2022-2023_zm44_04_01 РЯЛ 2038 гр__plx_Практикум по литературе_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по литературе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
 
экзамен 3 зачет 2
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
177
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
2
2
6
6
Практические
14
14
6
6
20
20
Итого ауд.
18
18
8
8
26
26
Кoнтактная рабoта
18
18
8
8
26
26
Сам. работа
122
122
55
55
177
177
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
144
144
72
72
216
216
 
 
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологический наук, доцент, Окишева Карина Анатольевна _________________
 
 
Практикум по литературе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: – интеграция теоретических знаний по литературоведению и развитие умений применять их при анализе художественного текста, освоение основ методологии и
1.2
системы методических приёмов работы с литературным произведением.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
сформировать навыки самостоятельного аспектного и комплексного анализа художественного произведения
1.5
привить навыки использования научной и критической литературы для реализации задач образования и воспитания
1.6
сформировать исследовательские навыки обучающихся
1.7
овладеть методикой комплексного и аспектного анализа художественного произведения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Историческое комментирование на уроках русского языка и литературы
2.1.2
Общее языкознание
2.1.3
Современные проблемы науки и образования
2.1.4
Теория литературы
2.1.5
Учебная ознакомительная практика
2.1.6
Учебная практика научно-исследовательская работа
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "Русский язык", "Литература"
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументировано формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.1: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных сообществ
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные признаки художественного текста как целостной структуры;
3.1.2
пути и методы анализа литературных произведений в их родовой, жанровой, художественной специфике;
3.1.3
основные принципы анализа художественного текста
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
исследовать художественный текст на различных уровнях в его родовой, жанровой, художественной специфике, с учётом особенностей развития литературного процесса, мировоззрения автора, структуры и языка произведения;
3.2.2
анализировать отдельные компоненты художественного произведения (тематику, проблематику,идейный мир, художественную речь, сюжет, композицию и т. д.), выявляя их особенности и значение в структуре художественного текста.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками современной методологии анализа художественного текста;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
3.3.2
приемами использования современных образовательных технологий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Литература конца XVIII - XIX веков

 
1.1
Сентиментализм как литературное направление. Основные идеи эстетики сентиментализма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.2
Жанровая система русской сентиментальной прозы в творчестве А.Н. Радищева /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.3
"Путешествие из Петербурга в Москву". Структура повествования как модель процесса познания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.4
Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н.М.Карамзина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.5
Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Телеологический сюжет, амбивалентность любовной коллизии в повести. Роль пейзажа. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина в русле эволюции русской прозы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.6
Русский предромантизм. Повесть Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.7
Эстетическая мысль: от классицизма к сентиментализму /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.8
Предромантизм как переходное явление. Поэтика предромантизма: феномен «троемирия» и представления о гении, культ меланхолии.

«Львовский кружок» 1780-1790-х годов и его роль в русском предромантизме.

Общие представления о «кладбищенской» линии в русском предромантизме.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.9
Общая характеристика русской литературы первой половины 19 века. Периодизация русской литературы первой половины 19 века. Русская литература 1800-1815 годов. Творчество И.А. Крылова   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.10
Формирование романтизма. Творчество В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Русская литература 1815-1825 годов. Творчество К.Ф. Рылеева  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.11
Творчество А.С. Грибоедова. Русская литература второй половины 1820-1830-х годов. Второе рождение романтизма  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.12
Творчество А.С. Пушкина.Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина как произведение начального этапа реализма в русской литературе. Жанровое и композиционнон своеобразие романа  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.13
«Маленький человек» и его судьба в творчестве А.С. Пушкина.

«Повести Белкина", «Пиковая Дама», «Медный всадник»

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.14
Философская проблематика романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.15
Творчество М.Ю. Лермонтова. Творчество Н.В. Гоголя  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.16
Романтические поэмы М.Ю.Лермонтова: «Мцыри», «Демон», «Песня про купца Калашникова»  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.17
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». История создания романа, жанровое своеобразие. Художественный метод, композиция, проблематика романа.

Образ Печорина. Демоническое начало, земное и небесное в его личности.Второстепенные персонажи, принципы создания характеров.

