«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
54.03.01 ДИЗАЙН
Дизайн среды
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
- способы проектной графики,правила составления технического задания дизайн-проекта, специфику терминологии дизайн-проектирования;
- последовательность работы над живописным этюдом и графической зарисовкой с натуры, над композицией-картиной;
- закономерности перспективы (линейной, воздушной) и способы передачи пространства в этюде.
- передать состояние природы, время суток, особенности ландшафта;
- создавать правдивое и живое воплощение природы в живописи;
- воспринимать натуру в трехмерном пространстве, и изображать ее на плоскости в двухмерном пространстве;
- синтезировать данные, идеи,решения при проектировании дизайн-объектов, удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления);
- применять законы и средства композиции для творческого решения замысла, сюжета
- навыками и приемами быстрого письма на пленэре;
-навыком аргументации своих проектных идей и их воплощения при проектировании дизайн-объектов,удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления).
- навыками грамотного изображения многоплановых сюжетов, изображать с натуры объекты окружающей действительности;
- способностью ответственно относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных искусств;
Фактуры, текстуры: камень, дерево, металл и т.д.
Бионические формы (растительные, животные)
/Ср/
/Ср/
/Ср/
Техноформа. Придание растительной форме механических, технических свойств.
Создание металлоконстуктивного объекта (графическая подача) на основе особенностей строения насекомого. Материал – акварель, графические материалы, тушь, перо. /Ср/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.
Структура отчета по прохождению практики:
1.Титульный лист.
2.Рабочий график (план) проведения практики.
3.Дневник практики.
Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.Индивидуальное задание.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.
5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.
(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков, характеристика, самоанализ урока, разработки и др.).
6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.
Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
Прохождение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с перечнем заданий по практике. Постановка целей и задач выполнения практических заданий; специфики работы акварельными красками и графическими материалами на практике.
Фактуры, текстуры: камень, дерево, металл и т.д.
Бионические формы (растительные, животные)
Этюды и наброски лесных трав и цветов. Материал – графические материалы, тушь, перо, акварель.
Этюды и зарисовки деталей рельефа естественного происхождения (обрывы, овраги, скалы, осыпи и т. п.). Материал – графические материалы, тушь, перо, акварель.
Анализ. Пластика, характер растительных форм. Соединительные узлы в растительных формах. Конструктивный разбор. Стилизация.
Наброски птиц, зверей в разных движениях и ракурсах. Материал - графические материалы, тушь, перо, гелиевая ручка.
Металлические конструкции. Крепления. Соединения элементов. Варианты трансформирования выбранной конструкции.
Зарисовки и наброски образцов народного творчества (каменная и деревянная домовая резьба, орнаментальные мотивы на предметах народного быта).Материал – карандаш, тушь, перо, гелиевая ручка.
Ландшафт городской среды. Архитектурные зарисовки. Перспектива. Пространство.
Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы. Наброски характерных мотивов (с натуры, по памяти и по представлению).Материал – масло, графические материалы.
Наброски и быстрые эскизы в цвете наиболее запомнившихся мотивов окружающей местности.
Выполнение проектных заданий. Разработка изделия промышленного или средового дизайна (предмет бытовой техники, электроники, архитектуры) на основе конструктивных особенностей растительной формы:
Техноформа. Придание растительной форме механических, технических
Создание металлоконстуктивного объекта (графическая подача) на основе особенностей строения насекомого. Материал – акварель, графические материалы, тушь, перо.
Разработка изделия промышленного или средового дизайна (предмет бытовой техники, электроники, архитектура) на основе конструктивных особенностей растительной формы. Оформление работы на планшет.
Оформление работ и подготовка к просмотру. Коллегиальный итоговый просмотр работ.
Подведение общих итогов и обсуждение результатов практики.
