2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Формальная композиция в дизайне среды_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Формальная композиция в дизайне среды
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
4
4
4
4
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент кафедры, Кузнецова А.С. _________________
 
 
Формальная композиция в дизайне среды
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
научиться использовать в профессиональной деятельности знания, умения, навыки, полученные при освоении методов работы с цветом, приемы работы в различной технике живописи в зависимости от поставленной задачи.  
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
формирование у будущих дизайнеров качеств профессиональных художников, способных «мыслить цветом» и находить оптимальные цветовые решения своим художественным проектам.
1.5
обучение созданию цветовых и черно-белых композиций различной степени сложности в среде. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы проектной графики в дизайне среды
2.1.2
Пропедевтика
2.1.3
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
2.1.4
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная творческая практика
2.2.2
Производственная  преддипломная практика
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Основы композиции в дизайне
2.2.5
Системы визуальных коммуникаций в дизайне среды
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способностью владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями
 
Знать:
 
типологию композиционных средств и их взаимодействие; цвет и цветовую гармонию и основы живописной композиции;
 
основные положения теории цветоведения и способы создания цветовой композиции; 
 
особенности работы с разными живописными техниками, способы создания цветом объема в пространстве и возможности живописно-графических стилизаций.
 
 
Уметь:
 
выполнять работу в пределах поставленной цветовой задачи;
 
использовать      теоретические       положения       цветоведения      в профессиональной деятельности;
 
правильно использовать технику живописи и материалы; создавать стилизованные изображения с использованием цвета;
 
 
Владеть:
 
навыками применения  широкой гаммы живописных средств в проектных работах;
 
знаниями о современных направлениях в живописи,

систематизации и смешение цветов; 

 
основных закономерностей цветовых явлений.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
типологию композиционных средств и их взаимодействие;
3.1.2
цвет и цветовую гармонию;
3.1.3
основы живописной композиции;
3.1.4
основные положения теории цветоведения;
3.1.5
способы создания цветовой композиции;
3.1.6
-особенности работы с разными живописными техниками;
3.1.7
-способы создания цветом объема в пространстве;
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.1.8
-возможности живописно-графических стилизаций.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выполнять работу в пределах поставленной цветовой задачи;
3.2.2
использовать теоретические положения  цветоведения в профессиональной деятельности;
3.2.3
правильно использовать технику живописи и материалы;
3.2.4
создавать стилизованные изображения с использованием цвета;
3.2.5
использовать теорию цветоведения и художественный язык цветовых отношений;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
в применении  широкой гаммы живописных средств в проектных работах;
3.3.2
в современных направлениях в живописи,
3.3.3
основных характеристик цвета;
3.3.4
систематизации цветов;
3.3.5
смешение цветов;
3.3.6
основных закономерностей цветовых явлений.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Формальная композиция

 
1.1
Формально-композиционное выражение состояния человека.

Позитивное. Негативное.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.3 Л2.4 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1
3
0
 
1.2
Формально-композиционное выражение состояния природы

Позитивное. Негативное.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1
3
0
 
1.3
Формально-композиционное выражение состояния человека.

Позитивное.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.7Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

30
ПК-1
3
0
 
1.4
Количественная мера. Триптих:

Тождество. Контраст. Нюанс.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1
3
0
 
1.5
Количественная мера. Триптих:

Тождество. Контраст. Нюанс.Выполнение эскизов.

/Лаб/

Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.6 Л2.7Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1
3
0
 
1.6
Отношения «Элемент - пространство»:

Доминантность элемента. Доминантность пространства.

/Ср/

Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

34
ПК-1
3
0
 
1.7
Пространственный масштаб. Триптих: «Замкнутое пространство. Неограниченное пространство.

Частично ограниченное пространство»

/Зачёт/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы:

 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
1. Типология композиционных средств и их взаимодействие;

2. Цвет и цветовую гармонию;

3. Способы создания цветовой композиции;

4. способы создания цветом объема в пространстве;

5. возможности живописно-графических стилизаций.

