2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Теория и методика физического воспитания_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика физического воспитания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
экзамен 2 зачет 1 зачет с оценкой 2
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
17
самостоятельная работа
241
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
8
8
12
12
Практические
4
4
14
14
18
18
Итого ауд.
8
8
22
22
30
30
Кoнтактная рабoта
8
8
22
22
30
30
Сам. работа
60
60
181
181
241
241
Часы на контроль
4
4
13
13
17
17
Итого
72
72
216
216
288
288
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Гумеров Р.А. _________________
 
 
Теория и методика физического воспитания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся компетенций в области физической культуры и спорта, подготовка  выпускника к преподавательской и тренерской деятельности на основе знаний общих  основ теории и методики физической культуры.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формирование знаний о направленности,  средствах,  методах  и принципах физического воспитания,физической культуры и спорта, особенностей организации процесса физического воспитания в образовательных организациях с различными группами обучающихся.
1.4
Формирование практических умений применения форм, средств и методов физической культуры и спорта, их целесообразного отбора и сочетания для построения целостной системы физического воспитания в образовательных организациях.
1.5
Формирование положительного отношения к применению средств физической культуры для удовлетворения индивидуальных потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Лыжная подготовка с методикой преподавания
2.1.3
Первая помощь пострадавшим
2.1.4
Природные опасности и защита от них
2.1.5
Русский язык и культура речи
2.1.6
Финансово-экономический практикум
2.1.7
Дорожная безопасность
2.1.8
История физической культуры
2.1.9
Концептуальные основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексная безопасность образовательной организации
2.2.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.3
Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта
2.2.4
Производственная педагогическая  практика
2.2.5
Гражданская оборона
2.2.6
Охрана труда в образовательной организации
2.2.7
Социальные опасности, профилактика и защита от них
2.2.8
Спецкурс по курсовой работе (методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности)
2.2.9
Спортивные и подвижные игры с методикой преподавания
2.2.10
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
2.2.11
Легкая атлетика с методикой преподавания
2.2.12
Производственная педагогическая практика
2.2.13
Физиология физкультурно-спортивной деятельности
2.2.14
Лечебная физическая культура
2.2.15
Основы национальной безопасности Российской Федерации
2.2.16
Правовое регулирование  обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Способы автономного существования
2.2.19
Физиология спорта
2.2.20
Экологическая безопасность
2.2.21
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.22
Основы обороны государства и  военной службы
2.2.23
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.24
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.2.25
Гигиена физического воспитания и спорта
2.2.26
Спортивная медицина
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
2.2.27
Спортивная морфология
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Цели, принципы и формы физического воспитания различных  контингентов населения;
3.1.2
Средства и методы физического воспитания различных  контингентов населения;
3.1.3
Возрастные особенности физического воспитания;
3.1.4
Средства диагностики уровня физической работоспособности и здоровья занимающихся;
3.1.5
Характеристику документов планирования и контроля физического воспитания занимающихся;
3.1.6
Структуру и характеристику системы спортивной подготовки;
3.1.7
Характеристику документов планирования спортивной подготовки;
3.1.8
Основные направления оздоровительной физической культуры;
3.1.9
Средства оздоровительной направленности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Определять общие  и конкретные цели и задачи физического воспитания и двигательной рекреации как составной части гармоничного  развития личности,  укрепления ее  здоровья,  физического  совершенствования;
3.2.2
Использовать  в своей  деятельности  профессиональную  лексику;
3.2.3
Проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования;
3.2.4
Организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в  сферах профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Технологией обучения двигательным действиям и  воспитания физических  качеств;
3.3.2
Приемами  объяснения и демонстрации основных  и вспомогательных элементов физических упражнений;
3.3.3
Технологией планирования  и контроля физкультурной деятельности различных контингентов занимающихся;
3.3.4
Технологией разработки, внедрения и коррекции индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию  двигательных способностей обучающихся, на основе результатов применения различных методов оценки физического функционального состояния.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Историческая обусловленность

возникновения и развития

физической культуры и интегрирующая роль в системе физкультурного образования РФ. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина

