2022-2023_ozm44_04_01 РЯиЛ 238_plx_Современный литературно-критический процесс_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современный литературно-критический процесс
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Окишева К.А. _________________
 
 
Современный литературно-критический процесс
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освения дисциплины: использовать представление о современном литературном процессе для формирования научного мировоззрения и решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
1.2
Задачи освения дисциплины:
1.3
привить навыки научного анализа литературоведческих явлений, возникающих в учебно-воспитательном процессе
1.4
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих явлений
1.5
привить навыки формулирования целей и задач образования и духовно-нравственного развития обучающихся в соответствии с ФГОС основного общего и среднего образования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Метапредметное обучение
2.1.2
Методика преподавания русского языка как иностранного
2.1.3
Организация проектной и исследовательской деятельности по предметам  Русский язык, Литература
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Русская литература в контексте культур
2.1.6
Теоретические и прикладные аспекты филологического исследования текста
2.1.7
Теория современного русского литературного языка
2.1.8
История лингвистических учений
2.1.9
Русский язык в профессиональной деятельности
2.1.10
Текстология
2.1.11
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.12
Иностранный язык в профессиональной коммуникации
2.1.13
Информационные технологии в педагогической деятельности
2.1.14
Современные проблемы науки и образования
2.1.15
Теория литературы
2.1.16
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "Русский язык", "Литература"
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-4.2: Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
 
Знать:
 
стр. 4
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументировано формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы анализа проблемных ситуаций;
3.1.2
основы стратегии действия по разрешению проблемных ситуаций;
3.1.3
основы информационно-коммуникативные технологии;
3.1.4
современные основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять основы анализа проблемных ситуаций;
3.2.2
использовать основы стратегии действия по разрешению проблемных ситуаций;
3.2.3
применять основы информационно-коммуникативные технологии;
3.2.4
применять современные основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа проблемных ситуаций;
3.3.2
навыками применения стратегии действия по разрешению проблемных ситуаций;
3.3.3
навыками использования информационно-коммуникативные технологии;
3.3.4
навыками использования современных основных и дополнительных образовательных программ с использованием современных технологий.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература

 
1.1
Литературный процесс как теоретико-литературное понятие  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
1.2
«Хрущевская оттепель» в литературе  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
1.3
Нравственно-политические, социокультурные процессы 1970-х и отражение в литературе   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
1.4
«Перестройка» и литература  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
1.5
Постперестроичная эпоха и коллизии литературы  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
 
Раздел 2. Новый реализм

 
2.1
Феномен творчества А.И. Солженицына  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
2.2
Лагерная проза  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
2.3
В.Г. Распутин: эволюция «деревенской прозы»  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
стр. 6
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
2.4
Творческие поиски В.П. Астафьева  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
2.5
Философско-нравственная проблематика творчества Ч. Айтматова   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
2.6
Художественный мир Ч. Айтматова   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
2.7
«Городская проза» и творчество Ю.В. Трифонова  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
 
Раздел 3. В поисках творческого метода

 
3.1
Проза В.С. Маканина  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
3.2
Модифицированный реализм Л.С. Петрушевской  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
3.3
Мифотворчество Т. Толстой  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
 
Раздел 4. Постмодернизм в современном литературном процессе

 
4.1
Поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
4.2
Постмодернисты 1990-х  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
4.3
Основные тенденции развития поэзии 1960-2000-х  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
4.4
Концептуализм /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
 
Раздел 5. Драматургия

 
5.1
Отечественная драматургия в контексте современного литературного процесса  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
5.2
Особенности взаимодействия и взаимовлияния литературы и театра в современном художественном процессе   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
5.3
Театр Н. Коляды  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
стр. 7
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
5.4
Проблематика, жанр, язык современной драматургии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
5.5
Поэтический театр В. Снигирева  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
5.6
Драматургия Гришковца /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
5.7
Документальная драма сегодня  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
5.8
Театр.Doc эстетический эксперимент  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
 
Раздел 6. Литература последнего десятилетия

 
6.1
Современная литературная ситуация  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
6.2
Современные литературные ресурсы – печатные и электронные  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
6.3
Литературные премии и номинации. Новые имена  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
6.4
Литературные субполя   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
6.5
Перспективы развития литературы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
6.6
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4.2 ПК-1.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы для подготовки к зачету