6. Виды стилизации

7. Формальный подход в композиции

8. Композиция в пространстве

9. Современные тенденции в формальной композиции

10. Формальная композиция в движении.

Лабораторная работа№1.

Формально-композиционное выражение состояния человека.

Позитивное. Негативное.

Овладение формально -композиционными принципами. Визуальное выражение свойств и состояний качественно различных явлений действительности.

Задание 1: Две композиции в цвете на листах произвольного формата, выполненные в свободной графической технике.

Материалы: Бумага - формат произвольный, картон, темпера ,акварель, пастель, карандаши ,кисти, валики и др.

Лабораторная работа № 2

Формально-композиционное выражение состояния природы.

Позитивное. Негативное.

Задание 2: Две композиции в цвете на листах произвольного формата, выполненные в свободной графической технике..

Материалы: Бумага - формат произвольный, картон, темпера ,акварель, пастель, карандаши ,кисти, валики и др.

Лабораторная работа № 3

Количественная мера .Триптих: «Контраст. Нюанс. Тождество».

Задание: Три композиции в цвете  с использованием смешанной техники исполнения. Композиции имеют один формат (квадрат, прямоугольник, круг), объединены стилистически и колористически.

Материалы: Бумага - формат произвольный, картон, темпера ,акварель, пастель, карандаши ,кисти, валики и др.

Лабораторная работа  №4.

Отношения «Элемент- пространство. Доминантность пространства. Доминантность  элемента».

Задание: Две графические композиции с использованием смешанной техники исполнения.

Материалы: Бумага - формат произвольный, тушь, цветная бумага, картон, темпера, акварель, пастель, карандаши, кисти, и др.

Лабораторная работа №5.

Пространственный масштаб. Триптих:  «Замкнутое пространство. Неограниченное пространство, ограниченное пространство».

Задание: Три композиции в цвете  с использованием смешанной техники исполнения. Композиции имеют один формат (квадрат, прямоугольник, круг), объединены стилистически и колористически.

Материалы: Бумага - формат произвольный, картон, темпера, акварель, пастель, карандаши ,кисти, валики и др.

Задания для портфолио:

1. Формально-композиционное выражение состояния человека.

Позитивное. Негативное.

2. Формально-композиционное выражение состояния природы

Позитивное. Негативное.

3. Количественная мера. Триптих:

Тождество. Контраст. Нюанс.

4 . Диптих: «Отношения Элемент - Пространство»:

Доминантность элемента. Доминантность пространства.

5. Пространственный масштаб.

Триптих: «Замкнутое пространство. Неограниченное пространство.

Частично ограниченное пространство»

 
5.2. Темы письменных работ
Вопросы для собеседования Раздел Формальная композиция.

1.Понятие о композиции

2.Композиционный центр.

3.Силовые поля в композиции.

4.Понятие о цвете.

5.Цветовой спектр.

6.Понятие о стилизации в композиции.

7.Контрасты в композиции.

8.Понятие композиционной доминанты

9.Психология цвета.

10.Символика цвета.                                 

11.Нюанс в композиции.

12.Гармоничные цветовые сочетания.

13.Декоративная живопись.

 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
14.Приемы стилизации  и фактурных решений вкомпозиции.

15.Плоскостные и текстурные решения.

16.Граница в композиции.

17.Монотипия, Сграффито.

18.Аппликация, Коллаж.

19.Замкнутое пространство в композиции.

20.Безграничное пространство в композиции.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шокорова, Л.В.
Шокорова, Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс] : учебник /Л.В.Шокорова. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 74 с. - ISBN 978-5-534-09988-1. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/stilizaciya-v-dizayne-i-dekorativno-prikladnom-iskusstve-441332#page/2 : учебник
Москва: Юрайт, 2019
 
Л1.2
А. П. Барышников, И. В. Лямин
Основы композиции: Барышников, А. П. Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 196 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10775-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431508 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Иттен И.  
Искусство цвета 
М., Д. Миронов, 2000
 