 
1.1
Предпосылки и история появления теории и методики физической культуры, как учебной и научной дисциплины.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.2
Условия и причины развития социальной системы физической культуры, ее принципы и основные звенья.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Объект и предмет научного изучения теории и методики физической культуры.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Ведущая роль дисциплины «Теория и методика физической культуры» в процессе интеграции профилирующих дисциплин в формировании у обучающихся целостного представления и готовности к профессиональной деятельности бакалавра.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Физическая культура как

целостное социальное явление. Система физического воспитания в РФ

 
2.1
Функции физической культуры и их характеристика.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Разновидности физкультурной практики в различных сферах жизнедеятельности общества: функциональные особенности компонентов физической культуры.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.3
Личностные, предметные и метапредметные связи при планирование содержания уроков по физической культуры.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.4
Организация образовательного процесса по физической культуре, определяемая ФГОС общего образования.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.5
Организация образовательного процесса по физическому воспитанию с использованием дистанционных технологий. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Формирование личности в процессе физического воспитания

 
3.1
Роль физической культуры в формировании личностных качеств.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.2
Физическая культура личности.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.3
Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3.4
Методы формирования физической культуры личности.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.5
Нравственное и патриотическое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями (задачи специфика и содержание, методы).  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.6
Умственное воспитание в процессе занятий физическими упражнениями (задачи, специфика и содержание, методы и методические приемы).  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.7
Эстетическое и этическое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями (задачи, средства).  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.8
Трудовое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями (задачи, средства).  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.9
Самовоспитание.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.10
Решение задач в процессе занятий по физическому воспитанию: образовательных, воспитательных, оздоровительных, развивающих. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.11
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 4. Средства физического воспитания

 
4.1
Понятие о средствах физического воспитания.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.2
Краткая характеристика и особенности применения.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.3
Физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.4
Физическое упражнение как основное средство физического воспитания.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
4.5
Разнообразие подходов к понятию физического упражнения.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.6
Факторы, влияющие на применение физических упражнений.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.7
Определения техники физического упражнения.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.8
Виды техники: индивидуальная и эталонная.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.9
Элементы техники и их краткая характеристика: основы техники, основное звено и детали техники.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.10
Фазы техники выполнения движений: подготовительная; основная, заключительная.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.11
Оценки эффективности техники: по результативности физического упражнения (спортивный результат и др.); по соответствию параметров наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники (путем сравнения); по разнице между реальным результатом и возможным.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.12
Следовой (ближайший) и кумулятивный эффект упражнения.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.13
Классификация физических упражнений.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.14
Использование «искусственной» управляющей среды (специальные сооружения) для повышения эффективности физических упражнений.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.15
Единство средств физического воспитания как необходимое условий успешного решения задач физического воспитания. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 5. Формы построения занятий. Планирование, контроль и учет в

процессе занятий физическими

упражнениями

 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
5.1
Характеристика форм физического воспитания, обусловленность разнообразия форм многообразием задач.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.2
Формы физического воспитания в семье, дошкольных учреждениях, в школе, в учреждениях дополнительного образования.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.3
Взаимосвязь формы и содержания занятий.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.4
Классификация, содержание и построение занятий урочного типа.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.5
Требования к методике проведения урока.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.6
Общая характеристика занятий неурочного типа.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.7
Тренировочные занятия и их характеристика.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.8
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 6. Формы построения занятий. Планирование, контроль и учет в

процессе занятий физическими

упражнениями

 
6.1
Самоконтроль и его характеристика.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.2
Основные методы педагогического контроля.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.3
Общая характеристика основных документов планирования (учебный план, учебная программа, общегодовой план по физической культуре, план-график учебного процесса, тематический план, расписание занятий, технологическая карта).  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.4
Виды, содержание и основные методы контроля.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.5
Понятие о планировании, значение, требования, его виды и содержание.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.6
Понятия контроля и учета, требования к учету.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 7. Физическое воспитание в дошкольных образовательных и в общеобразовательных учреждениях

 
7.1
Физическое воспитание детей дошкольного возраста и школьного возраста: значение и задачи.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
7.2
Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
7.3
Особенности развития движений.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
7.4
Средства, формы и методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста и школьного возраста (методика проведения занятий и мероприятий).  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
7.5
Особенности организации процесса физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных и в общеобразовательных учреждениях. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 8. Физическое воспитание в системе среднего профессионального и высшего образования

