2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Повышение спортивного мастерства (классический вид спорта)_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Повышение спортивного мастерства (классический вид спорта)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
8
самостоятельная работа
120
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
120
120
120
120
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахметов А.М.;к.п.н., доц., Гумеров Р.А. _________________
 
 
Повышение спортивного мастерства (классический вид спорта)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Роэль Анверович

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины – формирование компетенций, направленных на развитие личности обучающихся и способности применения средств и методов классических видов спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование навыков межличностного общения в коллективе, толерантного восприятия социальных, этнических и культурных различий;
1.4
формирование способности к поддержанию должного уровня физической подготовленности для полноценной деятельности;
1.5
формирование у обучающихся мотивационно- ценностного отношения к здоровью и занятиям физкультурно - спортивной деятельностью;
1.6
освоение системой знаний об  основах класических видов спорта;
1.7
овладение системой методических умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование двигательных умений и психофизических качеств, необходимых в профессиональной деятельности;
1.8
приобретение опыта использования методико - практических знаний об класических видах спорта для самосовершенствования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Новые физкультурно-спортивные виды
2.2.3
Основы адаптивного физического воспитания
2.2.4
Производственная педагогическая  практика
2.2.5
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.7
Психология воспитательных практик
2.2.8
Психология физического воспитания и спорта
2.2.9
Учебная практика по видам спорта
2.2.10
Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта
2.2.11
Организация   физкультурно-массовой работы
2.2.12
Основы вожатской деятельности
2.2.13
Правовое сопровождение организации спортивной подготовки
2.2.14
Производственная педагогическая практика
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.17
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.2.20
Международное олимпийское движение
2.2.21
Национальные виды спорта
2.2.22
Правовые основы организации соревновательной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры и спорта, освоение которых происходит в ходе занятий игровыми видами спорта;
3.1.2
методику подготовки спортсменов класических видов спорта;
3.1.3
о возрастно-половых закономерностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков при занятиях класическими видами спорта;
3.1.4
методы и организацию комплексного контроля в занятиях класическими видами спорта;
3.1.5
приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формулировать конкретные задачи в занятиях класическими видами спорта в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации;
3.2.2
определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движений, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования;
3.2.3
подбирать  и применять приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть техникой и тактикой избранного вида спорта;
3.3.2
умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни;
3.3.3
способами совершенствования профессиональных знаний и умений,  в том числе в области охраны жизни  и здоровья путем использования возможностей информационной среды учреждения, региона, области, страны
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Характеристика  баскетбола как классического вида спорта. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.2
Классификация техники игры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.3
Обучение навыкам игры в баскетбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.4
Техника нападения, техника защиты /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.5
Совершенствование навыков игры в баскетбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.6
Специфика игровых видов спорта на примере баскетбола и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.7
Управление процессом спортивной тренировки /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.8
Средства и методы спортивной тренировки /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.9
Стратегия и тактика в баскетболе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.10
Комплексный контроль в баскетболе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.11
Организация и проведение соревнований по баскетболу. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.12
Характеристика волейбола как классического вида спорта.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.13
Комплексный контроль в волейболе.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.14
Обучение навыкам игры в волейболе с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.15
Обучение специфики игровых видов спорта /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.16
Обучение правил соревнований /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.17
Планирование спортивной тренировки /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.18
Совершенствование навыков игры в волейболе с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики классических видов спорта, правил соревнований /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.19
Характеристика настольного тенниса /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.20
Организация и проведение соревнований по настольному тенниса /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.21
Обучение навыкам игры в настольный теннис с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.22
Специфика игровых видов спорта /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.23
Совершенствование навыков игры в настольный теннис  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.24
Правила соревнований /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.25
Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.26
Управление командой в процессе соревнований по волейболу /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.27
Управление процессом тренировки волейболистов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.28
Техника игры волейбол /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.29
Организация и проведение соревнований по волейболу /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.30
Характеристика волейбола как классического вида спорта.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.31
Обучение навыкам игры в волейболе с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.32
Обучение специфики игровых видов спорта /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.33
Обучение навыкам игры в футболе с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.34
Общие понятия и классификация игры по футболу. Индивидуальная тактика, групповая тактика, командная тактика, тактика защиты. Отбивание мяча, перевод мяча, броски мяча /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.35
Совершенствование навыков игры в футболе с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.36
Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.37
Функции игроков, вратарь, игроки линии защиты, игроки средней линии, игроки линии нападения

