Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету.
Перечень вопросов к зачету:
1.Предмет, метод, принципы, источники авторского права. Место авторского права в пра-вовой системе России.
2.Сроки в авторском праве.
3.Понятие интеллектуальной собственности, система ее правовой охраны.
4.Основное содержание и значение Бернской конвенции об охране литературных и худо-жественных произведений 1886 г.
5.Общие черты и различия авторского права, патентного права, правовой охраны средств индивидуализации участников экономического оборота и производимой ими продукции (работ и услуг).
6.Основное содержание и значение Женевской Всемирной конвенции об авторском праве.
7.Проблемы применения законодательства об авторском праве в России.
8.Функции, правовое регулирование и значение деятельности организаций, осуществляю-щих коллективное управление авторскими и смежными правами.
9.История развития аторско-правового законодательства в зарубежных странах.
10.Способы защиты авторских прав.
11.История развития авторско-правового законодательства в России.
12.Проблемы и перспективы развития законодательства и правоприменения в сфере защиты авторских прав.
13.Объекты авторского права
14.Ответственность за нарушение авторских прав.
15.Субъекты авторского права.
17.Личные неимущественные права автора.
18.Права автора и их защита в зарубежных странах.
19.Исключительное право на произведение и иные имущественные права автора.
20.Значение и правило использования знака охраны авторского права.
21.Понятие, правовое регулирование и классификация договор в сфере авторского права.
22.Проблемы и способы реализации авторских прав при использовании произведений в се-ти Интернет.
23.Элементы издательского лицензионного договора. Основные права, обязанности и от-ветственность сторон.
24.Использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.
25.Случаи свободного использования произведений.
26.Общие черты и различия авторского права и смежных прав.
Тестовые задания:
1.Укажите наиболее точно определение авторского права:
•Система правовых норм, регулирующих отношения в связи с созданием творческих произ-ведений.
•Правовой институт регулирующий отношения в связи с созданием произведений науки, ли-тературы, искусства, фонограмм, исполнений, поставок.
•Правовой институт гражданского права, регулирующий отнашения возникающий в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.
2.Укажите основные функции авторского права:
•Создание условий для занятия творческим трудом
•Защита прав производителей исполнителей фонограмм
•Создание условий для использования произведений в интересах общества
•Обеспечение интересов государства в сфере интеллектуальной собственности.
3.Укажите принципы авторского права:
•Принципы власти и подчинения
•Свобода творчества
•Запрет цензуры
•Неприкосновенность собственности
•Неотвратимость ответственности
4.Укажите источники авторского права:
•Закон РФ «Об авторском праве»
•Конституция РФ
•Кодекс РФ об административных правонарушениях
•Всемирная конвенция об авторском праве
•Закон РФ «Об авторских обществах»
5.Что такое интеллектуальная собственность
•Произведение науки, литературы, искусства
•Средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ или услуг
•Изобретения, промышленные образцы, полезные модели
•Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и некоторые другие приравненные к ним объекты.
6.Интеллектуальная собственность включает права относящиеся к:
•Литературным произведениям
•Объектам недвижимости
•Ценным бумагам
•Промышленным образцам
•Правам потребителей
•Научным открытиям
7.Укажите основные институты права интеллектуальной собственности:
•Патентного права
•Международного права
•Охраны нетрадиционных обьектов интеллектуальной собственности
•Договорного права
•Ответсвенности за нарушения прав интеллектуальной собственности
8.В течении какого срока действует патент на изобретение:
•5 лет
•10 лет
•20 лет
9.Какие объекты охраняются в рамках института патентного права:
•Изобретения
•Программы для ЭВМ
•Базы данных
•Полезные модели
•Факты
Темы рефератов:
2.Развитие авторского права в России
3.Объект и субъект авторского права
4.Авторское право в свете российского законодательства
5.Присоединение России к Берноской конвенции
6.Международное авторское право
7.Обоснование правовой охраны произведений
8.Законодательная основа защиты авторских прав
9.Методы защиты авторских и патентных прав
10.Теория «права интеллектуальной собственности»
11.Правовая охрана открытий
12.Субъекты авторского права на зависимые произведения
13.Права авторов, их содержание и осуществление
14.Основные способы защиты авторских прав
15.Органы защиты авторских прав
16.Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ
17.Понятие программной продукции
18.Гражданско-правовые способы охраны программной продукции
19.Авторско-правовая охрана программной продукции
20.Основные разновидности объектов авторского права
Контрольные вопросы:
- основные принципы и нормы права интелектуальной собственности, авторского права, международных конвенций по авторскому праву;
- правовое регулирование договоров в сфере реализации авторских прав;
- правовые средства обеспечения и защиты авторских прав;
- историю,праблемы и направления совершенствования авторского законодательства;
0 система и источники права, интелектуальной собственности;
- нормы авторского права для решения задач в сфере будующей професиональной деятельности;
- лецензионные договоры об использовании произведений;
- правовые, информационные системы, информационные ресурсы для поиска и анализа необходимой правовой информации;
- основные юридические терминологии;
- основные навыки работы с правовыми актами;
- анализ различных правовых яалений, юридических актов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами права;
- анализ правоприменительной и правоохранительной практики;
- разрешения правовых проблем и коллизий;
- нормы материального процессуального права.
Лекции предусмотрены учебным планом и должны способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Лекции предполагают дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе подобного типа, обучающихся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
Лекции составлены по разделам и темам, по которым предусмотрены аудиторные занятия, так же требуется дополнительная проработка и анализ рассмотренного преподавателем материала в обьеме запланированных часов.
