2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Фитнес-технологии в спорте_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Фитнес-технологии в спорте
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахметов А.М. _________________
 
 
Фитнес-технологии в спорте
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование системы знаний, умений, владений по теоретической, методической и практической профессиональной физкультурно-спортивной подготовке выпускника к работе в области аэробики и фитнеса.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
− понимание социальной роли и аэробика и фитнес технологий в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
1.4
− знание научно - биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
1.5
− формирование мотивационно - ценностного отношения к здоровому стилю жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
1.6
− овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и  совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
1.7
− обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
1.8
− воспитание положительных нравственных и волевых качеств личности (смелости, товарищества, взаимопомощи, гуманности, самоутверждения, ответственности и т.д.);
1.9
− приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей, для работы с группой;
1.10
− понимание студентами значимости качественных спортивно-оздоровительных услуг для организации полноценного досуга;
1.11
− воспитание эстетических качеств (гармонически развитое тело человека и его движения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДВ.10
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.2
Учебная практика по физической культуре
2.1.3
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Легкая атлетика с методикой преподавания
2.2.2
Основы адаптивного физического воспитания
2.2.3
Спортивная метрология
2.2.4
Физическая рекреация
2.2.5
Лечебная физическая культура
2.2.6
Методика преподавания предмета "Физическая культура"
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Спортивные и подвижные игры с методикой преподавания
2.2.10
Физиология спорта
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.2.14
Гигиена физического воспитания и спорта
2.2.15
Спортивная медицина
2.2.16
Спортивная морфология
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.2: Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность и значимость своей профессии;
3.1.2
историю,  теорию и методику и технологии;
3.1.3
организационно-методические основы фитнеса,
3.1.4
санитарно-гигиенические основы занятий фитнесом,
3.1.5
способы взаимодействия тренера с различными субьектами образовательного процесса,
3.1.6
методы педагогического, психологического и медико-биологического контроля состояния занимающихся,
3.1.7
причины возникновения травматизма на занятиях фитнесом,
3.1.8
принципы и методы организации и проведения занятий с различным контингентом населения,
3.1.9
принципы и методики обучения движениям, занятия фитнесом с целью рекреации.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять общие и конкретные цели и задачи в сфере фитнеса,
3.2.2
планировать  и проводить различные формы занятий с учетом особенностей занимающихся,
3.2.3
использовать профессиональную лексику,
3.2.4
применять средства и методы тренировки адекватные задачам, особенностям и уровню подготовки занимающихся,
3.2.5
применять инвентарь и  технические средства для повышения эффективности занятий,
3.2.6
определять физическое, функциональное, психоэмоциональное состояние,
3.2.7
исправлять технические ошибки и корректировать процесс занятий,
3.2.8
оказывать первую доврачебную помощь,
3.2.9
формировать мотивацию  к занятиям фитнесом,
3.2.10
организовывать и проводить спортивно-массовые мероприятия, научные исследования в сфере  фитнеса.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
умениями и навыками психофизического совершенствования средствами фитнеса,
3.3.2
средствами коммуникаций в профессиональной деятельности,
3.3.3
техникой выполнения базовых движений в разных направлениях фитнеса,
3.3.4
способами нормирования и контроля тренировочных нагрузок,
3.3.5
навыками использования специального инвентаря и аппаратуры,
3.3.6
приемами показа и объяснения,
3.3.7
приемами мотивации, установления контактов и психологической атмосферы на занятиях фитнесом,
3.3.8
способами совершенствования профессиональных знаний, методами проведения исследований, приемами агитационно- пропагандистской работы.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Определение основных понятий. Основы классической (базовой) аэробики

 
1.1
Определение основных понятий.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
1.2
Историография фитнеса и фитнес-технологий. Общие основы методики обучения и проведения занятий /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
 
Раздел 2. Характеристика фитнес-технологий Применение фитнес- технологий в спортивной подготовке

 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
2.1
Применение оборудования в тренировке /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
2.2
Силовая аэробика

Силовая подготовка Функциональный треннинг

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
2.3
Общая  характеристика степ аэробики. Структура урока, методика проведения  занятия по степ аэробике  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
2.4
Методические особенности занятий танцевальной аэробикой   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
2.5
Направление фитнеса «Mind & Body»  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
2.6
Структура урока, методика проведения «боевой» аэробики /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
 
Раздел 3. Тестирование в фитнес- аэробике. Методики построения и проведения занятий фитнесом с различными группами  населения.

