2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Основы моделирования_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы моделирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
84
84
84
84
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, доц., Вазиева А.Р;PhD, старш.преп. , Батаева Л.А. _________________
 
 
Основы моделирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Вазиева Альфия Рашитовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:: формирование способности осуществлять профессиональную деятельность в области дизайн моделирования,знаний основных форм и сфер проектной деятельности, обоснованно доказывать профессиональные проектные решения, используя мониторинг.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ориентировать на освоение процессов дизайн-проектирования, как естественно - научной основы проектной технологии и её использовании;
1.4
научить основным методам организации проектной деятельности и системного проектирования;
1.5
ознакомить с проблемами моделирования как вида деятельности в современных условиях;
1.6
предусмотреть и применять взаимосвязь учебной тематики с требованиями современной проектной практики
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные системы в дизайне рекламы
2.1.2
Курсовая работа по дисциплине "Разработка фирменного стиля"
2.1.3
Курсовая работа по модулю 8
2.1.4
Разработка фирменного стиля
2.1.5
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
2.1.6
Цветоведение и колористика
2.1.7
Основы композиции (пропедевтика)
2.1.8
Основы теории и методы дизайна
2.1.9
Технологии дизайн-проектирования
2.1.10
Основы изобразительной грамоты
2.1.11
Пакеты векторной графики
2.1.12
Пакеты растровой графики
2.1.13
Проектирование и администрирование баз данных
2.1.14
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.15
2.1.16
2.1.17
Информационные системы в дизайне пространственной среды
2.1.18
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
терминологию и глоссарий, используемые в практике проектного творческого процесса;
3.1.2
основные формы и сферы проектной деятельности;
3.1.3
основы системного устройства проектных организаций;
3.1.4
область деятельности дизайнера среды и взаимосвязь с другими проектными сферами деятельности;
3.1.5
области проектирования смежных сфер деятельности;
3.1.6
процедуры оформления, выполнения, согласования и реализации проекта;
3.1.7
состав проекта;
3.1.8
пути и направления развития современных проектных технологий
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбрать одну или несколько графических программ для построения двух- и трехмерных изображений;
3.2.2
осуществлять профессиональную деятельность в области дизайн проектирования;
3.2.3
обоснованно доказывать профессиональные проектные решения, используя мониторинг;
3.2.4
согласованно работать в коллективе, осуществляющем единую проектную деятельность;
3.2.5
самостоятельно осуществлять процесс проектной деятельности;
3.2.6
грамотно составлять подробную спецификацию требований к проекту;
3.2.7
последовательно выполнять проектную документацию, согласно действующим стандартам и техническим условиям;
3.2.8
соблюдать предусмотренные процедуры и этапы проектной деятельности, согласно существующим законодательным документам;
3.2.9
контролировать реализацию проектных решений;
3.2.10
взаимодействовать со смежными областями проектных сфер;
3.2.11
координировать проектные задачи, согласно возникающим в процессе проектной деятельности изменяющимся обстоятельствам;
3.2.12
формулировать, прогнозировать и обосновывать принятые проектные решения в рамках поставленных задач в конкретных условиях;
3.2.13
осуществлять авторский надзор за реализацией разработанного проекта
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельной работы, а также работы в коллективе при осуществлении проектной деятельности;
3.3.2
основами организационно-управленческого процесса проектирования в дизайне среды;
3.3.3
экспертно-консультационной деятельностью на предприятиях и фирмах, занимающихся разработкой дизайна.
3.3.4
инструментарием проектирования в соответствии с принципами производственного планирования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы компьютерного моделирования

 
1.1
Роль математического моделирования в процессе принятия решений   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
1.2
Основные понятия компьютерного моделирования   /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-6
5
0
 
1.3
Моделирование параллельных процессов   /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-6
5
0
 
1.4
Знакомство с языком моделирования дискретных процессов. Создание простейшей компью-терной модели в системе моделирования    /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-6
5
0
 
1.5
Реализация переходов в системе моделирования   /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-6
5
0
 
1.6
Структурный анализ и CASE-средства моделирования   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ПК-6
5
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.7
Технология имитационного моделирования  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
1.8
Изучение способов построения света (направленный, рассеяный, регулировка насыщенности, цвета, работа с тенями)  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
1.9
Имитационное моделирование   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

34
ПК-6
5
0
 
1.10
Программное обеспечение имитационного моделирования  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

34
ПК-6
5
0
 
1.11
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. История появления моделирования.

2. Основные понятия теории моделирования.

