Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
«Львовский кружок» 1780-1790-х годов и его роль в русском предромантизме.
Общие представления о «кладбищенской» линии в русском предромантизме.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
«Повести Белкина", «Пиковая Дама», «Медный всадник»
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Образ Печорина. Демоническое начало, земное и небесное в его личности.Второстепенные персонажи, принципы создания характеров.
Кавказские мотивы в романе. Психологизм
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Роман «Неточка Незванова».
Повесть «Дядюшкин сон». «Записки из Мёртвого дома».
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Шариков как воплощение плебейских низменных начал народной жизни. Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в творчестве Булгакова
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Философская символика, поэтика произведения. Два мира в романе.
Сатирическая картина изображения нравов Москвы
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Пик популярности. Философское осмысление жизни в зрелый период творчества. Трагический излом в судьбе (1946)
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Изменение общественно-политической ситуации в стране во второй половине 80-х годов. Феномен «возвращенной литературы».
Активизация исторического сознания в художественном творчестве. Хронологические рубежи внутри последнего периода. Эпоха «гласности» и ее значение в литературном творчестве.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Развитие детективного, приключенческого жанра.
Сложность литературного процесса на рубеже ХХ–ХХI века. Дискуссия о значении литературы.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы для подготовки к зачету
1.Особенности развития древнерусской литературы. Основные памятники древнерусской литературы
2.Классицизм как литературное направление, философия и эстетика; рационализм. Своеобразие русского классицизма.
3.Философская лирика М.В.Ломоносова.
4.Оды Ломоносова как явление русского классицизма.
5.Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Целостный анализ.
6.Г.Р.Державин. Ода «Фелица». Целостный анализ.
7.Философская лирика Г.Р.Державина.
8.Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как явление русского сентиментализма.
9.Романтизм, история вопроса; философия и эстетика, своеобразие русского романтизма.
10.В.А.Жуковский. Жанровое своеобразие лирики; дидактизм психологизм, романтическое сознание в лирике.
11.Баллады В.А.Жуковского. Романтические сюжеты; драматизм, психологизм, пластичность; субъективно-лирическая стихия.
12.А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Своеобразие сюжета и конфликта. Фамусовское общество.
13.Проблема характера и ума в комедии «Горе от ума». Чацкий как выразитель декабристских идей. Внесценические персонажи и их функция.
14.Романтическая лирика А.С.Пушкина (Южная ссылка).
15.А.С.Пушкин. Южные поэмы. Специфика романтического конфликта. Характеристика героев.
16.А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Проблематика цикла. Образ рассказчика; драматическая жизнь героев.
17.А.С.Пушкин. Поэмы «Полтава», «Медный всадник». Проблема историзма. Образ Петра I.
18.А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии». Проблематика, психологизм; характеристика героев.
19.А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Нравственно-философская проблематика; герой и рассказчик. Образ Пугачева.
20.А.С.Пушкин. «Дубровский». Специфика сюжета и конфликта. Герои и их отношение к миру.
21.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема «лишнего человека». Система образов; роль лирических отступлений.
22.М.Ю.Лермонтов. Романтический титанизм лирики.
23.М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Проблематика; особенности сюжета и конфликта. Образ Мцыри.
25.Н.В.Гоголь. «Миргород». Структура сборника. «Старосветские помещики». Целостный анализ.
26.Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпическое начало, фольклорная основа; герои повести.
27.Н.В.Гоголь. «Петербургские повести». Жизнь «маленького человека» в повести «Шинель».
28.Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина». Загадка финала.
29.Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Своеобразие жанра и композиции. Образ России. Лирические отступления.
30.Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Чичиков как ключевой персонаж сюжета.
31.Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Помещики и чиновники в поэме.
32.И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Характер главного героя, его внутренняя противоречивость.
33.Философская лирика Ф.И.Тютчева.
34.Импрессионистическая лирика А.А.Фета.
35.А.Н.Островский. Драма «Гроза». Самодурство как социально-психологическое явление (Дикой, Кабанова). Образ Катерины.
36.А.Н.Островский. Драма «Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы.
37.И.С.Тургенев. «Записки охотника». Состав цикла, проблематика, антикрепостнический характер; человек и природа.
38.И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Споры вокруг романа. Проблема «отцов» и «детей». Философия спора. Трагическая судьба Базарова. Герои романа и их отношение к миру.
39.М.Е.Салтыков - Щедрин. Роман «История одного города». Гротескная основа, народ и власть; история и современность. Эпилог романа и его двойной смысл.
40.М.Е.Салтыков – Щедрин. Роман «Господа Головлевы». Жанровая специфика (роман - семейная хроника). Проблема нравственного падения главного героя.
