2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Психология физического воспитания и спорта_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология физического воспитания и спорта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Ахметов А.М. _________________
 
 
Психология физического воспитания и спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины: сформировать у обучающихся  систему знаний в области психологии физической культуры и спорта и начальных умений использования полученных знаний в практической деятельности
1.2
Задачи освоения  дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся навыки решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
1.4
развивать у обучающихся умения психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика
2.1.2
Повышение спортивного мастерства (классический вид спорта)
2.1.3
Психология
2.1.4
Туризм в школе
2.1.5
Учебная технологическая практика
2.1.6
Учебная ознакомительная  практика
2.1.7
Повышение спортивного мастерства (игровые виды спорта)
2.1.8
Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры
2.1.9
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация   физкультурно-массовой работы
2.2.2
Основы вожатской деятельности
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Национальные виды спорта
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психологические основы физической культуры и здорового образа жизни;
3.1.2
основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе занятий физической культурой;
3.1.3
задачи физического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе занятий физической культурой
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
3.2.2
анализировать задачи физического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3.3.1
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.3.2
навыками решения задач физического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе занятий физической культурой  
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в психологию физического воспитания и спорта

 
1.1
Особенности психологии физического воспитания и спорта.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
1.2
Деятельность в физическом воспитании и спорте и ее ресурсы для направленного развития личности. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
 
Раздел 2. Психология физического воспитания

 
2.1
Психологические закономерности организации процесса физического воспитания детей и подростков с учетом особенностей возрастного развития.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
2.2
Психологические основы обучения и воспитания в образовательном пространстве физической культуры.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
2.3
Психологические особенности воспитания личностных качеств и способностей (интеллектуальных, волевых, регулятивных, духовно-нравственных) в образовательном пространстве физической культуры.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
2.4
Психологические основы организации этапов обучения двигательным действиям.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
2.5
Ценностно-мотивационная сфера обучающегося: потребности и мотивы двигательной деятельности, двигательной активности в векторах физического (само-) воспитания и спортивного совершенствования.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
2.6
Характеристика актуальных когнитивных функций и стилей деятельности, психологических свойств и состояний личности, обеспечивающих процесс познания в физическом воспитании и спорте.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
2.7
Деятельность обучающегося в процессе физического воспитания. Факторы повышения активности учащихся на уроках физической культуры.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
2.8
Деятельность учителя физической культуры. Психологические особенности и авторитет педагога по физической культуре.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
2.9
Школьник как субъект учебной деятельности. Психология малых групп в системе физической культуры. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
 
Раздел 3. Психология

спорта

 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3.1
Психологическая характеристика спортивной деятельности. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.2
Психология спортивного соревнования.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.3
Психологические основы интегральной подготовки в спорте (функциональной, физической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной – в теоретическом и прикладном ключах).  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.4
Психические состояния в спортивной деятельности и способы их оптимизации.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.5
Психическое напряжение и перенапряжение в спортивной деятельности.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.6
Психологические основы спортивной дидактики.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.7
Психологические особенности личности тренера.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.8
Психологические особенности спортсмена как субъекта спортивной деятельности.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.9
Психологические основы управления процессом спортивной тренировки и спортивной подготовки.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.10
Психологические основы спортивного отбора.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.11
Особенности психологической подготовки спортсменов и команд.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.12
Основы психогигиены в спорте. Методы психодиагностики в спорте. Социально-психологическая характеристика спортивных групп, психология спортивных групп и коллективов. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
3.13
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-2.1 ПК-2.3 ОПК-3.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Сравнительная характеристика основных категорий психологии физического воспитания и спорта.

2. Деятельность в физическом воспитании и спорте и ее ресурсы для направленного развития личности.

3. Сравнительно-сопоставительный анализ содержания объекта (физическое воспитание в системе образования; личность учителя, обучающегося; спортивная деятельность; личность тренера, спортсмена; др.), предмета (особенности личности и деятельности – процессов обучения, воспитания, тренировки, др;) и характеристик деятельности (мотивация; цель; направленность; характер нагрузок; критерий эффективности; результат) в физическом воспитании и спорте.

4. Понятия психологии физического воспитания и спорта»: «Психологическая культура учителя физической культуры».

