2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Гигиена физического воспитания и спорта_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гигиена физического воспитания и спорта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
120
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
120
120
120
120
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Гигиена физического воспитания и спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: укрепление и сохранение здоровья людей, занимающихся физической культурой и спортом на основе знаний и использования основных гигиенических норм, правил и мероприятий в организации физкультурно-спортивной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование комплекса гигиенических знаний по проблеме физического воспитания и спорта;
1.4
разработка мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов внешней среды и факторов физического воспитания и спорта;
1.5
сохранение и укрепление состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности подрастающего поколения и лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гимнастика с методикой преподавания
2.1.2
Лыжная подготовка с методикой преподавания
2.1.3
Основы экологического воспитания учителя физической культуры
2.1.4
Плавание с методикой преподавания
2.1.5
Теория и методика физического воспитания
2.1.6
Философия  
2.1.7
Фитнес-технологии в спорте
2.1.8
История (история России, всеобщая история)
2.1.9
Учебная практика по физической культуре
2.1.10
Основы хореографии в спорте
2.1.11
Устойчивое развитие и планирование в туризме
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Лечебная физическая культура
2.2.2
Методика преподавания предмета "Физическая культура"
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Спортивные и подвижные игры с методикой преподавания
2.2.6
Физиология спорта
2.2.7
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.9
Спортивная медицина
2.2.10
Спортивная морфология
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.3: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
гигиенические принципы физического воспитания, особенности рационального питания спортсмена, средства восстановления и повышения работоспособности, методы и организацию гигиенического контроля в физическом воспитании и физической подготовке,особенности закаливающих процедур;
3.1.2
гигиенические нормы и требования к спортивным сооружениям;
3.1.3
правила личной гигиены при занятиях различными видами спорта;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3.1.4
профилактические мероприятия, как основу здорового образа жизни; мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять санитарно-гигиенический контроль условий и организации физического воспитания и спорта;
3.2.2
планировать и проводить санитарно-гигиенические мероприятия по профилактике спортивного травматизма;
3.2.3
использовать различные средства и методы закаливания организма;
3.2.4
формировать физическую активность различных групп населения, здоровый стиль жизни на основе гигиенических знаний;
3.2.5
осуществлять консультативную деятельность по вопросам организации и проведении индивидуальных и коллективных физкультурно-спортивных занятий лиц разного возраста и пола.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами расчета энергетического баланса организма;
3.3.2
умением дать рекомендации по питанию лицам, занимающимся физической культурой и спортом;
3.3.3
методами профилактики нарушений состояния здоровья;
3.3.4
навыками техники безопасности при занятиях физической культурой и спортом;
3.3.5
методами подбора экипировки и защитного снаряжения в разных видах спорта.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
 
Раздел 1. Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни

 
1.1
Введение. Предмет и задачи гигиены физического воспитания и спорта  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
1.2
История развития гигиены /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
1.3
Основные методы изучения внешней среды и ее влияния на здоровье человека /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
1.4
Гигиена физкультурно-спортивной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
1.5
Современные научные представления о здоровье человека /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
1.6
Физическое воспитание и здоровье /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
 
Раздел 2. Гигиена воздуха, воды и почвы

 
2.1
Учет метеорологических факторов при занятиях спортом /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.2
Гигиеническое значение физических свойств воздуха /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.3
Комплексная оценка состояния воздуха /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.4
Температура, влажность, движение, давление, ионизация воздуха /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.5
Химические, физические, бактериологические, радиационные факторы загрязнения воздуха /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.6
Значение часового пояса, геомагнитных колебаний для занятий физическими упражнениями /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
2.7
Понятие о климате, погоде, их классификация и характеристика /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.8
Роль воды в жизнедеятельности человека /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.9
Гигиенические требования к питьевой воде /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.10
Санитарно-гигиенические требования к плавательному бассейну

закрытого типа /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.11
Очистка и обеззараживание питьевой воды и воды плавательных

бассейнов /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.12
Гигиеническое значение состава и свойств почвы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.13
Микроорганизмы почвы, значение почвы для занятий физкультурой и спортом /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
2.14
Эпидемиологическое значение почвы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
 
