2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Физиология физкультурно-спортивной деятельности_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиология физкультурно-спортивной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
107
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
107
107
107
107
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахметов А.М. _________________
 
 
Физиология физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Роэль Анверович

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью дисциплины является формирование общепрофессиональной компетенции по осуществлению педагогической деятельности на основе специальных научных знаний в области физиологии физкультурно-спортивной деятельности, а также формированию профессиональной компетенции по освоению и использованию теоретических знаний и практических умений и навыков в области физиологии физкультурно-спортивной деятельности при решении профессиональных задач педагога физической культуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гимнастика с методикой преподавания
2.1.2
Иностранный язык
2.1.3
Лыжная подготовка с методикой преподавания
2.1.4
Педагогика
2.1.5
Плавание с методикой преподавания
2.1.6
Психология
2.1.7
Теория и методика физического воспитания
2.1.8
Учебная технологическая практика
2.1.9
Учебная технологическая практика
2.1.10
Философия  
2.1.11
История (история России, всеобщая история)
2.1.12
История физической культуры
2.1.13
Русский язык и культура речи
2.1.14
Финансово-экономический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Спортивные и подвижные игры с методикой преподавания
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
физиологические основы двигательной деятельности
3.1.2
основы организации занятий физической культурой и спортом в соответствии физиологическими особенностями человека.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать показатели функционального состояния организма человека в покое, до и после выполнения нагрузок разной мощности
3.2.2
определять уровень работоспособности индивида, определять оптимальный интервал отдыха при повторных нагрузках, использовать знаниях об индивидуально-типологических особенностях человека для  их учета в процессе физкультурно-спортивной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методиками измерения  функционального состояния организма человека в покое, до и после выполнения нагрузок разной мощности
3.3.2
методиками определения физической работоспособности и физиологических индивидуально-типологических особенностей человека
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Физиологические основы двигательной деятельности

 
1.1
Спортивная физиология как учебная и научная дисциплина.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
1.2
Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
1.3
Физиологическая характеристика состояний организма при мышечной деятельности.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
1.4
Физиологическая характеристика восстановительных процессов.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
1.5
Физическая работоспособность. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
1.6
Функциональные изменения, происходящие в организме под влиянием физической нагрузки

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
1.7
Физиологическая классификация физических упражнений и видов спорта /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
1.8
Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
1.9
Физиологические механизмы, закономерности формирования двигательных навыков и обучения двигательным действиям.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
 
Раздел 2. Физиологические основы организации занятий физической культурой и спортом 

 
2.1
Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

11
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
2.2
Физиологические основы тренированности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
2.3
Спортивная работоспособность и её особенности в особых условиях внешней среды /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
2.4
Особенности организации двигательной деятельности в зависимости от физиологических индивидуально-типологических особенностей человека.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
2.5
Физиологические основы спортивной тренировки женщин  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
2.6
Физиолого-генетические особенности спортивного отбора /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
 
Раздел 3. Физиологические основы здоровьесбережения в процессе физкультурно-спортивной деятельности

 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3.1
Физиологические основы оздоровительной физической культуры  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
3.2
Физиологические особенности урока физической культуры в школе /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
3.3
Физиологические особенности адаптации к физической нагрузке в зависимости от поло-возрастных особенностей развития человека  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
3.4
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

9
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к экзамену.

1. 1.Характеристика «Физиологии физкультурно-спортивной деятельности» как учебной и научной дисциплины

2. Биологическая адаптация и её виды

3. Срочная фенотипическая адаптация организма

4. Долговременная фенотипическая адаптация организма

5. Общий адаптационный синдром Г. Селье

6. Адаптация к мышечной деятельности и стадии адаптационных изменений у спортсменов

7. Биологическая цена адаптации и формы её проявления

8. Физиологические резервы организма человека

9. Физиологическая классификация физических упражнений

10. Физиологическая классификация спортивных упражнений

11. Физиологические классификация циклических анаэробных упражнений и

12. Физиологическая классификация циклических аэробных упражнений

13. Физиологическая классификация ациклических упражнений

14. Функциональные изменения, происходящие в организме при выполнении нагрузок максимальной анаэробной мощности

15. Функциональные изменения, происходящие в организме при выполнении нагрузок околомаксимальной анаэробной мощности

16. Функциональные изменения, происходящие в организме при выполнении нагрузок субмаксимальной анаэробной мощности

17. Функциональные изменения, происходящие в организме при выполнении нагрузок максимальной аэробной мощности

18. Функциональные изменения, происходящие в организме при выполнении нагрузок околомаксимальной аэробной мощности

19. Функциональные изменения, происходящие в организме при выполнении нагрузок субмаксимальной аэробной мощности

