Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Искусств и инновационного дизайна
Учебный план
z54.03.01 ДС 1952 гр.plx

54.03.01 ДИЗАЙН

Дизайн среды

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
заочная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
6
Продолжительность в часах/неделях
216/4 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Курс

1

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
0,5
2
0,5
2
Контактная работа
0,5
2
0,5
2
Сам. работа
211,5
210
211,5
210
Итого
216
216
216
216
 
Рабочую программу составил(и):
 
, доент кафедры Гизитдинова Г.А. _________________
 
 
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, творческая практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Цель практики - формирование у обучающихся необходимых профессиональных компетенций реализуемых в пленэрной живописи и графике с целью подготовки  к преподаванию изобразительного искусства в школе; углубление и закрепление полученных практических навыков и графических приемов в процессе изображения средовых, архитектурных элементов, зарисовок с решением различных задач, передача посредством различных планов эффекта глубины, конструктивного построения, материала и характера поверхности, передача статики или динамического напряжения в изображаемом объекте, решение колористических задач и т.д.
Задачи практики:
-раскрыть художественные и технические задачи изображения натуры в пленэре;
-изучить технологии применения различных графических и живописных техник при изображении природы(карандаш, уголь, сангина, сепия, пастель, акварель, гуашь, темпера, масло и т.д.);
-обучить практическим навыком рисунка и живописи в условиях пленэра(многоплановость, разнообразие: форм, величин, цвета, смена освещения);
-развить навыки изображения с натуры, по памяти, по представлению объектов реальной действительности;
- формирование интереса к профессиональной деятельности;
- развитие умений выполнения художественного моделирования и эскизирования;
- развитие навыков композиционного формообразования и объемного макетирования;
- развитие умений применять информационные технологии, различных видов изобразительных искусств и проектной графики;
- развитие умений осуществлять исследовательскую деятельность;
- изучение специфики проектной работы;
- формирование культуры подачи проектных работ;
- развитие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОК-8: способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОК-9: способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОК-10: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОПК-1: способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОПК-2: владением основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОПК-5: способностью реализовывать педагогические навыки при преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-1: способностью владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
- основные графические и живописные приемы работы на пленэре;

- способы проектной графики,правила составления технического задания дизайн-проекта, специфику терминологии дизайн-проектирования;

- последовательность работы над живописным этюдом и графической зарисовкой с натуры, над композицией-картиной;

- закономерности перспективы (линейной, воздушной) и способы передачи пространства в этюде.

Уметь:
- использовать различные графические материалы для выполнения зарисовок;

- передать состояние природы, время суток, особенности ландшафта;

- создавать правдивое и живое воплощение природы в живописи;

- воспринимать натуру в трехмерном пространстве, и изображать ее на плоскости в двухмерном пространстве;

- синтезировать данные, идеи,решения при проектировании дизайн-объектов, удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления);

- применять законы и средства композиции для творческого решения замысла, сюжета

Владеть:
- навыками работы различными художественными материалами,

- навыками и приемами быстрого письма на пленэре;

-навыком аргументации своих проектных идей и их воплощения при проектировании дизайн-объектов,удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления).

- навыками грамотного изображения многоплановых сюжетов, изображать с натуры объекты окружающей действительности;

- способностью ответственно относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных искусств;

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Ациклические виды спорта
1
 
Дизайн и монументально-декоративное искусство формирования среды
2
 
История искусств и архитектуры
3
 
Начертательная геометрия и теория теней
4
 
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
5
 
Технический рисунок
6
 
Формальная композиция в дизайне среды
7
 
Основы композиции в дизайне
8
 
Производственная творческая практика
9
 
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
10
 
Производственная  преддипломная практика
11
 
Противодействие коррупции
12
 
Противодействие терроризму и экстремизму
13
 
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний в дизайне
14
 
Циклические виды спорта 
15
 
Скульптура и инсталляция в дизайне среды
16
 
Системы визуальных коммуникаций в дизайне среды
17
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Курс
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный период  практики
 
1.1
Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с перечнем заданий по  практике. Постановка целей и задач выполнения практических заданий /РукПр/
1
1
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
1
 
1.2
Прохождение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с перечнем заданий по практике. Постановка целей и задач выполнения практических заданий; специфики работы акварельными красками и графическими материалами на практике. /Ср/
1
4
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 2. Выполнение практической работы. 
 