 
8.1
Значение и задачи физического воспитания в учреждениях среднего профессионального образования.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
8.2
Сущность и значение планирования.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
8.3
Возрастные особенности развития контингента.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
8.4
Особенности задач, содержания и построения физического воспитания.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
8.5
Типовое содержание программы по физическому воспитанию студентов, ее нормативные основы.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
8.6
Особенности организации и методики проведения занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
8.7
Профессионально-прикладная физическая подготовка.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
8.8
Формы организации занятий физическими упражнениями и особенности методики проведения занятий.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
8.9
Физическая культура во внеучебное время.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
8.10
Массовые спортивные и туристские мероприятия.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 9. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры 

 
9.1
Особенности внеурочных форм занятий.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.2
Типичная направленность, содержание и методика построения крупных форм: самостоятельные тренировочные занятия, физкультурно-рекреативные занятия, спортивный час, соревнования.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.3
Роль малых форм занятий в процессе физического воспитания.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.4
Методика построения малых форм занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные перемены, физкультурные паузы и минуты.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
стр. 11
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
9.5
Нормирование нагрузки и отдыха при воспитании физических качеств в отдельных занятиях и сериях занятий.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.6
Правила сочетания упражнений, стимулирующих развитие физических качеств.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.7
Принципиальные основы сочетания различных методических направлений при воспитании физических качеств.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.8
Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня обучающихся младшего, среднего, старшего школьного возраста.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.9
Организация, содержание и проведение занятий физическими упражнениями в группах продленного дня.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.10
Оздоровительно-профилактические мероприятия в режиме учебного дня обучающихся младшего, среднего, старшего школьного возраста.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

5
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.11
Крупные спортивно-массовые мероприятия.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.12
Организация проведения соревнований.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.13
Особенности проведения секционных занятий в учреждениях дополнительного образования.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.14
Виды и структура планирования.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.15
Исходные документы планирования и их типичные формы.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
9.16
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

11
ПК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену

 
стр. 12
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 

1. Характеристика стадий развития и целей физической культуры.

2. Сущность физической культуры (3 аспекта в понимании физической культуры).

3. Характеристика ценностей в сфере физической культуры.

4. Элементы физической культуры личности.

5. Потребности и деятельность во всестороннем развитии человека.

6. Взаимосвязь физической культуры и здорового образа жизни.

7. Характеристика понятий «физическая культура», «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физическая подготовленность», «образование в области физической культуры», « спорт».

8. Основные методические положения физического образования во взглядах П.Ф. Лесгафта.

9. Этапы развития научно-теоретического знания о физической культуре в нашей стране.

10. Характеристика основных аспектов знания о физической культуре.

11. Теория физической культуры как научная дисциплина.

12. Теория и методика физической культуры как учебная дисциплина, ее ведущая роль в системе подготовки педагога по физической культуре.

13. Компоненты системы физической культуры и их характеристика.

14. Особенности спорта.

15. Социальные функции спорта.

16. Адаптивная физическая культура и ее характеристика.

17. Общекультурные функции физической культуры.

18. Специфические функции физической культуры.

19. Исходные основы системы физической культуры и их характеристика.

20. Цель и задачи системы физической культуры

21. Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры.

22. Характеристика принципов: всестороннего развития личности, оздоровительной направленности, связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой.

23. Характеристика основных понятий «физическое упражнение», «движение», «двигательное действие», «двигательный акт».

24. Состав средств физической культуры и их характеристика.

25. Характерные признаки физического упражнения и обоснование физического упражнения как основного средства физической культуры.

26. Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений.

27. Содержание и форма физических упражнений.

28. Понятие о технике физического упражнения, характеристика персональной и типовой индивидуализации техники, части техники и фазы физического упражнения.

29. Пространственные характеристики техники движения.

30. Пространственно-временные характеристики техники движения.

31. Временные характеристики техники движения.

32. Динамические и ритмические характеристики техники движения.

33. Педагогические критерии эффективности техники.

