2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Литературное образование обучающихся в условиях современной школы_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
34
аудиторные занятия
74
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
30
30
Практические
44
44
44
44
Итого ауд.
74
74
74
74
Кoнтактная рабoта
74
74
74
74
Сам. работа
34
34
34
34
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Окишева Карина Анатольевна _________________
 
 
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева К.А.

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  мировоззрения и эстетического вкуса обучающихся, основанного на изучении художественной литературы для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития, осознания социальной значимости своей профессии
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся основные понятия литературного образования в условиях современной школы
1.4
развить самостоятельное творческое мышление обучающихся при чтении и анализе художественных произведений и осмысление современных литературоведческих проблем
1.5
овладеть современными методами и технологиями обучения литературе
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по русскому языку
2.1.2
Методика обучения литературе
2.1.3
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.6
Методика обучения русскому языку
2.1.7
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.8
Теория литературы
2.1.9
Философия
2.1.10
Выразительное чтение
2.1.11
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.13
Детская литература
2.1.14
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.15
Педагогические технологии
2.1.16
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.17
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.18
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.19
Естественнонаучная картина мира
2.1.20
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.21
Противодействие коррупции
2.1.22
Теория обучения
2.1.23
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.24
История
2.1.25
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.26
Фольклор
2.1.27
История литературной критики
2.1.28
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.29
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.30
Смысловое чтение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.3
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Современная русская литература
2.2.6
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.7
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
 
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;

 
 
Уметь:
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности;
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности;
 
определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности;
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности.
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
Современные образовательные методы и технологии обучения и диагностики;
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
 
Приемы, техники, технологии получения образовательных результатов;
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики. 
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
основы формирования культурных потребностей различных социальных групп;
 
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп;
 
методику формирования культурных потребностей различных социальных групп;
 
 
Уметь:
 
анализировать культурные потребности различных социальных групп; 
 
выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп  по заданным критериям;
 
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп;
 
 
Владеть:
 
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп;
 
навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам;
 
навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.2
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.1.3
основы умения оценивать профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.1.4
методику оценивания важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.1.5
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.6
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.7
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.1.8
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.9
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.10
основы формирования культурных потребностей различных социальных групп;
3.1.11
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп;
3.1.12
методику формирования культурных потребностей различных социальных групп
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять характеристики важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.2.2
распределять профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности;
3.2.3
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности;
3.2.4
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.2.5
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.6
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.7
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.8
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
3.2.9
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.10
анализировать культурные потребности различных социальных групп;
3.2.11
выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп  по заданным критериям;
3.2.12
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности;
3.3.2
определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности;
3.3.3
составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности;
3.3.4
оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.5
использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
3.3.6
проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.7
формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.8
планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.9
разрабатыватывания программ воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.10
описания культурных потребностей различных социальных групп;
3.3.11
анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам;
3.3.12
разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Литературное образование обучающихся в современной школе

 
1.1
Методологические и теоретические основы литературного образования учащихся в современной школе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.2
Роль УМК по литературе в развитии литературного образования обучающихся. Цели литературного образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.3
Литературное образование учащихся в формате ФГОС. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.4
Формирование культурного читателя на уроках литературы. Методическая концепция Н.Л.Лейдермана. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.5
Результаты изучения учебного предмета "Литература" и их роль в литературном образовании обучающихся в соответсвии с ФГОС. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.6
Современные концепции чтения. Чтение школьника как социально-методическая проблема. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.7
Чтение как диалог. Роль читательского восприятия в литературном образовании обучающихся. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.8
Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературы. Методический аспект. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.9
Виды чтения. Литературное образования учащихся. Свободное и семейное чтение. Методическая концепция Н.М. Свириной. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.10
Выразительное чтение как начальный этап анализа художественного текста. Методическая концепция М.А.Рыбниковой. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.11
Роль медленного, аналитического чтения в развитии литературного образования учащихся. Методические концепции Е.С.Романичевой, И.В.Сосновской. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.12
Обучение пониманию художественного текста как задача литературного образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.13
Приёмы и технологии школьного литературного анализа. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.14
Интерпретация художественного произведения в системе школьного литературного образования: филологический и методический аспекты. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.15
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Методическая концепция С.П.Лавлинского. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.16
Творческая индивидуальность писателя как объект изучения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.17
Роль регионального компонента в развитии литературного образования учащихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.18
Развитие речи учащихся 5-8 классов в системе литературного образования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.19
Развитие речи учащихся 5-8 классов в системе литературного образования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.20
Развитие речи учащихся 5-8 классов в системе литературного образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.21
Обучение сочинениям в 9-11 классах в формате ЕГЭ, ОГЭ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.22
Обучение сочинениям в 9-11 классах в формате ЕГЭ, ОГЭ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.23
Обучение сочинениям в 9-11 классах в формате ЕГЭ, ОГЭ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