Кавказские мотивы в романе. Психологизм

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.18
Поэтика Н.В. Гоголя. Парадокс вещизма, роль гипербол и фантастики в его раскрытии («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», увертюра к «Невскому проспекту». «Старосветские помещики», «Записки сумасшедшего»

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.19
«Мёртвые души» Н.В. Гоголя. История замысла и жанр произведения. Смысл названия.Принципы построения произведения: композиция, сюжет, возрастание мертвенности и усиление пошлости.Художественное время и пространство в поэме. Система образов. Концепция живой и мертвой души.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.20
Русская литература второй половины 19 века. Общая характеристика литературы 1860-х годов. Драматургия 60-х годов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.21
Поэзия и проза 50-60-х годов. Творчество И.С. Тургенева  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.22
Творчество А.Н. Островского. Общая характеристика литературы 1870-х годов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.23
Комедия «Свои люди - сочтёмся». История создания. «Война против всех» в комедии. Художественная новизна пьесы. Психологическая драма «Бесприданница».Проблематика и жанр драмы. Мотив "торговли". Система образов

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.24
Роман Достоевского "Игрок". Проявление автобиоргафизма в романе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.25
Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Новый тип личности – мечтатель. Повесть «Белые ночи».

Роман «Неточка Незванова».

Повесть «Дядюшкин сон». «Записки из Мёртвого дома».

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.26
Психологизм повести Ф.М. Достоевского "Кроткая".  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.27
"Диалектика души" Л.Н. Толстого. Повести "Детство. Отрочество. Юность" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.28
Повесть "Крейцерова соната" Л. Толстого. Особенности психологизма /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.29
Рассказы А.П. Чехова.  Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Загадочная натура». Повесть «Степь».Образ маленького человека в рассказах Чехова

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.30
Своеобразие манеры повествования в прозе Н.С. Лескова. Психологизм повести "Леди Макбет Мценского уезда" /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.31
"Новая драма" Чехова: "Вишневый сад" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.32
/Зачёт/

4
2
0
 
1.33
Русская литература 20 века. Творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.34
И.А. Бунин о русском национальном характере.Особенности прозы: роль сюжета, ассоциаций; повышенная эмоциональность, ритмическая организация текста, укрупненность детали, недосказанность на примере рассказов «Последнее свидание» и «Антоновские яблоки". Полемическая отстраненность от литературной традиции в трактовке крестьянской темы в повести «Деревня».

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.35
Идейно-художественное своеобразие повести А.И. Куприна «Поединок» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.36
Творчество А.М. Горького  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.37
Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака: творчество, природа, любовь. Циклы стихотворений «Второе рождение», «Когда разгуляется», «На ранних поездах». Роман «Доктор Живаго». Трагические обстоятельства публикации. Судьбы главных героев. Художественное осмысление трагедии российской интеллигенции на крутых поворотах истории /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.38
Проза М. Булгакова  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.39
Жанр сатирической повести в творчестве Булгакова. «Роковые яйца». Символический подтекст открытия красного луча. Образ Рока.«Собачье сердце» - сатирический шедевр М. Булгакова.

Шариков как воплощение плебейских низменных начал народной жизни. Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в творчестве Булгакова

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.40
Проблематика и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Философская символика, поэтика произведения. Два мира в романе.

Сатирическая картина изображения нравов Москвы  

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.41
Драматургия М. Булгакова. "Зойкина квартира". "Бег". "Адам и Ева". "Последние дни"

  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.42
Раннее творчество М.М. Зощенко.

Пик популярности. Философское осмысление жизни в зрелый период творчества. Трагический излом в судьбе (1946)

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.43
Творчество М.А. Шолохова. Трагедия Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.44
Начало творческого пути В.П. Астафьева. Тема войны в творчестве Астафьева. Обнажённая правда жизни в произведениях о современности

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.45
Драматическая судьба человека и писателя А.И. Солженицына. Рассказ «Один день…». Устройство лагеря. «Счастливый» лагерный день. Главный герой рассказа. «Архипелаг ГУЛАГ». Своеобразие жанра. Смысл заглавия, композиция, проблема авторства

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.46
Нравственная проблематика пьес В. Розова, А. Арбузова, А. Володина, А. Вампилова  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.47
Новые темы, идеи, образы в поэзии 60–80гг. (А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б.  Ахмадуллина, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Ю. Друнина, Р. Казакова, Ю. Мориц, И. Бродский, А. Тарковский, В. Высоцкий, Ю. Визбор, А. Галич и др.)

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.48
Общая характеристика историко-литературного процесса на современном этапе.

Изменение общественно-политической ситуации в стране во второй половине 80-х годов. Феномен «возвращенной литературы».

Активизация исторического сознания в художественном творчестве. Хронологические рубежи внутри последнего периода. Эпоха «гласности» и ее значение в литературном творчестве.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.49
"Другая" литература. Т.Толстая, В.Пьецух, В. Ерофеев, Л. Петрушевская. "Религиозный ренессанс" начала 20-го века. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.50
Проблема отчуждения читателя от классической литературы, интерес к литературе «бульварной».

Развитие детективного, приключенческого жанра.

