2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Физиология спорта_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиология спорта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
зачет 4, 5
Виды контроля на курсах:
зачет
8
самостоятельная работа
120
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
8
8
Практические
4
4
4
4
8
8
Итого ауд.
8
8
8
8
16
16
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
16
16
Сам. работа
60
60
60
60
120
120
Часы на контроль
4
4
4
4
8
8
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
преподаватель, Мубаракзянов Р.Б.;д.б.н., профессор, Денисенко Ю.П. _________________
 
 
Физиология спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование достаточный объем физиологических знаний, исследовательских умений и практических навыков, являющихся естественно-научной основой для организации исследований в физической культуре и спорте.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать основные понятия о жизнедеятельности организма человека, его функциях, целостности и взаимодействии с окружающей средой;
1.4
показать взаимодействие физиологических систем в различных условиях жизнедеятельности организма, особенности и принципы нейрогуморальной регуляции всех функций и процессов, включая особенности регуляции высших психических функций человека (высшую нервную деятельность);
1.5
показать взаимодействие средовых и наследственных факторов, средств и методов физической культуры и спорта в оптимизации физического и психического развития детей и подростков;
1.6
способствовать овладению междисциплинарными знаниями, умениями и навыками.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы адаптивного физического воспитания
2.1.2
Спортивная метрология
2.1.3
Физическая рекреация
2.1.4
Гимнастика с методикой преподавания
2.1.5
Лыжная подготовка с методикой преподавания
2.1.6
Основы экологического воспитания учителя физической культуры
2.1.7
Плавание с методикой преподавания
2.1.8
Теория и методика физического воспитания
2.1.9
Фитнес-технологии в спорте
2.1.10
Учебная практика по физической культуре
2.1.11
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.1.12
Гигиена физического воспитания и спорта
2.1.13
Основы хореографии в спорте
2.1.14
Устойчивое развитие и планирование в туризме
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика проведения НИР по физической культуре и спорту
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы физиологических закономерностей развития детского организма;
3.1.2
возрастные особенности адаптационных процессов к физическим упражнениям;
3.1.3
физиологические основы развития тренированности и двигательных качеств;
3.1.4
закономерности развития процессов утомления и восстановления организма
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
давать оценку физической работоспособности;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3.2.2
определять артериальное давление;
3.2.3
проводить спирометрию, динамометрию, расчет основного и общего обмена;
3.2.4
оценивать двигательные особенности;
3.2.5
диагностировать уровень тренированности;
3.2.6
исследовать умственную и физическую работоспособность;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами оценки физической работоспособности занимающихся физической культурой и спортом;
3.3.2
приемами контроля за функциональным состоянием занимающихся физической культурой и спортом;
3.3.3
приемами оценки функционального состояния за лицами разного возраста, занимающихся массовой физической культурой
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1 Введение

 
1.1
Физиология спорта - как учебная и научная дисциплина  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2 Адаптация к физическим нагрузкам

 
2.1
Фукциональная система адаптации. Физиологические резервы организма /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.2
Понятие о физиологических резервах, их характеристика и квалификация /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3  Физиологическая характеристик состояний организма при спортивной деятельностиа

 
3.1
Роль эмоций. Предстартовое состояние /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.2
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4 Физическая работоспособность спортсменов

 
4.1
Понятие о физической работоспособности. Прнципы и методы тестирования /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
4.2
Связь физической работоспособности с с направленностьютренировочного процесса /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5 Физиологические основы утомления и восстановительных процессов 

 
5.1
Физиологические механизмы утомления /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5.2
Физиологические механизмы восстановления /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5.3
Физиологические механизмы утомления и восстановления при различных видах физических нагрузок /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6 Физиологические основы классификации физических упражнений 

 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.1
Современная классификация физических упражнений /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
6.2
Критерии классификации. классификация физических упражнений /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 7. Раздел 7 Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств 

 
7.1
Формы проявления, механизмы и резервы развития физических качеств /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
7.2
Формы проявления, механизмы и резервы развития физических качеств /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 8. Раздел 8 Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков 

 
8.1
Двигательные умения и навыки, физиологические механизмы формирования /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
8.2
Физиологические механизмы и стадии формирования и совершенствования двиг. навыков /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
8.3
Физиологические основы развития тренированности как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
8.4
Физиологическая характеристика перетренированности перенапряжения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 9. Раздел 10 Физиологическая характеристика отбора и оздоровительной физической культуры

 
9.1
Физиологическая характеристика отбора /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
9.2
Физиологическая характеристика оздоровительной физической культуры /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
9.3
Пройденный материал, подготовка к микрозачетам и итоговому экзамену /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
9.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Процесс врабатывания, постепенная мобилизация физиологических функций, повышение работоспособности.

2. Изменение функционального состояния организма при «мертвой точке» и «втором дыхании».

3. Эрголитические средства, их влияние на восстановление и спортивную работоспособность.

