2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Исторический роман_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Исторический роман
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Доктор соцологическихх наук,  проф. , Дырин Сергей Петрович _________________
 
 
Исторический роман
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании представления о взаимосвязи истории и литературы на примере развития жанра исторического романа в английской, французской и русской литературах.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
установить межпредметные связи между литературой и историей на материале изучаемых художественных произведений;
1.4
актуализировать и расширить знания по истории стран изучаемых художественных произведений;
1.5
дать представление о художественных особенностях исторического романа как жанра;
1.6
представить литературу как искусство слова, отражающее общественное сознание;
1.7
формировать навыки культурно-исторического анализа литературно-исторического материала
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Психология
2.2.2
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.2.3
История средних веков
2.2.4
Источниковедение
2.2.5
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.2.6
Педагогика
2.2.7
Архивоведение
2.2.8
Учебная архивная практика
2.2.9
Учебная технологическая практика
2.2.10
Методика обучения истории
2.2.11
Новая история стран Европы и Америки
2.2.12
Учебная технологическая практика
2.2.13
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.14
Историография
2.2.15
История философии
2.2.16
Культурология
2.2.17
Методика обучения обществознанию
2.2.18
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.19
Производственная педагогическая  практика
2.2.20
Производственная педагогическая практика
2.2.21
Учебная музейная практика
2.2.22
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.23
Правоведение
2.2.24
Производственная педагогическая практика
2.2.25
Экономика
2.2.26
Этика
2.2.27
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.28
История зарубежной литературы XIX-XX в.
2.2.29
Литература древней и средневековой Руси
2.2.30
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
2.2.31
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.32
Религиоведение
2.2.33
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.2.34
Музееведение
2.2.35
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.36
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
историю того времени, о котором повествуется в историческом романе, в ее поступательном развитии и в персоналиях;
3.1.2
методы и приемы культурно-исторического анализа;
3.1.3
содержание изучаемых произведений
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в способах и формах усвоения художественной традиции в истории литературы;
3.2.2
анализировать художественные произведения русских и зарубежных писателей, принадлежащих к различным художественным направлениям и историческим эпохам;
3.2.3
собирать, структурировать и излагать материал по проблеме развития жанра исторического романа (письменно и устно в жанре отзыва, конспектирования научной литературы)
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  назвать социальные и культурные различия исторических эпох;
3.3.2
навыками культурно-исторического анализа художественного произведения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Исторический роман как литературный жанр в мировой литературе

 
1.1
Исторический роман как литературный жанр в мировой литературе /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1
1
0
 
1.2
Роль романов Вальтера Скотта в развитии жанра исторического романа /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
1.3
Исторический роман В.Скотта "Айвенго" /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
1.4
Исторический роман В.Скотта "Пуритане" /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
 
Раздел 2. Исторический роман во французской литературе

 
2.1
Исторический роман во французской литературе XIX и ХХ веков /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1
1
0
 
2.2
Роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
2.3
Исторические жанры в эстетике французского романтизма. Классические образцы французского исторического романа XIX века: «Хроника времен Карла IX» П. Мериме /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.4
Отверженные» В. Гюго как движение исторического повествования в сторону «романа-фельетона». «Превращения» исторического романа в авантюрно-приключенческий (романы А. Дюма, «Каптан Фракасс» Т. Готье), «археологический», «экзотический», или восточный («Саламбо» Флобера). /Ср/
Л1.2Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
 
Раздел 3. Исторический роман в русской литературе

 
3.1
Развитие жанра русского исторического романа в XIX веке  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1
1
0
 
3.2
Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" как образец русского исторического романа /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
3.3
"Тарас Бульба" Н.В. Гоголя как народно-героическая эпопея /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
3.4
Образ Петра Первого на страницах русского исторического романа (на примере произведений А.О.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
3.5
История России на страницах исторического романа XIX века или ХХ века (произведение по выбору студента). /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

20
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
3.6
Развитие жанра русского исторического романа в ХХ веке /Лек/
Л1.3Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1
1
0
 
3.7
Эпопея Михаила Шолохова "Тихий Дон" /Пр/
Л1.3Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
3.8
Роман Алексея Толстого "Петр Первый" как исторический роман /Пр/
Л1.3Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
3.9
Российский исторический роман XXI века /Ср/
Л1.3Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
3.10
Роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Исторический роман как литературный жанр

2. Роль романов Ваьтера Скотта в развитии жанра исторического романа

3. Исторический роман В. Скотта «Айвенго»

4. Исторический роман В. Скотта "Пуритане"

5. Исторический роман В. Скотта "Квентин Дорвард"

6. Исторический роман во французской литературе XIX и ХХ вв.

