Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Батаева Людмила Александровна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве (восприятие цвета в зависимости от источников освещения, изменение цвета в зависимости от цвета фона при естественном освещении, закономерности восприятия пространств и предметов в зависимости от способа их окраски);
3. Роль цвета и света в архитектурно-дизайнерской организации пространства;
4. Светотехническое оборудование /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2.Метод плоских манекенов. Выполнить модель- шаблон на основе соматографического анализа существующего человека /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2.Оборудование интерьеров общественных зданий;
3.Эргономическое обеспечение производственной среды
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2.Видеоэкология. Специфическая задача гармонизации визуального комплекса средовых ощущений
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету
Перечень вопросов к зачету:
1.История развития эргономики. История эргономических исследований
2.Современные эргономические исследовательские программы
3.Аспекты эргономики
4.Понятие «Эргономика»
5.Понятие «Предмет эргономики»
6.Цель эргономики
7.Объект исследования в эргономики
8.Задача эргономики
9.Понятие о системе Человек-Машина-Среда (ЧМС). Эргономическое обеспечение систем Человек-Машина
10.Эргономические требования к организации системы ЧМС
11.Эргономические свойства к организации системы ЧМС
12.Этапы процесса эргономического сопровождения проектирования
13.Понятие «Эргодизайн». Задачи эргодизайна в средовом проектировании
14.Ближайшие для эргономики отрасли науки
15.Факторы, определяющие эргономические требования
16.Факторы, влияющие на формирование среды. Их комплексность
17.Гигиенические факторы. Функциональные блоки элементов гигиенических факторов
18.Классификация природных факторов по влиянию на организм человека
19.Основные механизмы воздействия окружающей среды на человека
20.Блоки данных, определяющие микроклимат для комфортного пребывания человека в искусственной среде
21.Освещение как объект комплексного эргономического анализа. Роль света в организации пространства
22.Светотехническое оборудование
23.Источники света. Световой поток разных источников света. Спектральный состав светового потока
24.Виды светильников
25.Определение цвета. Параметры цвета. Виды цветов и виды смешения цветов.
26.Колориметрические системы
27.Задачи, решаемые с помощью цвета
28.Влияние цвета на психику человека. Ассоциации цветов. Влияние цвета на восприятие объемов в пространстве
29.Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве
30.История развития системы пропорционирования
31.«Модулор» архитектора ЛЕ Корбузье
32.Антропометрические требования в эргономике. Понятие «Антропометрия». Виды антропометрических признаков. Антропометрические различия по половым, этническим и возрастным признакам
33.Эргономические антропометрические признаки
34.Понятие «Перцентиль». Примеры перцентильных кривых. Кривая Гауса
35.Методы эргономических исследований
36.Понятие «Соматография». Соматографический метод и его суть
37.Метод плоских манекенов
38.Экспериментальные (макетные) методы. Задачи
39.Задачи эргодизайна
40.Эргономическая программа проектирования среды обитания
41.Оборудование жилой среды. Понятие комфорта жилища
42.Функциональные зоны жилой среды
43.Жилая среда. Эргономические требования к мебели
44.Классификация мебели
45.Организация и оборудование гостиной
46.Организация и оборудование спальни
47.Организация и оборудование детской комнаты
48.Организация и оборудование кабинета
49.Организация и оборудование учебного места ребенка
50.Оборудование ванной комнаты
51.Эргономическая оценка, требования и организация кухонного оборудования
52.Виды общественных зданий
53.Функциональное назначение общественных зданий и помещений. Факторы и требования
54.Организация и оборудование офиса. Основные принципиальные решения. Основные требования к организации и оборудованию офиса
55.Оснащение медицинских учреждений. Основные требования к организации и оборудованию
56.Организация и оборудование магазинов
57.Организация и оборудование кафе – ресторанов
58.Организация и оборудование выставок. Выставочное оборудование
59.Проектирование среды для детей. Эргономика безопасной и комфортной среды для детей. Эргономические требования к
60.Формирование комфортной среды обитания для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Оборудование санитарно-технических узлов, кухонь, места отдыха и др. Требования к мебели
61.Эргономическое обеспечение производственной среды. Рабочая среда
62.Функционально - эргономический анализ трудовой деятельности
63.Эргономические требования к орудиям труда и производственной обстановке
64.Пространственная организация, средства оснащения и параметры рабочего места
65.Средства и системы визуальной информации. Слои визуальной среды
66.Средства отображения информации (СОИ). Классификация основных средств отображения информации
67.Системы визуальной идентичности. Визуальный образ. Фирменный стиль. Разработка систем на примерах (Олимпийских игр, фирм-производителей и т.д.)
68.Способы кодирования информации. Определение основания кода
69.Видеоэкология. Факторы изменения окружающей среды
70.Видеоэкология. Типы визуальной среды
71.Видеоэкология. Приемы корректировки и организации комфортной визуальной среды. Показатель комфортности визуальной среды
Комплект заданий для зачета.