В процессе проведения лекций следует обратить внимание на возможности мультимедийных технологий, использование которых значительно активизируют роведение занятий. Средства мультимедийной и компьютерной техники могут быть использованы и для оценивания результатов усвоения материала. Компьютерное тестирование на ряду с традиционными устными опросами, зачетами и экзаменами позволяют более точно определить уровень знания обучающихся и способность применять полученные знания на практике. Критерием оценки, внезависимости от формы контроля, является высокая степень владения теоретическим и прекладным материалом, освоенным в процессе изучения дисциплины.
Образовательные технологии:
В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
Это позволяет:
- отразить интересы участников;
- раскрыть творческий потенциал (выбор индивидуальной траектории решения проблемы, разработка «своего» плана действий);
- работать индивидуально и в команде;
- проследить многовариантность путей решения, осуществить поиск альтернатив;
- выявить ценностные смыслы (социальная значимость), получить опыт «социальной коммуникации»;
- систематически отслеживать результаты работы;
- фиксировать время, контроль и рефлексию.
Используемые интерактивные образовательные технологии:
1. Освоение конкретных знаний и методов аналитической и проектной работы во время проведения практических занятий в процессе общения с преподавателем
2. Применение полученных знаний с одновременным экспериментированием во время проведения лабораторных занятий
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе анализа конкретных ситуаций во время проведения мозговых штурмов, игрового проектирования; групповых дискуссий в процессе работы.
В процессе практических занятий ведутся текстовые записи сопровождающие аналитическую работу. Тексты визуализируются быстрыми скетчами в процессе освоения методологии анализа. В процессе проектного поиска роль скетчей общих видов, деталей, разрезов и сечений, "взрывных видов" выходит на первый план и теперь уже они сопровождаются короткими поясняющими текстами. Важная роль в процессе преподавания дисциплины отводится практической работе обучающихся. В процессе практической работы обучающейся не только изучает материал, но и приобретает необходимые умения и навыки, которые впоследствии обязательно пригодятся ему в его профессиональной деятельности.
Перед этой формой учебной деятельности ставятся следующие задачи:
- дальнейшее углубление и закрепление знаний обучающихся, полученных на лекциях по предшествующим дисциплинам;
- предусмотренное программой самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов курса;
- самостоятельное изучение обучающимся интересующих его аспектов;
- овладение обучающимся умениями и навыками самостоятельной работы.
Практическая работа по дисциплине проводится с целью:
•освоения теоретических знаний по темам курса;
•систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
•углубления и расширения теоретических знаний;
•формирования умений использовать справочную и дополнительную литературу по дисциплине;
•развитие самостоятельности, ответственности и организованности.
Практическая работа выполняется по заданию преподавателя. Задание выдается на учебном занятии.
Контроль результатов аудиторной самостоятельной работы обучающихся осуществляется на учебных занятиях.
Минимальный набор выполняемых обучающимися работ включает в себя:
•работу с источниками информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
•критическое осмысление актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений.
Методические указания к самостоятельной работе.
В целях полного и эффективного усвоения учебного материала по дисциплине организована самостоятельная работа обучающихся по ознакомлению с отдельными разделами дисциплины, закреплению и расширению полученных знаний, умений и навыков, поиску необходимого материала. Следует координировать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, помогая им в выборе темы, поиске и отборе информации, формулировке целей и задач исследования, поэтапно прослеживая ход работы по подготовке и презентации графических работ. При подготовке к практическим занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине необходимо давать полезные советы по научной организации труда и рациональному распределению времени и эффективному отбору и систематизации полученной информации.
При оценке особое внимание уделяется применению инновационных технологий, умению защищать принятые проектные решения, креативность, оригинальность решения, художественная выразительность.
Экспертная оценка результатов анализа конкретных ситуаций в процессе экспериментирования.
Приобретения опыта:
- проблематизации и актуализации проектной ситуации, творческого поиска, применения интерактивных методов генерации проектных идей и владения технологиями создания концептуального проектного продукта
Экспертная оценка результатов анализа законченного и представленного концептуальногопроектного продукта
В рамках изучения данного курса предполагаются следующие виды самостоятельной работы:
-Подготовка конспектов к семинарским занятиям
-Подготовка докладов, рефератов, сообщений
-Работа с нормативно-правовыми источниками
-Подготовка к прмежуточному тестированию (чтение литературы,Анализ конспектов лекций и семинаров)
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающихся. При этом прводятся: тестирование, экспесс-опрос на семинарских занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.
Методические указания к зачету:
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наи-более подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;
– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;
– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Зачет проводится в устном виде. Обучающийся должен ответить на вопросы.
Оценивание качества устного ответа:
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям:
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
– полно раскрыто содержание материала;
– материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;
– точно используется терминология;
– показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;
– продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;
– ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;
– продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
– продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
– вопросы излагаются систематизированно и последовательно;
– продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;
– продемонстрировано знание основной литературы;
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;
– усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам;
– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;
– при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
– не раскрыто основное содержание учебного материала;
– обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
– допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Знания:
- системы профессиональных понятий и методологии алгоритмического анализа
Умения:
- «видеть» действительность через систему профессиональных понятий
- выполнять действия, имеющие обобщенный смысл (сравнение, различие, анализ, синтез)
- ликвидировать «тупиковые» ситуации в процессе дизайн-проектирования
Владения:
- методами основных проектных действий (предпроектный анализ, постановка проектных задач, поиск проектных идей и т.д.)
- развитым воображением, фантазией, изобретательностью, ассоциативным и пространственным мышлением, зрительным восприятием, зрительной памятью, абстрактным мышлением
- навыками самостоятельного поиска и усвоения эффективных приемов учебной деятельности (активные и интерактивные технологии)
- широким спектром художественных средств и графических приемов.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.