2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. п. н., доцент, Большакова С. В. _________________
 
 
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование профессиональных компетенций бакалавров в области его подготовки к продуктивному использованию современных педагогических технологий, необходимых для осуществлению эффективного преподавания Изобразительного искусства и Технологии в школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
понимать тенденции процесса технологизации общего и художественного образования;
1.4
знать смысловое различие и содержание понятий "педагогическая технология", "образовательная технология", "технология воспитания";
1.5
раскрыть сущностные характеристики современных образовательных технологий в художественно-технологическом образовании;
1.6
научиться применять активные образовательных технологии в реальном педагогическом процессе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психолого-педагогический практикум
2.1.2
Теория и технология обучения
2.1.3
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Художественно-творческая деятельность
2.1.4
Основы черчения и моделирования
2.1.5
Теория и технология  воспитания   
2.1.6
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.7
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.8
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.9
Декоративно-прикладное искусство
2.1.10
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"  
2.1.11
Методика обучения предмету "Технология"
2.1.12
Технологии домашнего хозяйства
2.1.13
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.1.14
Композиция в живописи и графике
2.1.15
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.16
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.17
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.18
Технология обработки металла
2.1.19
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.20
Общая и социальная психология
2.1.21
Ациклические виды спорта
2.1.22
Безопасность жизнедеятельности
2.1.23
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.24
История (история России, всеобщая история)
2.1.25
Концепции современного естествознания
2.1.26
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.27
Перспектива
2.1.28
Физическая культура и спорт
2.1.29
Философия  
2.1.30
Циклические виды спорта
2.1.31
Производственная педагогическая практика
2.1.32
Учебная технологическая (проектно-технологическая)  практика
2.1.33
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.34
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.35
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.2.2
История изобразительного искусства
2.2.3
Обработка конструкционных материалов
2.2.4
Художественная роспись
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Демонстрирует знания психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.2: Демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
 
ОПК-6.3: Применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: Демонстрирует знания форм, методов и технологий организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
специальные основы научных знаний в предметной области;
3.1.2
психолого-педагогическую сущность совместной и индивидуальной учебной деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.3
современные методики и технологии основного и дополнительного художественно-технологического образования;
3.1.4
содержание образовательных программ базовых и элективных курсов в различных учреждениях дополнительного образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
3.2.2
уметь проектировать образовательные программы (элективные курсы) в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.2.3
осуществлять педагогический процесс с использованием знаний психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками осуществления профессиональной деятельности в соотвествии с ФГОС;
3.3.2
способами организации совместной и и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
3.3.3
способами организации и осуществления проектной, исследовательской и инновационной деятельности в художественно-технологическом образовании;
3.3.4
необходимым перечнем современных методов и технологий обучения и диагностики результативности;
3.3.5
навыками проектирования образовательных программ (элективных курсов) в соответствии с требованиями образовательных стандартов,
3.3.6
опытом организации художественно-изобразительной и технологической деятельности детей в условиях дополнительного образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Раздел 1. Технологизация в сфере общего и  дополнительного художественного образования как составная часть инновационных изменений в образовании 

 
1.1
Стратегия модернизации общего образования. Новые педагогические возможности в системе художественного и технологического образования. ФГОС в школе и ФГТ в системе дополнительного образования. Сущность понятия «педагогическая технология». Личностноразвивающие технологии.Психолого-педагогические аспекты содержания педагогических технологий, активизирующих учебную мотивацию школьников на уроке ИЗО и Технологии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-6.3
5
0
 
1.2
Анализ традиционных (репродуктивных)и современных (деятельностных) педагогических технологий в проведении различных тем и разделов учебных программ по ИЗО (Неменский, Кузин, Шпикалова) и Технологии (Симоненко, Малышева, Хотунцев). /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-8.1 ОПК-6.3
5
0
 
1.3
Нормативно-правовое и организационное обеспечение художественного  и технологического образования детей.  Применение современных педагогических технологий общем и в дополнительном художественном образовании детей. Структура педагогической технологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ОПК-8.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
 
Раздел 2. Методический и дидактический арсенал учителя для активизации учебного процесса на уроках ИЗО и Технологии.