2.1
Изучение методической и научно-методической литературы. Сбор материала, изучение и зарисовка бионических форм, стилизация, конструктивное изображение объектов, обработка и систематизация фактического и литературного материала:

Фактуры, текстуры: камень, дерево, металл и т.д.

Бионические формы (растительные, животные)

/Ср/

1
8
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.2
Этюды и наброски лесных трав и цветов. Материал –  графические материалы, тушь, перо, акварель. /Ср/
1
4
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.3
Этюды и зарисовки деталей рельефа естественного происхождения (обрывы, овраги, скалы, осыпи и т. п.). Материал –  графические материалы, тушь, перо, акварель. /Ср/
1
12
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.4
Анализ. Пластика, характер растительных форм. Соединительные узлы в растительных формах. Конструктивный разбор. Стилизация. /Ср/
1
22
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.5
Наброски птиц, зверей в разных движениях и ракурсах. Материал - графические материалы, тушь, перо, гелиевая ручка. /Ср/
1
4
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.6
Металлические конструкции. Крепления. Соединения элементов. Варианты трансформирования выбранной конструкции. /Ср/
1
12
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.7
Зарисовки и наброски образцов народного творчества (каменная и деревянная домовая резьба, орнаментальные мотивы на предметах народного быта).Материал – карандаш, тушь, перо, гелиевая ручка.

/Ср/

1
24
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.8
Ландшафт городской среды. Архитектурные зарисовки. Перспектива. Пространство.

/Ср/

1
6
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.9
Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы. Наброски характерных мотивов (с натуры, по памяти и по представлению).Материал – масло, графические материалы. /Ср/
1
6
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.10
Наброски и быстрые эскизы в цвете наиболее запомнившихся мотивов окружающей местности. /Ср/
1
4
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.11
Выполнение проектных заданий. Разработка изделия промышленного или средового дизайна (предмет бытовой техники, электроники, архитектуры) на основе конструктивных особенностей растительной формы:

Техноформа. Придание растительной форме механических, технических свойств.

Создание металлоконстуктивного объекта (графическая подача) на основе особенностей строения насекомого. Материал – акварель, графические материалы, тушь, перо.  /Ср/

1
20
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.12
Разработка изделия промышленного или средового дизайна (предмет бытовой техники, электроники, архитектура) на основе конструктивных особенностей растительной формы. Оформление работы на планшет. /Ср/
1
12
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 3. Заключительный период  практики
 
3.1
Подведение итогов и обсуждение результатов практики. Оформление выполненных работ и подготовка к итоговому просмотру.Коллегиальный просмотр. /Ср/
1
24
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 4. Заключительный период  практики
 
4.1
Подведение итогов прохождения пленэра, оформление документации /РукПр/
1
1
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
1
 
4.2
Оформление работ и подготовка к просмотру. Коллегиальный итоговый просмотр работ. /Ср/
1
24
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
4.3
Подведение общих итогов и обсуждение результатов практики. /Ср/
1
24
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
4.4
Защита отчета /ЗачётСОц/
1
4
ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-5,ПК-1
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики – это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.

Структура отчета по прохождению практики:

1.Титульный лист.

2.Рабочий график (план) проведения практики.

3.Дневник практики.

Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.Индивидуальное задание.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.

5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.

(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков,  характеристика,  самоанализ урока, разработки и др.).

6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Представлен отдельным документом в приложении
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный период  практики
ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1
Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с перечнем заданий по  практике. Постановка целей и задач выполнения практических заданий

Прохождение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с перечнем заданий по практике. Постановка целей и задач выполнения практических заданий; специфики работы акварельными красками и графическими материалами на практике.

 
2
Выполнение практической работы. 
ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1
Изучение методической и научно-методической литературы. Сбор материала, изучение и зарисовка бионических форм, стилизация, конструктивное изображение объектов, обработка и систематизация фактического и литературного материала:

Фактуры, текстуры: камень, дерево, металл и т.д.

Бионические формы (растительные, животные)

Этюды и наброски лесных трав и цветов. Материал –  графические материалы, тушь, перо, акварель.

Этюды и зарисовки деталей рельефа естественного происхождения (обрывы, овраги, скалы, осыпи и т. п.). Материал –  графические материалы, тушь, перо, акварель.

Анализ. Пластика, характер растительных форм. Соединительные узлы в растительных формах. Конструктивный разбор. Стилизация.

