на суше и в воде, применяемых при освоении техники плавания способом кроль на груди».
18. Контрольная работа «Комплекс упражнений на суше и в воде, применяемых при освоении техники плавания способом брасс».
19. Контрольная работа «Комплекс упражнений на суше и в воде, применяемых при освоении техники плавания способом баттерфляй (дельфин)».
20. Контрольная работа «Комплекс упражнений на суше и в воде, применяемых при изучении техники старта из воды».
21. Контрольная работа «Комплекс упражнений на суше и в воде, применяемых при изучении техники старта с тумбочки».
22. Контрольная работа «Комплекс упражнений на суше и в воде, применяемых при изучении техники поворота при плавании способом кроль на спине».
23. Контрольная работа «Комплекс упражнений на суше и в воде, применяемых при изучении техники закрытого, открытого плоского поворота и поворота «маятником» в плавании способами кроль на груди, брасс, баттерфляй (дельфин)».
24. Контрольная работа «Составление конспектов игр, применяемых при изучении и закреплении техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов».
25. Контрольная работа «Таблица характерных ошибок (включая причины возникновения и последствия, а также способы их исправления), возникающих у занимающихся при изучении техники плавания способом кроль на спине».
26. Контрольная работа «Таблица характерных ошибок (включая причины возникновения и последствия, а также способы их исправления), возникающих у занимающихся при изучении техники плавания способом кроль на груди».
27. Контрольная работа «Таблица характерных ошибок (включая причины возникновения и последствия, а также способы их исправления), возникающих у занимающихся при изучении техники плавания способом брасс».
28. Контрольная работа «Таблица характерных ошибок (включая причины возникновения и последствия, а также способы их исправления), возникающих у занимающихся при изучении техники плавания способом баттерфляй (дельфин)».
29. Контрольная работа «Таблица характерных ошибок (включая причины возникновения и последствия, а также способы их исправления), возникающих у занимающихся при изучении техники старта из воды».
30. Контрольная работа «Таблица характерных ошибок (включая причины возникновения и последствия, а также способы их исправления), возникающих у занимающихся при изучении техники старта с тумбочки».
31. Контрольная работа «Таблица характерных ошибок (включая причины возникновения и последствия, а также способы их исправления), возникающих у занимающихся при изучении техники поворотов в спортивном плавании (вид
32. Контрольное задание «Проведение фрагмента основной части урока плавания, посвящённого изучению техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов».
33. Контрольная работа «Разработка положения о школьных соревнованиях по плаванию».
34. Контрольное задание «Участие в учебных соревнованиях по плаванию».
35. Контрольное задание «Судейство учебных соревнований по плаванию».
Примерные контрольные нормативы и требования (5 семестр):
1. Демонстрация техники плавания способом брасс на спине (50 м без учёта времени).
2. Демонстрация техники плавания способом на боку (50 м без учёта времени).
3. Ныряние в длину (норматив: юноши – 20 м, девушки – 15 м).
4. Ныряние в глубину с поверхности воды (норматив: юноши – 6 м, девушки – 4,5 м).
5. Демонстрация техники выполнения простейших прыжков в воду (соскоков) (юноши – с вышки 5 м, девушки – 3 м).
6. Демонстрация техники освобождения от захватов «тонущего» (3 приёма на выбор преподавателя).
7. Транспортировка «пострадавшего» на воде (на выбор) способом брасс на спине или на боку (50 м без учёта времени).
8. Контрольная работа в форме эссе «Виды утопления, действия спасателя при определении «белой асфиксии», смешанного утопления и «синей асфиксии» у пострадавшего на воде, техника выполнения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания».
9. Выполнение плавательных заданий: а) равномерного, б) переменного, в) интервального, г) повторного, д) контрольного методов тренировки.
10. Реферат на избранную тему по разделу дисциплины «Плавание в различных звеньях системы физического воспитания».
11. Контрольная работа «Составление развёрнутого плана-конспекта урока плавания» («Разработка технологической карты урока плавания»).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегосям времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен.
Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.