Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету
1. История конкретной спортивной игры. Возникновение, этапы, тенденции развития и со-вре¬менное состояние спортивной игры в России и за рубежом.
2. Спортивные игры как эффективное средство физического воспитания, вид спорта и актив¬ного отдыха.
3. Методы профилактики травматизма на занятиях спортивными играми.
4. Формат спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол и др): площадка для игры, мяч, состав команд, амплуа игроков команды, задачи игры, действия игроков, счет, ошибки, замена игроков, определение победителя.
5. Характеристика спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол и др): задачи игры, действия игроков, счет, ошибки, определение победителя, особен¬ности одиночных и парных игр, требования к физической и технико-тактической подготовленности игроков.
6. Классификация технических приемов конкретной спортивной игры.
7. Классификация тактических приемов конкретной спортивной игры.
8. Броски мяча (финты, приемы игры вратаря) в футболе: виды, требования к ним, техника выполнения, методика обучения. Типичные ошибки, способы их предупреждения и исправления.
9. Основы техники и методика обучения ведению (розыгрышу свободных бросков, отбору и обработке) мяча в футболе.
10. Передачи (блокирование, нападающие удары, подачи, прием) мяча в волейболе: разновидности, требования к ним, техника выполнения, методика обучения. Характерные ошибки, способы их предупреждения и исправления.
11. Основы техники и методика обучения передаче мяча сверху двумя руками (приема мяча снизу, нижней прямой подаче, верхней прямой подаче, напа¬дающему удару, одиночному и групповому блокированию) в волейболе. Типичные ошибки, способы их предупреждения и исправления.
12. Передачи (ловля, броски, ведение) мяча в баскетболе: основные способы, требования к ним, техника выполнения, методика обучения. Характерные ошибки, спо¬собы их предупреждения и исправления.
13. Тактика конкретной спортивной игры: понятие, характеристика и факторы, ее определяющие.
14. Тактика конкретной спортивной игры в нападении (индивидуальные, групповые и ко-мандные действия игроков): виды тактических приемов и комбинаций, требования к ним, методика обучения.
15. Тактика конкретной спортивной игры в защите (индивидуальные, групповые и ко-мандные действия игроков): виды тактических приемов и комбинаций, требования к ним, методика обучения.
16. Игровые амплуа. Основные функции игроков в командно-игровых видах спорта.
17. Цель, задачи и особенности тактической подготовки представителей различных игровых амплуа в командно-игровых видах спорта.
18. Задачи обучения спортивным играм. Общепедагогические принципы, регламентирующие процесс обучения и начальной тренировки в спортивных играх: сознательности и активности, систематичности, доступности и индивидуализа¬ции, наглядности.
19. Основные принципы физического воспитания (воспитывающего обу¬чения, всестороннего развития, оздоровительной направленности) и их реали¬зация в процессе обучения спортивным играм.
20. Технические и тактические действия в спортивных играх как предмет обучения. Последовательность изучения приемов конкретной спортивной игры.
21. Этапы обучения техническим приемам игры (начальное разучивание, углубленное ра-зучивание, закрепление и совершенствование): задачи, содержание, особенности, типичные средства и методы.
22. Основные средства обучения спортивным играм (общераз¬вивающие, подготовительные и специальные упражне¬ния, подвижные игры, развлечения) и их характеристика.
23. Технические средства обучения спортивным играм: понятие, виды, методика применения.
24. Методы обучения техническим приемам спортивных игр (словесные, наглядные, практические) и их характеристика.
25. Схемы обучения техническим элементам в спортивных играх (последовательная, параллельная, параллельно-последова¬тельная) и их характеристика.
26. Целостно-раздельный метод обучения и совер¬шенствования технических приемов конкретной спортивной игры.
27. Состав и обязанности судейско-секретарского аппарата соревнований по конкретной спортивной игре.
28 Методика судейства конкретной спортивной игры: порядок проведения встречи, счет, ошибки, определение победителя, терминология, жести¬куляция.
29. Характеристика положения о соревнованиях по спортивным играм. Соста¬вить положение о внутришкольных соревнованиях (соревнова¬ниях в летнем оздоровительном лагере) по конкретной спортивной игре.
30. Формы занятий спортивными играми. Урок спортивной игры: типы, струк¬тура, про-должительность, содержание каждой части урока.
31. План-конспект урока по спортивным играм (постановка задач, планирова¬ние средств и методов, дозировка упражнений, содержание организационно-мето¬дических указаний)
32. Методы организации обучающихся на занятиях спортивными играми.
33. Организация и методика проведения подготовительной (основной, за¬ключительной) части занятия по спортивным играм.
34. Контроль и оценка успеваемости учащихся на уроках по спортивным играм. Эффек-тивность проведения урока.
35. Задачи, планирование, организация, учет и контроль работы секции по спортивным играм в общеобразовательной школе (оздоровительном лагере, вузе, детско-юношеском клубе физиче¬ской подготовки, детско-юношеской спортивной школе, спортивно-оздоровительном лагере).
36. Методы врачебно-педагогического контроля на занятиях спортивными играми.