Защита отчета
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
Каждому студенту необходимы удобная одежда для занятий, этюдник, планшет или специальная папка для рисунков, зонт для живописи, складной стульчик, наборы красок, бумаги, картона, холстов, кистей и других материалов и инструментов работы с натуры.
Для занятий нужен наглядный материал — произведения изобразительного искусства и методические пособия. Наглядный материал должен быть компактным и удобным для транспортировки.
Группе, особенно в период движения по маршруту, также необходимы специальные кассетные приспособления для хранения этюдов, выполненных масляными красками. При необходимости группа обеспечивается соответствующим транспортом для выезда на занятия.
На период практики целесообразно оборудовать специальную передвижную мастерскую. По прибытии на место проведении практики проводится размещение студентов и организация хозяйственно-бытовых работ.
Учебно-воспитательный процесс по пленэру включает курс установочных и текущих занятий, контроль за учебной и самостоятельной работой студентов, текущие просмотры, индивидуальные консультации и др.
Живописные работы в 2 семестре выполняются акварельными красками, в 4 семестре, в основном, маслом. Графические работы выполняются различными графическими материалами (карандаш, фломастер, уголь, соус, сепия, сангина, пастель и т.д.) с использованием белой и тонированной бумаги с шероховатой поверхностью.
Художественные материалы (краски, кисти, разбавитель, бумага, картон, холст, карандаши, уголь, сепия, сангина и т.д.) и оборудование (этюдник, раскладной стул, зонт и т.д.), необходимые для прохождения пленэрной практики, студенты приобретают самостоятельно.
Для прохождения практики студенты разбиваются на подгруппы (по 12-15 человек) и под руководством преподавателя ежедневно выезжают на природные или архитектурные объекты для выполнения живописных и графических работ. В ненастные дни можно работать под навесом. Студенты работают на пленэре полный световой день (6 часов) с перерывом на обед.
Каждому студенту необходимы удобная одежда для занятий, этюдник, планшет или специальная папка для рисунков, зонт для живописи, складной стульчик, наборы красок, бумаги, картона, холстов, кистей и других материалов и инструментов работы с натуры.
Для занятий нужен наглядный материал — произведения изобразительного искусства и методические пособия. Наглядный материал должен быть компактным и удобным для транспортировки.
Группе, особенно в период движения по маршруту, также необходимы специальные кассетные приспособления для хранения этюдов, выполненных масляными красками. При необходимости группа обеспечивается соответствующим транспортом для выезда на занятия.
На период практики целесообразно оборудовать специальную передвижную мастерскую. По прибытии на место проведении практики проводится размещение студентов и организация хозяйственно-бытовых работ.
Учебно-воспитательный процесс по пленэру включает курс установочных и текущих занятий, контроль за учебной и самостоятельной работой студентов, текущие просмотры, индивидуальные консультации и др.
Живописные работы в 2 семестре выполняются акварельными красками, в 4 семестре, в основном, маслом. Графические работы выполняются различными графическими материалами (карандаш, фломастер, уголь, соус, сепия, сангина, пастель и т.д.) с использованием белой и тонированной бумаги с шероховатой поверхностью.
Художественные материалы (краски, кисти, разбавитель, бумага, картон, холст, карандаши, уголь, сепия, сангина и т.д.) и оборудование (этюдник, раскладной стул, зонт и т.д.), необходимые для прохождения пленэрной практики, студенты приобретают самостоятельно.
Для прохождения практики студенты разбиваются на подгруппы (по 12-15 человек) и под руководством преподавателя ежедневно выезжают на природные или архитектурные объекты для выполнения живописных и графических работ. В ненастные дни можно работать под навесом. Студенты работают на пленэре полный световой день (6 часов) с перерывом на обед.
В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
- присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной
- прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
- получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
- ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
- активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
- выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
- ежедневно вести дневник практики;
- соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
- осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
- представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
- содержание отчета и доклада обучающегося;
- качество ответов на вопросы;
- корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
- в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
- на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
- пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
- на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
- на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.