7. Роман В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

8. Исторический роман В. Гюго "Отверженные"

9. Правда и вымысел в творчестве Александра Дюма-старшего

10.Историческая хроника П. Мериме "Хроника царствования Карла IX"

11. Развитие жанра русского исторического романа в ХIХ веке

12. Историческое творчество А.С. Пушкина ("Капитанская дочка", "Борис Годунов", "Медный всадник")

13. Консервативное направление в российском историческом творчестве XIX века(Ф. Булгарин, Н. Кукольник, М. Загоскин)

14. Приключенчекое направление в российском историческом творчестве XIX века (М.Н. Волконский, Н. Гейнце)

15. Эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир"

16. Развитие жанра русского исторического романа в первой половине ХХ века

17. Историческая трилогия Д.С. Мережковского "Христос и Антихрист"

18.История русской жизни начала ХХ века в романе М. Горького "Жизнь Клима Самгина"

19.Историческое творчество М. Алданова

20.Роман А. Толстого «Петр Первый» как исторический роман

21.Россия первой трети ХХ века в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

22.Исторические романы В. Яна

23.Историческое творчество Ю. Тынянова

24.Советский исторический роман второй половины ХХ века

25.Национальные герои России в творчестве Н. Злобина, А. Чапыгина, В. Шишкова

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
26.Исторические романы Д. Балашова

27.Исторические романы В. Пикуля

28.Роман В. Пикуля "Фаворит"

29.Исторический роман в постсоветской России

30.Альтернативное направление в российской исторической литературе (В. Свержин, С. Ерпылев) 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Темы контрольных заданий:

Осуществите историко-художественный анализ следующих исторических произведений (на выбор студента):

Алданов М. Святая Елена, маленький остров.

2. Амфитеатров А. Зверь из бездны.

3. Балашов Д. Похвала Сергию.

4. Бородин С. Дмитрий Донской.

5. Брюсов В. Огненный Ангел.

6. Булгарин Ф. Мазепа.

7. Вельтман А. Кощей бессмертный.

8. Загоскин М. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.

9. Замыслов В. Иван Болотников.

10. Злобин С. Степан Разин.

11. Кукольник Н. Альф и Альдона.

12. Лажечников И. Ледяной дом.

13. Лесков Н. Захудалый род.

14. Мережковский Д. Трилогия «Христос и Антихрист».

15. Новиков-Прибой А. Цусима.

16. Полевой Н. Клятва при гробе Господнем.

17. Сергеев-Ценский С. Севастопольская страда.

18. Толстой А. Князь Серебряный.

19. Толстой Л. Война и мир.

20. Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара.

21. Форш О. Современники.

22. Чапыгин А. Разин Степан.

23. Шишков В. Емельян Пугачёв.

24. Ян В. Чингиз-хан. Батый. К последнему морю (трилогия).

25. Гюго В. Девяносто третий год.

26. Манн Г. Молодые годы короля Генриха IV. Зрелые годы короля Ген-риха IV.

27. Манн Т. Иосиф и его братья.

28. Проспер М. Хроника царствования Карла IX.

29. Маргарет М. Унесённые ветром.

30. Анатоль Ф. Боги жаждут 

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Линков, В. Я.  
История русской литературы (вторая половина XIX века): учебник для вузов / В. Я. Линков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9419-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490457
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Гиленсон, Б. А.  
История зарубежной литературы эпохи Романтизма (первая треть XIX века): учебник и практикум для вузов / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 426 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01334-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511692
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.3
Кормилов, С. И.  
История русской литературы ХХ века (1920—1990-е годы): основные тенденции: учебное пособие для вузов / С. И. Кормилов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06887-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515397
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Голубков, М. М.  
Русская литература XX века : учебное пособие для вузов / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 238 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07240-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512595 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
 
Э2
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.