34. Качественные характеристики двигательных действий.

35. Эффекты упражнения и их характеристика.

36. Понятия «нагрузка», «внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки, компоненты.

37. Закономерности реакции организма на физические нагрузки.

38. Виды нагрузки и их характеристика.

39. Классификация нагрузок в зависимости от педагогических задач.

40. Параметры объема и интенсивности в отдельном упражнении.

41. Понятие о зонах мощности, соотношение объема и интенсивности нагрузки, разновидности и интервалы отдыха.

42. Приемы изменения нагрузки.

43. Классификации физических упражнений.

44. Реализация принципа сознательности и активности в физическом воспитании.

45. Реализация принципа наглядности на занятиях физическими упражнениями.

46. Реализация принципа доступности и индивидуализации на занятиях физическими упражнениями.

47. Реализация принципа систематичности на занятиях физическими упражнениями.

48. Реализация принципа прочности и прогрессирования на занятиях физическими упражнениями.

49. Общая характеристика принципа непрерывности.

50. Общая характеристика принципа прогрессирования воздействий.

51. Общая характеристика принципа цикличности.

52. Общая характеристика принципа возрастной адекватности педагогического воздействия.

53. Характеристика понятий «метод», «методический прием», «методика», «методическое направление», «методический подход».

54. Общая характеристика методов, применяемых в физической культуре (классификация, требования к выбору применения).

55. Характеристика соревновательного метода.

56. Характеристика игрового метода.

57. Структурные основы методов физических упражнений (нагрузка и отдых как основа методов упражнения; способы регламентации двигательной деятельности и подходы к освоению движений).

 
стр. 13
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
58. Методы целостного и расчлененного упражнения, их назначение, разновидности и особенности применения.

59. Характеристика метода равномерного упражнения.

60. Характеристика метода переменного упражнения.

61. Характеристика метода повторного упражнения.

62. Характеристика метода интервального упражнения.

63. Характеристика методов наглядного воздействия.

64. Характеристика методов словесного воздействия.

65. Круговая тренировка, ее характеристика.

66. Методы организации учебно-воспитательной деятельности занимающихся.

67. Характеристика понятий «знания в физическом воспитании», «двигательное умение», «двигательный навык», «обучение», «методика обучения».

68. Общая характеристика процесса обучения (определение понятий, специфика, содержание, особенности).

69. Формирование двигательных умений и навыков (определение понятий, черты навыков, условия, влияющие на формирование навыка, значение и классификация двигательных навыков).

70. Закономерности формирования двигательного навыка (три фазы). Взаимодействие навыков (перенос).

71. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика этапов обучения.

72. Способы предупреждения и исправления ошибок.

73. Характеристика понятий «двигательные», «физические», «спортивные» способности и «двигательные» качества. Закономерности развития физических способностей.

74. Развитие силовых способностей (определение, факторы, оказывающие влияние на развитие и уровень проявления силовых способностей, режимы работы мышц, абсолютная и относительная сила, виды силовых проявлений, возрастная динамика развития).

75. Задачи, средства, основные и дополнительные методы развития силы, их характеристика. Тестирование силовых способностей.

76. Развитие скоростно-силовых способностей (определение, отличительные черты скоростно-силовых способностей, факторы, оказывающие влияние на развитие и уровень проявления скоростно-силовых способностей, формы их проявления, основные требования к упражнениям и условиям их выполнения, возрастная динамика развития). Тестирование скоростно-силовых способностей.

77. Развитие скоростных способностей (определение, элементарные и комплексные формы проявления быстроты, факторы, оказывающие влияние на развитие и уровень проявления быстроты, возрастная динамика развития, основные методы развития быстроты двигательных реакций).

78. Методика развития быстроты движений, понятие «скоростной барьер» и способы его предупреждения и преодоления. Тестирование скоростных способностей.

79. Развитие выносливости (определение, факторы, оказывающие влияние на развитие и уровень проявления выносливости, виды, возрастная динамика развития).

80. Задачи, средства, методы развития выносливости. Тестирование выносливости.

81. Развитие координационных способностей (определение, факторы, оказывающие влияние на развитие и уровень проявления координационных способностей, виды, критерии, задачи и средства).

82. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей, методика развития ловкости, возрастная динамика развития. Тестирование ловкости.

83. Способность поддерживать равновесие (виды, методические приемы, возрастная динамика развития). Тестирование способности поддерживать равновесие.

84. Способность к рациональному мышечному расслаблению (методические приемы, возрастная динамика развития), способность дифференцировать пространственные, временные, динамические параметры движений (методические приемы, возрастная динамика развития). Тестирование координационных способностей.

85. Развитие гибкости (определение, факторы, оказывающие влияние на развитие и уровень проявления, виды, возрастная динамика развития. Тестирование гибкости.

86. Единство и взаимосвязь между сторонами воспитания.

87. Нравственное и патриотическое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями (задачи, специфика и содержание, методы).

88. Умственное воспитание в процессе занятий физическими упражнениями (задачи, специфика и содержание, методы и методические приемы).

89. Эстетическое и этическое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями (задачи, методы, средства).

90. Трудовое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями (задачи, средства).

91. Планирование учебной работы по предмету «физическая культура» в школе. Характеристика годового и четвертного планов учебной работы по физической культуре в школе.

92. Конспект урока (значение, разработка содержания, оформление).

93. Формы организации занятий по физической культуре детей школьного возраста.

94. Урок как основная форма организации учебной работы по физической культуре в школе.

95. Характеристика урочных форм занятий по физической культуре в школе.

96. Классификация уроков физической культуры.

97. Особенности физического воспитания учащихся специальной медицинской группы.

98. Оценка состояния здоровья школьников и контроль за его динамикой учителем.

99. Контроль за результатами учебно-познавательной деятельности школьников.

100. Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости. Виды и приемы оценки образовательной деятельности.

101. Тестирование как метод исследования в физической культуре.

102. Физическое воспитание учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

 
стр. 14
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
103. Личностные, предметные и метапредметные связи при планирование содержания уроков по физической культуры.

104. Организация образовательного процесса по физической культуре, определяемая ФГОС общего образования.

105. Организация образовательного процесса по физическому воспитанию с использованием дистанционных технологий.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.

1. Контрольная работа в форме эссе «Список требований к структуре и оформлению презентации по тематике физического воспитания для школьников младшего, среднего и старшего школьного возраста.».

2. Контрольная работа «Составление словаря терминов и понятий (кроссворда) по разделу дисциплины «Научно-теоретические основы физической культуры».

3. Контрольная(ые) работа(ы) в форме тестирования по разделу дисциплины «Средства физического воспитания».

4. Контрольная работа: доклад с использованием различных информационных ресурсов по темам: «Социальное значение физической культуры в современном обществе», «Развитие личностных качеств в процессе занятий физическими упражнениями».

5. Учебное задание: Подготовить краткие аннотации трёх научных статей, включая интернет-источники, по теме: «Классификации методов в теории физической культуры».

6. Контрольная работа: составить план-конспект урока по физической культуре (на выбор): для обучающихся младших (средних, старших) классов с включением материала по воспитательной работе.

7. Контрольная работа «Составьте последовательность действий, при разработке рабочей программы по физической культуре для школьников.».

8. Контрольное задание «Составления комплекса упражнений для обучения двигательному действию».

9. Реферат на одну из предложенных тем (в «программе» указаны примерные темы): «Организация работы по физическому воспитанию в спортивно-оздоровительных (летних оздоровительных) лагерях», «Роль и место физической культуры в системе Российского образования», «Методика проведения занятий по физической культуре детей дошкольного, школьного возраста», «Методическая работа учителя по физической культуре» и др.

Тематика рефератов Семестр 4

1. Какие вы знаете требования к результатам освоения основной образовательной программы по ступеням общего образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения).