Раздел 3. Закаливание и личная гигиена

 
3.1
Основные физиологические механизмы закаливания /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
3.2
Методика комплексного проведения закаливающих процедур /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
3.3
Закаливание низкими температурами /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
3.4
Гигиеническое нормирование закаливания воздухом /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
3.5
Гигиеническое нормирование закаливания водой /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
3.6
Закаливание солнечным излучением /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
3.7
Гигиенические требования к современной спортивной одежде и обуви /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
 
Раздел 4. Адекватное (рациональное) питание при занятиях физической культурой и спортом

 
4.1
Биологическая роль основных пиищевых веществ и микронутриентов в организме человека /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
4.2
Режимы питания и режимы тренировок в разных видах спорта /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
4.3
Гигиенические требования к пище и питанию в современных условиях /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
4.4
Методы определения суточного расхода энергии /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
4.5
Гигиенические требования к составлению пищевых рационов физкультурников и спортсменов в зависимости от вида физических упражнений и спорта, периода тренировки, климатических условий /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
4.6
Пищевой статус спортсмена. Методическая оценка состояния здоровья человека, отражающая особенности и характер его питания /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
4.7
Основные пищевые добавки в питании спортсменов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
4.8
Особенности питания юных спортсменов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
4.9
Особенности питания спортсменов при тренировках в условиях жаркого климата /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
4.10
Пищевые отравления и их профилактика /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
 
Раздел 5.  Основы гигиены спортивных сооружений

 
5.1
Гигиенические требования к крытым и открытым спортивным сооружениям /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
5.2
Гигиенические требования к оборудованию спортивных залов в ОО /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
5.3
Cанитарно-гигиенические требования к организации спортивных занятий в учреждения дополнительного образования /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
5.4
Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
 
Раздел 6. Система гигиенических факторов в подготовке спортсменов

 
6.1
Структура, задачи и условия функционирования системы гигиенических факторов в подготовке спортсменов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
6.2
Гигиенические требования к тренировочному процессу и соревнованиям /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
6.3
Гигиеническое обеспечение при организации учебно-тренировочных сборов /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
6.4
Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в условиях высокой температуры и влажности воздуха /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
6.5
Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в условиях низкой температуры /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
6.6
Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в горных  условиях  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Раздел 7. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в отдельных видах спорта

 
7.1
Гигиеническое обеспечение занятий гимнастикой /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
7.2
Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетикой /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
7.3
Гигиеническое обеспечение занятий лыжным спортом /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
7.4
Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
7.5
Гигиеническое обеспечение занятий плаванием /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
7.6
Гигиеническое обеспечение занятий борьбой, боксом и тяжелой атлетикой /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
 
Раздел 8. Гигиенические средства восстановления работоспособности спортсменов

 
8.1
Классификация средств восстановления спортсменов /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
8.2
Гигиенические средства и методы восстановления работоспособности спортсменов /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
8.3
Восстановление работоспобности спортсменов в отдельных видах спорта /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 УК-5.3
3
0
 
8.4
/Зачёт/

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.

2. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.

3. Определение гигиены как науки. Цели и задачи гигиены.

4. Предмет изучения гигиены как науки. Основные методы гигиенических исследований.

5. Определение гигиены физического воспитания и спорта как науки. Основные цели и задачи гигиены физического воспитания и спорта.

6. Основные гигиенические принципы физической культуры и спорта.

7. Гигиеническое значение физических свойств воздуха.

8. Основные механические примеси воздуха и их гигиеническое значение при занятиях физической культурой и спортом.

9. Основные гигиенические требования к питьевой воде. Нормы потребления воды.

10.Жесткость воды. Эпидемиологическое значение воды.

11.Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях.

12.Понятие «почва». Гигиеническое значение состава и свойств почвы.

13.Эпидемиологическое значение почвы.

14.Гигиенические требования к почве при планировании и строительстве спортивных сооружений.

15.Понятие «закаливание». Физиологические основы закаливания.

16.Гигиенические принципы закаливания.

17.Гигиенические нормы закаливания воздухом.

18.Гигиенические нормы закаливания водой.

19.Гигиенические нормы закаливания солнечными лучами.

20.Основные гигиенические требования к пище.

21.Понятие о достаточном и сбалансированном питании. Основные гигиенические принципы построения рациона питания.

22.Физиологическая роль белков и их гигиеническое значение.

23.Физиологическая роль жиров и их гигиеническое значение.