Задание №1. Светотехническое оборудование. Источники света;
Задание №2. Методы эргономических исследований;
Задание №3. Примеры эргодизайна в средовом проектировании;
Задание №4. Видеоэкология. Отрицательные и положительные примеры;
Задание №5. Системы визуальной идентичности. Визуальный образ. Фирменный стиль. Разработка систем на примерах
Темы рефератов
1.Освещение как объект комплексного эргономического анализа. Современные виды освещения
2.Электроустановочное оборудование разных фирм-производителей (Legrand, ABB, Gira, Siemens, Unica и т.д.)
3.Цвет, как средство организации городского пространства. На примерах нескольких стран или городов.
4.Зрительные искажения (физиологическая оптика, зрительные иллюзии, приемы достижения эффекта в восприятии помещения за счет графики)
5.Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре (приемы архитектурно-планировочных корректив древних зодчих, оптические теории пропорционирования, закономерности восприятия объемов в пространстве)
6.Системы визуальной идентичности. Визуальный образ. Фирменный стиль. Разработка систем на примерах (Олимпийских игр, крупных фирм-производителей и т.д.)
7.История развития системы пропорционирования (каноны Египта, Древней Греции Рима, системы пропорций - Леонардо да Винчи, Витрувий, Готфрид Шадов)
8.«Модулор» архитектора ЛЕ Корбузье
9.Оборудование жилой среды. Понятие комфорта жилища
10.Эргономические требования к мебели. Принцип Тонета
11.Организация и оборудование гостиной
12.Организация и оборудование спальни
13.Организация и оборудование детской комнаты
14.Организация и оборудование кабинета
15.Организация и оборудование учебного места ребенка
16.Оборудование ванной комнаты
17.Эргономическая оценка, требования и организация кухонного оборудования
18.Проектирование среды для детей. Эргономика безопасной и комфортной среды для детей. Эргономические требования к проектированию детской мебели
19.Формирование комфортной среды обитания для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Оборудование санитарно-технических узлов, кухонь, места отдыха и др. Требования к мебели
20.Общие рекомендации по организации труда и проектированию технических средств, для лиц с пониженной трудоспособностью (принципы организации труда, коррективная эргономика)
21.Организация и оборудование офиса. Основные принципиальные решения. Основные требования к организации и оборудованию офиса
22.Организация и оборудование детских дошкольных учреждений. Сады – ясли. Основные требования.
23.Организация и оборудование учреждений дополнительного образования. ДДТ, ДДиЮТ. Основные требования.
24.Организация и оборудование учебных учреждений. Школы. Основные требования
25.Организация и оборудование учебных учреждений. Вузы. Основные требования
26.Оснащение медицинских учреждений. Основные требования к организации и оборудованию
27.Организация и оборудование магазинов
28.Организация и оборудование кафе – ресторанов
29.Организация и оборудование вокзалов
30.Организация и оборудование кинотеатров
31.Организация и оборудование спортивных сооружений
32.Организация и оборудование многофункциональных зданий и сооружений
33.Организация и оборудование развлекательных комплексов
35.Эргономическое обеспечение производственной среды. Рабочая среда
36.Эргономические требования к орудиям труда и производственной обстановке.
37.Пространственная организация, средства оснащения и параметры рабочего места
38.Типы оборудования, объекты и элементы наполнения городской среды
39.Эргономические требования при формировании городских пространств
40.Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов (взрослых и детей с нарушением опорно-двигательного и зрительного аппарата). Общие требования к визуальным коммуникациям
Курс имеет теоретическую часть в виде лекций для изучения истории дизайна, науки и техники и её роли в создании и совершенствовании среды обитания человека.
Дисциплина осуществляется через чтение специальных лекций, цикла заданий по выполнению реферата, а также самостоятельную работу обучающихся. Лекционные занятия проходят в аудитории. Для более точной подготовки обучающихся по данным темам проходят консультации.
По лекционным занятиям ведётся конспект. В этом конспекте должны быть изложены конспекты лекций. Важная роль в процессе преподавания отводится аудиторной работе обучающихся. В процессе аудиторной работы обучающийся не только изучает учебный материал, но и приобретает необходимые умения и навыки, которые впоследствии обязательно пригодятся ему в его профессиональной деятельности.
Перед этой формой учебной деятельности ставятся следующие задачи:
- дальнейшее углубление и закрепление знаний учащихся, полученных на лекциях;
- предусмотренное программой самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов курса;
- самостоятельное изучение интересующих его исторических аспектов;
- овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы.
Аудиторная работа во время лекций проводится с целью:
•освоения теоретических знаний по темам курса;
•систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
•углубления и расширения теоретических знаний;
•формирования умений использовать справочную и дополнительную литературу по дисциплине;
•развитие самостоятельности, ответственности и организованности обучающихся.
Методические указания к практическим занятиям:
Основная цель курса - научить создавать предметно- пространственную среду и ее компоненты в соответствии с основными законами эргономики, создавать оригинальную, удобную и функциональную среду существования.
