2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_История русской литературы XIX-XX в__История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История русской литературы XIX-XX в.
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Сонькин Валерий Александрович _________________
 
 
История русской литературы XIX-XX в.
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний о закономерностях эволюции проблематики и поэтики русской литературы XIХ-XX вв. в связи с общими процессами в развитии истории, культуры и общественного сознания; навыков целостного анализа художественного текста и использования нравственно-эстетического потенциала русской литературы в педагогической деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
привить навыки применения методов научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения и решения задач духовно-нравственного воспитания
1.4
развить умения,  позволяющих  самостоятельно анализировать научную информацию, необходимую для решения профессиональных задач
1.5
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе художественных произведений
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Правоведение
2.1.2
Производственная педагогическая практика
2.1.3
Этика
2.1.4
Новейшая история стран Европы и Америки
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Учебная музейная практика
2.1.7
Историография
2.1.8
История философии
2.1.9
Культурология
2.1.10
Методика обучения истории
2.1.11
Новая история стран Европы и Америки
2.1.12
Архивоведение
2.1.13
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.14
История средних веков
2.1.15
Учебная архивная практика
2.1.16
Источниковедение
2.1.17
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.1.18
Археология
2.1.19
История древнего мира
2.1.20
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.21
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.22
Музееведение
2.1.23
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.1.24
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.1.1
круг произведений русской литературы, изучаемых в соответствии с образовательными программами;
3.1.2
связь этих литературных произведений  с процессами, происходившими в истории России и культуре соответствующих этапов;
3.1.3
различные формы обучения в соответствии с ФГОС ОО;
3.1.4
компьютерные инструменты, необходимые при анализе текстов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять проблемы и образы текстов, актуальные для современного школьника;
3.2.2
раскрывать их вневременное значение и связь с русской культурой;
3.2.3
выявлять нравственные идеи, высказанные авторами разных эпох;
3.2.4
прослеживать эволюцию взглядов русских писателей на важнейшие проблемы национальной жизни;
3.2.5
осуществлять грамотный отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
3.2.6
работать с различными техническими устройствами, Интернетом, онлайн-сервисами
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками создания текста, трактующего проблемы русской культуры, доступного пониманию учащихся разных ступеней средней школы;
3.3.2
навыками использования нравственного потенциала произведения русской литературы различных эпох при реализации воспитательных целей;
3.3.3
навыками реализации отобранного учебного содержания в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
3.3.4
навыками применения методов, приемов и технологий обучения, в том числе информационных
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Русская литература XIX века

 
1.1
Основные этапы и особенности развития русской литературы XIX в.  /Лек/
Л1.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
10
0
 
1.2
Литература в связи с другими видами искусства.

«Переходные явления»: судьбы классицизма, сентиментализма и предромантизма. Становление романтизма и реализма. Литературная борьба

/Лек/

Л1.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
10
0
 
1.3
Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского.

«Натуральная школа». Полемика западников и славянофилов

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
10
0
 
1.4
Развитие реализма. Жанры романа и повести в русской литературе конца XIX века. Проза П.И. Мельникова-Печерского, А.И. Эртеля, П.Д. Боборыкина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
10
0
 
1.5
/Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.6
/Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.7
/Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.8
/Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.9
/Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.10
/Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.11
/Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.12
/Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.13
/Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 2. Литература XX века 

 
2.1
/Лек/

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
10
0
 
2.2
/Лек/

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
10
0
 
2.3
/Лек/

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
10
0
 
2.4
/Лек/

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
10
0
 
2.5
/Пр/

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.6
/Пр/

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.7
/Пр/

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.8
/Пр/

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.9
/Ср/

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.10
/Ср/

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.11
/Ср/

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.12
/Ср/

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.13
/Ср/

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.14
/Зачёт/

Э1 Э2 Э3

0
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2.Проза А.С. Пушкина.

3.Лирика А.С. Пушкина.

4.Южные поэмы А.С. Пушкина.

5.Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

6.«Борис Годунов» А.С. Пушкина.

7.Лирика М.Ю. Лермонтова.

8.Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция.

9.Проза Н.В. Гоголя. Петербургские повести Н.В.Гоголя.