5. Понятия психологии физического воспитания и спорта»: «Психологическая культура обучающегося».

6. Понятия психологии физического воспитания и спорта»: «Психологическая культура тренера».

7. Понятия психологии физического воспитания и спорта»: «Психологическая культура спортсмена».

8. Помехоустойчивость и стрессоустойчивость личности в процессах обучения, воспитания, развития, тренировки в физической культуре и спорте».

9. Психологическая подготовка и психологическая подготовленность к деятельности в области физической культуры и спорта.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
10. Психологические особенности организации процесса физического воспитания для детей дошкольного возраста (возрастной диапазон – на выбор).

11. Психологические особенности организации процесса физического воспитания подростков.

12. Психологические особенности организации процесса физического воспитания юношей (девушек).

13. Психологические особенности организации этапов обучения движению (с определением содержания основных опорных точек и зон локализации внимания) в образовательном пространстве физической культуры.

14. Психологические особенности воспитания личностных качеств и способностей (интеллектуальных, волевых, регулятивных, духовно-нравственных) в образовательном пространстве физической культуры.

15. Психологические основы содержательной организации этапов обучения двигательным действиям.  двигательных действий.  

16. Психологические особенности формирования ценностно-мотивационной сферы обучающегося (характеристика потребностей, мотивов, ценностных ориентаций) в пространстве реализации двигательной активности и двигательной деятельности в физическом (само-) воспитании и спортивном совершенствовании.

17. Психологические особенности формирования ценностно-мотивационной сферы обучающегося (характеристика установок и убеждений) в пространстве реализации двигательной активности и двигательной деятельности в физическом (само-) воспитании и спортивном совершенствовании.

18. Психологические особенности построения содержания цели и задач совершенствования двигательного действия и двигательной операции.

19. Характеристика актуальных когнитивных функций (ощущения и восприятия) при реализации избранного физического упражнения.

20. Характеристика актуальных когнитивных функций (внимания и его видов) при реализации избранного физического упражнения.

21. Характеристика актуальных когнитивных функций (мышления и его видов) при реализации избранного физического упражнения.

22. Характеристика актуальных когнитивных функций (памяти и ее видов) при реализации избранного физического упражнения.

23. Характеристика актуальных когнитивных функций (воображения) при реализации избранного физического упражнения.

24. Характеристика актуальных когнитивных стилей деятельности (аналитичность – синтетичность) при реализации избранного физического упражнения.

25. Характеристика актуальных когнитивных стилей деятельности (быстрое течение времени – медленное течение времени) при реализации избранного физического упражнения.

26. Характеристика актуальных когнитивных стилей деятельности (дискурсивность – интуитивность) при реализации избранного физического упражнения.

27. Характеристика актуальных психологических свойств (черт характера), обеспечивающих успешность реализации избранного физического упражнения (фрагмента физкультурно-спортивной деятельности).

28. Характеристика конструктивных психоэмоциональных состояний, обеспечивающих личности эффективное познание в области физического воспитания.

29. Деятельностная характеристика обучающегося в процессе выполнения заданий в видах физкультурно-спортивной активности: процессуальные и результативные критерии психической и физической активности и эффективности.

30. Психологические факторы повышения активности учащихся на уроках физической культуры.

31. Психологическая составляющая профессиональной деятельности учителя физической культуры.

32. Авторитет педагога по физической культуре (психологические особенности поведения и реализации деятельности).

33. Школьник как субъект игровой, коммуникативной, учебной, контролирующе-оценочной, тренировочной, рефлексивной, организационной деятельности в области физической культуры.

34. Психологические особенности организации физкультурно-спортивной деятельности в  малых группах: развитие содержания мотивов и потребностей.

35. Комплексирование средств интеллектуального развития в физкультурно-спортивной деятельности.

36. Реализацию интеллектуальных способностей как  предпосылки и  результата физкультурно-спортивной деятельности.

37. Учет этапов программы действия и деятельности (по П.К. Анохину; В.Д. Шадрикову) в психологическом сопровождении процесса обучения.

38. Реализация интеллектуального потенциала требований к компонентам действия и деятельности.

39. Сопряжение интеллектуальных способностей с психомоторными, двигательными способностями; личностными качествами.

