Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З
заказчика
ции
Предметный мир и особенности формирования его элементов в эпоху ремесленного (мануфактурного) способа производства.
Становление дизайна. Начало новой эпохи материальной культуры — эпохи индустриального производства. /Лек/
Э1 Э2 Э3
Предметный мир и особенности формирования его элементов в эпоху ремесленного (мануфактурного) способа производства.
Становление дизайна. Начало новой эпохи материальной культуры — эпохи индустриального производства. /Лаб/
Э1 Э2 Э3
Предметный мир и особенности формирования его элементов в эпоху ремесленного (мануфактурного) способа производства.
Становление дизайна. Начало новой эпохи материальной культуры — эпохи индустриального производства. /Ср/
Э1 Э2 Э3
Основы образования промышленных форм.
Основы образования промышленных форм.Комплексное дизайн-проектирование.
Построение индивидуальных творческих дизайн-проектов.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Построение индивидуальных творческих дизайн-проектов.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3
Построение индивидуальных творческих дизайн-проектов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к зачету
1. Предметный мир древних цивилизаций и особенности его формирования.
2. Материальная культура Средневековья и Возрождения.
3. Эпоха Барокко, Рококо и Классицизма в Западной Европе и России. Начало промышленного производства.
4. Периоды неостилсй, эклектики и Модерна в конце XIX — начале XX вв.
5. Конструктивизм, производственное искусство и функционализм.
6. Время зарождения дизайна. Первые школы и методические центры: Баухауз и ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН).
7. Государственный и негосударственный дизайн. Создание первого научно-методического и проектного центра в нашей стране в послевоенный период. Организация служб дизайна в некоторых промышленно развитых странах. Государственная поддержка служб дизайна.
8. Авангардные течения в дизайне 70—80-х гг.
9. Особенности современного плюралистического дизайна.
10. Предмет, объект, цели и задачи современного дизайна. Типология дизайнов.
11. Основные факторы образования промышленных форм. Основные категории и средства композиции в дизайне.
12. Метод проектного семинара в дизайне.
13. Метод сценарного моделирования (сценирования) в дизайне.
14. Стадии и этапы проектного процесса. Понятие «жизненного цикла» изделия.
15. Особенности комплексного формирования предметной среды. Средства моделирования комплексных объектов.
16. Метод дизайн-программ. Структура и порядок разработки дизайн- программы. Методика формирования проектной концепции дизайн- программы.
17. Унификация и агрегатирование в дизайне как проектные методы и средства самообразования. Основные принципы формообразования унифицированных и агрегатированных объектов.
18. Унификация - специфический предметный язык в дизайне и его основные структурные характеристики.
19. Многообразие определений дизайна и представлений о существе дизайна.
20. Вещь и многообразие функций в проектной практике.
21. Типологизация адресатов проектирования по признаку их ценностных предпочтений и методика создания их социокультурных «портретов».
22. Особенности дизайнерской мысли.
23. Основные направления формообразования в XX веке, некоторые особенности развития отечественного дизайна и определение его сути современными Российскими исследователями.
24. Содержание и соотношение понятий культура и цивилизация дизайн в структуре этих понятий.
25. Понятие «художественный образ», «проектный образ» и методические приемы стимулирования образного мышления.
26. Трансформация представлений о мироустройстве (изменение научной, философской и культурной парадигмы) от
27. Особеннности «средового» подхода и мифо-поэтика средового восприятия.
28. Устойчивые характеристики среды при перемене ее модуса с предметно - пространственного на электронный.
29. Место виртуальной реальности в современных представлениях о мироустройстве, соотношение субстанциональной и виртуальной реальностей, свойства виртуального события.
30. Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики».
31. Особенности проектного языка медиадизайнера.
32. Тропичность языка медиадизайна.
33. Понятие о функциональном комплексе в дизайне и представления о существе дизайн-деятельности.
34. Особенности дизайнерской мысли. Понятие "художественный образ”, "проектный образ" и методические приемы стимулирования образного мышления.
35. Зависимость профессиональных концепций дизайна от характера сложившейся культуры.