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.38
Футбол. Управление процессом тренировки футболистов. Комплексный контроль в футболе. Характеристика физических качеств. Характеристика психических качеств /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.39
Быстрота и скоростные возможности. Силовые и скоростно-силовые качества, ловкость и гибкость. Особенности двигательных навыков. Особенности процессов восприятий. Особенности свойств внимания. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.40
Обучение навыкам игры в гандбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.41
Характеристика гандбола. Особенности реакций в гандболе. Особенности эмоциональных процессов. Мышление. Совершенствование навыков игры в гандбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.42
Совершенствование навыков игры в гандбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта. Управление процессом тренировки. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.43
Организация и проведение соревнований по гандболу. Специфика классических видов спорта, правила соревнований. Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
1.44
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2.2 ПК-3.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

5 семестр

1. Характеристика волейбола как классического вида спорта.

2. Роль волейбола как средства физического воспитания.

3. Специфика волейбола и особенности соревновательной и тренировочной деятельности.

4. Структура соревновательной деятельности в волейболе.

5. Факторы, обусловливающие эффективность соревнователь¬ной деятельности волейболистов.

6. Методика обучения технике игры в волейбол.

7. Методика обучения тактике игры в волейбол.

8. Методика развития физических качеств у волейболистов.

9. Формирование профессиональных умений педагога по физической культуре, тренера в процессе четырехэтапного обучения технике и тактике, развития физических качеств.

10. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки волейболистов.

11. Методика реализации тренировочных эффектов технико-тактической и физической подготовки в условиях игры в волейбол.

12. Модельные характеристики соревновательной деятельности волейболистов.

13. Модельные характеристики волейболистов по уровню подготовленности.

14. Планирование как функция управления в тренировке волейболистов.

15. Комплексный контроль в тренировке волейболистов.

16. Опережающий характер тренировки по достижению модельных уровней подготовленности волейболистов.

17. Виды (варианты) волейбола.

18. Способы проведения соревнований (расписание игр).

19. Судейство соревнований по волейболу.

20. Организация и поведение соревнований по волейболу в профессиональной деятельности педагога по физической культуре.

21. Характеристика тренировочных нагрузок в волейболе. Объем соревновательных и тренировочных нагрузок в многолетнем и годичном циклах.

22. Виды тренировочных занятий в игровых видах спорта.

23. Контрольные нормативы по технико-тактической и физической подготовке при обучении  волейболу.

24. Контрольные нормативы по технико-тактической и физической подготовке при обучении  баскетболу.

Вопросы к зачету

3,4 семестр

1. Характеристика волейбола как классического вида спорта.

2. Роль волейбола как средства физического воспитания.

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3. Специфика волейбола и особенности соревновательной и тренировочной деятельности.

4. Структура соревновательной деятельности в волейболе.

5. Факторы, обусловливающие эффективность соревнователь¬ной деятельности волейболистов.

6. Методика обучения технике игры в волейбол.

7. Методика обучения тактике игры в волейбол.

8. Методика развития физических качеств у волейболистов.

9. Формирование профессиональных умений педагога по физической культуре, тренера в процессе четырехэтапного обучения технике и тактике, развития физических качеств.

10. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки волейболистов.

11. Методика реализации тренировочных эффектов технико-тактической и физической подготовки в условиях игры в волейбол.

12. Модельные характеристики соревновательной деятельности волейболистов.

13. Модельные характеристики волейболистов по уровню подготовленности.

14. Планирование как функция управления в тренировке волейболистов.

15. Комплексный контроль в тренировке волейболистов.