40. Психологические основы развития личностных качеств учащихся в образовательном пространстве урока физической культуры.

41. Психологические трудности проектирования содержания и формирования предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности обучащегося.

42. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя физической культуры: особенности адаптации учащихся. (рассмотрение проблемного поля адаптации обучающегося к поведению и деятельности учителя и адаптации учителя к поведению и деятельность обучающихся. Сопряжение психологической культуры с организационной культурой педагогического труда учителя (инструктора, методиста).

43. Психологическая характеристика конструктивных отношений в системе «учитель физической культуры – ученик» (с учетом тенденций физкультуризации и спортизации деятельности обучающегося).

44. Психологические особенности формирования корпоративной культуры здоровьесбережения в профессиональном 

 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
коллективе образовательной организации.

45. Психологические особенности делегирования функциональных обязанностей по организации здоровьесберегающей среды в образовательной организации представителям профессионального коллектива.

46. Физическое и психическое здоровье обучающегося через призму сотрудничества педагогов школы в области физической культуры и спорта.

47. Психологические особенности построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося в области освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта.

48. Психологическая характеристика спортивной деятельности (на примере избранного вида спорта. Психоспортограмма по аналогии с данными И.Ш. Тучашвили; Б.П. Яковлева; Е.П. Павлова, др.).

49. (Юный) спортсмен как субъект игровой, коммуникативной, учебной, контролирующе-оценочной, тренировочной, восстановительно-рекреационной, рефлексивной, организационной, соревновательной деятельности в спорте.

50. Психология спортивного соревнования через призму актуальных качеств, способностей личности спортсмена.

51. Психологические основы построения конструкта интегральной подготовки в спорте – функциональной подготовки в теоретическом и прикладном ключах.

52. Психологические основы построенияконструкта интегральной подготовки в спорте–физическойподготовки – в теоретическом и прикладном ключах.

53. Психологические основы построения конструкта интегральной подготовки в спорте технико-тактической – в теоретическом и прикладном ключах.

54. Психологические основы построения конструкта интегральной подготовки в спорте интеллектуальной – в теоретическом и прикладном ключах.

55. Психические состояния в спортивной деятельности и способы их оптимизации: психосоматический срыв в условиях совершенствования двигательного действия.

56. Психические состояния в спортивной деятельности и способы их оптимизации: монотония в условиях совершенствования двигательного действия.

57. Психические состояния в спортивной деятельности и способы их оптимизации: предстартовое благодушие в условиях соперничества, соревнования.

58. Психические состояния в спортивной деятельности и способы их оптимизации: предстартовая лихорадка в условиях соперничества, соревнования.

59. Психические состояния в спортивной деятельности и способы их оптимизации: предстартовая апатия в условиях соперничества, соревнования.

60. Психические состояния в спортивной деятельности и способы их оптимизации: болевой финишный синдром в условиях соперничества, соревнования.

61. Психическое напряжение и перенапряжение в спортивной деятельности: определение психологического адаптационного ресурса.

62. Психологические основы спортивной дидактики. Психологические закономерности обучения движению.

63. Психологические особенности личности тренера: конструктивные (модельные) и деструктивные (пути самосовершенствования психологической культуры).

64. Психологические особенности спортсмена как субъекта спортивной деятельности: анализ компенсаторных качеств и способностей, замещающих деструктивные проявления личностных, психомоторных и других спортивных способностей.

65. Психологические основы управления процессом спортивной подготовки.

66. Психологические основы управления процессом спортивной тренировки.

67. Психологические основы конструктивной организации процедур и оглашения результатов спортивного отбора.

68. Особенности психологической подготовки спортсменов в видах спорта с жестким физическим контактом(по Т.Т. Джамгарову, А.Ц. Пуни).

69. Особенности психологической подготовки спортсменов в видах спорта с физическим контактом(по Т.Т. Джамгарову, А.Ц. Пуни).

70. Особенности психологической подготовки спортсменов в видах спорта с опосредованным физическим контактом(по Т.Т. Джамгарову, А.Ц. Пуни).

71. Особенности психологической подготовки спортсменов в видах спорта с отсутствием физического контакта (по Т.Т. Джамгарову, А.Ц. Пуни).

72. Особенности психологической подготовки спортивных команд с учетом тактики противоборства сопернику и сильных сторон подготовленности.