37. Понятие об игровой деятельности. Определение подвижной игры как вида деятельности
38. Социальные функции игры в современном обществе
39. Специфические особенности подвижных игр. Отличие подвижных игр от спортивных
40. Теории происхождения и развития игры
41. История происхождения и распространения подвижных игр
42. Оздоровительные (образовательные, воспитательные) задачи подвижных игр
43. Типология и классификация подвижных игр в педагогической практике. Урочные и внеурочные формы проведения подвижных игр
44. Содержание подвижной игры
45. Основные формы организации подвижных игр
46. Подвижные игры на уроках физической культуры в школе (в системе внеклассной [внешкольной] физкультурно-спортивной работы, в группах продленного дня): виды, педагогическая характеристика, особенности проведения
47. Подвижные игры для учащихся 1–4 (5–6, 7–9, 10–11) классов: характеристика, классификация, особенности организации и методики проведения
48. Критерии выбора подвижной игры
49. Подготовка руководителя к игре. Предварительный анализ подвижной игры
50. Подготовка места для подвижных игр, разметка площадки
51. Подготовка инвентаря для подвижных игр
52. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры
54. Роль и место показа во время объяснения подвижной игры
55. Способы выбора водящих и их характеристика
56. Способы разделения игроков на команды и их характеристика
57. Выбор помощников и капитанов команд в подвижной игре
58. Дозировка физической нагрузки в процессе подвижной игры
59. Основные задачи руководителя игры. Руководство процессом игры. Окончание игры. Подведение итогов игры и ее обсуждение
60. Реализация основных дидактических принципов при проведении подвижных игр
61. Особенности методики организации и проведения подвижных игр с учениками 1–4 (5–6, 7–9, 10–11) классов
62. Игры типа перебежек (салок, эстафет и гонок): типология, характеристика, особенности проведения, примеры
63. Характеристика, особенности проведения и примеры подвижных игр с элементами гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжного спорта
64. Подвижные игры как средство и метод развития силы (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости)
65. Подвижные игры на школьном празднике: характеристика, примеры, особенности проведения
66. Подвижные игры во внешкольной работе с детьми. Игры в оздоровительных лагерях: характеристика, особенности проведения, примеры
67. Организация и проведение соревнований по подвижным играм. Основная документация (календарь соревнований, положение о соревнованиях, заявка на участие в соревнованиях и др.)
68. Причины травматизма на занятиях подвижными играми и его предупреждение. Меры обеспечения безопасности на занятиях подвижными играми
69. цели и задачи преподавания спортивных игр в различных звеньях системы физического воспитания
70. Требования ФГОС НОО, ФГОС СОО и ФГОС ООО.
71. Организация самостоятельных занятий подвижными и спортивными играми.
Примерные типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
Баскетбол
1. Провести подготовительную часть занятия по баскетболу (на основании составленного конспекта).
2. Техника бросков. Выполняются две серии по 5 бросков с 10-ти равнорасположенных точек, удаленных от проекции центра кольца на 4 метра. Точки для броска размещаются на площадке следующим образом:
- первая – слева от щита, на линии, параллельной линии площадки и проходящей через проекцию центра кольца;
- вторая – слева от щита на линии, проходящей через проекцию кольца под углом 45° к проекции щита;
- третья – на линии, проходящей проекцию кольца под углом 30° к проекции щита;
- четвертая – симметрично точке 2 справа от щита;
- пятая – симметрично точке 1 справа от щита.
Необходимо выполнить серию бросков с точек в строгой последовательности: 1, 2, 3, 4, 5, затем 5, 4, 3, 2, 1. Подавать мяч бросающему не разрешается, он сам должен подобрать мяч после броска и с ведением выйти на следующую точку. Оценка норматива – 5 попаданий.
3. 10 штрафных бросков, мяч подает партнер. Оценка норматива – не менее 6 попаданий.
4. Бросок в движении после ведения. С правой стороны от места пересечения средней и боковой линий ведение мяча к кольцу с последующим броском в движении – 5 повторений. Оценивается техника выполнения и количество попаданий. Оценка норматива – не менее трех попаданий при правильном техническом исполнении.
Волейбол
1. Провести подготовительную часть занятия по волейболу (на основании составленного конспекта).
2. Провести комплекс из трех упражнений на обучение и пяти – на закрепление и совершенствование техники одного из приемов игры в волейбол (по заданию преподавателя).
3. Техника передачи мяча над собой (засчитывается серия из десяти передач подряд (без потери мяча) высотой не ниже 1 метра, не выходя из круга диаметром 3 метра).
4. Техника приема мяча снизу двумя руками с ударом в стену (мяч подает партнер; норматив – уверенное выполнение не менее семи приемов мяча из десяти попыток).
5. Техника подачи мяча (выполняется любым способом на точность в первую, шестую и пятую зоны площадки (норматив – не менее трех попаданий в каждую зону из пяти попыток)).
6. Техника нападающего удара (выполняется из четвертой зоны; норматив – не менее трех попаданий в правую и трех попаданий в левую половину площадки из пяти попыток).
Футбол.
1. Провести подготовительную часть занятия по футболу (на основании составленного конспекта).
2. Провести комплекс из трех упражнений на обучение и четырех – на закрепление и совершенствование техники одного из приемов игры в футбол (по заданию преподавателя).
3. Техника владения мячом. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Ведение мяча 10м, обводка 12м. 4 стоек, удар по воротам с 6 м. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае, если мяч не будет забит в ворота, упражнения не засчитываются. Даются три попытки. Учитывается результат лучшей попытки. Критерии оценивания: удовлетворительно – 13,5 с; хорошо – 12,5с; отлично – 10,0 с.
4. Техника владения мячом. Жонглирование мячом — выполняются удары правой и левой ногой (серединой, внутренней и
5. Техника владения мячом. Удары по воротам на точность. Выполняется по неподвижному мячу правой ногой с расстояния 10м. Футболисты посылают мяч по воздуху в заднюю треть ворот, разделенных по вертикали. Выполняется по 5 ударов каждой ногой любым способом. Учитывается сумма попаданий. Критерии оценивания: удовлетворительно – 5 раз; хорошо – 6 раз; отлично – 7 раз и больше.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы.
Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.