2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Компьютерный дизайн интерьера_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Компьютерный дизайн интерьера
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, доц., Вазиева А.Р.  _________________
 
 
Компьютерный дизайн интерьера
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Вазиева Альфия Рашитовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формировать у обучающихся способности решать художественно-композиционные, инженерно-конструктивные задачи формирования жилого и общественного интерьера.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с основными понятиями дизайна интерьера;
1.4
изучение возможностей использования компьютерной графики для оформления дизайна разрабатываемого интерьера;
1.5
исследование типологии интерьеров жилых и общественных зданий;
1.6
анализ проектной работы и общих требований, предъявляемых к разным типам интерьеров;
1.7
рассмотрение отделочных и конструкционных материалов, используемых в дизайне интерьера;
1.8
освоение компьютерных технологий при проектировании интерьера.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные системы в дизайне рекламы
2.1.2
Курсовая работа по дисциплине "Разработка фирменного стиля"
2.1.3
Курсовая работа по модулю 8
2.1.4
Разработка фирменного стиля
2.1.5
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
2.1.6
Цветоведение и колористика
2.1.7
Основы композиции (пропедевтика)
2.1.8
Основы теории и методы дизайна
2.1.9
Технологии дизайн-проектирования
2.1.10
Основы изобразительной грамоты
2.1.11
Пакеты векторной графики
2.1.12
Пакеты растровой графики
2.1.13
Проектирование и администрирование баз данных
2.1.14
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.15
2.1.16
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
2.1.17
Информационные системы в дизайне пространственной среды
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные законы естественнонаучных дисциплин;
3.1.2
- течения и направления современных  информационно-коммуникационных технологий;
3.1.3
- технологии проектирования профессионально-ориентированных информационных систем.
3.1.4
- возможности использования современных программных средств вычислительной техники и прикладных программ.
3.1.5
- особенности проектирования помещений малометражных квартир;
3.1.6
- общие принципы проектирования помещений.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные  информационно- коммуникационные технологии;
3.2.2
- решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий, грамотно использовать их в разработке проектов дизайна инетрьеров.
3.2.3
- использовать современные программные средства вычислительной техники  и пакет прикладных программ для реализации проектов;
3.2.4
- проектировать, оформлять и  перепланировать различные помещения – дома с ландшафтом,  квартиры, спальни, кухни, ванные, гостиные или др.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- методами современных  информационно-коммуникационных технологий в разработке проектов дизайна интерьеров;
3.3.2
- проектирования средствами визуальной коммуникации;
3.3.3
- готовностью к организации и осуществлению проектной деятельности в рамках своей профессиональной деятельности, производить конкретный дизайнерский продукт в сфере компьютерного дизайна интерьера.
3.3.4
- навыками практической деятельности в использовании программных средств вычислительной техники  и пакет прикладных программ для реализации проектов;
3.3.5
- навыками практической деятельности в осуществлении проектной деятельности в рамках своей профессиональной деятельности, производить конкретный дизайнерский продукт в сфере компьютерного дизайна интерьера.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы дизайна.

 
1.1
Виды интерьеров. Стилевое решение интерьера. Среда как объект проектирования интерьера. Характеристики и слагаемые интерьера жилых комнат. Архитектурная среда и интерьер. Разнообразие видов и форм интерьера.   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-6
5
0
 
1.2
Влияние цвета на пространство. Колорит. Характеристика цвета. Цветовой тон. Насыщенность. Хроматические, ахроматические цвета. Спектр солнечного света. Психологическое воздействие цвета на человека. Типы цветового поведения людей. Физиологические реакции человека на цвет. Цвет и цветовые ассоциации. Практика цветового решения интерьера /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
1.3
Свет и особенности светового проектирования:Естественный и искусственный свет в истории жилища. Свет в интерьере. Световой образ интерьера, необходимое и декоративное освещение. Источники естественного света. Источники искусственного света. Характеристика света.   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-6
5
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.4
Этапы разработки компьютерного дизайн-проекта интерьера:Эмоциональная структура интерьера.   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-6
5
0
 
1.5
Этапы разработки компьютерного дизайн-проекта интерьера  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

24
ПК-6
5
0
 
1.6
Программы планировки и дизайна интерьера:Sweet Home 3D. ArchiCad. 3DMax. ArCon. 3D Studio Max. Planit Millenium. KitchenDraw. IKEA Home Planner. FloorPlan 3D /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-6
5
0
 
1.7
Дизайн-проект:планировочный этап, стилевой этап, технологический этап. Декорирование интерьера. Авторский надзор.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
1.8
Компьютерное проектирование дизайна интерьера в программе 3Ds Max: Интерфейс программы 3Ds Max. Особенности рабочего пространства программы. Назначение  и перечень команд «панели инструментов». Режим конструирования /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-6
5
0
 
1.9
Работа с этажами. Понятие актуальный этаж. Окно предварительного просмотра (поворот, масштаб, перемещение, анимация). Работа с источниками освещения. Компьютерное проектирование дизайна интерьера в программе 3Ds Max  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-6
5
0
 
1.10
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы к зачету

1. Особенности дизайнерского проектирования.