 
2.1
Цели и задачи обучения и развития учащихся в системе общего и дополнительного художественного и технологического  образования. Реализация воспитательных задач в процессе обучения учащихся видам рисования и изучению основ технологических процессов. Здоровьесберегающие принципы проведения урока технологии. Эффективные способы применения ИКТ на уроках технологии. Возможности визуализации материала урока и наглядных методов обучения.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.2
Научно-методическая деятельность учителя по освоению и внедрению в практику активных педагогических технологий.Разработка проектов, технологических карт и дидактических материалов занятий по Изобразительному искусству и Технологии с упором на поисковый метод обучения.

Анализ и оценка изделий, выполненных учащимися. Подготовка занятий по разным видам рисования. Технологии индивидуального обучения в соответствии с потребностями школьника. Педагогические технологии, направленные на развитие личностных и метапредметных УУД.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-6.3
5
0
 
2.3
Педагогические условия продуктивного обучения изобразительному искусству и системе общего и дополнительного образования. Методы обучения, обеспечивающие необходимый уровень художественного образования, развития творческих возможностей и способностей учащихся.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОПК-8.1 ОПК-6.3 ОПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 3. Методика проведения занятий по рисованию тематической композиции

 
3.1
Методика работы над тематической картиной. Правила и законы композиции. Средства и приемы композиции. Роль ритма в композиции. Композиционные схемы. Последовательность выполнения сюжетной композиции. Передача симметрии, асимметрии и равновесия в композиции.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ОПК-8.1 ОПК-6.3 ОПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 4. Планирование и организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в системе дополнительного художественного образования

 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
4.1
Принципы планирования  и организации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в системе дополнительного художественного образования.Различие активных методов обучения на уроке (ИЗОиТ) и во внеурочной работе со школьниками.Разработка проектов, технологических карт и методических разработок занятий по декоративному рисованию.

Анализ и оценка работ по ДПИ, выполненных учащимися.Разработка проектов, технологических карт и методических разработок занятий по тематической композиции. Методика проведения занятий по рисованию тематической композиции в учреждениях дополнительного художественного образования (ДХШ, ДШИ, студии).

Технологии развития креативности (методы ТРИЗ) на уроке ИЗО. Разработка проектов, технологических карт и методических материалов для занятий по ИЗО и Технологии, включая ДПИ, дизайн.

Анализ и оценка работ, выполненных учащимися /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-6.3
5
0
 
4.2
Разработка методов формирования коммуникативных УУД ( групповых, коллективных заданий для активизации сотрудничества и партнерства) на уроке Технологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 ОПК-6.3
5
0
 
4.3
Планирование и организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству и Технологии в системе дополнительного  образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ОПК-8.1 ОПК-6.3 ОПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 5. Педагогические технологии  аудиовизуальные, кинестетические и пр.средства учебной информации. Педагогический показ (изобразительный и технологический прием). 

 
5.1
Педагогические технологии иллюстрирования урока (педрисунок, интерактивная доска). ИТК-технологии визуализации. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
5.2
Основные аудиовизуальные средства учебной информации. Педагогический рисунок. Роль наглядности в преподавании.Здоровьесберегающие, проектные,личностно-ориентированные, интегрированные технологии на уроке ИЗО и на занятии в ДХШ.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ОПК-8.1 ОПК-6.3
5
0
 
5.3
Банк педагогических технологий в работе учителя.

Педагогический дизайн как способ разработки современных технологических подходов к обучению в области художественного образования.

/Ср/

Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ОПК-8.1 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.3
5
0
 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
5.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.Сущность понятия «педагогическая технология».

2.Структура педагогической технологии.

3.Основные качества современных педагогических технологий

4.Классификация педагогических технологий.