24.Физиологическая роль углеводов и их гигиеническое значение.

25.Физиологическая роль витаминов и их гигиеническое значение.

 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
26.Физиологическая роль минеральных веществ и их гигиеническое значение.

27.Основные функции питания при занятиях физкультурой и спортом.

28.Особенности питания спортсменов.

29.Особенности питания спортсменов на тренировочных сборах.

30.Особенности питания спортсменов во время соревнований.

31.Особенности питания спортсмена перед стартом.

32.Особенности питания спортсмена на дистанции.

33.Особенности питания спортсмена в восстановительном периоде.

34.Особенности питания юных спортсменов.

35.Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям.

36.Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений.

37.Основные гигиенические требования к освещению спортивных сооружений.

38.Гигиенические требования к естественному освещению спортивных сооружений.

39.Гигиенические требования к искусственному освещению спортивных сооружений.

40.Основные гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений.

41.Основные гигиенические требования к открытым водоемам.

42.Основные гигиенические требования к искусственным бассейнам.

43.Понятие «двигательная активность». Влияние двигательной активности на здоровье школьников.

44.Методы изучения и оценки двигательной активности.

45.Основные факторы, формирующие привычную двигательную активность школьников.

46.Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста.

47.Основные гигиенические требования к уроку физической культуры

48.Классификация физических нагрузок при физическом воспитании школьников.

49.Гигиеническая характеристика вводной части урока.

50.Гигиеническая характеристика основной части урока.

51.Гигиеническая характеристика заключительной части урока.

52.Определение достаточности физической нагрузки школьников на уроке физической культуры.

53.Активный двигательный режим пожилых людей.

54.Средства физической культуры в пожилом возрасте.

55.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

56.Основные гигиенические требования к спортивному инвентарю.

57.Гигиеническое обеспечение занятий гимнастикой.

58.Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетикой.

59.Гигиеническое обеспечение занятий лыжами.

60.Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми.

61.Гигиеническое обеспечение занятий плаванием.

62.Гигиеническое обеспечение занятий борьбой, боксом, тяжелой атлетикой.

63.Основные педагогические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

64.Основные медико-биологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

65.Основные психологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1. Эпидемиология и профилактика острых респираторных инфекций

2. Наиболее распространенные кишечные инфекции – клиника и профилактика

3. Профилактика дерматомикозов у спортсменов.

4. Значение и физиологические механизмы сна. Гигиена сна и спортивная работоспособность

5. «Совы» и «жаворонки» в спорте

6. Режим дня юного спортсмена

7. Современная спортивная одежда и обувь и успешность спортивной деятельности

8. Уход за кожей при занятиях водными видами спорта

9. Влияние компонентов табачного дыма на организм человека

10. Алкоголь и подросток

11. Тяжелые последствия употребления «легких» наркотиков

12. Профилактика гиповитаминозов у спортсменов

13. Оценка биологического возраста у детей и подростков

14. Методы оценки двигательной активности у детей дошкольного и школьного возраста

15. Гигиенические требования к школьным спортивным сооружениям

16. Гигиена оздоровительного бега

17. Гигиенические требования к организации фитнес-центра

18. Гигиенические основы массовой физической культуры на производстве

19. Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в жарком климате

20. Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в холодном климате

21. Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в горных условиях

22. Гигиенические требования к проведению физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства

23. Гигиенические требования к спортивной одежде, обуви и защитным приспособлениям

24. Гигиенические особенности применения ландшафтных зон в подготовке спортсменов

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
25. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Гигиена физического воспитания и спорта"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Багнетова Е. А. 
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности : учебное пособие/ Е. А. Багнетова. — Электрон. текстовые данные. — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2017. — 269 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87008.html
Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мангушева Н. А. 
Гигиена физического воспитания и спорта : учебное пособие для бакалавров / Н. А. Мангушева. — Электрон. текстовые данные. — Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2014. — 88 c. — 978-5-86045-733-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59160.html 
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. - URL:http://cyberleninka.ru
 
Э2
Издательский дом "Первое сентября".- URL:https://urok.1sept.ru
 
Э3
Всероссийский интернет-педсовет. URL: http://pedsovet.org
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научно-теоретический   журнал «Теория   и практика физической культуры» http://teoriya.ru/ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем 

 
стр. 11
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.