(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3
Реализм во Франции 1830-1840-х гг. /Лек/
Э1 Э2 Э3
Французская литература середины XIX века. «Парнасцы». Творчество Ш. Бодлера, Г. Флобера. Творчество Ж. Верна.
Английская литература середины XIX века. Творчество Дж. Элиот. Творчество Л. Кэрролла.
Американская литература 1850-60-х гг. Творчество Э.По, Н. Готорна, Г. Мелвилла, Г. Бичер-Стоу, У. Уитмена. У. Уитмен и В.В. Маяковский. /Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Творчество Дж. Остен. /Пр/
Э1 Э2 Э3
Датский романтизм. Творчество Х.К. Андерсена.
Славянские литературы. А. Мицкевич.
Американский романтизм. Творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Г. Лонгфелло. /Пр/
Э1 Э2 Э3
Английский реализм. Творчество Ч. Диккенса, У. Теккерея, Ш. Бронте. /Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Основные направления авангардизма и их представители (футуризм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм и др.).
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
«Дневник Анны Франк».
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Творчество Т.С. Элиота. /Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Литература Испании. Поэзия А. Мачадо и М. Унамуно.
Литература США. Творчество Ф.-С. Фицджеральда, У. Фолкнера, Дж. Дос Пассоса, Дж. Стейнбека и др. /Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к зачету:
1.Общая характеристика западноевропейского романтизма.
2.Общая характеристика английского романтизма.
3.Общая характеристика французского романтизма.
4.Общая характеристика американского романтизма.
5.Общая характеристика западноевропейского реализма.
6.Общая характеристика французской литературы после 1848 года.
7.Общая характеристика английской литературы 1830 – 1840-х годов.
8.Общая характеристика английской литературы после 1848 года.
9.Рубеж XIX–XX вв. – новый этап в развитии литературы Запада. Хронологические границы и своеобразие социокультурной ситуации. Противоречивость эпохи.
10.Понятие «переход¬ность» в культурологии и литературоведении. Рубеж веков как переходная эпоха. Кризис проекта модерн и специфика литературного процесса на рубеже XIX‒XX вв. Ситуация пост-монологичности (пост-тотальности) в литературе.
11.Декаданс как явление культуры Запада. А. Шопенгауэр и декаданс. Тематика и иконография декаданса. Образцы литературного декаданса (Ж.К. Гюисманс, Ж. Пеладан, О. Уайльд и др.).
12.Статус литератора на рубеже XIX−XX вв. Рождение феномена западного «интеллектуала».
13.Система литературных родов и жанров на рубеже XIX−XX вв.
14.Генезис натурализма. Позитивизм и натурализм. Философские и литературные предпосылки натурализма (О. Конт, И. Тэн, Э. и. Ж. Гонкуры, Г. Флобер).
15.Проблема реализма в современном литературоведении. Специфика реализма на рубеже XIX−XX вв.
16.Английский реалистический роман на рубеже XIX‒XX вв. Роман Дж. Голсуорси «Собственник».
17.Концепция «бюргерства» Т. Манна и его роман «Будденброки».
19.Символизм как литературное направление. Понятие символа. Символизм и натурализм. Символизм и романтизм.
20.Проблема неоромантизма в современном литературоведении. Роль Ф. Ницше и Г. Ибсена в становлении неоромантизма. Неоромантизм в английской литературе.
21.Литературный процесс в США на рубеже XIX‒XX вв.
22.Литература Латинской Америки на рубеже XIX‒XX вв. (Х. Марти, Р. Дарио).
23.Авангардистские течения в литературе первой четверти ХХ века (фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм).
24.Понятие «авангардизм». Взаимодействие терминов «авангардизм» и «модернизм». Прием «ready-made» и изменение понятия арт-объекта.
25.Модернизм в литературе ХХ века (термин, культурно-исторические истоки, поэтика).
26.Своеобразие английского модернизма. Литературные кружки («Эдвардианцы», «Бласт», «Блумсбери»).
27.Писатели «потерянного поколения»: круг авторов, возникновение термина, широкое и узкое его толкование, семантика заголовков.
28.Творчество Э.М. Ремарка. Модель сюжета и героя. Публицистичность стиля.
29.Т. Манн о русской литературе. Влияние русской литературы на европейских писателей первой половины ХХ в.)Философская база французского экзистенциализма и его литературная рецепция.
30.«Экзистенциальная отчужденность» в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота».
31.Библейские аллюзии в романе Дж. Стейнбека «Гроздья гнева».
32.Жанр антиутопии в европейской литературе первой половины ХХ века (Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, О. Хаксли).
33.Общая характеристика литературного процесса ХХ века.
34.Постмодернизм в современной литературе. Современная культура как культура «пост-».
35.Генезис постмодернизма: идеи французских постструктуралистов (Ю. Кристева, Ж. Деррида, Р. Барт).
36.Понятия и термины постмодернистской эстетики (ризома, интертекстуальность, постмодернистская чувствительность, смерть автора и т.д.).
37.Поэтика поп-арта. Поп-арт и массовая культура.
38.Массовая литература в современном обществе. Основные направления.
39.Признаки массовой литературы: специфичность автора-читателя-текста.
40.«Женский роман» и роман «ужаса» в современной массовой литературе. Жанровая модификация «чик-лит».
41.Понятия «научная фантастика», «фэнтези» (на выбор): канон жанра, основные авторы. Анализ одного из произведений.
42.Современное общество как общество потребления: отражение данной концепции в литературе ХХ века. Роман Ж. Перека «Вещи».
43.Английская литература второй половины ХХ века. Проблема «английскости». Понятие «мультикультурной » или «постколониальной» литературы.
44.Одержимость историей в современной литературе. Традиционное и постмодернистское представление об истории.
45.Приемы игры со временем в современном историческом романе. Жанр историографического метаромана
46.Французская литература второй половины ХХ века.
47.Понятие интертекстуальности в современной литературе (М. Турнье «Пятница, или Лимбы Тихого океана»).
48.Концепция энтропии в постмодернистской эстетике. Примеры художественной реализации.
49.«Новый роман» во французской литературе.
50.Театр абсурда во французской литературе. Эстетика хэппенинга в европейской литературе и культуре.
51.Символический план повествования в «В ожидании Годо» С. Беккета. Концепция «ожидания» в пьесах С. Беккета и М. Метерлинка.
52.Антивоенная тематика в зарубежной литературе второй половины XX в.
53.Роль книги в современной культуре. Проблема взаимодействия с массовой культурой. Пессимистический прогноз в романе Р. Бредбэри «451 градус по Фаренгейту».
54.Основные тенденции в современной литературе Запада.
Темы эссе:
1.Гендерный аспект мифопоэтики романов К. Вольф.
2.Образ художника в романе И. Стоуна «Жажда жизни».
3.Символизм художественной детали в рассказе Дж. Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка».
4.Поэтика художественного пространства в романе С. Рушди «Стыд».
5.Поэтика интертекстуальности в романе И. Кальвино «Если однажды зимней ночью путник».
6.Семейная тема в романе Д. Лессинг «Великие мечты».
7.Художественное время в романе М. Эмиса «Стрела во времени или природа преступления».
8.Жанровая специфика цикла Дж. Мартина «Песнь льда и огня».
9.Постапокалиптическая тематика в романах К. Маккарти.
10.Актуализация кафкианских мотивов в романах Дж. М. Кутзее.
11.Категория «памяти» в романе У. Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны»
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.