5.Технология и методика: сходства – различия.

6.Классификация педагогических технологий.

7.Образовательная технология как инструментарий достижения педагогических целей.

8.Анализ современных образовательных технологий.

9.Технологизация художественного образования.

10.Особенности педагогических технологий в школьном и дополнительном художественном образовании.

11.Здоровьесберегающие технологии в художественном образовании.

12.Технологии проектной деятельности в художественном образовании.

13.Технология исследовательской деятельности в художественном образовании.

14.Личностно-ориентированные технологии в художественном образовании.

15.Игровая технология в художественном образовании

16.Технология ТРИЗ в художественном образовании.

17.Интегрированные технологии в художественном образовании.

18.Индивидуальные образовательные технологии в художественном образовании.

19.Банк педагогических технологий в работе учителя.

20.Педагогический дизайн как способ разработки современных технологических подходов к обучению в области художественного образования.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы эссе

1.Задание №1 Работа с понятиями:

«педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технологизация образования» (раскрыть и привести примеры).

Задание №2 Раскрыть различие понятий «методика обучения» и «технология обучения»

Задание №3 Проанализировать достоинства и недостатки технологий обучения:

- игрового обучения;

- информационные технологии;

- интегрированные технологии;

- модульного обучения;

- программированного обучения;

-интегрированного обучения.

Задание №4 Дать характеристику технологии и ее возможности применения в художественном образовании:

-аудиальные технологии;

-визуальные технологии;

-коммуникативные технологии;

-кинестетические технологии.

Задание №5 Привести примеры и описать педагогические технологии, используемые на уроке ИЗО и направленные на развитие УУД обучающихся:

-познавательных;

-коммуникативных;

-личностных.

Задание №6 Привести примеры и описать педагогические технологии сотрудничества в области художественного образования.

Задание №7 Привести примеры и описать технологии педагогического диалога в области художественного образования.

Задание №8 Привести примеры методики и описать способы диагностики эффективности (результативности) педагогических технологий в области художественного образования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Цибульникова, В. Е
Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов: / В. Е. Цибульникова, Е. А. Леванова; под ред. Е. А. Леванова. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. — 148 c. — ISBN 978-5-4263-0490-1. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75815.html
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017
 
Л1.2
Медведева, Е. А.  
Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2- е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06713-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/artpedagogika-i- artterapiya-v-specialnom-i-inklyuzivnom-obrazovanii-441185.
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Игнатьев, С. Е. 
Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов : / С. Е. Игнатьев. — Москва: Проект, 2017. — 161 c. — ISBN 978-2-8291-2555-4. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71801
Москва:Проект, 2017
 
Л2.2
Борисов, В. Ю. 
Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену: учебно-методическое пособие : / В. Ю. Борисов, Н. Н. Борисов.  — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 80 c. — ISBN 978-5- 4263-0616-5. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/79057.html.
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Л. В. Байбородова [и др.] 
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437117 (дата обращения: 24.08.2019).
Издательство Юрайт, 2019.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Роль художественно-педагогических технологий в современном образовательном пространстве. : [сайт]. – URL:https://урок.рф/library/rol_hudozhestvennopedagogicheskih_tehnologij_v_sovr_141730.html.(дата обращения 15.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.: [сайт]. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vozmozhnosti-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy-v-nepreryvnom-hudozhestvennom(дата обращения 15.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Особенности педагогических технологий и методик художественного образования: [сайт]. – URL:https://studfiles.net/preview/3003092/page:4/ (дата обращения 15.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний.

   Методические указания к лекциям.

Во всех семестрах курса "Педагогические технологии в художественном образовании" читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

   Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Работа с учебной литературой  - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта.  Проработка лекционного материала и основных терминов   поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение   понятий из лекций и словаря терминов,   как правило,   проверяется  в  ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.