 
3.1
Тестирование в фитнес- аэробике  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
3.2
Система обеспечения занятий фитнес-аэробикой Психологические аспекты  занятий фитнес- аэробикой  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
3.3
Методики совершенствования физических качеств в процессе фитнес тренировок.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
3.4
Методики построения и проведения занятий фитнесом с различными группами  населения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
3.5
/Зачёт/

4
ПК-1.2 УК-7.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1 Краткий обзор развития аэробики в мире.

2 Краткий обзор развития аэробики в России.

3 Краткая характеристика основных направлений фитнес аэробики.

4 Краткая характеристика основных направлений оздоровительной аэробики.

5 Классификация базовых шагов классической аэробики и техника их выполнения.

6 Перечислите основные базовые движения ног и их вариации в классической аэробике.

7 Какие функциональные изменения в организме человека происходят во время занятий    классической аэробикой

8 Основные требования к технике выполнения базовых элементов в классической аэробике.

9 Влияние занятий по аэробике на организм занимающихся.

10 Профилактика травматизма на занятиях фитнес аэробикой.

11 Противопоказанные к применению упражнения.

12 Противопоказания к занятиям аэробикой.

13 Контроль за физической нагрузкой на занятиях по фитнес аэробике.

14 Перечислите способы уменьшения риска травматизма на занятиях классической  аэробикой. При каких симптомах следует прекратить выполнение упражнений

15 Составление комбинаций по линейному принципу, принципу «зиг-заг».

16 Составление комбинаций по принципу «сложение» и «блок-методу».

17 Музыкальное сопровождение, как существенная часть занятий фитнес - аэробикой.

18 Понятия ритм, темп, музыкальный квадрат, ударность.

19 Методы управления группой (вербальные и невербальные)

20 Структура тренировочного занятия по фитнес аэробике.

21 Содержание тренировочного занятия по фитнес аэробике.

22 Применение стретчинга в аэробике.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
23 Перечислите виды стретчинга, применяемые в аэробике.

24 Общая характеристика силовых тренировок в фитнес аэробике.

26 Методы повышения интенсивности занятий по фитнес аэробике.

27 Краткая характеристика основных направлений оздоровительной аэробики.

28 Классификация базовых шагов степ аэробики и техника их выполнения.

29 Перечислите основные базовые движения ног и их вариации в степ аэробике.

30 Какие функциональные изменения в организме человека происходят во время занятий степ аэробикой

31 Основные требования к технике выполнения базовых элементов в степ аэробике.

32 Влияние занятий по степ аэробике на организм занимающихся.

33 Профилактика травматизма на занятиях степ аэробикой.

34 Противопоказанные к применению упражнения.

35  Противопоказания к занятиям аэробикой.

36 Контроль за физической нагрузкой на занятиях по степ аэробике.

37 Перечислите способы уменьшения риска травматизма на занятиях степ аэробикой. При каких симптомах следует прекратить выполнение упражнений.

38 Понятия ритм, темп, музыкальный квадрат, ударность.

39 Методы управления группой (вербальные и невербальные)

40 Структура тренировочного занятия по степ аэробике.

41 Содержание тренировочного занятия по степ аэробике.

42 Особенности применения стретчинга в степ аэробике.

43 Перечислите основные методы построения комбинаций в занятиях степ аэробикой.

44 Методы разучивания упражнений применяемые на занятиях по степ аэробике.

45 Методы повышения интенсивности занятий по степ аэробике.

46 Перечислите способы уменьшения риска травматизма на занятиях степ аэробикой.

47  Какие функциональные изменения в организме человека происходят во время занятий степ аэробикой.

48 Основные принципы построения комбинаций в степ аэробике.

49 Методы построения и разучивания комбинаций в степ аэробике.

50 Танцевальные направления в аэробике.

51  Истоки метода управления телом по Пилатесу.

52 Цели и задачи метода Пилатеса, отличия от йоги.

53 Принципы лежащие в основе упражнений, длительность и частота тренировок, противопоказания.

54 Характеристика дыхания в Пилатесе.

55 Основные базовые упражнения по методу Пилатеса. Направленность упражнения, основные мышцы, принимающие участие в движении; методические указания, дыхание, предостережения.

56  Пилатес с малым оборудованием (мячи разного диаметра).

57 Пилатес с мячом (фитболом).

58 Методические особенности Фитбол-аэробики и фитбол -гимнастики.

59 Общая характеристика и истоки развития программ направления Mind & Body (тай-чи, йога, Пилатес и др.).

60 Йога и ее применение в аэробике. Общая характеристика, методические рекомендации.

61  Основные позы (асаны). Асаны в положении стоя, сидя, лежа, с поворотом туловища (скручиванием), перевернутые позы. Длительность удержание поз.