73. Соотношение психологической, тактической и интеллектуальной подготовки в спорте.

74. Систематизация задач психологической подготовки в структуре видов спортивной подготовки (физической (общей и специальной); технической (общей и специальной); тактической (общей и специальной).

75. Психологическая подготовка и психологическая готовность: процесс и результат.

76. Основы психогигиены и психопрофилактики в спорте: предупреждение развития конфликта.

77. Основы психогигиены и психопрофилактики в спорте: предупреждение развития психоэмоционального выгорания.

78. Основы психогигиены и психопрофилактики в спорте: предупреждение развития тенденции «миграции в спорте».

79. Методы психодиагностики в спорте: психологические условия корректности применения и адекватности запросу развития личности в спорте.

80. Социально-психологическая характеристика спортивных групп (ролевая структура; взаимные выборы; др.).

81. Психология спортивных профессиональных коллективов: сложности сотрудничества с учетом результатов спортивной, научной карьеры, авторитетности в профессии, профессионального опыта. Условия формирования корпоративной культуры.

 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ

1. Основные категории и понятия психологии ФКиС , психологические основы физической культуры и здорового образа жизни.

2. Личностные особенности учителя физической культуры.

3. Основы психологического сопровождения обучающихся в процессе занятий физической культурой.

4. Педагогическая направленность психологии ФКиС, периодизация психо-физиологического развития человека и его учет в системе требований к спортивно-физической подготовленности учащегося.

5. Истоки возникновения отечественного направления психологии ФКиС.

6. Общие и отличительные черты психологии физической культуры и психологии спорта.

7. Структура и психологические особенности соревновательной и тренировочной деятельности.

8. Психологическая систематика видов спорта. Характеристика противоборства и взаимодействия.

9. Организация эффективного восприятия на уроках ФК.

10. Психологическая характеристика физических качеств.

11. Психологическое напряжение и перенапряжение в спорте. Понятие доминанты.

12. Предсоревновательные психические состояния.

13. Экстремальные ситуации соревновательного характера.

14. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования.

15. Тактическое мышление спортсмена, его характеристики. Понятие антиципации.

16. Профессионально-важные умения спортивного педагога.

17. Психологическая характеристика и особенности деятельности тренера.

18. Факторы формирования личности спортсмена.

19. Социально-психологические особенности спортивной группы.

20. Система и методы психологического отбора в спорте.

21. Общая психологическая подготовка спортсменов.

22. Процесс и значение самовоспитания в структуре психологической подготовки спортсмена.

23. Общая и специальная психологическая подготовка спортсменов.

24. Основы психогигиены в спорте.

25. Организация режима жизни юного спортсмена.

26. Роль эмоционально-волевого компонента в успешности спортивных достижений.

27. Психологические критерии профессионализма спортивного педагога.

28. Принципы и основные методы психодиагностики в спорте.

29. Современные требования к профессиональной деятельности тренера.

30. Психологические критерии профессионализма спортивного педагога.

31. Индивидуальный и личностно-центрированный подход в спортивной деятельности.

32. Особенности мотивационной сферы школьников и их влияние на активность на уроках ФК.

33. Специфика обучения подростков основам профессионально прикладной физической подготовки.

34. Принципы и основные методы психодиагностики в спорте.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Психология физической культуры.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. Е. Ловягина [и др.] 
Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для вузов / А. Е. Ловягина [и др.] ; под редакцией А. Е. Ловягиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 531 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01035-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/489183
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ямалетдинова, Г. А.  
Педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие для вузов / Г. А. Ямалетдинова ; под научной редакцией И. В. Еркомайшвили. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 244 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05600-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/493684
Юрайт, 2022
 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Стриханов, М. Н.  
Физическая культура и спорт в вузах: учебное пособие / М. Н. Стриханов, В. И. Савинков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 160 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10524-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/493629
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психология спорта | Основной элемент - URL:  https://www.youtube.com/watch?v=-K1iaZaiP8o 
 
Э2
#019 Ольга Владимировна Тиунова. О значении психологической подготовки в современном спорте  - URL: https://www.youtube.com/watch?v=188byoODgy4 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками 

 
стр. 11
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

 
стр. 12
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.