2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Основы изобразительной грамоты_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы изобразительной грамоты
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, доц., Большакова С.В _________________
 
 
Основы изобразительной грамоты
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины  - изучить основные методы, средства и приёмы графических работ и овладеть изобразительными навыками с целью их применения в профессиональной разработке дизайн-проекта.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить терминологию и основные закономерности изобразительной грамоты;
1.4
освоить графические методы передачи предметно-пространственного сходства натуры и рисунка;
1.5
изучить техники линейного, тонального, цветового изображения с натуры и по воображению;
1.6
научиться применять техники и технологии основных изобразительных материалов;
1.7
Развить основные изобразительные умения;
1.8
понять базовую взаимосвязанность изобразительных средств дизайн-проекта и его компьютерного моделирования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы композиции (пропедевтика)
2.2.2
Пакеты векторной графики
2.2.3
Информационное обеспечени едизайн-проектирования
2.2.4
Разработка фирменногостиля
2.2.5
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
2.2.6
Основы теории и методы дизайна
2.2.7
Проектирование и администрирование баз данных
2.2.8
Технологиидизайн-проектирования
2.2.9
Цветоведение и колористика
2.2.10
Информационные системы в дизайне пространственной среды
2.2.11
Информационные системы в дизайне рекламы
2.2.12
Компьютерный дизайн интерьера
2.2.13
Ландшафтный дизайн
2.2.14
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.15
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.16
Основы моделирования
2.2.17
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.18
Курсовая работа по модулю 8
2.2.19
2.2.20
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
2.2.21
Информационные системы в дизайне пространственной среды
2.2.22
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.23
Компьютерный дизайн интерьера
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные термины, понятия, закономерности графической грамоты;
3.1.2
способы поиска информации для формализации требований пользователей заказчика;
3.1.3
последовательность выполнения изобразительного образа средствами графики, живописи ;
3.1.4
теоретические основы перспективного изображения объектов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в основных графических техниках;
3.2.2
применять способы поиска информации для формализации требований пользователей заказчика;
3.2.3
обосновывать собственный проектный замысел на основе опыта графических работ.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельного выполнения всех этапов графического  изображения;
3.3.2
основными методами и приемами оценки уровня выполнения изобразительного решения графического задания;
3.3.3
способами  поиска информации для формализации требований пользователей заказчика;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Композиция

 
1.1
1.Основные законы композиции

в дизайне (закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ПК-6
2
0
 
1.2
Виды композиции (линейная,

фронтальная, объёмная, пространственная);

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ПК-6
2
0
 
1.3
Способы построения композиции в

дизайне.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ПК-6
2
0
 
1.4
Ахроматическая композиция и цветовая композиция в дизайне. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ПК-6
2
0
 
1.5
Основные изобразительные средства: линия, пятно, точка, штрих /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ПК-6
2
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.6
Показать различные графические примеры с проявлением ритма:

А) Нарисовать композицию, где ритм проявляется в убывании толщины контура (первый прием ритма) изображения по направлению в центр и где ритм проявляется в изменении величин квадратов.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ПК-6
2
0
 
1.7
Б)Нарисовать композицию, где ритм одновременно проявляется по всем геометрическим параметрам – размеру фигур, просветам и толщине контуров.   /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ПК-6
2
0
 
1.8
В) Выполнить рисунок, где ритм немного нарушен, так как толщина контуров и просветы одинаковы (ритм переходит в метр) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ПК-6
2
0
 
1.9
Г) Объединить в своей работе все приемы ритма (размер/толщина, расстояние, тон). Передать храктерлиний. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

6
ПК-6
2
0
 
1.10
А) Построить ахроматический ряд от черного цвета до белого цвета с шестью оттенками серого межу ними.

Б) Двухтоновая композиция: цвета черный и белый.

В) Черный цвет на белом фоне  и белый на черном

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ПК-6
2
0
 
1.11
Г) Спокойная композиция с использованием черного цвета,  средне - серого и белого цвета.

Д) Черный, темно – серый и белый, с акцентом на элементах белого цвета.