4. Гормональные средства, их влияние на восстановления и повышение физической работоспособности.

5. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии.

6. Срочная и долговременная адаптация.

7. Функциональные системы адаптации.

8. Понятия о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация.

9. Современная физиологическая классификация физических упражнений.

10. Физиологические механизмы развития силы, феномен Лингарда-Верещагина.

11. Физиологические механизмы развития быстроты

12. Физиологические механизмы развития выносливости

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
13. Физиологические особенности урока физической культуры, обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.

14. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников.

15. Реакция тренированного и нетренированного организма на стандартные и предельные нагрузки.

16. Физиологические факторы, определяющие и лимитирующие выносливость спортсмена. Особенности проявления выносливости в Вашем виде спорта.

17. Генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств.

18. Значения различных фундаментальных систем в развитии аэробной выносливости.

19. Особенности восстановления после спортивных упражнений различного характера. Средства повышения эффективности процессов восстановления. Активный отдых (И.М.Сеченов).

20. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (условно-рефлекторные механизмы, двигательный динамический стереотип, экстраполяция, двигательная память, сенсорная афферентация).

21. Фазы формирования двигательного навыка, автоматизация движений спортсмена.

22. Соматический и вегетативный компоненты двигательного навыка. Особенности формирования двигательного навыка в различных видах спорта.

23. Физиологические механизмы физического качества сила. Максимальная произвольная сила, центральные и периферические факторы, ее определяющие, влияние эмоций и мотиваций. Типы гипертрофии мышц. Физиологическое обоснование тренировки мышечной силы в избранном виде спорта.

24. Физиологические основы тренировки скоростно-силовых качеств. Взрывная сила и ее механизмы. Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений.

25. Физиологические механизмы физического качества скорости (быстроты) движений и его проявлений (скрытый период двигательной реакции, время одиночного движения, темп движений).

26. Определение физического качества выносливость. Виды выносливости, роль генетических и средовых факторов в их развитии. Особенности проявления выносливости в избранном виде спорта.

27. Аэробная выносливость и кислородтранспортная система. Изменения в системах внешнего дыхания, крови и кровообращения, системе микроциркуляции мышц. Максимальное потребление кислорода (величины, методы определения).

28. Физиологические основы развития физических качеств ловкость и гибкость.

29. Морфофункциональные показатели тренированности спортсменов в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных (тестирующих) и предельных (соревновательных) нагрузок.

30. Факторы, определяющие и лимитирующие максимальное потребление кислорода. Порог анаэробного обмена и его использование в тренировочном процессе.

31. Физиологические закономерности занятий физической культурой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обратимости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.

32. Морфофункциональные особенности женского организма, лимитирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Менструальный цикл и его фазы (морфофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1 ЧСС и АД при работе в разной мощности.

2 Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста, активно занимающихся и не занимающихся спортом.

3 Влияние соревновательных нагрузок на характер регулирования сердечного ритма.

4 Динамика ЧСС в покое и после специальной нагрузки у спортсменов в выбранной специализации в недельном и месячном циклах тренировочного процесса.

5 Характеристика показателей внешнего дыхания (ЧД, время произвольной задержки дыхания) в покое и после работы различной мощности.

6 Адаптивные изменения некоторых функциональных показателей органов дыхания при физических нагрузках (ЖЕЛ, МОД, пробы Штанге и Генча).

7 Психофизиологическая диагностика в спортивном отборе.

8 Сравнительная характеристика функционального состояния нервно-мышечного аппарата у спортсменов различных специализаций и квалификации по данным миотонометрии.

Контрольные вопросы

1 Каковы основные показатели работы сердца как насоса? Каким образом изменяется и регулируется минутный объем крови (МОК), систолический объем (СО) и частота сердечных сокращений (ЧСС) с увеличением мощности аэробной работы?

2 Что такое система крови? Ее основные функции. Каковы основные изменения в системе крови уже мышечной деятельности?

3 Каковы основные функции различных отделов уже в управлении движениями?

4 Что такое сенсорные системы? Классификация и механизмы возбуждения рецепторов. Роль сенсорных систем в формировании двигательных навыков.

5 Что такое высшая нервная деятельность? Условные рефлексы, их роль в управлении движениями и жизнедеятельности человека.

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
см. фонд оценочных средств к приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Капилевич, Л. В. 
Физиология человека. Спорт: учебное пособие для вузов / Л. В. Капилевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09793-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490267 
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ковалева, А. В. 
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А. В. Ковалева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01206-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491287 
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. http://lib.sportedu.ru/ 
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий http://www.igHb.ru 
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов. http://www.elibrary.ru 
 
Э4
Журнал «Теория и практика физической культуры» http://www.lib.sportedu.ru/Press/TPFK/ 
 
Э5
Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» http://www.lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/ 
 
Э6
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPR BOOKS  http://www.iprbookshop.ru/ 
 
Э7
Электронно-библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.