Наброски птиц, зверей в разных движениях и ракурсах. Материал - графические материалы, тушь, перо, гелиевая ручка.

Металлические конструкции. Крепления. Соединения элементов. Варианты трансформирования выбранной конструкции.

Зарисовки и наброски образцов народного творчества (каменная и деревянная домовая резьба, орнаментальные мотивы на предметах народного быта).Материал – карандаш, тушь, перо, гелиевая ручка.

Ландшафт городской среды. Архитектурные зарисовки. Перспектива. Пространство.

Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы. Наброски характерных мотивов (с натуры, по памяти и по представлению).Материал – масло, графические материалы.

Наброски и быстрые эскизы в цвете наиболее запомнившихся мотивов окружающей местности.

Выполнение проектных заданий. Разработка изделия промышленного или средового дизайна (предмет бытовой техники, электроники, архитектуры) на основе конструктивных особенностей растительной формы:

Техноформа. Придание растительной форме механических, технических

 
свойств.

Создание металлоконстуктивного объекта (графическая подача) на основе особенностей строения насекомого. Материал – акварель, графические материалы, тушь, перо.

Разработка изделия промышленного или средового дизайна (предмет бытовой техники, электроники, архитектура) на основе конструктивных особенностей растительной формы. Оформление работы на планшет.

 
3
Заключительный период  практики
ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1
Подведение итогов и обсуждение результатов практики. Оформление выполненных работ и подготовка к итоговому просмотру.Коллегиальный просмотр.
 
4
Заключительный период  практики
ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1
Подведение итогов прохождения пленэра, оформление документации

Оформление работ и подготовка к просмотру. Коллегиальный итоговый просмотр работ.

Подведение общих итогов и обсуждение результатов практики.

Защита отчета

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Шокорова, Л.В. Шокорова, Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс] : учебник /Л.В.Шокорова. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 74 с. - ISBN 978-5-534-09988-1. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/stilizaciya-v-dizayne-i-dekorativno-prikladnom-iskusstve-441332#page/2  [Электронный ресурс]:учебник. - Москва: Юрайт, 2019. - 74 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/stilizaciya-v-dizayne-i-dekorativno-prikladnom-iskusstve-441332#page/2 
Л1.1
 
Жданов, Н.В. Жданов, Н.В. Бионика. Формообразование : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Уваров, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 217 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08018-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442253 [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов . - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 217 с. – Режим доступа:  https://biblio-online.ru/bcode/442253 
Л1.2
 
Н. В. Жданов, А. В. Скворцов, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. Жданов Н.В. Бионика для дизайнеров : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Скворцов, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07462-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/423115:учебное пособие для вузов. - Издательство Юрайт, 2019. - 232 с.
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Шимко В.Т., Кудряшев Н.К., Никитина Е.В., Смирнов А.В., Шимко В.Т. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специфика средового творчества (предпосылки, методика, технологии): учеб. пособие для вузов/ В.Т. Шимко [и др.]; под ред. В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2021. -  240 с. : ил. - (УГМК - книги по искусству и архитектуре)  УМО:учеб. пособие для вузов. - Москва: Архитектура-С, 2021. - 240 с.
Л2.1
 
Елисеенков, Г. С. Елисеенков, Г. С. Дизайн-проектирование [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021. — 150 c. — 978-5-8154-0357-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66376.html [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021. - 150 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66376.html 
Л2.2
 
 
Методические разработки
 
Гамов, Е.С. Техническая эстетика и дизайн [Электронный ресурс] : словарь / Е. С. Гамов, Е. В. Жердев, Е. А. Заева-Бурдонская  [и др.] ; сост. М. М. Калиничева, М. В. Решетова ; под ред. М. М. Калиничева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, Культура, 2021. — 389 c. — 978-5-8291-2516-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60041.html [Электронный ресурс]:словарь. - М. : Академический Проект, Культура, 2021. - 389 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60041.html 
Л3.1
 
Погосская, Ю. В.  Композиция [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Ю. В. Погосская. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77569.html [Электронный ресурс]:. - Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университе, 2018. - 35 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77569.html 
Л3.2
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Макарова, М. Н. Пленэрная практика и перспектива : пособие для художественных учебных заведений / М. Н. Макарова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 249 c. — ISBN 978-5-8291-2587-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL
Э1
 
Учебная практика : методические указания для студентов I курса направление Дизайн (Дизайн интерьера) / составители И. И. Гришина. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 28 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL
Э2
 
Инструменты в помощь дизайнеру [Электронный ресурс] — Академия Яндекса 
Э3
 
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL
Э4
 
Национальная электронная библиотека (НЭБ)
Э5
 
Электронный каталог библиотеки НГПУ
Э6
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
1-102б, Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
1
 
Для проведения практики требуется специальное снаряжение.