Л2.2
Иттен И.  
Искусство формы
М., Д. Миронов, 2001
 
Л2.3
Устин В.Б. 
Учебник дизайна. Композиция, методика, практика : учебное пособие
М.: Аст, Астрель, 2009
 
Л2.4
Ломов С.П., Аманжолов С. А.
Цветоведение: учебное пособие длявузов
М.: ВЛАДОС, 2015
 
Л2.5
Бесчастнов Н.П.
Черно-белая графика: учебное пособие для студентов вузов
ВЛАДОС, 2002
 
Л2.6
Жданов, Н.В.
Жданов, Н.В. Бионика. Формообразование : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Уваров, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 217 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08018-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442253: учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.7
Воронова, И. В.
Основы композиции : учебное пособие для вузов: Воронова, И. В. Основы композиции : учебное пособие для вузов / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : изд-во КемГИК. — 119 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11106-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0375-8 (изд-во КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444486 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Погосская, Ю.В. 
Композиция. (Пропедевтика): учебно-методическое пособие 
ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
Э2
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формальная композиция. Этот раздел является обобщающим и синтезирующим в себе знания по композиции, колористике, живописи и истории искусств.  Раздел «Формальной композиции»  призван раскрепостить сознание студентов специальности «Дизайн среды» от рисования натурных постановок, для создания абстрактных композиций воплощенных в различных живописных и графических техниках. Главным является не переработка предметных, реальных образов, как это происходит в рисовании натюрмортов, где требуется грамотно передать цветовые, тоновые отношения между предметами и окружающую световоздушную среду, перспективу, а раскрепощение образного мышления студента и создание целостных композиций, полностью раскрывающих заданную тематику.

Методические указания к лабораторным занятиям.

Для успешного достижения целей обучения данной дисциплине необходимо тщательно планировать  и систематически осуществлять работу по предъявлению материала, закреплению и последующему контролю знаний, умений и навыков по отдельным разделам и всему курсу учебной дисциплины в целях формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров. Для наиболее эффективного усвоения учебного материала необходимо применять современные образовательные технологии.

Методические указания к лекционным и самостоятельным занятиям.

По лекционным занятиям ведётся конспект. В этом конспекте должны быть изложены конспекты лекций. Важная роль в процессе преподавания истории дизайна отводится самостоятельной работе студентов. В процессе самостоятельной работы студент не только изучает учебный материал, но и приобретает необходимые умения и навыки, которые впоследствии обязательно пригодятся ему в его профессиональной деятельности.

Перед этой формой учебной деятельности ставятся следующие задачи:

- дальнейшее углубление и закрепление знаний учащихся, полученных на лекциях;

- предусмотренное программой самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов курса;

- самостоятельное изучение студентом интересующих его исторических аспектов;

- овладение студентом умениями и навыками самостоятельной работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа (СРС) по дисциплине «История дизайна, науки и техники» проводится с целью:

•освоения теоретических знаний по темам курса;

•систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

•углубления и расширения теоретических знаний;

•формирования умений использовать справочную и дополнительную литературу по дисциплине «История дизайна, науки и техники»;

•развитие самостоятельности, ответственности и организованности студентов.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя. Задание выдается на учебном занятии.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется на учебных занятиях.

Минимальный набор выполняемых студентами работ включает в себя:

•работу с источниками  исторической искусствоведческой информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

•критическое осмысление актуальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

В целях полного и эффективного усвоения учебного материала по дисциплине нужно организовать самостоятельную 

 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
работу студентов по ознакомлению с отдельными разделами дисциплины, закреплению и расширению полученных знаний, умений и навыков, поиску необходимого материала. Следует координировать проектно-исследовательскую деятельность студентов, помогая им в выборе темы, поиске и отборе информации, формулировке целей и задач исследования, поэтапно прослеживая ход работы по подготовке и представлению графорефератов и мультимедийных презентаций. При подготовке к текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине необходимо давать полезные советы по научной организации труда и рациональному распределению времени и эффективному отбору и систематизации полученной информации.

К основным формам текущего контроля (текущей аттестации) относятся устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, контрольные работы и др.

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.  

Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.

3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.