2. Основные понятия и принципы дизайна.

3. Виды дизайна.

4. Дизайн в современном обществе.

5. Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

6. Место дизайна интерьера в искусстве.

7. Виды интерьеров.

8. Стилевое решение интерьера.

9. Характеристики и слагаемые интерьера жилых комнат.

10. Архитектурная среда и интерьер.

11. Разнообразие видов и форм интерьера

12. Композиция в интерьере.

13. Закономерности композиционного построения (форма, равновесие, контраст).

14. Формальная композиция.

15. Цвет и подбор отделочных материалов.

16. Влияние цвета на пространство.

17. Исторические сведения об освещении жилого пространства.

18. Дизайн офиса.

19. Световой образ интерьера, необходимое и декоративное освещение.

20. Источники естественного света.

21. Источники искусственного света.  Характеристика света.

22. Виды потоков света в пространстве.

23. Точечный свет.

24. Рассеянный прямой свет. Отраженный свет.

25. Типы освещения. Нижнее и верхнее освещение в интерьере.

26. Живой свет: свечи и камины.

27. Электрические источники освещения.

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
28. Освещение в разных комнатах (прихожая, холлы, лестницы, лестничные площадки, гостиная, столовая, кухня, ванная комната, спальня, детская комната.

29. Правила светового освещения интерьера.

30. Функциональные зоны квартиры.

31. Фитодизайн.

32. Растения в интерьере.

33. Цвет и ощущение пространства.

34. Исторические сведения о возникновении искусственного источника света.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы докладов

1. Цвет в истории человечества. Значение и использование цветового кодирования в природе и искусственной среде.

2. Эмоциональная структура интерьера.

3. Дизайн-проект: планировочный этап.

4. Дизайн-проект:стилевой этап.

5. Дизайн-проект: технологический этап.

6. Декорирование интерьера.

7. Авторский надзор.

8. Значение основных цветов в различных культурах (на выбор).Древняя Греция. Египет. Индия и Китай

9. Оптический и смысловой центр в композиции.

10. Использование основных категорий для выявления смысла и содержания, для достижения определенного воздействия на зрителя

11. Формальный образ. Понятие стиля, составляющие стиля. История стилей, современные стили в Веб-дизайне.

12. Средства формальной композици в создании стиля, формальные составляющие имиджа.

13. Роль шрифта в композиции. История использования шрифта в рекламе, выразительность шрифта. Сочетание шрифтов.

14. Цветоведение как наука. Основные характеристики цвета.

15. Колористические системы.

16. Физиологическое и психологическое воздействие цвета.

17. Сайт как интерактивное средство коммуникации. Основные понятия Веб-дизайна.

18. Эргономика Веб-сайта.

19. Особенности представления графики на ПК.

20. Требования к иллюстрациям в Интернет. Обзор форматов иллюстраций JPEG, GIF, PNG, SWF

21. Факторы, которые затрудняют и факторы, которые облегчают восприятие пользователем информации на сайте

22. Система навигации на сайте. Принципы построения системы навигации.

23. Технология CSS.

24. Свободно позиционируемые элементы. Определение, назначение.

25. Создание свободно позиционируемых элементов, параметры.

26. Недостатки свободно позиционируемых элементов и их преодоление.

27. Форматы web-графики, оптимизация.

28. Форматы графических файлов и их особенности. Требования к иллюстрациям в Интернет.

29. Понятие, типы и назначение скриптов. Понятие и использование форм на вебстраницах. Принципы взаимодействия формы со скриптами. Обзор тэгов для создания элементов формы

30. Понятие, назначение и использование систем управления контентом (CMS). Виды и характеристики CMS

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение Фонд оценочных средств
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Митина Н.
Дизайн интерьера [Электронный ресурс]/ Митина Н.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Альпина Паблишер, 2017.— 302 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68005.html: учебное пособие
М. : Альпина Паблишер, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Елисеенков, Г. С.
Елисеенков, Г. С. Дизайн-проектирование [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021. — 150 c. — 978-5-8154-0357-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66376.html: учебное пособие
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Курушин ,В.Д. 
Графический дизайн и реклама: / Курушин В.Д.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Профобразование, 2019.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87990.html.— ЭБС «IPRbooks»
Саратов: Профобразование, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика:  учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029 
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ландшафтные решения www.zs-z.ru,
 
Э2
Архитектура, строительство, дизайн http://www.archjournal.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность:специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.2
2-403 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

С каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая 

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося . Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся , которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально- межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных