2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Технологии электронного образования_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии электронного образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н, доцент, Сафина А.М. _________________
 
 
Технологии электронного образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области технологий электронного образования, формирование у обучающихся на этой основе готовности изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа, способности организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации, способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование умения определять приоритеты собственной деятельности, выстраивает планы их достижения;
1.4
формирование навыка владения адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием;
1.5
формирование навыка владения приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления, способен осуществлять их оценку.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компетенции, знания, умения, навыки, сформированные в результате освоения дисциплины по программам предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История профессионального образования
2.2.2
Научно-методическое обеспечение реализации программ профессионального образования
2.2.3
Педагогический контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
2.2.4
Проектирование безопасной образовательной среды в профессиональной образовательной организации
2.2.5
Психология образования и когнитивных процессов
2.2.6
Современные образовательные технологии и средства обучения
2.2.7
Технологии педагогического взаимодействия
2.2.8
Экономика профессионального образования
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.12
Производственная преддипломная практика
2.2.13
Менеджмент и маркетинг в образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен проектировать, реализовывать и исследовать процесс профессионального обучения на основе использования обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся
 
ПК-1.3: Владеет: адекватными приемами создания проблемно ориентированной образовательной среды, способствующей развитию профессиональных компетенций обучающихся
 
 
ПК-2: Способен осуществлять проектирование и управление реализацией учебных программ профессионального образования
 
ПК-2.3: Владеет: современными теоретическими и методическими подходами к разработке и реализации учебных программ, приемами управления экспертной деятельностью при проектировании данных программ
 
 
УК-6: Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.2: Определяет приоритеты собственной деятельности, выстраивает планы их достижения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
обоснованно делать выбор эффективных образовательных технологий, методов, средств обучения, способствующих обеспечению планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося,
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.1.2
особенности применения электронных образовательных ресурсов в решении широкого спектра задач профессиональной деятельности специалиста в области образования уметь использовать электронные образовательные ресурсы,  для решения профессиональных задач,
3.1.3
принципы, специфику и возможности использования информационных технологий в профессиональной  деятельности; способы поиска информации и теоретические основы формирования ресурсно-информационных баз научной и профессиональной информации на основе использования компьютерных средств, сетевых технологий 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять обоснованно те технологии, которые способствуют обеспечению планируемого уровня личностного развития и профессионального развития обучающихся,
3.2.2
использовать электронные образовательные ресурсы,  для решения пр офессиональных задач,
3.2.3
ориентироваться в информационном пространстве для сбора необходимой информации; использовать электронные каталоги, поисковые системы, ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком применения обоснованного тех технологий, которые способствуют обеспечению планируемого уровня личностного развития и профессионального развития обучающихся,
3.3.2
методами, информационными средствами и технологиями проектирования медиа текстов для решения профессиональных задач,
3.3.3
способами пополнения профессиональных знаний на основе использования электронных источников из разных областей общей и профессиональной культуры; современными методами сбора, обработки и анализа данных; поисковыми системами и средствами коммуникаций в сети интернет для решения стандартных профессиональных задач 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Технологии электронного образования в общем обучении

 
1.1
Обзор технологий электронного обучения, внедряемых в образовательный процесс /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
1.2
Обзор технологий электронного обучения, внедряемых в образовательный процесс /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
1.3
Информационные и телекоммуникационные технологии:  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
 
Раздел 2. Педагогические технологии обучения:от теории к практике

 
2.1
Разработка материалов методического обеспечения образовательного процесса построенного на основе технологии электронного обучения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
2.2
Подбор методического материала /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
2.3
Дидактические принципы обучения, отражающие применение

технологий электронного обучения. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э4

2
ПК-1.3
1
0
 
2.4
Электронные информационные ресурсы: /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э4

7
ПК-1.3
1
0
 
 
Раздел 3. Организация обеспечения внедрения технологий электронного обучения в образовательный процесс

 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.1
Особенности технологий электронного обучения, ориентированных на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
3.2
Электронные ресурсы, все чаще используемые в образовательном процессе, на рынке учебников

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
3.3
учебник с высокой динамикой иллюстративного материала /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
3.4
Internet-учебник, учебник, открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации,

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
3.5
Достоинства электронных технологий в образовании /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
3.6
Недостатки электронных технологий в образовании /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
3.7
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.3 УК-6.2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Государственная политика и основы нормативно-методического регулирования образовательного процесса в системе высшего образования России.

2.Обзор важнейших нормативно-правовых актов, действующих в системе ВО РФ, в их взаимосвязи.

3.Основные задачи и направления развития системы высшего образования России в соответствии со стратегическими программными документами.

4.Болонская декларация и основные принципы формирования единого европейского пространства высшего образования.

5.Функции, структура и содержание ФГОС и ОС для трех уровней высшего образования.

6.Введение в дистанционное, электронное и комбинированное обучение (blended learning). 7.Электронное обучение: технология или направление развития современного образования.

8.История, современное состояние, проблемы, перспективы и тенденции развития. 9.Современная концепция непрерывного образования (Lifelong Learning).

10. Ресурсные центры дистанционного и электронного обучения.

11.Порталы и сайты университетов, структура и каталогизация.

12.Электронные библиотеки университетов и факультетов.

13.Массовые открытые онлайн курсы.

14. Электронные среды обучения. Обзор отечественных и зарубежных коммерческих и свободно распространяемых электронных систем обучения (ЭСО).

15.Формирование ЭСО университета, факультета на примере технического и классического университетов. Структура. Характеристика. Знакомство с системами доставки курсов, тестирующими системами и платформами для организации учебного процесса в электронной среде, их сравнение на примере платформ DiSpace и Moodle.

16. Видеомероприятие, как элемент ЭО. Проведение видеолекций и вебинаров в синхронном и асинхронном режимах.

17.Методические рекомендации для преподавателей по подготовке к видеомероприятиям. 18.Массовые открытые онлайн курсы, как пример использования видеолекций в учебном процессе. Использование гаджетов.

19. Проектирование и реализация курсов для электронной поддержки обучения. 20.Знакомство с примерами сетевых курсов для программ ВО. Типология ЭОР.

21.Разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Создание компонентов ЭУМК по дисциплине в соответствии с ОС/ФГОС и размещение их в ЭСО университета (факультета). Экспертиза качества, статус и регист- рация ЭУМК. Учет в рейтингах и списках публикаций. ЭУМК и балльно-рейтинговая система (БРС).

22. Преподаватель в среде ЭО: функции, компетенции, средства поддержки. Структура деятельности преподавателя в электронных средах обучения (ЭСО). Организация учебной деятельности при реализации электронного и комбинированного обу- чения (blended learning).

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
23.Адаптация педагогических технологий при внедрени и элементов ЭО.

24. Авторское право и электронные ресурсы интернета. Корректное соблюдение чужих авторских прав и защита собственных при электронных публикациях.

25.Сущность понятий «надлежащее цитирование», «служебное произведение» преподавателя. Защита авторских прав и интеллектуальной собственности.

26. Тьюторские технологии в организации учебной деятельности.

27. Роль и функции тьютора в условиях, традиционного, электронного и комбинированного обучения.

28. Вопросы качества обучения с применением ЭО и ДОТ.

29. Мониторинг качества ЭСО, ЭУМК и преподавательской деятельности.

30. Методики проведения и инструментарий мониторинга

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика заданий для письменных работ:

1.Поиск, аннотирование и реферирование информационных источников по избранной теме

2. Создание интеллект-карты "Цели использования информационных технологий в современном информационно- образовательном пространстве"

3.Описание и разработка профессиональных задач, решаемых на основе информационных технологий (тематика на выбор)

4. Разработка гипертекстового мультимедийного ресурса по избранной теме.

5. Проектирование телекоммуникационного информационного ресурса (тематика на выбор)

6. Обзор дискурсных ресурсов в профессиональных сообществах, участие в телеконференции, анализ полученного опыта.

7.Поиск, аннотирование и реферирование информационных источников по избранной теме

8.Создание интеллект-карты "Цели использования информационных технологий в современном информационно- образовательном пространстве"

9.Описание и разработка профессиональных задач, решаемых на основе информационных технологий (тематика на выбор)

10. Разработка гипертекстового мультимедийного ресурса по избранной теме.

11. Проектирование телекоммуникационного информационного ресурса (тематика на выбор)

12. Обзор дискурсных ресурсов в профессиональных сообществах, участие в телеконференции, анализ полученного опыта.

13. Выполните анализ Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата (специалитета, магистратуры или аспирантуры), утвержденного приказом Минобрнауки России.

14 .Проведите сравнительный анализ образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого университетом по своему профилю

15.В образовательном стандарте 44.06.01 Образование и Педагогические науки выделите среди общепрофессиональных 1-2 компетенции и разверните их по схеме: «компетенция» – «индикаторы достижения компетенции» в терминах деятельности.

16. Опишите свой личный опыт обучения с использованием ЭО. Какие курсы изучали и какова была форма обучения? Приведите ссылки на наиболее удачные курсы. Опишите положительные и отрицательные моменты в обучении по Вашему личному опыту.

17. Подготовка к занятию со студентами бакалавриата по одному из разделов дисциплины. Подготовьте блокнот закладок со ссылками на открытые источники по: теоретическим текстовым материалам, обучающим задачам, заданиям, тестам для самопроверки, видеоматериалам, интерактивным моделям и т.п.

18. Спланируйте и запишите фрагмент видео- или аудиолекции пользуясь любым бесплатным приложением.

19. Опишите структуру и создайте проект рабочей программы по дисциплине.

20. Предложите структуру ЭУМК для своего курса и наполните его учебными, методическими и контролирующими материалами по своей специальности в системе Moodle.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лобачев, С. Л.
Основы разработки электронных образовательных ресурсов : учебное пособие для вузов / С. Л. Лобачев. — 3-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 188 c. — ISBN 978-5-4486-0503-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79711.html.
Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019.
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Гураков, А. В.
Технологии электронного обучения : учебное пособие / А. В. Гураков, В. В. Кручинин, Ю. В. Морозова, Д. С. Шульц. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. — 68 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72196.html.
Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кисляков, П. А.
Аудиовизуальные технологии обучения : учебно-методическое пособие / П. А. Кисляков. — Саратов : Вузовское образование, 2015. — 180 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33856.html.
Саратов : Вузовское образование, 2015.
 
Л2.2
Вайндорф-Сысоева, М. Е. 
Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9202-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433436.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э3
Видеолекция, круглый стол «К чему готовит Ваша школа?». - URL:https://www.youtube.com/watch?v=lq5BizDz5Lw&feature=youtu.be
 
Э4
Видеолекция, круглый стол «Онлайн-риски, киберагрессия и цифровая культура поведения». - URL:https://www.youtube.com/watch?v=sQtbrzuiQ6A&feature=youtu.be
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания и материалы по видам занятий

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для лиц с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.