41.М.Е.Салтыков – Щедрин. Сказки. Проблематика, иносказательная образность, гротеск, аллегория. Основные объекты сатиры.
42.Н.А.Некрасов. Идея гражданственности и народности в лирике.
43.Крестьянская тема в лирике Н.А.Некрасова.
44.Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья; образы народных заступников. Гриша Добросклонов.
45.Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно-нравственная проблематика. Смысл теории Раскольникова. Философия жизни героев романа.
46.Л.Н.Толстой. Рассказы. Целостный анализ.
47.Л.Н.Толстой. Роман. «Война и мир». Смысл названия, специфика жанра. «Мысль народная» в романе.
48.Л.Н.Толстой. «Война и мир». Образная система романа (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова).
49.Л.Н.Толстой. «Война и мир». Изображение войны в романе. Кутузов и Наполеон. Роль личности в истории.
50.Человек и среда в рассказах А.П. Чехова.
51.А.П. Чехов. «Вишневый сад». Символика названия, жанровая специфика, проблематика, герои пьесы.
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Проза И.А.Бунина. Человек и мир в прозе.
2.Вечные проблемы и пути их решения в прозе А.И.Куприна («Гранатовый браслет», «Олеся»).
3.Ранние рассказы М.Горького. Изображение суровой действительности; сочетание романтических и реалистических начал. Идея сверхчеловека и ее отражение в рассказе «Старуха Изергиль».
4.А.М.Горький. Пьеса «На дне». Жанровое своеобразие; концепция Человека. Философия жизни героев пьесы.
5.Символизм как литературное направление, его философско-эстетическая основа. Темы страшного мира, возмездия в лирике А.Блока (1905-1917 гг.).
6.Поэма А.Блока «Двенадцать». Идейно-художественное своеобразие, символика; трактовка образа Христа.
7.Акмеизм. Лирика А.Ахматовой. Психологизм, вещный мир, лирическая героиня.
8.Поэма А.Ахматовой «Реквием». Смысл названия, проблематика, библейский контекст.
9.Имажинизм. Лирика С.А.Есенина. Идейно-художественное своеобразие, тематика, лирический герой.
10.С.Есенин. Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. Образ главной героини.
11.Футуризм. Ранняя лирика В.В.Маяковского.
12.Драматургия В.Маяковского. Целостный анализ пьесы («Клоп» или «Баня») – по выбору.
13.Сатира В.В.Маяковского. Основные объекты сатиры в лирике. Маяковский и революция.
14.Проза М.А.Булгакова. Рассказ «Собачье сердце». Шариковщина как социальное и моральное явление. Авторская позиция и способы ее выражения.
15.М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Идейно-философская проблематика, композиция. Герои романа.
16.М.А.Шолохов. «Донские рассказы». Конкретный анализ рассказов (по выбору).
17.М.А.Шолохов. Роман «Поднятая целина». Изображение эпохи в романе; герои и их судьбы.
18.М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Целостный анализ.
19.Лирика А.Т.Твардовского. Разнообразие тематики, философская основа лирики.
20.Поэмы А.Т.Твардовского. («Василий Теркин», «По праву памяти»). Целостный анализ.
21.«Окопная» правда о войне. (Б.Васильев «В списках не значился, «А зори здесь тихие…»).
22.Проза В.Г.Распутина. Социально-философская проблематика, вечные вопросы бытия. Драматическая судьба героев.
23.Лагерная проза А.И.Солженицына («Один день Ивана Денисовича»). Целостный анализ.
24.А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Образ главной героини; православный контекст; авторское отношение к эпохе и героям.
25.Творчество В.М.Шукшина. Чудики в рассказах Шукшина, психология деревни; художественный метод писателя.
26.Современная проза. (Т.Н.Толстая, Л.Е.Улицкая)
Темы письменных сообщений
1.Преемственность в развитии русской литературы
2.Фантастическое в балладах В. Жуковского
3.Отечественная война 1812 года в поэзии К. Батюшкова
4.Тема гражданского мужества в лирике К. Рылеева
5.Деталь в баснях Крылова
6.Волк в баснях Крылова
7.Ум и безумие в пьесе Грибоедова «Горе от ума»
8.Трагедия Бориса Годунова как царя и человека
9.Образы дома и кладбища в творчестве Пушкина 1830-х годов
10.Тема маскарада в творчестве Лермонтова
11.Чичиков как социальное и психологическое явление русской жизни
12.Проблема вины в романе «Кто виноват?»
13.Весна в поэзии Тютчева
14.Отражение в воде в поэзии Фета и Тютчева
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационныхсистем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.