1. Постмодернизм, его эстетика и философия

2. Творчество Вен.Ерофеева ("Москва- Петушки"). Время и пространство, игровое начало

3. А.Битов. Роман "Пушкинский дом". Пушкинские образы и мотивы

4. Проза Саши Соколова (цлостный анализ одного произведения по выбору студента)

5. Поток сознания как основная форма повествовавния в прозе В. Нарбиковой

7. Игра с читателем в прозе Евгения Попова

8. Философия жизни героев в художественном мире Т. Толстой (целостный анализ двух произведения по выбору)

9. Интертекстуальность художественного мира в прозе Ю. Буйды.

10. Автор и герои в прозе Л. Петрушевской

11. Роль литературного диалога в романе Вик. Ерофеева "Русская красавица"

12. Деконструкция советсвкого мифа в произведениях В. Сорокина (по выбору)

13. Элементы экзинстенциализма в прозе В. Маканина (по выбору)

14. Роль мифологического  сюжета в романе Л.Улицкой "Медея и ее дети".

15. Разрушение связи времен в прозе В.П.Астафьева (два произведения по выбору)

 
стр. 8
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
16. Философский и элегический характер в лирике И.Бродского

17. Л.Леонов. Роман "Пирамида". Целостный анализ

18. Проза А.Варламова. Религиозно-нравственная проблематика, специфика сюжета

19. Натуралистический реализм в прозе С.Каледина

20. Метафорический реализм в прозе В. Пелевина (одно произведение по выбору)

21. Проза В.Аксенов и Б.Акунина (по выбопу)

22. Дегероическая направленность произведений Г. Владимова (по выбору)

23. Художественная специфика постмодернисткой драмы ( по выбору)

24. Бытийное направление в постмодернисткой прозе Н. Садур и М.Палей (по выбору)

25. Сатирическое направление в постмодернисткой прозе (по выбору)

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ

1. Жанровые формы в современной прозе (по выбору)

2. Судьба русской классики в эпоху постмодернизма (по выбору)

3. Парадигма комического в прозе Т.Толстой

4. Интертекстуальность в прозе Ю.Буйды

5. Римские элегии в лирике И.Бродского

6. В чем заключается языковая игра?

7. Проанализируйте одно произведение с точки зрения постмодернизма

6. Мифологическое сознание в прозе Л. Улицкой (по выбору)

7. Хронотоп хаосмоса в прозе В. Маканина

8. Роль символики в прозе Л. Петрушевской (по выбору)

9. Языковая игра в творчестве В. Нарбиковой (по выбору)

10. Пушкинские образы и мотивы в романе "Пушкинский дом" А. Битова

11. Время и пространство в поэме Вен.Ерофеева "Москва- Петушки"

12. Метофорическое сознание в прозе В. Пелевина (по выбору)

13. Гротескная основа в прозе Ф.Искандера (по выбору)

14. Хронотом Петербурга в романе А.Битова "Пушкинский дом".

15. Проблема "отцов и детей" в постмодернистской прозе (по выбору)

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мещеряков, В. П.,  Козлов, А. С., Кубарева, Н. П.,  Сербул, М. Н.
: Введение в литературоведение. Основы теории / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов, Н. П. Кубарева, М. Н. Сербул; под общей редакцией В. П. Мещерякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — ISBN 978-5-534-07660-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431991
Юрайт, 2023
 
Л1.2
М. М. Голубков
История русской литературной критики ХХ века : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 357 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-06343-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434277: учебник для бакалавриата и магистратуры
М.: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Снигирева, Т. А. Век 
Век XIX и век XX русской литературы: реальности диалога : учебное пособие для вузов / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 198 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05987-8 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-0394-6 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441647 
Юрайт, 2019
 
стр. 9
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Шафранская, Э. Ф.
Современная русская литература: иноэтнокультурная проблематика : Учебник для вузов / Э. Ф. Шафранская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13320-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466909
Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
Современный литературный процесс: учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Современный литературный процесс» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 76 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ.
ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

 
стр. 10
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и 

 
стр. 11
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

 
стр. 12
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.