Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
в дизайне (закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
фронтальная, объёмная, пространственная);
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
дизайне.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
А) Нарисовать композицию, где ритм проявляется в убывании толщины контура (первый прием ритма) изображения по направлению в центр и где ритм проявляется в изменении величин квадратов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Б) Двухтоновая композиция: цвета черный и белый.
В) Черный цвет на белом фоне и белый на черном
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Д) Черный, темно – серый и белый, с акцентом на элементах белого цвета.
Е) Белый, светло – серый и черный, с цветным
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
4.2 Обратная перспектива
4.3 Панорамная перспектива
4.4 Сферическая перспектива
4.5 Тональная перспектива
4.6 Воздушная перспектива
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
5.2 Светотень в рисунке
5.3 Выбор положения источника света
5.4 Работа над линиями
5.5 Рисунокгеометрическихтел
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
5.2 Светотень в рисунке
5.3 Выбор положения источника света
5.4 Работа над линиями
5.5 Рисунокгеометрическихтел
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Б) Тональный разбор шара (с натуры)
Г) Построение падающих теней
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
2.2. Оптические иллюзии
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
А) Выполнить ряд рисунков (5), в которых будет переданы настроения, используя каждый из графических средств, в виде маленьких зарисовок (гармония (спокойствие), раздраженность, радость (счастье), гнев, желание), выполненные линией, штриховкой и пятном.
Оптические иллюзии:
А)Приведите свои примеры оптической иллюзии в графическом рисунке. Неменеетрехвидов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
3.2 Психология цвета
3.3 Применениецвета
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Б) Выбрать несколько цветов и сделать ряд рисунков. Каждая композиция должна быть посвящена одному цвету и одному настроению – состоянию, соответствующему выбранному цвету с психологической точки зрения.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
4.2 Обратная перспектива
4.3 Панорамная перспектива
4.4 Сферическая перспектива
4.5 Тональная перспектива
4.6 Воздушная перспектива
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Б) Выполнить несложную композицию, показывающую масштаб ширины
В) Выполнить несложную композицию, показывающую масштаб высоты.
Г) Выполнить несложную композицию, показывающую масштаб глубины.
Д) Выполнить чертёж предмета с обратной перспективой;
Е) Выполнить ахроматическую композицию со сферической перспективой.
Ж) Выполнить несложную композицию пейзажа с передачей воздушной перспективы
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
5.2 Светотень в рисунке
5.3 Выбор положения источника света
5.4 Работа над линиями
5.5 Рисунокгеометрическихтел
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Б) Тональный разбор шара (с натуры)
Г) Построение падающих теней
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Вопросы к зачету:
1.Понятия «композиция» и «изобразительный процесс» в дизайн-проектировании.
2.Что такое художественный образ в композиции?
3.Назовите основные законы композиции?
4.Назовите основные правила композиции.
5.Средства измерения в рисунке. Визирование.
6.Назовите средства композиции.
7.Прикладная графика: виды, возможности.
8.Что такое выразительные средства графики? Объяснить значение линии и штриха.
9.Как изобразительными методами анализировать визуальную информацию?
10. Правила компоновки изображения.
11.Дайте понятие: набросок, зарисовка, эскиз, технический рисунок, картина, проект.
12.Дайте понятие о дизайн-объекте.
13.Назовите графические средства рисунка.
14.Дайте физиологическое понятие цвета.
15.Назовите основные спектральные цвета.
16.Каким образом получаются вторичные цвета.
17.Что такое локальный цвет? Что такое сложный цвет?
18.Какие особенности имеет линейная перспектива?
19.Что происходит с предметами, изображёнными в обратной линейной перспективе?
20.Где можно наблюдать сферическую перспективу?
21.Чем характеризуется воздушная перспектива?
22.Что называют перцептивной перспективой?
23. Пропорции в рисунке.
24. Понятие тона и тональных отношений. Тональные точки рисунка.
25.Линии построения. Опорные точки (компас изображения).
26. Правила построения орнамента.
27.Каким образом передаются формы, пропорции и объём предметов в рисунке?
28.Этапы разработки визуального образа объекта монохромными графическими средствами.
29. Этапы разработки визуального образа объекта цветными графическими средствами.
Темы рефератов:
1.Линия и форма как основные элементы композиции
2.Пространство в композиции
3.Цвет в мире рекламы и дизайна
4.Принцип целесообразности в композиции
5.Принцип доминанты в композиции
6.Соподчинение частей в целом. Группировка.
7.Принцип динамизма в композиции.
8.Принцип равновесия в композиции
9.Принцип гармонии и пропорциональности в композиции.
10.Принцип последовательности в художественном и композиционном дизайне рекламы.
11.Основные композиционные средства в дизайне.
12.Журнальная и газетная графика.
13.Промышленная графика.
14.Живопись как вид искусства.
15.«Эстетическая функция» изобразительного искусства.
16.Цвет в дизайне интерьера.
17.Жанры изобразительного искусства.
18.Колорит, гармония цвета в живописи.
19.Стиль и манера в живописи.
20.Композиция в изобразительном искусстве.
21.Правила и законы композиции.
22.Воздушная и линейная перспектива.
23.Пространство в изобразительном искусстве: его типы и разновидности.
24.Цвета в природе и изобразительном искусстве.
25.История понятия «перспектива».
26.Психология восприятия пространства: «перцептивная перспектива».
27.Системы перспективы в изобразительном искусстве.
28.Перспектива в рисунке и живописи.
29.Ритм в композиции (цвет, форма).
30.Графические материалы в рисунке и их выразительные свойства.
31.Живописные средства - краски и инструменты.
32.Искусство скульптуры и архитектуры.
33.Дизайн как синтетический вид искусства.
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающиеся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающиеся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающиеся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным занятиям.
Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей лабораторных занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует обучающимся на самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к дизайнерской деятельности. Происходит обучение навыкам Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
практической изобразительной деятельности. Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, укрепляется понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития изучаемой дисциплины
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающиеся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающиеся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления
материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.