2. Какие вы знаете условия обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

3. Какие вы знаете способы достижения результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре

4. Как определять содержание обучения по физической культуре в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

5. Как обеспечивать условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

6. Как организовывать самостоятельную работу для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения , используя различные приемы самообразования

7. Продемонстрируйте владение навыками проектирования  рабочих  программ  и тематического плана  по физической культуре  с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

8. Продемонстрируйте владение навыками самостоятельного отбора учебных материалов  для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре

9. Продемонстрируйте владение навыками оценивания  достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре

10. Опишите цели, содержание и структуру деятельности, основные условия продуктивного общения, средства вербального и невербального общения;

11. Каковы теоретические основы взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

12. Какие вы знаете пути разрешения конфликтных ситуаций

13. Как использовать приемы и навыки продуктивного общения с различными субъектами педагогического процесса

14. Как анализировать собственную педагогическую деятельность и деятельность коллег

15. Как эффективно разрешать конфликтные ситуации;

Тематика рефератов Семестр 5

1. Продемонстрируйте владение способами взаимодействия, осуществления психолого-педагогической поддержки,

2. Продемонстрируйте владение различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности, способами установления контактов и поддержания взаимодействия с участниками образовательного процесса.

3. Продемонстрируйте владение опытом эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

4. Какими методами можно оценить физическое функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей

5. Какие вы знаете методы оценки физического функционального состояния обучающихся

6. Опишите технологию разработки индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию  двигательных способностей обучающихся

7. Какие вы знаете технологии  внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию двигательных способностей обучающихся

 
стр. 15
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
8. Как применять методы оценки физического функционального состояния обучающихся.

9. Как разрабатывать  индивидуальные программы оздоровления и развития, обеспечивающие полноценную реализацию  двигательных способностей обучающихся.

10. Как внедрять и корректировать индивидуальные программы оздоровления и развития, обеспечивающие полноценную реализацию  двигательных способностей обучающихся.

11. Продемонстрируйте владение опытом применения различных методов оценки физического функционального состояния обучающихся

12. Продемонстрируйте владение опытом разработки  индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию  двигательных способностей обучающихся, на основе результатов применения различных методов оценки физического функционального состояния.

13. Продемонстрируйте владение опытом внедрения и коррекции индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию  двигательных способностей обучающихся, на основе результатов применения различных методов оценки физического функционального состояния.

14. Использование  возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.

15. Требования к результатам освоения основной образовательной программы по ступеням общего образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения).

Тематика рефератов Семестр 6

1. Условия обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

2. Способы достижения результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре.

3. Содержание обучения по физической культуре в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

4. Условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

5. Самостоятельная работа для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения , используя различные приемы самообразования.

6. Проектирование  рабочих  программ  и тематического плана  по физической культуре  с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

7. Отбор учебных материалов  для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре

8. Оценка достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре

9. Назовите цели, содержание и структуру деятельности, основные условия продуктивного общения, средства вербального и невербального общения;

10. Теоретические основы взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

11. Приемы и навыки продуктивного общения с различными субъектами педагогического процесса

12. Как эффективно разрешать конфликтные ситуации;

13. Способы взаимодействия, осуществления психолого-педагогической поддержки,

14. Основы овладения средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности, способами установления контактов и поддержания взаимодействия с участниками образовательного процесса.

15. Оценка физического функционального состояния обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Карась, Т.Ю.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие/ Карась Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 131 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85832.html
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ветков, Н.Е.
Спортивные и подвижные игры : учебно-методическое пособие/ Ветков Н.Е.— Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61049.html
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016
 
стр. 16
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Быченков, С.В.
Теория и организация физической культуры в вузах : учебно-методическое пособие/ Быченков С.В., Курбатов А.В., Сафонов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 242 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70999.html
Саратов: Вузовское образование, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гумеров Р.А.
Дневник производственной практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДЮСШ
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
Л3.2
Гумеров Р.А.
Дневник учебной практики: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. http://lib.sportedu.ru/ 
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий http://www.igHb.ru 
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов. http://www.elibrary.ru
 
Э4
Журнал «Теория и практика физической культуры» http://www.lib.sportedu.ru/Press/TPFK/ 
 
Э5
Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» http://www.lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/ 
 
Э6
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPR BOOKS  http://www.iprbookshop.ru/ 
 
Э7
Электронно-библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 17
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойк, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты. 
 
7.2
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы.

Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление 

 
стр. 18
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, 

 
стр. 19
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.