2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Разработка фирменного стиля_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Разработка фирменного стиля
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
47
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
47
47
47
47
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доц., Вазиева А.Р. _________________
 
 
Разработка фирменного стиля
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Вазиева Альфия Рашитовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний о составляющих фирменного стиля, принципах и закономерностях разработки качественного фирменного дизайна.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с теоретическими основами и представлениями видения фирменного дизайна
1.4
освоить  практические навыки владения приемами, методами и технологиями разработки качественного фирменного дизайна
1.5
приобретение  практических навыков проектирования творческой концепции фирменного стиля в различных в различных техниках для достижения необходимого эмоционального результата и ассоциаций, вызываемых ими
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Пакеты векторной графики
2.1.2
Проектирование и администрирование баз данных
2.1.3
Технологии дизайн-проектирования
2.1.4
Основы композиции (пропедевтика)
2.1.5
Основы теории и методы дизайна
2.1.6
Основы изобразительной грамоты
2.1.7
Пакеты растровой графики
2.1.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Цветоведение и колористика
2.2.2
Информационные системы в дизайне пространственной среды
2.2.3
Информационные системы в дизайне рекламы
2.2.4
Компьютерный дизайн интерьера
2.2.5
Курсовая работа по модулю 8
2.2.6
Ландшафтный дизайн
2.2.7
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.8
Основы моделирования
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
2.2.11
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.12
Компьютерный дизайн интерьера
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
 
Знать:
 
методы сбора первичной информации
 
принципы сбора информации для формализации требований пользователей заказчика
 
содержание этапов процесса сбора  информации
 
 
Уметь:
 
проводить экспертизу собранной информации
 
группировать, сортировать собранную информацию в соответствии с заданием заказчика;
 
проводить предпроектное обследование предметной области дизайна
 
 
Владеть:
 
навыками сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика
 
навыками  анализа детальную информации для формализации требований пользователей

заказчика

 
навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области дизайна
 
 
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возможности различных источников, включая электронные и теоретические основы дизайна, основные законы способов использования выразительных средств в проектировании различных элементов фирменного стиля
3.1.2
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности решать стандартные задачи профессиональной деятельности
3.1.3
требования к дизайн-проекту
3.1.4
основы современной шрифтовой культуры
3.1.5
разбирается в функциях и задачах учреждений и организаций, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся вопросами дизайна;
3.1.6
основы  организации и осуществления проектной деятельности в рамках своей профессиональной деятельности
3.1.7
инструментарии  производить конкретный дизайнерский продукт  (результат)
3.1.8
базовые приемы дизайнерского мышления
3.1.9
основы региональных, природных, экологических, социальных требований к проектируемым объектам
3.1.10
инструментарий к проектированию и ре-дизайну WEB-сайтов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
эффективно пользоватсяь необходимой информацией в проектировании различных элементов фирменного стиля;
3.2.2
использование различных источников, включая электронные в проектировании различных элементов фирменного стиля
3.2.3
применять теоретические основы дизайна в работе проектирования
3.2.4
применять информационно-коммуникационные технологии и  основные требования информационной безопасности в работе проектирования
3.2.5
составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту
3.2.6
пользоваться основными правилами и принципами набора и верстки
3.2.7
готов пользоваться нормативными документами на практике
3.2.8
обладает готовностью к организации и осуществлению проектной деятельности в рамках своей профессиональной деятельности
3.2.9
обладает умением производить конкретный дизайнерский продукт  (результат)
3.2.10
обладает готовностью к творчеству, инновациям в своей профессиональной деятельности
3.2.11
использовать знания основ региональных, природных, экологических, социальных требований к проектируемым объектам
3.2.12
использовать знания по проектированию и ре-дизайну WEB-сайтов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
теоретическими основами дизайна в проектировании различных элементов фирменного стиля
3.3.2
элементарными навыками решать стандартные задачи в проектировании различных элементов фирменного стиля
3.3.3
способен синтезировать набор  возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения
3.3.4
современной шрифтовой культурой
3.3.5
навыками  пользоваться нормативными документами на практике
3.3.6
навыками  к организации и осуществлению проектной деятельности в рамках своей профессиональной деятельности
3.3.7
производить конкретный дизайнерский продукт  (результат)
3.3.8
обладает готовностью к творчеству, инновациям в своей профессиональной деятельности,
3.3.9
владеет спецификой региональных, природных, экологических, социальных требований к проектируемым объектам
3.3.10
обладает способностью и готовностью к проектированию и ре-дизайну WEB-сайтов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Базовые элементы фирменного стиля

 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.1
Понятие фирменного стиля. Функции. Основные принципы создания. Графический образ компании. «Символ» в корпоративном стиле  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
1.2
Понятие фирменного стиля. Функции. Основные принципы создания. Графический образ компании. «Символ» в корпоративном стиле  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6
4
0
 
1.3
Понятие фирменного стиля. Функции. Основные принципы создания. Графический образ компании. «Символ» в корпоративном стиле  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 2. Логотип

 
2.1
Логотип /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
2.2
Базовые элементы стиля. Знаковая система. Логотип. Фирменный знак. Фирменный блок. Модульная сетка. Фирменная графика.  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
2.3
Базовые элементы стиля. Знаковая система. Логотип. Фирменный знак. Фирменный блок. Модульная сетка. Фирменная графика.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 3. Фирменный шрифт.

 
3.1
Фирменный шрифт. Виды шрифтовых гарнитур. Фирменная типографика /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
3.2
Фирменный шрифт. Виды шрифтовых гарнитур. Фирменная типографика /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 4. Фирменная цветовая гамма

 
4.1
Фирменная цветовая гамма /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
4.2
Фирменная цветовая гаммаТематика лабораторных работ:

1. «Мой герб. Мой девиз».