  Методические указания к практическим (семинарским) занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где 

 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний обучающихся по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину , позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Практические занятия по дисциплине  можно рассматривать как тренинг педагогических умений, особую форму творческой работы, позволяющую к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания по теории преподавания ИЗО, традиционным и инновационным методам обучения искусству на уроке. К теме каждого практического занятия даётся план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной литературы. Работу следует организовать в такой методической последовательности:

1.Прочтение рекомендованных глав учебника. Ознакомление с остальной рекомендованной литературой из обязательного списка. Чтение и анализ каждого источника (документа). При работе с каждым источником надо ответить для себя на следующие вопросы: а) какая дается педагогическая позиция в данном сообщении?; б) какое место эти автор(ы) занимали в науке?; в) как мы должны использовать указанный педагогический опыт?; г) каковы причины различного отношения к данным сведениям; д) следует уяснить значение тех незнакомых терминов. Выводы из анализа текста должны делаться самостоятельно, студенту необходимо составить план своего выступления и выделить те его принципиально значимые части, которые необходимо дать «под запись».

2.Подготовка ответов на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из текста. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам. Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных исторических явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках. Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). Для наглядности сообщения необходимо приготовить презентацию.

3.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. На практическом (семинарском) занятии приветствуется любая форма вовлечённости обучающихся: участие в обсуждения, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.Ответ докладчика на практическом занятии сопровождается подготовленной им презентацией.

4.Оценивается ответ на практическом занятии с позиции того, как полно и глубоко раскрыт  заданный вопрос, какова логика мысли, самостоятельность выводов.

Если в ходе практического занятия изучается раздел, связанный с проведением урока, то студент должен составить конспект урока по каждому виду учебной работы.Конспект урока готовится по указанному переподавателем образцу. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометража. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами наглядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства.

В планах – конспектах урока необходимо опираться на требования ФГОС.

  Методические указания к самостоятельной работе обучающихся(СРС)

  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов организуется на основе целей и задач программы курса. Во вводной лекции преподаватель доводит до студентов содержание программы курса, указывает, что должны знать и уметь выпускники университета по данной дисциплине, приводит основную и дополнительную литературу для самостоятельной работы по курсу. Кроме того, преподаватель обращает внимание обучающихся на изучение литературы при проведении всех видов занятий, указывая авторов, наименование, издательство и год издания источников, которые необходимо изучить самостоятельно. Успешное овладение основами профессии учителя ИЗО, предусмотренное учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендацией.

1. Обучающемуся следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.

2. Обучающийся должен изучать рекомендуемую литературу по дисциплине. Необходимо использовать следующую литературу: учебники, учебные и учебно-методические пособия; монографии, сборники научных статей, публикации в 

 
стр. 12
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
журналах, изложенных в журналах и Интернет-ресурсах, приведенных ниже, представляющие эмпирический материал. Справочная литература – энциклопедии по визам искусства, тематические руководства, терминологические справочники, раскрывающие категориально понятийный аппарат.

3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что педагогическая наука невозможна без практики, поэтому необходимо обращаться к методической школьной литературе, учебным программам по ИЗО. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания дисциплины ТиМИЗО, категорий педагогики искусства ее специфической терминологии.

4. Абсолютное большинство проблем обучения ИЗО рассматривается в связи с принятием нового ФГОС, что предполагает у обучающегося знаний требований стандарта в области структуры урока ИЗО и необходимых школьнику УУД.

5. Изучение дисциплины  предполагает со стороны обучающихся систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития школьного образования применительно к области «Искусство», научно-методических изысканий в этой сфере с целью накопления фактического материала.

Контроль самостоятельной работой студентов преподавателем осуществляется на практических занятиях, привлекая студентов к решению педагогических вопросов и учебных задач, предлагая к выполнению тесты промежуточного и итогового контроля, нескольких вариантам. Учитывая подготовленность того или иного студента преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы.

    Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора рекомендованных источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, 

 
стр. 13
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

    Методические указания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Оценочные средства для  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости  лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

   При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.