20. Функциональные изменения, происходящие в организме при выполнении нагрузок средней и малой аэробной мощности

21. Характеристика предстартового состояния

22. Физиологическая характеристика разминки

23. Характеристика врабатывания

24. Характеристика состояний «мертвая точка» и «второе дыхание»

25. Характеристика устойчивого состояния

26. Локализация процесса утомления

27. Механизмы утомления

28. Фазы и закономерности восстановления функций после прекращения работы

29. Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма

30. Теория И.М. Сеченова о значение интервалов отдыха в регулировании воздействия упражнений на организм занимающихся

31. Теория А.А. Ухтомского о чередования нагрузки и отдыха

32. Физиологические основы мышечной силы

33. Физиологические основы скоростно-силовых качеств

34. Физиологические основы мышечной выносливости

35. Физиологические основы гибкости и ловкости

36. Теория управления движениями Н.А. Бернштейна

37. Механизмы формирования двигательных навыков

38. Значение ранее выработанных координаций для формирования сложных движений

39. Стадии (фазы) формирования двигательного навыка

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
40. Устойчивость навыка и длительность его сохранения

41. Роль афферентации (обратных связей) в формировании и сохранении двигательного навыка

42. Двигательная память

43. Автоматизация движений

44. Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике

45. Индивидуальное развитие человека и возрастная периодизация

46. Возрастные особенности высшей нервной деятельности

47. Возрастные особенности обмена веществ и энергии

48. Возрастные особенности системы крови и кровообращения

49. Возрастные особенности формирования двигательного аппарата и развития двигательных качеств

50. Возрастные особенности спортивной работоспособности и динамики состояния организма при спортивной деятельности

51. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей

школьного возраста.

52. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры.

53. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное

развитие, работоспособность и состояние здоровья школьников.

54. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой

и физиологические критерии восстановления организма школьников.

55. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста

и их адаптация к физическим нагрузкам

56. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам

57. Основные функциональные эффекты спортивной тренировки

58. Физиологические закономерности, определяющие тренировочные эффекты

59. Пороговые тренирующие нагрузки

60. Основные параметры физической нагрузки

61. Специфичность и обратимость тренировочных эффектов

62. Характеристика и виды тренируемости

63. Физиологическая характеристика вида спорта.

64. Влияние современных условий жизни на организм человека

65. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека

66. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека

67. 57 Влияние нервно-психического напряжения и монотонности деятельности и на организм человека

68. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние организма человека

69. Физиологические индивидуально-типологические особенности человека.

70. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора.

71. Физиологические основы здоровьесбережения в процессе физкультурно-спортивной деятельности

72. Методика построения физиологической кривой урока физической культуры

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.

1. Лабораторные работы:

- измерение и оценка функционального состояния организма человека в покое по показателям сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем

- измерение и оценка функциональных изменений, происходящих в организме человека до и после работы максимальной анаэробной мощности

- измерение и оценка функциональных изменений, происходящих в организме человека до и после работы субмаксимальной анаэробной мощности

- измерение и оценка функциональных изменений, происходящих в организме человека до и после работы максимальной аэробной мощности

- определение и оценка физической работоспособности

- определение физиологических индивидуально-типологических особенностей человека и рекомендации по выбору вида физкультурно-спортивной деятельности

2. Практическое занятие по составлению и оценке физиологической кривой урока физической культуры

3. Контрольная работа в форме реферата с презентацией на тему: "Физиологическая характеристика вида спорта". В реферате отражают следующее: Характеристика двигательных действий в данном виде спорта. К каким по физиологической классификации относится видам спорта? Какие физиологические системы обеспечивают выполнение работы в данном виде спорта? Какие физические качества развиваются в данном виде спорта и от каких физиологических параметров зависит их проявление? Какие физиологические изменения происходят в организме человека под влиянием занятий данным видом спорта? С какого возраста с точки зрения физиологической готовности организма можно заниматься данным видом спорта и почему, когда возможен пик спортивной карьеры и когда следует заканчивать спортивную карьеру?

 
5.3. Фонд оценочных средств
прилагается
 
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Капилевич, Л. В. 
Физиология человека. Спорт: учебное пособие для вузов / Л. В. Капилевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09793-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490267 
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ковалева, А. В. 
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А. В. Ковалева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01206-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491287 
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. http://lib.sportedu.ru/  
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий http://www.igHb.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов. http://www.elibrary.ru
 
Э4
Журнал «Теория и практика физической культуры» http://www.lib.sportedu.ru/Press/TPFK/ 
 
Э5
Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» http://www.lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/ 
 
Э6
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPR BOOKS  http://www.iprbookshop.ru/
 
Э7
Электронно-библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.