36. Основные стилевые направления формообразования в XX веке.
37. Некоторые особенности развития отечественного дизайна и определение его сути современными российскими исследователями.
38. Содержание и соотношение понятий "культура" и "цивилизация", дизайн в структуре этих понятий.
39. Вещь и многообразие функций в проектной практике.
40. Трансформация представлений о мироустройстве при переходе от проектирования отдельных вещей к формированию предметно¬пространственной среды.
41. Особенности "средового подхода" и мифопоэтика "средового восприятия".
42. Устойчивые характеристики среды при перемене ее модуса с предметно-пространственного на электронный.
43. Место виртуальной реальности в современных представлениях о мироустройстве, соотношение субстанциональной и виртуальной реальностей, свойства виртуального события.
44. Особенности проектного языка медиадизайнера.
45. Приемы поэтики (тропные преобразования) в создании изобразительного ряда.
46. Понятие "символа", символические и несимволические культуры.
47. Преодоление тяготения "Гутенберговой галактики" постсовременной культурой.
48. Опыт формирования дизайн-концепций ("креатива") сложных объектов, реконструкция "культурных смыслов" проектируемого объекта, понятие "культурный образец", его поиск и работа с ним.
49. Типологизация адресатов проектирования по признаку их ценностных предпочтений и методика создания их социокультурных "портретов".
50. Традиции дисциплины мышления и использование семиотического подхода при создании и анализе произведений медиадизайна.
Темы рефератов
1. Особенности проектного языка медиадизайнера.
2. Тропичность языка медиадизайна.
3. Понятие о функциональном комплексе в дизайне и представления о существе дизайн-деятельности.
4. Особенности дизайнерской мысли. Понятие "художественный образ”, "проектный образ" и методические приемы стимулирования образного мышления.
5. Зависимость профессиональных концепций дизайна от характера сложившейся культуры.
6. Основные стилевые направления формообразования в XX веке.
7. Некоторые особенности развития отечественного дизайна и определение его сути современными российскими исследователями.
8. Содержание и соотношение понятий "культура" и "цивилизация", дизайн в структуре этих понятий.
9. Вещь и многообразие функций в проектной практике.
10. Трансформация представлений о мироустройстве при переходе от проектирования отдельных вещей к формированию предметно¬пространственной среды.
11. Особенности "средового подхода" и мифопоэтика "средового восприятия".
12. Устойчивые характеристики среды при перемене ее модуса с предметно-пространственного на электронный.
13. Место виртуальной реальности в современных представлениях о мироустройстве, соотношение субстанциональной и виртуальной реальностей, свойства виртуального события.
14. Особенности проектного языка медиадизайнера.
15. Приемы поэтики (тропные преобразования) в создании изобразительного ряда.
16. Понятие "символа", символические и несимволические культуры.
17. Преодоление тяготения "Гутенберговой галактики" постсовременной культурой.
18. Опыт формирования дизайн-концепций ("креатива") сложных объектов, реконструкция "культурных смыслов" проектируемого объекта, понятие "культурный образец", его поиск и работа с ним.
19. Типологизация адресатов проектирования по признаку их ценностных предпочтений и методика создания их социокультурных "портретов".
20. Традиции дисциплины мышления и использование семиотического подхода при создании и анализе произведений медиадизайна.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным занятиям.
Занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность – наличие элементов дискуссии, проблемности.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения всех аспектов теории и методологии дизайна. Темы для самостоятельного обучения даны в рабочей программе. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам, помогающим более подробно освоить все области дисциплины применительно к дизайну;
Технология обучения ориентирована на освоение теории и методологии дизайна, как основе дизайн-проектирования.
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета.
Текущий контроль и аттестация проводится в форме собеседований и контрольных вопросов по пройденным в данное время темам. Контрольные вопросы выдает преподаватель.
Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения всех аспектов теории и методологии дизайна. В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем студентам выдаются темы для подготовки к семинарским занятиям. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований по данным темам. Выступления на семинарских занятиях должны в полной мере раскрыть данную тему. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими , создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и
разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
У обучающихся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.