Ядро курса представляет собой системный комплекс лекций, теоретических и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.
В курсе выделено три блока: теоретический, практический и самостоятельный.
Курс имеет теоретическую в виде лекций для изучения основ эргономики в дизайне среды и её роли в создании и совершенствовании среды обитания человека.
Практические и теоретические занятия проводятся в аудитории.
Обучающийся делает практическую работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не
В конце семестра студенты сдают зачет в устной форме по зачетным вопросам.
Текущий контроль и аттестация проводится в форме собеседований и контрольных вопросов по пройденным в данное время темам и в форме упражнений – клаузур. Контрольные вопросы выдает преподаватель.
На всем протяжении обучения дисциплине «Эргономика в дизайне среды» обучающемуся необходимо иметь запас планшетов в количестве не менее 6 шт. размером 50х60 см., на которых изображаются итоговые результаты творческой учебной деятельности по проектированию объектов среды. Учебный проект выполняется студентом с помощью использования ручных средств проектной графики или компьютерных технологий проектной графики, по своему усмотрению. Каждый проект должен нести оригинальность решения.
В состав каждого учебного проекта входят:
1.Изображение перспективы объекта с высоты уровня горизонта среднего человека. Перспективное изображение должно быть информативным и раскрывать функциональные и эмоционально-образные аспекты объекта, а также необходимо передать характер фактур и текстур поверхностей, предлагаемых к использованию отделочных материалов и их функциональные и декоративные качества.
2. Чертежи объекта проектирования (оборудование и т.п.). Выполняется в масштабе и цвете с передачей характера фактур и текстур поверхностей, предлагаемых к использованию отделочных материалов и их функциональные и декоративные качества.
3. Макет из бумаги
4. Пояснительная записка. В состав, которого входят разделы:
-Социальный. (Введение).
-Исследовательский. (Изучение аналогов и прототипов отечественного и зарубежного опыта).
-Проектно-композиционный. (Раскрытие творческих аспектов проекта)
-Конструкторско-технологический. (Предлагаемое использование отделочно-строительных материалов и требования к ним, типов освещения и светотехника).
-Заключительная часть. (Достоинства творческого решения проекта и отличия его от аналогов).
-Иллюстративные приложения.
-Список литературы.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы:
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения всех областей эргономики в дизайне среды. В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы [см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для обучающихся. (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.
Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ (докладов, рефератов и контрольных работ) по дисциплине «Эргономика в дизайне среды»
Одним из аспектов самостоятельной работы является чтение и реферирование литературы по специальности.
При анализе научно-теоретической литературы могут быть выявлены:
- основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;
- отличие авторской позиции от традиционной, новизна его подхода к рассматриваемой проблеме;
- степень аргументации идей автора – достаточная, высокая, недостаточно убедительная;
- задачи дальнейшего изучения поставленной проблемы, не получившей должного освещения или достаточной степени раскрытия.
Работа с литературными источниками включает фиксирование содержания и оформление библиографии. К способам фиксирования содержания относятся:
- аннотирование (характеристика темы, проблемы, объекта, цели и результата);
- тезирование (составление тезисов – заметок о содержании текста);
- реферирование (создание связного изложения изучаемой работы или ряда работ);
- конспектирование (реферирование без выражения отношения к обсуждаемому материалу).
Фиксация содержания изучаемого источника осуществляется двумя путями:
1.словесными;
2.путем логического структурирования в виде графических схем или таблиц.
Доклад – один из видов самостоятельной работы. Основное требование к докладу – отказ от переписывания литературных источников; глубокое изучение темы, логическое изложение вопроса, основанное на взаимосвязи теории экспериментальных исследований и практики.
Доклад – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды докладчика. Содержание доклада должно быть логичным, а изложение материала должно носить проблемно-тематический характер. Тематику
Работа над докладом включает следующие шаги:
- самостоятельный библиографический поиск, включая поиск информации в сети Интернет (при написании реферата используется не менее 6-8 источников);
- аналитический обзор литературы (научных трудов классиков, монографий, научных статей, сборников тезисов научных докладов, справочных изданий);
- систематизация собранного материала, разделение на параграфы, оформление блок-схем, таблиц и т.п.;
- работа над композиционными разделами реферата – вступлением (введением) и заключением. Во вступлении обосновывается актуальность темы, обозначается круг противоречивых проблем в содержании, определяются задачи исследования. В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги работы;
- публичное выступление с результатами исследования.
Доклад имеет научно-информационное значение. Помимо исчерпывающего научно-объективного освещения темы, в нем может содержаться анализ и критика соответствующих теорий и выводов. Такие доклады, называемые также научными, получили широкое распространение в обучении. Они включаются в научные семинары и конференции.
- Приложения.
Для успешного выполнения докладов и контрольных работ необходимо:
- хорошее знание по пройденным на лекции темам;
- хорошее знание всех пройденных вопросов;
- более углубленное самостоятельное изучение всех пройденных и заданных тем.
Методические указания к зачету.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.