3. Цели и задачи моделирования.

4. Материальные (физические) и идеальные модели.

5. Когнитивные, содержательные, концептуальные, формальные модели.

6. Подходы и программные средства при структурно-функциональном моделировании.

7. Имитационное моделирование как специфический вид компьютерного моделирования.

8. Достоинства и недостатки имитационного моделирования.

9. Инструментарии имитационного моделирования.

10. Этапы построения моделей.

11. Основные модели, используемые в системном анализе.

12. Классификация систем по различным признакам.

13. Сложные системы: определения.

14. Факторы, действующие на функционирование сложных систем.

15. Задачи исследования сложных систем.

16. Этапы при моделировании сложных систем.

17. Понятие о модельном времени.

18. Сетевые методы.

19. Сети Петри, раскрашенные сети Петри.

20. GPSS, SIMAN.

21. Понятие систем массового обслуживания.

22. Классификация систем массового обслуживания.

23. Структурный анализ.

24. Принципы структурного анализа.

25. Методологии моделирования при структурном анализе.

26. Бизнес-процессы.

27. Анализ бизнес-процессов.

28. Оптимизация бизнес-процессов.

29. Математическое моделирование.

30. Дизайн-проект: планировочный этап.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Эссе

1.Графика – древнейший вид изобразительного искусства. Происхождение термина «графика». Разновидности графического искусства.

2.Основные изобразительные средства графики. Примеры графической подачи (по произведениям станковой и книжной графики).

3.Особенности колористического решения произведений цветной графики, основные художественные средства и техники.

4.Классификация и основная характеристика произведений графического искусства.

5.Отличительные особенности станковой графики. Примеры работ художников.

6.Плакат – самый массовый вид графического искусства. Художественные средства плаката.

7.Газетная, журнальная и книжная графика.

8.Декоративное этюдирование. Особенности построения монокомпозиции по теме «Натюрморт».

9.Закономерности цветовой гармонии при работе над монокомпозицией.

10.Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в 

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
техническом рисунке.

11.Виды изобразительных работ в моделировании одежды: отличительные особенности художественной формы и назначение.

12.Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе- подаче».

13.Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе- поиске».

14.Художественные средства, материалы и виды техники графической композиции.

15.Общие принципы построения монокомпозиции. Статическое и динамическое равновесие.

16.Цели и задачи рисованной подачи моделей. Фотография как средство информации и рекламы готовой одежды.

17.Источники информации для проектирования одежды. Факторы, влияющие на восприятие и оценку изображаемого в эскизе моделей одежды. 18. Особенности разработки макета журнального разворота (многофигурная композиция).

19.Теоретические основы организации композиции и исполнения графического листа.

20.Характеристика цвета: тон, светлота, насыщенность.

21.Стилистика и тенденции развития плаката в рекламе модной одежды.

22.Композиция журнального разворота. Первые журналы мод в России и за рубежом. Иллюстраторы мод.

23.Цвет, фактура и декор как активные средства художественной выразительности при разработке монокомпозиции.

24.Роль шрифта в композиционном решении журнального разворота и рекламного плаката.

25.Многофигурная композиция в журнальном развороте. Композиционный центр и зрительные иллюзии цвета.

26.Стилизация и цветовая гармонизация изображения головы в зависимости от образа человека.

27.Использование цвета и фактуры для выявления композиционного центра графического листа. 28. Исторические сведения о возникновении искусственного источника света Живой свет: свечи и камины.

29. Правила светового освещения интерьера.

30. Эмоциональная структура интерьера.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Тарасова, О. П. 
Организация проектной деятельности дизайнера [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. П. Тарасова, О. Р. Халиуллина. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 165 c. — 978-5-7410-1896-5. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78932.html: учебное пособие 
Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пигулевский, В. О.
История дизайна. Вещи и бренды : учебное пособие / В. О. Пигулевский, А. Ф. Стефаненко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 235 c. — 978-5-4487-0266-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75952.html
Саратов : Вузовское образование, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Лаврентьев А.Н.
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для СПО / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11512-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445451 : Учебник и практикум для вузов
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Интернет-сообщество дизайнеров ( дизайн интерьера и архитектура, графический и компьютерный дизайн, дизайн одежды, промышленный дизайн и др.)www.novate.ru 
 
Э2
Профессиональное сообщество рекламистов и дизайнеровwww.adcrussia.ru 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-303 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической 

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности..

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора источников литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить  примерами. Ответ должен быть построен логично. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими , создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.