10.Философия пути в поэме  Н.В.Гоголя «Мертвые души».

11.Проза  И.С.Тургенева.

12.Проза И.А. Гончарова.

13.Русская поэзия второй половины XIX века: Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов и др.

14.Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

15.Проза Ф.М. Достоевского.

16.Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

17.«Былое и думы» А.И. Герцена.

19.Драматургия А.Н. Островского.

20.Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

21.Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Образная система.

22.Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

23.Драматургия А.П. Чехова.

24.Новаторство прозы А.П. Чехова.

25.Общие тенденции развития русской литературы в конце XIX – начале ХХ в.

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
26.Творчество А.М. Горького.

27.Творчество А.Н. Толстого. Роман «Петр I».

28.Русский символизм. История. Художественные принципы. Представители и их творчество.

29.Акмеизм. История. Художественные принципы. Представители и их творчество.

30.Литература русского авангарда (1910-е – 30-е годы). История. Художественные принципы. Представители и их творчество.

31.Художественное осмысление революции и гражданской войны в литературе (А. Фадеев, М. Булгаков, Б. Пильняк, М. Шолохов и др.).

32.Русская драматургия ХХ в. Тенденции развития. Имена и жанры.

33.Проза М.А. Шолохова.

34.Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».

35.Литература русской эмиграции. 1920-1980-е гг.

36.Творческий путь И.А. Бунина.

37.Художественный мир А.А. Блока.

38.Жизнь и творчество В.В. Маяковского.

39.Поэтический мир С.А. Есенина.

40.Художественный мир М.А. Булгакова.

41.Художественный мир А.П. Платонова.

42.Творческий путь О.Э. Мандельштама.

43.Поэзия и проза Б.Л. Пастернака.

44.Поэзия и проза М.И. Цветаевой.

45.Творчество А.А. Ахматовой.

46.Творческий путь А.Т. Твардовского.

47.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов ХХ века.

48.Проза второй половины XX века. Особенности развития. Имена. Произведения. Художественное своеобразие.

49.Творчество А.И. Солженицына.

50.Творчество В.Г. Распутина.

51.Творческий путь И. Бродского.

52.Современная русская литература. Особенности развития. Имена.

53.Юмористические рассказы отечественных писателей XIX– XX веков.

54.Произведения отечественной литературы о природе и животных.

55.Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне».

56.Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства.

57.Произведения приключенческого жанра отечественных писателей.

58.Произведения отечественных писателей на тему взросления человека.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. Опираясь на текст повести И.С.Тургенева «Ася», напишите письмо от лица Аси господину Н.Н. через 30–40 лет после описанных в повести событий, в котором она переосмысливает случившееся с ними в юности, кается, просит прощения и берет всю вину на себя.

2. Опираясь на текст повести И.С. Тургенева «Ася», напишите письмо от лица Аси господину Н.Н. через 30–40 лет после описанных в повести событий, в котором она, в подробностях вспоминая случившееся с ними в юности, по-прежнему (а может быть, еще сильнее и жестче) укоряет своего возлюбленного, обвиняя его в недостойном поведении по отношению к влюбленной девушке.

3. Проведите журналистское расследование. Материал – сюжет драмы А.Н. Островского «Бесприданница». А) Пользуясь текстом произведения, составьте подробную, насколько это возможно, биографию Карандышева (допустимы ваши собственные дополнения и домысливания в этой области) и выделите в его характере черты, которые могли бы объяснить совершенный им поступок – убийство Ларисы. Результаты проделанной работы оформите в виде публицистического очерка.

4. Подготовить презентацию:

1).«Новый Гоголь явился!» А Гоголь ли? (гоголевские традиции и преодоление их в произведениях Ф.М. Достоевского 1840-х гг.).

2) Рецензия на любую экранизацию произведений Ф.М. Достоевского (по выбору).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД     

                            

                              

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Недзвецкий, В. А. 
История русской литературы 1840-1860-х годов: учебник для вузов / В. А. Недзвецкий, Е. Ю. Полтавец. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 322 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09544-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/507904
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Линков, В. Я.  
История русской литературы (вторая половина XIX века): учебник для вузов / В. Я. Линков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9419-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490457
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.