Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
«Львовский кружок» 1780-1790-х годов и его роль в русском предромантизме.
Общие представления о «кладбищенской» линии в русском предромантизме.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
«Повести Белкина", «Пиковая Дама», «Медный всадник»
/Ср/
Э1 Э2 Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Образ Печорина. Демоническое начало, земное и небесное в его личности.Второстепенные персонажи, принципы создания характеров.
Кавказские мотивы в романе
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Творчество И.С. Никитина, Н.А. Добролюбова-поэта, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, А. Григорьева
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
"История одного города", "Господа Головлевы"
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Роман «Неточка Незванова».
Повесть «Дядюшкин сон». «Записки из Мёртвого дома».
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Книга «Остров Сахалин». Рассказы «Тяжелые люди», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч».
Повесть «Дуэль».
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Образ Иуды и проблема любви и
предательства. И
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Шариков как воплощение плебейских низменных начал народной жизни. Традиции Гоголя и Салтыкова- Щедрина в творчестве Булгакова
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Философская символика, поэтика произведения. Два мира в романе.
Сатирическая картина изображения нравов Москвы /Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Философское осмысление жизни в зрелый период творчества. Трагический излом в судьбе /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Проза В. Гроссмана, Б. Полевого, Л. Соболева, А. Бека, А. Толстого, Л. Леонова, М. Шолохова, Б. Горбатова, К. Воробьёва, В. Некрасова, В. Панова, Э. Казакевича.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Поэзия К. Симонова, А. Твардовского, М. Исаковского, А. Суркова, Н. Тихонова, М. Алигер, В. Инбер, О. Бергольц.
Драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова, А. Крона, Е. Шварца
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
«Живи и помни». Обострение нравственной проблематики. Размышления писателя о долге и жизни человека.
Усиление драматизма и остроты конфликтов современности в повести «Пожар»
Эстрадная поэзия периода "оттепели" /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Изменение общественно-политической ситуации в стране во второй половине 80-х годов. Феномен «возвращенной литературы».
Активизация исторического сознания в художественном творчестве. Хронологические рубежи внутри последнего периода. Эпоха «гласности» и ее значение в литературном творчестве.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Развитие детективного, приключенческого жанра.
Сложность литературного процесса на рубеже ХХ–ХХI века. Дискуссия о значении литературы
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы для подготовки к экзамену в 4 семестре
1. Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековой.
2. Проблема метода древнерусской литературы.
3. Особенности жанра летописи.
4. Устные и письменные источники «Повести временных лет».
5. Главные темы и идеи «Повести временных лет».
7. Происхождение и сущность эпического стиля в древнерусской литературе: характер взаимодействия со стилем монументального историзма, период его активного проникновения в литературу (Д.С. Лихачев).
8. Эмоционально-экспресивный стиль в литературе ХIV-ХV вв. Понятие «абстрактный психологизм» (Д.С. Лихачев).
9. «Слово о Законе и Благодати» Илариона как образец торжественного красноречия.
10. «Сказание о Борисе и Глебе» как первый опыт оригинального княжеского жития.
11. «Житие Феодосия Печерского» как образец русского иноческого жития.
12. Жанрово-стилевая структура «Поучения» Владимира Мономаха.
13. История открытия «Слова о полку Игореве», его историческая судьба. Проблема датировки и авторства.
14. Своеобразие композиции, стиля, образной системы «Слова о полку Игореве».
15. Образы Русской земли и русских князей в «Слове о полку Игореве».
16. «Повесть о разорении Рязани Батыем» как образец средневековой воинской повести.
17. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских».
18. «Повесть о Ерше Ершовиче» как пример демократической сатиры XVII века.
19. «Повесть о Савве Грудцыне»: новый герой и его взаимоотношения с миром.
20. «Повесть о Фроле Скобееве» как первый опыт авантюрной повести.
21. «Житие протопопа Аввакума»: синтез жития и автобиографии, своеобразие стиля, традиционное и новаторское.
22. Своеобразие литературы XVIII века как литературы Нового времени.
23. Русский классицизм: типологические особенности и национальное своеобразие литературного направления.