2. Эскиз рекламного продукта

3. Разработка шрифтового рекламного плаката

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

15
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 5. Носители фирменного стиля.

 
5.1
Носители фирменного стиля. Фирменная документация. Построение визитки. Фирменный бланк. Полиграфическая продукция.

Фирменная сувенирная продукция. Носители. Правила создания.

Сайт как элемент фирменного стиля.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
5.2
Разработка фирменной сувенирной продукции и наружной рекламы (футболки, бейсболки, кружки, ручки, брендирование автомобиля и т.д.)  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
5.3
Разработка фирменной сувенирной продукции и наружной рекламы (футболки, бейсболки, кружки, ручки, брендирование автомобиля и т.д.) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ПК-6
4
0
 
5.4
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ПК-6
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену

1. Что означает "бренд" и "брендинг"?

2. Основные компоненты фирменного стиля.

3. Основные константы фирменного стиля.

4. Виды товарных знаков.

5. Что означает логотип?

6. Какими могут быть товарные знаки, логотипы?

7. Что входит в состав деловой документации?

8. Что означает P.O.S. материалы?

9. Каким должен быть слоган (девиз)?

10. Виды наружной рекламы.

11. Виды печатной рекламной продукции.

12. Основные правила типографики.

13. Что означает "конфликт" и "согласие" в типографике.

14. Виды фирменной сувенирной продукции.

15. Привести пример корпоративного имидж-героя.

16. Словесные товарные знаки.

17. Комбинированные товарные знаки.

18. Изобразительный товарный знак.

19. Зрительный образ фирмы (его составляющие).

20. Виды печатной рекламы.

21. Различие между товарным знаком и торговой маркой.

22. Ключевые идентификаторы бренда.

23. Что означает "диспенсер"?

24. Что означает "вобблер"?

25. Основополагающие элементы фирменного стиля.

26. Различие между логотипом и товарным знаком.

27. Назвать пример из мировых образцов элементов фирменного стиля.

28. Структура "гайдлайна".

29. Где размещаются "шелфтокеры"?

30. Что означает "мобайл"?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы докладов

1. Символ и логотип: исторический экскурс.

2. Синтез стилей в разработке графического образа: проблема эклектики в фирменном стиле.

3. Современные тенденции и стили в дизайне логотипов экологической тематики (разработка дизайн-концепции фирменного стиля эко-логотипа).

4. Разработка фирменного стиля творческой студии для детей

«Art Univer».

5. Разработка фирменного стиля творческой студии для взрослых

«Art Univer».

6. Компьютерные технологии в системе графического образа современного дизайна фирменного стиля.

7. Методика разработки фирменного стиля в соответствии с брифом.

8. Основные и дополнительные элементы фирменного стиля.

9. Редизайн фирменного стиля: история и современные тенденции (на примере 2-3 известных фирм).

10. Товарный знак как основа фирменного стиля.

11. Бренд как способ позиционирования фирменного стиля.

12. Современные рекламные технологии в разработке бренда.

13. Основные функции фирменного стиля в рекламе продукции и товаров для детей.

14. Понятие «фирменный цвет» в разработке фирменного стиля продукции и услуг для молодежной аудитории (на примере 2-3 графических концепций).

15. Особенности фирменного стиля государственных учреждений (на примере вузов).

16. Шрифтовая политика при разработке фирменного стиля.

17. Фирменный стиль и брендбук (Brandbook) в позиционировании компании.

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
18. Разработка веб-дизайна сайта в структуре фирменного стиля.

19. Словесные товарные знаки.

20. Комбинированные товарные знаки.

21. Изобразительный товарный знак.

22. Зрительный образ фирмы (его составляющие).

23. Виды печатной рекламы.

24. Различие между товарным знаком и торговой маркой.

25. Ключевые идентификаторы бренда.

26. Основополагающие элементы фирменного стиля.

27. Различие между логотипом и товарным знаком.

28. Общие недостатки рекламных текстов.

29. Определение рекламы.

30. Комбинированные товарные знаки.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Пигулевский, В. О.
История дизайна. Вещи и бренды : учебное пособие / В. О. Пигулевский, А. Ф. Стефаненко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 235 c. — 978-5-4487-0266-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75952.html
Саратов : Вузовское образование, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зинюк, О.В. 
Зинюк О.В. Современный дизайн. Методы исследования [Электронный ресурс]: монография/ Зинюк О.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательство Московский гуманитарный университет, 2011.— 128 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/8444.html.— ЭБС «IPRbooks»
М.: Московский гуманитарный университет, 2011
 
Л2.2
Лаврентьев, А.Н. [и др.] 
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузо в: Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузо -/ А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029
Москва, Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
элементы фирменного стиля http://www.mediaweb.ru/services/offline/firmstyle.html
 
Э2
Интернет-сообщество дизайнеров ( дизайн интерьера и архитектура, графический и компьютерный дизайн, дизайн одежды, промышленный дизайн и др.) www.novate.ru

 
Э3
Профессиональное сообщество рекламистов и дизайнеров www.adcrussia.ru 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Microsoft Win Pro 10 32-bit/64 Russian Russia Only USB FQC-09118: Договор б/н от 29.12.2018, договор №2345 от 17.07.2019
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,

сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающийся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

работы с ИКТ и стандартной системой программного обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются не только коммуникативные качества личности, но и активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков, учитывать степень обученности конкретным приемам работы с ИКТ при оценке знаний, обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны в процессе внедрения и апробации модуля.

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Лабораторные занятия призваны сформировать базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так и в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы, обучающейся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к

экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части 

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.