Сложность литературного процесса на рубеже ХХ–ХХI века. Дискуссия о значении литературы.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
1.51
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-1.2 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Особенности развития древнерусской литературы. Основные памятники древнерусской литературы

2.Классицизм как литературное направление, философия и эстетика; рационализм. Своеобразие русского классицизма.

3.Философская лирика М.В.Ломоносова.

4.Оды Ломоносова как явление русского классицизма.

5.Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Целостный анализ.

6.Г.Р.Державин. Ода «Фелица». Целостный анализ.

7.Философская лирика  Г.Р.Державина.

8.Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как явление русского сентиментализма.

9.Романтизм, история вопроса; философия и эстетика, своеобразие русского романтизма.

10.В.А.Жуковский. Жанровое своеобразие лирики; дидактизм психологизм, романтическое сознание в лирике.

11.Баллады В.А.Жуковского. Романтические сюжеты; драматизм, психологизм, пластичность; субъективно-лирическая стихия.

12.А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Своеобразие сюжета и конфликта. Фамусовское общество.

13.Проблема характера и ума в комедии «Горе от ума». Чацкий как выразитель декабристских идей. Внесценические персонажи и их функция.

14.Романтическая лирика А.С.Пушкина (Южная ссылка).

15.А.С.Пушкин. Южные поэмы. Специфика романтического конфликта. Характеристика героев.

16.А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Проблематика цикла. Образ рассказчика; драматическая жизнь героев.

17.А.С.Пушкин. Поэмы «Полтава», «Медный всадник». Проблема историзма. Образ Петра I.

18.А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии». Проблематика, психологизм; характеристика героев.

19.А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Нравственно-философская проблематика; герой и рассказчик. Образ Пугачева.

20.А.С.Пушкин. «Дубровский». Специфика сюжета и конфликта. Герои и их отношение к миру.

21.А.С.Пушкин. «Евгений  Онегин». Проблема «лишнего человека». Система образов; роль лирических отступлений.

22.М.Ю.Лермонтов. Романтический титанизм лирики.

23.М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Проблематика; особенности сюжета и конфликта. Образ Мцыри.

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
24.М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Смысл названия; композиция. Образная система в романе. Внутренняя противоречивость главного героя.

25.Н.В.Гоголь. «Миргород». Структура сборника. «Старосветские помещики». Целостный анализ.

26.Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпическое начало, фольклорная основа; герои повести.

27.Н.В.Гоголь. «Петербургские повести». Жизнь «маленького человека» в повести «Шинель».

28.Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина». Загадка финала.

29.Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Своеобразие жанра и композиции. Образ России. Лирические отступления.

30.Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Чичиков как ключевой персонаж сюжета.

31.Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Помещики и чиновники в поэме.

32.И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Характер главного героя, его внутренняя противоречивость.

33.Философская лирика Ф.И.Тютчева.

34.Импрессионистическая лирика А.А.Фета.

35.А.Н.Островский. Драма «Гроза». Самодурство как социально-психологическое явление (Дикой, Кабанова). Образ Катерины.

36.А.Н.Островский. Драма «Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы.

37.И.С.Тургенев. «Записки охотника». Состав цикла, проблематика, антикрепостнический характер; человек и природа.

38.И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Споры вокруг романа. Проблема «отцов» и «детей». Философия спора. Трагическая судьба Базарова. Герои романа и их отношение к миру.

39.М.Е.Салтыков - Щедрин. Роман «История одного города». Гротескная основа, народ и власть; история и современность. Эпилог романа и его двойной смысл.

40.М.Е.Салтыков – Щедрин. Роман  «Господа Головлевы». Жанровая специфика (роман - семейная хроника). Проблема нравственного падения главного героя.

41.М.Е.Салтыков – Щедрин. Сказки. Проблематика, иносказательная образность, гротеск, аллегория. Основные объекты сатиры.

42.Н.А.Некрасов. Идея гражданственности и народности в лирике.

43.Крестьянская тема в лирике Н.А.Некрасова.

44.Н.А.Некрасов. Поэма  «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья; образы народных заступников. Гриша Добросклонов.

45.Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно-нравственная проблематика. Смысл теории Раскольникова. Философия жизни героев романа.

46.Л.Н.Толстой. Рассказы. Целостный анализ.

47.Л.Н.Толстой. Роман. «Война и мир». Смысл названия, специфика жанра. «Мысль народная» в романе.

48.Л.Н.Толстой. «Война и мир». Образная система романа (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова).

49.Л.Н.Толстой. «Война и мир». Изображение войны в романе. Кутузов и Наполеон. Роль личности в истории.

50.Человек и среда в рассказах А.П. Чехова.

51.А.П. Чехов. «Вишневый сад». Символика названия, жанровая специфика, проблематика, герои пьесы.