62 Основные положения для релаксации и медитации.

63 Характеристика разминки «Сурья намаскара».

64  Программы для развития функции равновесия (Power Balance). Общая характеристика, основные положения, программа упражнений.

65 «Боевая» аэробика. Тай-бо,  Ки-бо, А-бокс. Краткая характеристика каждого направления.

66 Структура урока, методика проведения «боевой» аэробики.  Техника безопасности на занятиях.

67  Характеристика программ «Bodycombat», «Mortalcomba».

68 Основные движения, применяемые в «боевой» аэробике. Основные положения (позы), удары руками, удары ногами: техника упражнений.

69 Методы самоконтроля и контроля за состоянием здоровья и тренированности занимающихся фитнесом

70 Организационно-методическое обеспечение занятий фитнесом

71 Материально-техническое обеспечение занятий фитнесом

72 Медико-биологическое и научное обеспечение занятий фитнесом

73 Структура тренировочного занятия, музыкальное сопровождение

74 Обеспечение безопасности занятий, профилактика травм, гигиена и питание

75 Психологические аспекты занятий фитнесом. Роль мотивации

76 Характеристика занятий с детьми, подростками

77 Особенности занятий с беременными женщинами и молодыми мамами

78 Особенности проведения занятий с мужчинами

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1 История возникновения и перспективы развития аэробики и фитнеса.

2 Характеристика направлений фитнеса.

3 Классическая аэробика как направление фитнеса.

4 Хореография в классической аэробике.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
5 Аэробика, фитнес. Понятие и классификации.

6 Терминология в классической аэробике.

7 Базовые элементы в классической аэробике.

8 Аэробика и фитнес в жизни современного человека.

9 Методика обучения базовым движениям в  аэробике.

10 Детский фитнес и аэробика.

11Оздоровительные занятия с детьми средствами аэробики.

12 Детский фитнес в условиях фитнес- клуба.

13 Влияние занятий аэробикой  (классической, танцевальной, силовой, степ, фитбол, и др.) на организм занимающихся.

14 Танцевальная аэробика. Характеристика танцевальных направлений на примере  латины (хип-хоп,  модерн, джаз, афро- джаз, «рашен фолк»,  «танца живота» и др.).

15 Характеристика силовых направлений фитнеса.

16 Применение мячей большого диаметра в аэробике. Фитбол- аэробика и фитбол-гимнастика.

17 Степ-аэробика и ее методические особенности.

18 Физиологическое, биомеханическое и др. воздействие занятий степ-аэробики на организм занимающихся.

19 Характеристика программ «боевой» аэробики.

20  Йога и фитнес.

21  Влияние занятий Пилатесом на организм занимающихся.

22  Методические особенности силовой фитнес-тренировки.

23 Характеристика фитнес-аэробики  (спортивной аэробики) как вида спорта.

24 Аквааэробика и ее влиянии на организм занимающихся.

25 Развитие  гибкости (равновесия, силовых, координационных и др. способностей) у детей (подростков, женщин, мужчин) средствами аэробики.

26 Методика развития  физических качеств (силы, скоростно- силовых, гибкости и др.) у детей, специализирующихся в фитнес-аэробике (спортивной аэробике).

27 Круговая тренировка (интервальная) как форма организации занятий по оздоровительной аэробике.

28 Влияние занятий аэробикой и фитнесом на эмоциональную (мотивационную) сферу занимающихся.

29 Техническая (тактическая, психологическая, физическая) подготовка спортсменов, специализирующихся в фитнес- аэробике (спортивной аэробике).

30  Влияние занятий фитнесом (направление Mind & Body, йога…) на психо-эмоциональное состояние занимающихся.

 
5.3. Фонд оценочных средств
прилагается
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
В. Л. Кондаков, А. А. Горелов, О. Г. Румба, Е. Н. Копейкина
Физкультурно-оздоровительные технологии: учебное пособие для вузов / В. Л. Кондаков, А. А. Горелов, О. Г. Румба, Е. Н. Копейкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13599-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477118
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Иванков, Ч. Т.
Технология физического воспитания в высших учебных заведениях: / Ч. Т. Иванков, С. А. Литвинов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 103 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11441-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476065
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ).  https://нэб.рф/
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт».  https://biblio-online.ru/
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-236  Малый спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование: коврики для фитнеса, фитболы, скакалки, гимнастические палки, гантели, степ-платформы, обручи, музыкальный центр, силовые тренажеры, штанги, гири, кардиотренажеры, гантели, велотренажер, весы, беговая дорожка.
 
7.2
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.