16. Опережающий характер тренировки по достижению модельных уровней подготовленности волейболистов.

17. Виды (варианты) волейбола.

18. Способы проведения соревнований (расписание игр).

19. Судейство соревнований по волейболу.

20. Организация и поведение соревнований по волейболу в профессиональной деятельности педагога по физической культуре.

21. Характеристика тренировочных нагрузок в волейболе. Объем соревновательных и тренировочных нагрузок в многолетнем и годичном циклах.

22. Виды тренировочных занятий в игровых видах спорта.

23. Контрольные нормативы по технико-тактической и физической подготовке при обучении  волейболу.

24. Контрольные нормативы по технико-тактической и физической подготовке при обучении  баскетболу.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы для реферата:

1. Причины ошибок в технике выполнения физических упражнений и пути их предупреждения.

2. Методика овладения учащимися двигательными умениями.

3. Формирование специальных знаний в процессе обучения двигательным действиям учащихся в процессе игровой деятельности.

4. Сущность ловкости и методика ее развития (быстроты, силы, скоростно-силовой подготовки, выносливости, гибкости) в различных видах спорта.

5. Нравственное воспитание личности в системе занятий физическими упражнениями (умственное, эстетическое, трудовое).

6. Коммуникативно-организаторская деятельность специалиста физической культуры и возможности освоения ею студентами в процессе учебно-игровой деятельности.

7. Спортивная ориентация  и отбор перспективных спортсменов.

8. Пути приобретения физкультурно-педагогических умений в процессе занятий спортом.

9. Мотивация физкультурно-педагогической деятельности тренера, педагога по виду спорта, условия ее формирования у будущих специалистов физической культуры.

10. Формирование индивидуального стиля деятельности тренера по виду спорта.

11. Современные подходы к оценке физической (технической, тактической, психологической) подготовленности спортсменов.

12. Современные подходы к организации тренировочной работы.

13. Моделирование спортивной тренировки.

14. Построение тренировочного процесса в различные возрастные периоды с учетом соревновательной деятельности.

15. Особенности проведения различных форм занятий.

16. Прогнозирование надежности соревновательной деятельности спортсменов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Игнатьева, В.Я.
Теория и методика гандбола: учебник/ Игнатьева В.Я.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательство «Спорт», 2016.— 328 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55592.html
М.: Издательство «Спорт», 2016
 
стр. 11
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Золотавина, И.В.
Техника и тактика игры в баскетбол. Основы обучения и совершенствования: учебно-методическое пособие/ Золотавина И.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70784.html
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
Л1.3
ред. Махов, С.Ю.
Волейбол: учебно-методическое пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016.— 44 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65709.html
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016
 
Л1.4
Губа, В.П. [и др.]
Теория и методика футбола: учебник/ В.П. Губа [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательство «Спорт», 2018.— 624 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74304.html
М.: Издательство «Спорт», 2018
 
Л1.5
Конеева, Е.В.
Спортивные игры: правила, тактика, техника: учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 322 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11314-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495012
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ковалева, М.В.
Баскетбол для студентов нефизкультурных специальностей: учебное пособие/ Ковалева М.В.— Электрон. текстовые данные.— Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2017.— 197 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80409.html
Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2017
 
Л2.2
Готовцев, Е.В., Войтович, Д.И., Петько, В.А.
Баскетбол. Вариативная часть физической культуры: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ Готовцев Е.В., Войтович Д.И., Петько В.А.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 99 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59110.html
Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2016
 
Л2.3
Даценко, С.С. [и др.]
Волейбол: теория и практика: учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта/ С.С. Даценко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательство «Спорт», 2016.— 456 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43905.html
М.: Издательство «Спорт», 2016
 
Л2.4
Никитушкин, В. Г.  
Легкая атлетика в начальной школе: учебное пособие для вузов / В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 205 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05786-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/492879
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС). URL: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 12
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойк, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты.
 
7.2
1-125 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут 

 
стр. 13
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется 

 
стр. 14
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль 

 
стр. 15
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.