24. Поэтика жанра сатиры А.Д. Кантемира (особенности названий, диалогизм, своеобразие композиции и т.д.).
25. Идейно-тематическое своеобразие сатиры А.Д. Кантемира «К уму своему…».
26. Проблемы ложного и истинного благородства в сатире А.Д. Кантемира «Филарет и Евгений».
27. Философические сатиры Кантемира («Н.Ю. Трубецкому. О воспитании»).
28. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского-М.В. Ломоносова.
29. Переводческая деятельность В.К. Тредиаковского.
30. Особенности поэзии В.К. Тредиаковского, ее место в историко-литературном процессе.
31.Общая характеристика творчества А.П. Сумарокова.
32. Поэтика жанра торжественной оды М.В. Ломоносова. Тема самодержавной власти в «Оде…» 1742 года М.В. Ломоносова.
33. Тема просвещения в «Оде…» 1747 года М.В. Ломоносова.
34. «Разговор с Анакреоном» как программное произведение М.В. Ломоносова.
35. Натурфилософские и духовные оды М.В. Ломоносова.
36. Сказка об Амуре и Психее как основа сюжета поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька».
37. Античные и фольклорные мотивы в ирои-комической поэме И.Ф. Богдановича «Душенька».
38. Тема «человек и время» в философской лирике Г.Р. Державина.
39. «Фелица» Г.Р. Державина: приемы обновления жанра торжественной оды, судьба темы Фелицы.
40. Ода «Бог» Г.Р. Державина.
41. Обличительная лирика Г.Р. Державина.
42. «Евгению. Жизнь Званская» - новый этап в творчестве Г.Р. Державина.
43. «Недоросль» Д.И. Фонвизина - первая русская общественно-политическая комедия.
44. Проблема жанрового своеобразия «Недоросли» Д.И. Фонвизина: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.
45. Жанровый синтез в поэме И.Ф. Богдановича «Душенька».
46. Ирои-комическая поэма В.И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх».
Вопросы для подготовки к экзамену в 5 семестре
1. Сентиментализм как литературный метод. Русский сентиментализм.
2. Поэзия Н.М. Карамзина.
3. Психологическая повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
4. Предромантические тенденции в прозе Н.М. Карамзина: повесть настроения «Остров Борнгольм».
5. «Марфа-посадница» как итог творческой эволюции Н.М. Карамзина.
6. «Путешествие из Петербурга в Москву» как итог жизненного и творческого пути А.Н. Радищева: структура повествования, особенности композиции, проблема автора и героя.
7. Развитие литературы в начале и 1 половине 19 века
9. Романтизм, история вопроса; философия и эстетика, своеобразие русского романтизма.
10. В.А. Жуковский. Жанровое своеобразие лирики; дидактизм психологизм, романтическое сознание в лирике.
11. Баллады В.А. Жуковского. Романтические сюжеты; драматизм, психологизм, пластичность; субъективно-лирическая стихия.
12. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Своеобразие сюжета и конфликта. Фамусовское общество.
13. Проблема характера и ума в комедии «Горе от ума». Чацкий как выразитель декабристских идей. Внесценические персонажи и их функция.
14. Романтическая лирика А.С. Пушкина (Южная ссылка).
15. А.С. Пушкин. Южные поэмы. Специфика романтического конфликта. Характеристика героев.
16. А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Проблематика цикла. Образ рассказчика; драматическая жизнь героев.
17. А.С. Пушкин. Поэмы «Полтава», «Медный всадник». Проблема историзма. Образ Петра
18. А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». Проблематика, психологизм; характеристика героев.
19. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Нравственно-философская проблематика; герой и рассказчик. Образ Пугачева.
21. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема «лишнего человека». Система образов; роль лирических отступлений.
22. М.Ю. Лермонтов. Романтический титанизм лирики.
23. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Проблематика; особенности сюжета и конфликта. Образ Мцыри.
24. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Смысл названия; композиция. Образная система в романе. Внутренняя противоречивость главного героя.
25. Н.В. Гоголь. «Миргород». Структура сборника. «Старосветские помещики». Целостный анализ.
26. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпическое начало, фольклорная основа; герои повести.
27. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Жизнь «маленького человека» в повести «Шинель».
28. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина». Загадка финала.
29. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Своеобразие жанра и композиции. Образ России. Лирические отступления.
30. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Чичиков как ключевой персонаж сюжета.
31. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Помещики и чиновники в поэме.
32. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Характер главного героя, его внутренняя противоречивость.
33. А.Н. Островский. Драма «Гроза». Самодурство как социально-психологическое явление (Дикой, Кабанова). Образ Катерины.
34. А.Н. Островский. Драма «Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы.
Вопросы для подготовки к экзамену в 6 семестре
1. Философская лирика Ф.И. Тютчева.
2. Импрессионистическая лирика А.А. Фета.
3. И.С. Тургенев. «Записки охотника». Состав цикла, проблематика, антикрепостнический характер; человек и природа
4. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Споры вокруг романа. Проблема «отцов» и «детей». Философия спора. Трагическая судьба Базарова. Герои романа и их отношение к миру.
5. М.Е. Салтыков - Щедрин. Роман «История одного города». Гротескная основа, народ и власть; история и современность. Эпилог романа и его двойной смысл.
6. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы». Жанровая специфика (роман - семейная хроника). Проблема нравственного падения главного героя.
7. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Проблематика, иносказательная образность, гротеск, аллегория. Основные объекты сатиры.
8. Н.А. Некрасов. Идея гражданственности и народности в лирике.
9. Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова.
10. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья; образы народных заступников. Гриша Добросклонов.
11. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно-нравственная проблематика. Смысл теории Раскольникова. Философия жизни героев романа
12. Л.Н. Толстой. Рассказы. Целостный анализ рассказа по выбору.
13. Л.Н. Толстой. Роман. «Война и мир». Смысл названия, специфика жанра. «Мысль народная» в романе.
14. Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образная система романа (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова).
15. Л.Н. Толстой. «Война и мир». Изображение войны в романе. Кутузов и Наполеон. Роль личности в истории.
16. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова.
17. А.П. Чехов. «Вишневый сад». Символика названия, жанровая специфика, проблематика, герои пьесы.
Вопросы для подготовки к экзамену в 7 семестре
1. Общая характеристика историко-литературного процесса. Литература «Серебряного века» в контексте культурной и социальной жизни.
2. Символика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
3. Жизнь, подражающая искусству: интертекстуальный анализ рассказа И. Бунина «Легкое дыхание».
4. Поэтика прозы и драматургии Л. Андреева.
5. Основные проблемы творчества Л. Андреева.
6. Метафизика и психология предательства: «Иуда Искариот». М. Волошин о Л. Андрееве.
7. Апокалиптизм Вл. Соловьева («Панмонголизм», «Три разговора…»).
8. Утопизм Вл. Соловьева («Общий смысл искусства», «Идея сверхчеловека»).
9. «Мелкий бес» Фёдора Сологуба на фоне русской классической литературы.
10. Языческая антитеза мира передоновщины в романе Фёдора Сологуба «Мелкий бес» .
11. Общая характеристика русского декаданса (Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Добролюбов и др.).
12. Этапы поэтической эволюции К. Бальмонта.
13. В. Брюсов – поэт, организатор и наставник начинающих литераторов. Анализ стихотворения «Облака» (1903, сборник «Urbi et orbi»).
14. Жанровая природа романа Брюсова «Огненный ангел». «Маги» Брюсова, Фауст народной легенды и Фауст Гёте.
15. Восток или Запад? Решение вопроса в романе Андрея Белого «Петербург». Психоаналитическое и социальное прочтение романа.
16. Утопическое жизнетворчество Н. Гумилёва.
17. «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилёва и биография поэта.
18. Литературный контекст стихотворения Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» (Пушкин, Гоголь, Блок, Ахматова, Мандельштам).
19. Диалог Гумилева и Мандельштама.
21. Диалог Гумилева и Ахматовой.
22. Футуризм. Общая характеристика.
23. Причины и характер богоборческого бунта В. Маяковского. Мессианизм и утопизм поэта.
24. Поэтика В. Маяковского.
Вопросы для подготовки к экзамену в 9 семестре
1. Общая характеристика историко-литературного процесса.
