2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Литературное образование обучающихся в условиях современной школы_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
153
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
153
153
153
153
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Старший преподаватель, Калинин Константин Андреевич _________________
 
 
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  мировоззрения и эстетического вкуса обучающихся, основанного на изучении художественной литературы для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития, осознания социальной значимости своей профессии
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся основные понятия литературного образования в условиях современной школы
1.4
развить самостоятельное творческое мышление обучающихся при чтении и анализе художественных произведений и осмысление современных литературоведческих проблем овладеть современными методами и технологиями обучения литературе
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Филологический анализ текста
2.1.2
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.3
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.1.4
Литературоведческий анализ текста
2.1.5
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.6
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Современный литературный процесс
2.2.6
Литературная критика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Литература"
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание предметной области "Литература";
3.1.2
основные понятия и закономерности в области литературы в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.3
методологию литературоведческих наук в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.4
содержание обучения для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.1.5
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.6
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.7
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.8
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять содержания предметной области "Литература";
3.2.2
научно обосновывать собственную позицию при отборе и анализе художественных произведений;
3.2.3
осуществлять отбор необходимой учебно-методической, научной и художественной литературы для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.2.4
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература"
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения содержания предметной области "Литература";
3.3.2
навыками научного анализа теоретических источников по теории и истории литературы в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.3
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе произведений литературы;
3.3.4
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Литературное образование обучающихся в современной школе

 
1.1
Методологические и теоретические основы литературного образования учащихся в современной школе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.2
Роль УМК по литературе в развитии литературного образования обучающихся. Цели литературного образования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.3
Литературное образование учащихся в формате ФГОС. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.4
Формирование культурного читателя на уроках литературы. Методическая концепция Н.Л.Лейдермана. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.5
Результаты изучения учебного предмета "Литература" и их роль в литературном образовании обучающихся в соответсвии с ФГОС. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.6
Современные концепции чтения. Чтение школьника как социально-методическая проблема. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.7
Чтение как диалог. Роль читательского восприятия в литературном образовании обучающихся. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.8
Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературы. Методический аспект. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.9
Виды чтения. Литературное образования учащихся. Свободное и семейное чтение. Методическая концепция Н.М. Свириной. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.10
Выразительное чтение как начальный этап анализа художественного текста. Методическая концепция М.А.Рыбниковой. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.11
Роль медленного, аналитического чтения в развитии литературного образования учащихся. Методические концепции Е.С.Романичевой, И.В.Сосновской. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

7
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
1.12
Обучение пониманию художественного текста как задача литературного образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.13
Приёмы и технологии школьного литературного анализа. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.14
Интерпретация художественного произведения в системе школьного литературного образования: филологический и методический аспекты. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.15
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Методическая концепция С.П.Лавлинского. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.16
Творческая индивидуальность писателя как объект изучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.17
Роль регионального компонента в развитии литературного образования учащихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.18
Развитие речи учащихся 5-8 классов в системе литературного образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.19
Развитие речи учащихся 5-8 классов в системе литературного образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.20
Развитие речи учащихся 5-8 классов в системе литературного образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.21
Обучение сочинениям в 9-11 классах в формате ЕГЭ, ОГЭ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.22
Обучение сочинениям в 9-11 классах в формате ЕГЭ, ОГЭ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.23
Интерактивные технологии в системе литературного образорвания обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.24
Интерактивные технологии в системе литературного образорвания обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.25
Интерактивные технологии в ситеме литературного образования обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.26
Система учебных задач по литературе как средство формирования читательской компетентности учащихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.27
Система учебных задач по литературе как средство формирования читательской компетентности учащихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
1.28
Система учебных задач по литературе как средство формирования читательской компетентности учащихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
1.29
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

9
ПК-2.1 ПК-2.2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Энгельгардт, Б. М. 
Литературоведение. Избранное : Литературоведение. Избранное / Б. М. Энгельгардт. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11017-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439064
Юрайт, 2023
 
Л1.2
Л. В. Чернец 
Введение в литературоведение в 2 т. Том 1: Введение в литературоведение в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12423-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447470 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Минералов, Ю. И. 
Основы теории литературы. Поэтика и индивидуальность : учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова, З.Ф.
«Литературное образование учащихся в условиях современной школы» : Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Литературное образование учащихся в условиях современной школы» 
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Литературное образование школьников. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/419765/literaturnoe_obrazovanie_shkolnikov
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.7
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.8
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                          Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                      Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                   Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                  Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть 

 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.