Е) Белый, светло – серый и черный,  с цветным

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ПК-6
2
0
 
1.12
З)Выполнить цветовую формальную композицию /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ПК-6
2
0
 
1.13
4.1 Линейная перспектива

4.2 Обратная перспектива

4.3 Панорамная перспектива

4.4 Сферическая перспектива

4.5 Тональная перспектива

4.6 Воздушная перспектива

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ПК-6
2
0
 
1.14
.1  Перспектива в рисунке

5.2 Светотень в рисунке

5.3 Выбор положения источника света

5.4 Работа над линиями

5.5 Рисунокгеометрическихтел

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ПК-6
2
0
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.15
5.1  Перспектива в рисунке

5.2 Светотень в рисунке

5.3 Выбор положения источника света

5.4 Работа над линиями

5.5 Рисунокгеометрическихтел

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ПК-6
2
0
 
1.16
Построение геометрических тел. А)Построение призмы и куба;

Б) Тональный разбор шара (с натуры)

Г) Построение падающих теней

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

8
ПК-6
2
0
 
 
Раздел 2. Графика

 
2.1
2.1 Основные средства графики

2.2. Оптические иллюзии

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

6
ПК-6
2
0
 
2.2
Графика. Средства композиции:

А) Выполнить ряд рисунков (5), в которых будет переданы настроения, используя каждый из графических средств, в виде маленьких зарисовок (гармония (спокойствие), раздраженность, радость (счастье), гнев, желание), выполненные линией, штриховкой и пятном.

Оптические иллюзии:

А)Приведите свои примеры оптической иллюзии в графическом рисунке. Неменеетрехвидов.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ПК-6
2
0
 
 
Раздел 3. Цвет

 
3.1
Самостоятельное изучение раздела:  3.1 Цветовой круг

3.2 Психология цвета

3.3 Применениецвета

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

6
ПК-6
2
0
 
3.2
А) Используя акварельные (гуашевые) краски, путем смешивания, нарисовать цветовой круг.

Б) Выбрать несколько цветов и сделать ряд рисунков. Каждая композиция должна быть посвящена одному цвету и одному настроению – состоянию, соответствующему выбранному цвету с психологической точки зрения.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

8
ПК-6
2
0
 
 
Раздел 4. Перспектива

 
4.1
4.1 Линейная перспектива

4.2 Обратная перспектива

4.3 Панорамная перспектива

4.4 Сферическая перспектива

4.5 Тональная перспектива

4.6 Воздушная перспектива

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

6
ПК-6
2
0
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
4.2
А) Выполнить любую  композицию с линейной перспективой;

Б) Выполнить несложную композицию, показывающую масштаб ширины

В) Выполнить несложную композицию, показывающую масштаб высоты.

Г) Выполнить несложную композицию, показывающую масштаб глубины.

Д) Выполнить чертёж предмета с обратной перспективой;

Е) Выполнить ахроматическую композицию со сферической перспективой.

Ж) Выполнить несложную композицию пейзажа  с передачей воздушной перспективы

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

6
ПК-6
2
0
 
 
Раздел 5. Рисунок

 
5.1
5.1  Перспектива в рисунке

5.2 Светотень в рисунке

5.3 Выбор положения источника света

5.4 Работа над линиями

5.5 Рисунокгеометрическихтел

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

8
ПК-6
2
0
 
5.2
А) Построение призмы и куба;

Б) Тональный разбор шара (с натуры)

Г) Построение падающих теней

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

8
ПК-6
2
0
 
5.3
/Зачёт/

4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Понятия «композиция» и «изобразительный процесс» в дизайн-проектировании.

2.Что такое художественный образ в композиции?

3.Назовите основные законы композиции?

4.Назовите основные правила композиции.

5.Средства измерения в рисунке. Визирование.

6.Назовите средства композиции.

7.Прикладная графика: виды, возможности.

8.Что такое выразительные средства графики? Объяснить значение линии и штриха.

9.Как изобразительными методами анализировать визуальную информацию?

10. Правила компоновки изображения.

11.Дайте понятие: набросок, зарисовка, эскиз, технический рисунок, картина, проект.

12.Дайте понятие о дизайн-объекте.

13.Назовите графические средства рисунка.

14.Дайте физиологическое понятие цвета.

15.Назовите основные спектральные цвета.

16.Каким образом получаются вторичные цвета.

17.Что такое локальный цвет? Что такое сложный цвет?

18.Какие особенности имеет линейная перспектива?

19.Что происходит с предметами, изображёнными в обратной линейной перспективе?

20.Где можно наблюдать сферическую перспективу?

21.Чем характеризуется воздушная перспектива?

22.Что называют перцептивной перспективой?

23. Пропорции в рисунке.

24. Понятие тона и тональных отношений. Тональные точки рисунка.

25.Линии построения. Опорные точки (компас изображения).

26. Правила построения орнамента.

27.Каким образом передаются формы, пропорции и объём предметов в рисунке?

28.Этапы разработки визуального образа объекта монохромными графическими средствами.

29. Этапы разработки визуального образа объекта цветными графическими средствами.

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
30. Выбор изобразительных средств и техник для эскизирования дизайн-проекта.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1.Линия и форма как основные элементы композиции

2.Пространство в композиции

3.Цвет в мире рекламы и дизайна

4.Принцип целесообразности в композиции

5.Принцип доминанты в композиции

6.Соподчинение частей в целом. Группировка.

7.Принцип динамизма в композиции.

8.Принцип равновесия в композиции

9.Принцип гармонии и пропорциональности в композиции.

10.Принцип последовательности в художественном и  композиционном дизайне рекламы.

11.Основные композиционные средства в дизайне.

12.Журнальная и газетная графика.

13.Промышленная графика.

14.Живопись как вид искусства.

15.«Эстетическая функция» изобразительного искусства.

16.Цвет в дизайне интерьера.

17.Жанры изобразительного искусства.

18.Колорит, гармония цвета в живописи.

19.Стиль и манера в живописи.

20.Композиция в изобразительном искусстве.

21.Правила и законы композиции.

22.Воздушная и линейная перспектива.

23.Пространство в изобразительном искусстве: его типы и разновидности.

24.Цвета в природе и изобразительном искусстве.

25.История понятия  «перспектива».

26.Психология восприятия пространства: «перцептивная перспектива».

27.Системы перспективы в изобразительном искусстве.

28.Перспектива в рисунке и живописи.

29.Ритм в композиции (цвет, форма).

30.Графические материалы в рисунке и их выразительные свойства.

31.Живописные средства - краски и инструменты.

32.Искусство скульптуры и архитектуры.

33.Дизайн как синтетический вид искусства.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Барциц Р.Ч. 
Графическая композиция в системе высшего художественного образования.Вопросы теории и практики : учебное пособие 
Московский педагогический государственный университет, 2017
 
Л1.2
Шашков, Ю. П. 
Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов : / Ю. П. Шашков. — Москва: Академический Проект, 2017. — 144 c. — ISBN:978-5-8291-1169-4. —Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/71800.html
Москва: Академический Проект, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Воронцова, Ю. В. 
Перспектива: учебно-методическое пособие по дисциплине «Технический рисунок» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн / Ю. В. Воронцова. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016. — 88 c. — ISBN 978-5-94839-526-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS:[сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56478.html (дата обращения: 02.08.2019)
Челябинский государственный институт культуры, 2016
 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Погосская, Ю. В. 
Композиция. учебно-методическое пособие: / Ю. В. Погосская. —— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/77569.html.
Набережные Челны:Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Creativshik – Виртуальная школа графического дизайна Б.Поташника [сайт] URLhttp://creativshik.com/
 
Э2
Рисунок, графический дизайн [сайт] URLhttp://rutracker.org/forum/viewforum.php?f=765
 
Э3
Обратная перспектива [сайт] URLhttps://paintmaster.ru/osnovy.php.php
 
Э4
РэйКемпбэлл Смит.  Воздушная перспектива [сайт] URLhttp://macroart.ru/macrolink-1027
 
Э5
Статьи по рисунку  [сайт] URLhttp://www.art-tuts.com/drawing/lessons-ofdrawing/29-drawing-solids.html// 34.http://gallerix.ru/daily/  
 
Э6
Тональная перспектива [сайт] URLhttp://photonik.ru/compozy/152-perspekt
 
Э7
Основы рисунка[сайт] URLhttps://paintmaster.ru/osnovy.php.php
 
Э8
Композиция в рисунке, основыкомпозиции в рисунке и живописи [сайт] URL https://riart-nn.ru/osnovy- risovaniya/kompozicija-v-risunke-osnovy-kompozicii-v-risunke-i-zhivopisi.html 
 
Э9
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э10
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-104а Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, интерактивная доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающиеся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая 

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
объема недельного плана.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающиеся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающиеся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей лабораторных занятий – обучению  анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует обучающимся на самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к дизайнерской деятельности. Происходит обучение навыкам Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

практической изобразительной деятельности. Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций,  укрепляется понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить  обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития изучаемой дисциплины

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающиеся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающиеся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

 
стр. 11
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления

материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.