2. «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова: «Gesamtcunstwerk Сталин» и отступления от канонов.
3. Своеобразие поэзии Бориса Пастернака 1940-1950-х годов.
4. Поэтика романа «Доктор Живаго»: символика, «временной контрапункт», приемы «демократической» литературы, эпическое и лирическое начало, реализм и модернизм.
5. Идеология и литературно-философский контекст романа «Доктор Живаго» (христианство, Фёдоров, Шекспир, Достоевский, Гете, Диккенс, Блок, Маяковский).
6. Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Особенности композиции и жанра.
7. Идеология и поэтика рассказа Абрама Терца «Пхенц».
8. Антиутопическая тенденция в футурологической литературе 1960-х годов («Гололедица» Абрама Терца, «Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких, «Последняя строка» С. Наровчатова).
9. Вторая гражданская: умные и дураки («Трудно быть богом» Стругацких, «Срезал» В. Шукшина, «День гнева» А. Макаревича, «Ностальгия по настоящему» А. Вознесенского).
10. «Всё не так»: проявления кризисного мироощущения в «эстрадной» поэзии («По Печоре» Е. Евтушенко, «Моя цыганская» В. Высоцкого, «Ты или я» А. Макаревича).
11. Научно-технический прогресс и литература (произведения Б. Ахмадулиной, В. Шукшина, Ю. Кузнецова, Н. Рубцова, А. Битова, А. и Б. Стругацких).
12. Щ-854. Советский мир в рассказе Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
13. Образ праведницы в рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор».
14. Василий Белов, представитель «деревенской прозы».
15. Пародия и автопародия в повести для театра «Энергичные люди» В. Шукшина.
16. Литературные претексты сказки В. Шукшина «До третьих петухов» (произведения Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, Маяковского, Булгакова).
17. Фольклорные и кинематографические аллюзии в сказке В. Шукшина «До третьих петухов».
18. Образы стариков и старух в литературе 1960-1970-х годов («Космос, нервная система и шмат сала» В. Шукшина, «Привычное дело» В. Белова, «Старухи» Е. Евтушенко, «Пушкинский дом» А. Битова).
19. Романтика и романтизм (В. Высоцкий, С. Наровчатов, В. Шукшин, А. Вознесенский и др.).
20. Поэты как соавторы прозаиков («Нет, я не плачу...» Юлия Кима; Булат Окуджава и А.Н. Толстой; Юрий Ряшенцев и Александр Дюма).
21. Своеобразие «тихой лирики» («Обожаю круги и овалы...» Н. Старшинова, «Ночь на родине», «В горнице моей светло...» Н. Рубцова).
22. Поэтика Беллы Ахмадулиной.
23. Сентиментальные марши («Бумажный солдат», «Песенка о ночной Москве» Б. Окуджавы, «Песня о сентиментальном боксере» В. Высоцкого).
24. «Охота на волков» В. Высоцкого и тема травли в поэзии советского периода.
25. Повесть братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Версии произошедшего и детективный жанр.
26. Экзистенциалистские и ницшеанские идеи в художественной философии Стругацких.
27. Литературные претексты повести «За миллиард лет до конца света» (Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Гете, Уэллс, Замятин, Высоцкий, Окуджава).
28. Библейские и литературные аллюзии в пьесе Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты».
29. «Утиная охота» А. Вампилова: смысл названия, социальные аллюзии, литературные предки главного героя.
Тематика сообщений
1.Преемственность в развитии русской литературы.
2.Фантастическое в балладах В. Жуковского.
3.Отечественная война 1812 года в поэзии К. Батюшкова.
4.Тема гражданского мужества в лирике К. Рылеева.
5.Деталь в баснях Крылова.
6.Волк в баснях Крылова.
7.Ум и безумие в пьесе Грибоедова «Горе от ума».
8.Трагедия Бориса Годунова как царя и человека.
9.Образы дома и кладбища в творчестве Пушкина 1830-х годов.
10.Тема маскарада в творчестве Лермонтова.
11.Чичиков как социальное и психологическое явление русской жизни.
12.Проблема вины в романе «Кто виноват?».
13.Весна в поэзии Тютчева.
14.Отражение в воде в поэзии Фета и Тютчева.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.