2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Скульптура и инсталляция в дизайне среды_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Скульптура и инсталляция в дизайне среды
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
4
4
4
4
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Доцент кафедры, Кузнецова А.С. _________________
 
 
Скульптура и инсталляция в дизайне среды
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
формирование у будущих специалистов осознания роли скульптуры в практике работы дизайнера-проектировщика и
1.3
развить объёмно-пространственные представления и умению работать со скульптурой и инсталяцией.
1.4
Задачи освоения дисциплины:
1.5
формирование художественного мышления, овладение методами творческого процесса дизайнеров,
1.6
создание самостоятельных композиционных решений дизайн-объектов,
1.7
освоение способов проектной графики и пластического моделирования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы проектной графики в дизайне среды
2.1.2
Пропедевтика
2.1.3
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
2.1.4
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная творческая практика
2.2.2
Производственная  преддипломная практика
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Основы композиции в дизайне
2.2.5
Системы визуальных коммуникаций в дизайне среды
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способностью владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями
 
Знать:
 
последовательность выполнения работы при создании скульптурных объектов
 
приемы работы в мягком материале
 
приемы формовочной работы
 
 
Уметь:
 
выполнять вспомогательное оборудование для модели
 
пользоваться скульптурным инструментом
 
исполнять модель по эскизу, чертежу
 
 
Владеть:
 
инструментом по назначению
 
различными техническими приемами и методами моделирования скульптуры
 
объективность оценки степени риска и принятие оптимальных решений в нестандартной ситуации на основе грамотного и оперативного анализа
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию деятельности при разработке объектов дизайна
3.1.2
законы и методы формообразования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формулировать концепцию проекта
3.2.2
формулировать требования к проекту на этапе предпроектного анализа
3.2.3
соотносить авторскую идею с функциональными требованиями, предъявляемыми к проектируемому объекту
3.2.4
выбирать методы современного дизайн-проектирования
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.3.1
в формировании структуры и формы объекта в предметной и пространственной среде
3.3.2
в использовании возможных приемах гармонизации форм, структур, комплексов и систем;
3.3.3
навыки в решении комплексных функциональных и композиционных задач в дизайн-проектировании.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Скульптура в дизайне среды

 
1.1
Скульптура в городском пространстве /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1
3
0
 
1.2
Анализ существующих скульптур в интерьере и разработатка своего проектного решения  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ПК-1
3
0
 
 
Раздел 2. Инсталляция в дизайне среды

 
2.1
Инсталляция в интерьере /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1
3
0
 
2.2
Инсталляция в городском пространстве /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-1
3
0
 
2.3
Скульптура в интерьере /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ПК-1
3
0
 
2.4
Анализ аналогов существующих инсталяций в городском пространстве. Создание проектного предложения.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ПК-1
3
0
 
2.5
Контрольные вопросы и задания /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Индивидуальные творческие проекты по дисциплине  «Скульптура и инсталляция в дизайне среды»

Вопросы по дисциплине «Скульптура и инсталляция в дизайне среды»

Раздел. Скульптура в дизайне среды.

1.Проанализировать существующие скульптуры в интерьере .

2.Анализа грамотного композиционного решения при проектировании знаковых элементов интерьера.

3.Композиционные закономерности при создании скульптуры;

4.Грамотная интеграция скульптурного объекта в имеющуюся среду.

5.Скульптура в городском пространстве.

6.Проанализировать существующие скульптуры в городском пространстве.

7. Профессиональные представления и анализ грамотного композиционного решения при проектировании знаковых элементов городской среды.

8. Основные композиционные закономерности при создании городской скульптуры;

9.Метод грамотной интеграции скульптурного объекта в имеющуюся пространственную среду города.

Раздел. Инсталляция в дизайне среды.   

1.Инсталляция в интерьере.

2.Анализ существующие (уже созданные) инсталляции в интерьере .

3. Этапы анализа грамотного композиционного решения при проектировании знаковых элементов интерьера.

4.Концептуальные предпосылки и композиционные закономерности  при создании инсталляции;

5.Методы грамотной интеграции инсталляции в конкретном помещении.

 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
6.Инсталляция в городском пространстве.

7.Анализ концепций существующих (уже созданных) инсталляции в городском пространстве.

8. Анализ концептуальных предпосылок и композиционных закономерностей при создании инсталляции;

9.Грамотная интеграция инсталляции в имеющуюся пространственную среду города.

 
5.2. Темы письменных работ
Тема 1. Скульптура в интерьере.

Задание 1. Проанализировать существующие скульптуры в интерьере и разработать свое проектное предложение.