Каждому студенту необходимы удобная одежда для занятий, этюдник, планшет или специальная папка для рисунков, зонт для живописи, складной стульчик, наборы красок, бумаги, картона, холстов, кистей и других материалов и инструментов работы с натуры.

Для занятий нужен наглядный материал — произведения изобразительного искусства и методические пособия. Наглядный материал должен быть компактным и удобным для транспортировки.

Группе, особенно в период движения по маршруту, также необходимы специальные кассетные приспособления для хранения этюдов, выполненных масляными красками. При необходимости группа обеспечивается соответствующим транспортом для выезда на занятия.

На период практики целесообразно оборудовать специальную передвижную мастерскую. По прибытии на место проведении практики проводится размещение студентов и организация хозяйственно-бытовых работ.

Учебно-воспитательный процесс по пленэру включает курс установочных и текущих занятий, контроль за учебной и само­стоятельной работой студентов, текущие просмотры, индивиду­альные консультации и др.

Живописные работы в 2 семестре выполняются акварельными красками, в 4  семестре, в основном, маслом. Графические работы выполняются различными графическими материалами (карандаш, фломастер, уголь, соус, сепия, сангина, пастель и т.д.) с использованием белой и тонированной бумаги с шероховатой поверхностью.

Художественные материалы (краски, кисти, разбавитель, бумага, картон, холст,  карандаши, уголь, сепия, сангина и т.д.) и оборудование (этюдник, раскладной стул, зонт и т.д.), необходимые для прохождения пленэрной практики, студенты приобретают самостоятельно.

Для прохождения практики студенты разбиваются на подгруппы (по 12-15 человек) и под руководством преподавателя ежедневно выезжают на природные или архитектурные объекты для выполнения живописных и графических работ. В ненастные дни можно работать под навесом. Студенты работают на пленэре полный световой день (6 часов) с перерывом на обед.

 
1-117, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
2
 
Для проведения практики требуется специальное снаряжение.

Каждому студенту необходимы удобная одежда для занятий, этюдник, планшет или специальная папка для рисунков, зонт для живописи, складной стульчик, наборы красок, бумаги, картона, холстов, кистей и других материалов и инструментов работы с натуры.

Для занятий нужен наглядный материал — произведения изобразительного искусства и методические пособия. Наглядный материал должен быть компактным и удобным для транспортировки.

Группе, особенно в период движения по маршруту, также необходимы специальные кассетные приспособления для хранения этюдов, выполненных масляными красками. При необходимости группа обеспечивается соответствующим транспортом для выезда на занятия.

На период практики целесообразно оборудовать специальную передвижную мастерскую. По прибытии на место проведении практики проводится размещение студентов и организация хозяйственно-бытовых работ.

Учебно-воспитательный процесс по пленэру включает курс установочных и текущих занятий, контроль за учебной и само­стоятельной работой студентов, текущие просмотры, индивиду­альные консультации и др.

Живописные работы в 2 семестре выполняются акварельными красками, в 4  семестре, в основном, маслом. Графические работы выполняются различными графическими материалами (карандаш, фломастер, уголь, соус, сепия, сангина, пастель и т.д.) с использованием белой и тонированной бумаги с шероховатой поверхностью.

Художественные материалы (краски, кисти, разбавитель, бумага, картон, холст,  карандаши, уголь, сепия, сангина и т.д.) и оборудование (этюдник, раскладной стул, зонт и т.д.), необходимые для прохождения пленэрной практики, студенты приобретают самостоятельно.

Для прохождения практики студенты разбиваются на подгруппы (по 12-15 человек) и под руководством преподавателя ежедневно выезжают на природные или архитектурные объекты для выполнения живописных и графических работ. В ненастные дни можно работать под навесом. Студенты работают на пленэре полный световой день (6 часов) с перерывом на обед.

 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

- присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

- прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

- получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

- ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

- активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

- выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- ежедневно вести дневник практики;

- соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

- осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

- представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

- содержание отчета и доклада обучающегося;

- качество ответов на вопросы;

- корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

- в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

- на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

- пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

- на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

- на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.