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Проза И.А.Бунина. Человек и мир в прозе.

2.Вечные проблемы и пути их решения в прозе А.И.Куприна («Гранатовый браслет», «Олеся»).

3.Ранние рассказы М.Горького. Изображение суровой действительности; сочетание романтических и реалистических начал. Идея сверхчеловека и ее отражение в рассказе «Старуха Изергиль».

4.А.М.Горький. Пьеса «На дне». Жанровое своеобразие; концепция Человека. Философия жизни героев пьесы.

5.Символизм как литературное направление, его философско-эстетическая основа. Темы страшного мира, возмездия в лирике А.Блока (1905-1917 гг.).

6.Поэма А.Блока «Двенадцать». Идейно-художественное своеобразие, символика; трактовка образа Христа.

7.Акмеизм. Лирика А.Ахматовой. Психологизм, вещный мир, лирическая героиня.

8.Поэма А.Ахматовой «Реквием». Смысл названия, проблематика, библейский контекст.

9.Имажинизм. Лирика С.А.Есенина. Идейно-художественное своеобразие, тематика, лирический герой.

10.С.Есенин. Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. Образ главной героини.

11.Футуризм. Ранняя лирика В.В.Маяковского.

12.Драматургия В.Маяковского. Целостный анализ пьесы («Клоп» или «Баня») – по выбору.

13.Сатира В.В.Маяковского. Основные объекты сатиры в лирике. Маяковский и революция.

14.Проза М.А.Булгакова. Рассказ «Собачье сердце». Шариковщина как социальное и моральное явление. Авторская позиция и способы ее выражения.

15.М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Идейно-философская проблематика, композиция. Герои романа.

16.М.А.Шолохов. «Донские рассказы». Конкретный анализ рассказов (по выбору).

17.М.А.Шолохов. Роман «Поднятая целина». Изображение эпохи в романе; герои и их судьбы.

18.М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Целостный анализ.

19.Лирика А.Т.Твардовского. Разнообразие тематики, философская основа лирики.

20.Поэмы А.Т.Твардовского. («Василий Теркин», «По праву памяти»). Целостный анализ.

21.«Окопная» правда о войне. (Б.Васильев «В списках не значился, «А зори здесь тихие…»).

22.Проза В.Г.Распутина. Социально-философская проблематика, вечные вопросы бытия. Драматическая судьба героев.

23.Лагерная проза А.И.Солженицына («Один день Ивана Денисовича»). Целостный анализ.

24.А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Образ главной героини; православный контекст; авторское отношение к эпохе и героям.

25.Творчество В.М.Шукшина. Чудики в рассказах Шукшина, психология деревни; художественный метод писателя.

26.Современная проза. (Т.Н.Толстая, Л.Е.Улицкая)

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1.Преемственность в развитии русской литературы

2.Фантастическое в балладах В. Жуковского

3.Отечественная война 1812 года в поэзии К. Батюшкова

4.Тема гражданского мужества в лирике К. Рылеева

5.Деталь в баснях Крылова

6.Волк в баснях Крылова

7.Ум и безумие в пьесе Грибоедова «Горе от ума»

8.Трагедия Бориса Годунова как царя и человека

9.Образы дома и кладбища в творчестве Пушкина 1830-х годов

10.Тема маскарада в творчестве Лермонтова

11.Чичиков как социальное и психологическое явление русской жизни

12.Проблема вины в романе «Кто виноват?»

13.Весна в поэзии Тютчева

14.Отражение в воде в поэзии Фета и Тютчева

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рыбальченко, Т. Л. 
Анализ художественного текста для педагогических вузов : учебник и практикум для вузов / Т. Л. Рыбальченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12436-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447480 
Юрайт, 2019
 
Л1.2
А. П. Авраменко [и др.] 
История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 3. Акмеизм, футуризм и другие : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. П. Авраменко [и др.] ; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04784-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438527 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под редакцией С. И. Кормилова
История русской литературы ХХ века: проза 1920-1940-х гг : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. И. Кормилов [и др.] ; под редакцией С. И. Кормилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 174 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07056-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434276 
Юрайт, 2019
 
Л2.2
М. В. Михайлова [и др.] 
История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 2. Символизм : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Михайлова [и др.] ; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 227 с. — (Бакалавр и магистр). — ISBN 978-5-534-04783-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438526 
Москва: Юрайт, 2019
 
стр. 12
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
А. П. Авраменко [и др.] 
История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 1. Реализм: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. П. Авраменко [и др.] ; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04781-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437952 
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф., Окишева К.А.
Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "Практикум по литературе"
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является 

 
стр. 13
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

 
стр. 14
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. 

 
стр. 15
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационныхсистем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.