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения при проектировании знаковых элементов интерьера.

Задачи: - изучение композиционных закономерностей при создании скульптуры;

- овладение методом грамотной интеграции скульптурного объекта в имеющуюся среду.

Тема 2. Скульптура в городском пространстве.

Задание 1. Проанализировать существующие скульптуры в городском пространстве и разработать свое проектное предложение..

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения при проектировании знаковых элементов городской среды.

Задачи: - изучение композиционных закономерностей при создании городской скульптуры;

- овладение методом грамотной интеграции скульптурного объекта в имеющуюся пространственную среду города.

Тема 3.  Инсталляция в интерьере.

Задание 1. Проанализировать существующие (уже созданные) инсталляции в интерьере и разработать свое проектное предложение.

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения при проектировании знаковых элементов интерьера.

Задачи: - изучение концептуальных предпосылок и композиционных закономерностей при создании инсталляции;

- овладение методом грамотной интеграции инсталляции в конкретном помещении.

Тема 4. Инсталляция в городском пространстве.

Задание 1. Проанализировать существующие (уже созданные) инсталляции в городском пространстве и разработать свое проектное предложение.

Цель: Приобретение профессиональных представлений и навыков анализа грамотного композиционного решения при проектировании знаковых элементов городской среды.

Задачи: - изучение концептуальных предпосылок и композиционных закономерностей при создании инсталляции;

- овладение методом грамотной интеграции инсталляции в имеющуюся пространственную среду города.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лысенкова, Л. Ф.
Пластические средства в архитектурном проектировании [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Лысенкова, А. Ю. Лысенков. — Электрон. текстовые данные. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 104 c. — 978-5-9585-0667-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58832.html: учебно-методическое пособие
Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
Л2.2
Стасов, В. В
Живопись, скульптура, музыка [Электронный ресурс] //URL: ttps://biblio-online.ru/viewer/zhivopis-skulptura-muzyka-izbrannye-sochineniya-v-6-ch-chast-6-428441?share_image_id=#page/1 : Избранные сочинения в 6 ч. Часть 6 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Рабинович, М. Ц.
Рабинович, М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц : учебник для вузов / М. Ц. Рабинович. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07020-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433235 : Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц : учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.4
Н. К. Лысенков, П. И. Карузин
Лысенков, Н. К. Пластическая анатомия : для среднего профессионального образования / Н. К. Лысенков, П. И. Карузин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07002-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442027 : Пластическая анатомия : для среднего профессионального образования 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Березина Ю.Ю. 
Портрет в живописи и в графике. Теоретико-методический и практический аспекты [Электронный ресурс]: учебно-наглядное пособие/ Березина Ю.Ю., Князева О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 131 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44600.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебно-наглядное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотекиНГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-105 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-302 Читальный зал: помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям:

Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.

Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, 

 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
методы и свойства  дизайн-проектиролвания. Курс имеет самостоятельную часть в виде подготовки заданий, рефератов и докладов, помогающие более подробно освоить все области информационных технологий в дизайне.

Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств  информационных и коммуникационных технологий, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное  программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета  и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.

Лабораторные занятия проводятся в аудитории.

Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение).

Высшая школа дизайнерского искусства объединяет художественно-специфическую грамотность и инженерно- технологический профессионализм учащихся. Данная дисциплина формирует глубокие и разносторонние знания о формировании предметно – средовых пространств. Для достижения поставленных целей ведется исследовательская и проектная работа на высоком  профессиональном уровне.

Главной педагогической идеей является экспериментально-исследовательский подход учащихся в области средового проектирования; проектировании предметно – средовых комплексов, синтезирующих  принципы  художественно- проектной деятельности. Внедряемая методика проектирования предполагает  единство теоретического,  научно- технологического и  художественно-композиционного аспектов деятельности.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа обучающегося по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа обучающегося заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ  информации по заданным темам.

Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре с докладом или рефератом  и сдача пакета контрольных заданий. Выступление и сдача контрольных заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Форма контроля самостоятельной работы:

- выполнение контрольных заданий, в соответствии с графиком самостоятельной работы

- выступление на семинаре с докладами  или рефератом

- собеседования и консультации по заданным темам

Форма отчета по самостоятельной работе:

- пакет контрольных работ по заданным темам в электронном виде.

- доклад или реферат по заданной теме, распечатанные на листах  А4 формата.

Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения разделов дисциплины «Информационные технологии в дизайне». В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем студентам выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам и выполнение домашних заданий. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы

[см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для студентов первого года обучения (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.

Методические указания к зачету:

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:

1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.

 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;

– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;

– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.