3
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.24
Интерактивные технологии в ситеме литературного образорвания обучающихся. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.25
Интерактивные технологии в ситеме литературного образорвания обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

3
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.26
Интерактивные технологии в ситеме литературного образорвания обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.27
Система учебных задач по литературе как средство формирования читательской компетентности учащихся. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.28
Система учебных задач по литературе как средство формирования читательской компетентности учащихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
1.29
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

36
ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-13
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Методологические и теоретические основы литературного образования учащихся в современной школе.

2.Литературное образование учащихся в формате ФГОС.

3.Формирование культурного читателя на уроках литературы. Методическая концепция Н.Л.Лейдермана.

4.Роль культуры в формировании литературного образования обучающихся.

5. Методическая концепция М.А.Рыбниковой в повышении литературного образования обучающихся.

6. Интерпретация художественного текста и её роль в постижении литературы.

7. Современные образовательные технологии в литературном образовании обучающихся( по выбору).

8. Роль вступительных и заключительных занятий в формировании литературной грамотности обучающихся.

9. Виды чтения, их роль в повышении литературного образования обучающихся(по выбору).

10. Роль внутрипредметных и межпредметных связей в повышении литературного образования обучающихся.

11.Результаты изучения учебного предмета "Литература" и их роль в литературном образовании обучающихся в соответсвии с ФГОС.

12.Современные концепции чтения. Чтение школьника как социально-методическая проблема.

13.Чтение как диалог. Роль читательского восприятия в литературном образовании обучающихся.

14.Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературы. Методический аспект.

15.Выразительное чтение как начальный этап анализа художественного текста. Методическая концепция М.А.Рыбниковой.

16.Роль медленного, аналитического чтения в развитии литературного образования учащихся. Методические концепции Е.С.Романичевой, И.В.Сосновской.

17.Обучение пониманию художественного текста как задача литературного образования.

18.Приёмы и технологии школьного литературного анализа.

19.Интерпретация художественного произведения в системе школьного литературного образования: филологический и методический аспекты.

20.Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Методическая концепция С.П.Лавлинского.

21.Творческая индивидуальность писателя как объект изучения.

22.Роль регионального компонента в развитии литературного образования учащихся.

23.Развитие речи учащихся 5-8 классов в системе литературного образования.

24.Обучение сочинениям в 9-11 классах в формате ЕГЭ, ОГЭ.

25.Интерактивные технологии в ситеме литературного образорвания обучающихся.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
26.Система учебных задач по литературе как средство формирования читательской компетентности учащихся.

27.Творческое сознание и художественная семантика.

28.Стиль и преобразования художественной семантики.

29.Искривление стилевого пространства:слово и произведение.

30.Метафоризация грамматики.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы сообщений

1. Соотношение читательского восприятия и целей литературного образования (по работам Б.Эйхенбаума, Г.Гуковского).

2. Определить принципы и приёмы, способствующие литературному образованию обучающихся.

3. Подготовить эссе по книге В.В. Набокова "Хорошие читатели и хорошие писатели".

4. Роль культуры в формировании литературного образования обучающихся.

5. Методическая концепция М.А.Рыбниковой в повышении литературного образования обучающихся.

6. Интерпретация художественного текста и её роль в постижении литературы.

7. Современные образовательные технологии в литературном образовании обучающихся( по выбору).

8. Роль вступительных и заключительных занятий в формировании литературной грамотности обучающихся.

9. Виды чтения, их роль в повышении литературного образования обучающихся(по выбору).

10. Роль внутрипредметных и межпредметных связей в повышении литературного образования обучающихся.

11.Формальный метод в истории литературы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец
Введение в литературоведение в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12423-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447470 
Юрайт, 2023
 
Л1.2
Минералов, Ю. И. 
Основы теории литературы. Поэтика и индивидуальность : Основы теории литературы. Поэтика и индивидуальность : учебник для вузов / Ю. И. Минералов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08849-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/426638 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Энгельгардт, Б. М. 
Литературоведение. Избранное : Литературоведение. Избранное / Б. М. Энгельгардт. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11017-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439064
Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова, З.Ф.
«Литературное образование учащихся в условиях современной школы» : Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Литературное образование учащихся в условиях современной школы» 
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Литературное образование школьников. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/419765/literaturnoe_obrazovanie_shkolnikov
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.